Цель нашей работы на семинаре:оценить методический потенциал междисциплинарного проекта как новой формы работы для достижения новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС и определить организационные условия для проведения такого проекта в условиях современной школы.
Если уйти от обязательной официальной риторики, принятой при формулировке целей при проведении подобного рода мероприятий, то обязательные вопросы я сформулировала следующим образом:
1. Что такое проект? Что такое междисциплинарный проект? Какое отношение имеет междисциплинарный проект к достижению новых результатов? Насколько необходимо использование основ проектной деятельности в условиях реализации ФГОС?
Из предыдущего вопроса следует следующий:
2. Каких новых образовательных результатов мы должны достичь, работая по новым стандартам? Как сами для себя формулируем те результаты, которые мы должны достичь, ежедневно заходя в класс и встречаясь с детьми?
3. Что необходимо, чтобы перевести декларируемые результаты в плоскость достигнутых? Какие условия должны быть созданы на местах, чтобы учитель согласился и принял внутренне, что для реализации проектной деятельности все готово?Какие условия желательны, но их отсутсвие не может стать причиной для отказа от планирования и проведения проектной работы? - вот примерно такие вопросы предлагаю обсудить в этой первой части нашего семинара.
Призываю свои ответы снабжать примерами, аргументами из жизни, реальной практики, не ограничиваясь сухим перечислением теретических тезисов. Главный принцип, по которому будет оцениваться каждый ответ - а что вы имеете в виду? А как вы интерепретируете то или иное положение из нормативной документации?
Вторая просьба - обязательное упоминание источников, на основе которых вы формулируете ответы на вопросы. Ну это без комментариев:))
Третье пожелание - краткость и лаконичность приветствуется. Инструменты форматирования текста - курсив, жирный и пр - для выделения главного в ваших ответах обязательно!
Слово «проект» (в переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях по-разному: «план, замысел, идея, образ, прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности; текст или схема, предваряющие создание проекта». Мне ближе определение, данное Поляковой Н.П., учителем русского языка и литературы Комсомольской сош: «проект – это «пять» П: проблема – планирование – поиск информации – продукт – презентация».
Междисциплинарный проект - это проект, для осуществления которого необходима интеграция знаний из различных предметов и образовательных областей.
Согласно ФГОС, одна из задач учителя – формирование у учащихся метапредметных компетенций. (Именно метапредметный подход беспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира). ПРИЗНАКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Все эти умения, необходимые в любой сфере деятельности, мы, педагоги, можем сформировать у учащихся, вовлекая их в проектную деятельность.
На мой взгляд, особых условий для реализации проектной деятельности в школе не надо. Прежде всего, учитель сам должен стремиться к познанию нового, овладеть методом проектов. Конечно, хорошо, если в кабинете есть интернет, компьютерная техника, но их отсутствие не может стать причиной для отказа от планирования и проведения проектной работы.
Вера Васильевна, спасибо вам за развернутый комментарий по первой части нашего семинара.
Очень четко ставите акценты , говоря о необходимости не отдельного предмета, а некоего метапредмета, который бы формировал у обучающихