Ни страны, ни эпохи Не хотим выбирать.
Это наша история
И её нужно знать!
Содружество поколений, содружество народов и государств... Содружество-одна из традиций нашей школы, которая заключается в сохранении и поддержании связи с теми педагогами, кто уже не работает в нашем коллективе, но активно трудился в непростые для страны 90-е. Ну а мы-продолжатели этого замечательного дела.
о нашем городе
https://www.youtube.com/watch?v=M4IVU6zG31A
Есть в России стольный град.
И красив он, и богат,
Золочены купола,
И звенят колокола.
Город весь в огнях сияет,
Есть в России стольный град.
И красив он, и богат,
Золочены купола,
И звенят колокола.
Город весь в огнях сияет,
И фонтаны в нем играют. Стадионы, парки, скверы,
Цирк, ротонда и музеи. ВУЗ времен Николая второго
Знаем, нигде нет такого!
А вдоль града Волга-река
Течет величава, широка.
Что за город-чудо тут?
Саратов-город наш зовут!
Образовательное учреждение:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 72
г. Саратов
mou72.narod.ru
Видео о школе
https://www.youtube.com/watch?v=5B7zTqwuvbY
Руководитель(ли) команды:
Консультанты (если они есть)
Егошина Елена Семеновна
учитель истории и обществознания
координатор проекта
Гречаниченко Марина Васильевна
учитель русского языка и литературы
координатор проекта
Состав команды:
общее фотография команды
* - фотографии детей размещать только с согласия родителей;
-каждая команда включает свое количество участников
Почему мы обратились к этой теме? Понять это не трудно. Ведь профессия учителя была востребована во все времена и всегда люди этой профессии были на высоте, несмотря на трудности и испытани я выпадающие на их долю.
Конкретная тема работы:
" Легенда 72-й".
Цель проектной работы
Изучить и систематизировать материалы, связанные с трудовой деятельностью в 90-е годы учителя русского языка и литературы Дворецкой Р.Н.
Задачи проекта
1. Продумать организацию деятельности команды над проектом.
2. Рассмотреть материалы, связанные с трудовой деятельностью педагогического коллектива школы в 90-е годы.
3. Выявить и охарактеризовать особенности работы Дворецкой Р.Н.
4. Оформление результатов.
5. Подведение итогов.
6. Презентация проекта.
Основополагающий вопрос:
Как события 90-х повлияли на судьбу и деятельность учителя?
Проблемные вопросы:
1. Почему нам интересна история нашей школы?
2. Какие события и как определяли деятельность педколлектива школы?
3. Можем ли мы, современные школьники, понять учителя, столкнувшегося с реалиями 90-х?
4. О каких нравственных качествах своей личности заставляют нас задуматься примеры из жизни других людей?
Этапы работы над проектом:
Подготовительный. Все участники проекта и проектные руководители определяют тематическое поле, конкретную тему, цель работы и ее сроки.
Планирование. Качанова А., Порфирьев Д. разрабатывают дизайн вики-страницы; Цыганова Е. предварительный поиск и отбор материала в прессе; Сурков Д. поиск фотоматериалов периода 90-х в школьном и личных архивах педагогов; Пономарева А., Мамедов Н. выявление степени возможности личных встреч с учителями (состояние здоровья,место, время). Координаторы проекта договариваются о возможности работать с архивом школы и организации встреч в учебном заведении, консультирование членов команды, предоставление оборудования для фото и видео сьемки.
Непосредственная работа над исследованием. Пономарева А., договаривается и организует встречи с педагогами 90-х, работает с архивными документами; Мамедов Н. берет интервью у учителей, Сурков Д. осуществляет фото и видео сьемку встреч, Цыганова Е. обрабатывает и систематизирует информацию, выделяет наиболее значимые моменты; Качанова А. дизайнерски оформляет поэтапные продукты индивидуальной деятельности; Порфирьев Д. размещает полученные промежуточные продукты на вики-странице в таблице "ЗИУ". Координаторы проекта осуществляют непосредственную помощь всем членам команды.
Подведение итогов, оформление результатов. Цыганова Е., Пономарева А. написание творческой работы; Качанова А., Сурков Д. создание видеоролика, Порфирьев Д. размещение продуктов проекта на вики-странице, Мамедов Н. редактирует работу каждого члена проекта. Руководители: Егошина Е.С., Гречаниченко М.В. осуществляют проверку и вносят последние коррективы в готовый проект, дают старт к продакшену проекта.
Презентация результатов исследования. Мамедов Н., Пономарева А., Цыганова Е. защита творческой работы; Качанова А., Сурков Д., Порфирьев Д. фото и видеосопровождение защиты. Координаторы проекта оказывают моральную поддержку команде, предоставляют необходимое оборудование для защиты, приглашают родителей.
Методы и приемы работы:
1. Поисковый-определение тематического поля и темы, поиск и анализ проблемы, постановка цели.
2. Исследовательский-поиск необходимого материала в информационном поле, его обработка и выделение существенных моментов.
3. Аналитический-изучение полученной информации, ее уточнение и анализ, анализ ресурсов.
4. "Мозговой штурм"-коллективная мыслительная работа с целью выявления и обсуждения альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта, нахождение нетревиальных решений.
5. Коммуникативный- умение инициировать взаимодействие со взрослыми (вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, применять навыки интервьюирования).
6. Командный-умение быстро ориентироваться в ситуации, принимать самостоятельные решенияи организовывать различные мероприятия.
7. Презентационный-возможность использования результатов проекта.
8. Метод создания сценариев-представление проекта в виде описания последовательного развития событий с увязкой по ресурсам.
Предполагаемые продукты проектной деятельности
1. Творческая работа (эссе) "Легенда 72-й".
2. Создание видеоролика.
3. Защита проекта на районных краеведческих чтениях "Прошлое и настоящее Саратовского края" и городской научно-практической конференции "Творим. Исследуем. Мыслим".
Таблица ЗИУ (Знаю - Интересуюсь - Учусь)
ЗНАЮ
(результаты мозгового штурма – «это я точно знаю»)
ИНТЕРЕСУЮСЬ
(проблемные вопросы для изучения - «что хотел бы узнать»)
УЧУСЬ
(заполняется по мере изучения материалов – «теперь я узнал»)
1. Почему нам интересна история нашей школы?
Интерес к истории своей страны, малой родины, школы в которой учишься, семьи важен в жизни каждого из нас. Без этого знания человек становится безликим, утрачивает связь со своими корнями и старшим поколением. А ведь это не только память, традиции которые наследуются, но и богатый жизненный опыт так необходимый нам, молодым. К тому же, без этого интереса и знания мы не можем считать себя истинными гражданами, патриотами своей страны.
1.Кто был вдохновителем патриотического воспитания в нашей школе?
2.Как велась работа в нашей школе направленная на патриотическое воспитание подрастающего поколения в 90-е годы?
1. 60 с хвостиком-это еще не возраст! Да, это точно про нашу Раису Никифоровну, ветерана педагогического труда. Именно она, будучи учителем русского языка и литературы, заместителем директора по учебной работе продолжала активно вести патриотическую работу. И это в трудные 90-е! Когда казалось рушились прежние идеалы, шефские связи, да и вообще ни о каком патриотизме не шло речи. Эта женщина не сложила рук: направляла, вдохновляла, поддерживала, искала спонсоров для ремонта комнаты боевой славы.
2. И в эти годы Раиса Никифоровна продолжала проводить мероприятия в комнате боевой славы, рассказывающие о жизне и подвиге Зои Космодемьянской и других героев Великой Отечественной войны. Проводились лекции, встречи с ветеранами войны и почетными космодемьяновцами, а главное продолжился поиск новых материалов к которому привлекалось новое поколение школьников 90-х.
2. Какие события и как определяли деятельность педколлектива школы?
Кризис 90-х отразился не только на развитии страны, но и не обошел стороной образовательные учреждения России. Школа № 72 не стала исключением. Выживали как могли. Устаревала материально-техническая база школы, которую нечем было пополнить, задерживалась заработная плата педагогов. В обществе снижалась значимость роли учителя, воспитателя. Рушилась система и воспитательной работы, созданная в советское время, терялись нравственные ориентиры для молодежи.
1. Как педколлектив преодолевал трудности возникшие в 90-е гг?
2. Как отразилось прекращение шефской помощи завода СЗМ на работе, связанной с патриотическим воспитанием?
1. Несмотря на все трудности 90-х, деятельность педколлектива оставалась на высоте. Своими силами проводились ремонтные работы в помещениях школы, самостоятельно изготавлись учебные пособия, приводилась в порядок учебная и художественная литература. Наряду с учебным процессом продолжала осуществляться и воспитательная работа: проводились мероприятия направленные на поддержание ЗОЖ, воспитание морали и нравственности, патриотизма у учащихся.
2. С момента идеи создания в школе комнаты боевой славы, а это май 1977 года, огромную шефскую помощь оказывал завод СЗМ. Руководство предприятия предоставляло всевозможные строительные материалы для оформления самой комнаты и стендов, направляло своих рабочих, финансировало проведение слетов космодемьяновцев и поездки по местам, связанным с именем Зои.
В 90-е завод сам оказался в трудном положении. Многие цеха были сданы в аренду, сократили коллектив, прекратились заказы. По этой причине шефская работа была прекращена. Масштабные мероприятия как слеты и поездки приостановились. Но комната боевой славы продолжала не только жить, но и выполнять свое назначение-воспитание подрастающего поколения.
3. Можем ли мы, современные школьники, понять учителя, столкнувшегося с реалиями 90-х?
Кризис 90-х отразился и на педагогах, работающих в это непростое время. Кто-то остался верен профессии, а кто-то, к сожалению, вынужден был зарабатывать на хлеб насущный в других местах. В школе оставались лишь те, кто пришел сюда по велению души и сердца, чувствуя в себе призвание к профессии.
И только тот жить будет в школе,
Кто, беды все согнувши в рог,
Пришел в нее не поневоле,
А по призванью - педагог.
А настоящий педагог лишь тот,
Кто на уроке, как в бою,
За душу детскую в ответе,
Сумеет слить судьбу свою
С судьбою тех, чье имя - дети!
О. Г. Вилков
Наш земляк, учитель русского языка и литературы, поэт.
1. Можем ли мы, современные школьники, понять учителя, столкнувшегося с реалиями 90- х?
2. Кто из педагогического коллектива нашей школы не только выстоял в 90-е, но и продолжил традиции патриотического воспитания заложенных еще в 70-х.
Вот они-почетные космодемьяновцы!
Все активно трудились в 90-е годы.
1. Для нас, детей 21 века, конечно же сложно представить с какими бытовыми, финансовыми и моральными трудностями приходилось сталкиваться учительству нашей страны в 90- е. Тем не менее такие нравственные понятия как честь, долг, совесть, забота о подрастающем поколении остаются неизменными во все времена. И хотя сейчас часто говорят о дурном воспитании молодежи, все же мы испытываем глубокое уважение по отношению к тем педагогам 90-х, кто выстоял в профессии, не сломался, не сдался, а продолжил дело по обучению и воспитанию подрастающего поколения.
2. В нашей школе, это безусловно, Раиса Никифоровна Дворецкая (учитель русского языка и литературы), Шмыгина Т.А. (учитель математики), Шалыгина Л.И. (учитель физкультуры), Осипова Л.Н. (учитель русского языка и литературы), Абдуллаева Л.С. (библиотекарь), Барулина В.П. (учитель географии), Карнаущенкова Л.И. (учитель биологии).
Мы преклоняемся перед их опытом и сохраненными традициями нашей школы, которые продолжаются по сей день.
Фрагмент интервью с Л.Н. Осиповой можно посмотреть в прикрепленных файлах.
4. О каких нравственных качествах своей личности заставляют нас задуматься примеры из жизни других людей?
Потеря идеалов, смещение ценностей привели к кризису не только в экономике, но и душах людей. Бездуховность, черствость, эгоизм стали неизменными спутниками того времени.
Достаточно ли в каждом из нас качеств образующих нравственную основу человека?
Знакомясь с историей нашей страны 90-х годов понимаем, что наша готовность к подобной ситуации не велика. Не хватает именно тех качеств, которые говорят о внутреннем стежне человека. Современному поколению стоит развивать в себе человеколюбие, умение понимать проблемы других людей, стойкость и мужество в преодолении трудностей жизни. Для этого стоит работать над собой, формировать и укреплять свои нравственные основы. А живым примером для нас являются педагоги 90-х.
Источники интересной информации
Дата работы
Чем интересен материал,
что в нем можно найти
(основные тезисы)
Источник информации
(сведения о печатном издании, архивные материалы предприятия, школы, записи бесед с респондентами, адрес сайта…)
16.12.2016
В статье кратко рассказывается о том, что изначально побудило педагогов и учеников школы создать комнату боевой славы имени З. Космодемьянской. Кто стоял у истоков организации комнаты, был ее организатором и вдохновителем. Как собирались материалы, фотографии для будущей экспозиции.
Н. Грузева. Крылья памяти//Саратовская областная газета, № 145, 2014.
21.12.2016
В данном материале можно найти информацию о том, как комната боевой славы переросла в полноценный музей в 2015 году. Кто откликнулся и оказал поддержку этой инициативе.
Е.Захарук. С гордостью за прошлое, с верой в настоящее//Саратовская панорама, № 36, 2015.
26.12.2016
Статья посвящена славной традиции нашей школы-проведение слетов космодемьяновцев, которые сделали ее центром патриотического воспитания подрастающего поколения. Размах данных мероприятий просто поражает. На данные слеты сьезжались следопыты не только из Саратова и области, но и из других регионов нашей необъятной Родины.
И начались в Саратове слеты космодемьяновцев// Российский патриот, спецвыпуск, 2013.
21.01.2017
Из мероприятия кратко можно узнать о том, как Раиса Никифоровна проводила работу по поиску документов, связанных с именем Зои, побывала на ее малой родине и на месте казни.
Фрагмент мероприятия посвященного памяти З. Космодемьяноской. Проводит Р.Н. Дворецкая. Ей сейчас 86 лет, а она полна энергии и желания быть полезной современной молодежи.
Вы проделали большую работу и интересно представили Дворецкую Раису Никифоровну, ветерана педагогического труда, члена президиума совета ветеранов Ленинского района г. Саратова.
Размещено Tue, 07/02/2017 - 15:02 пользователем Ирина Васильевна Дубинчина.
Здравствуйте.Познакомились с вашей страницей.Вы очень хорошо познакомили нас с педагогической деятельностью Дворецкой Раисы Никифоровны. Замечательно, что вы цените учительский труд.Удачи. Команда "Знатоки истории"
На: Команда "Содружество"
Вы проделали большую работу и интересно представили Дворецкую Раису Никифоровну, ветерана педагогического труда, члена президиума совета ветеранов Ленинского района г. Саратова.
Команда "ЭРОН"
С уважением, Алина Мухомедзянова
На: Команда "Содружество"
Здравствуйте.Познакомились с вашей страницей.Вы очень хорошо познакомили нас с педагогической деятельностью Дворецкой Раисы Никифоровны. Замечательно, что вы цените учительский труд.Удачи. Команда "Знатоки истории"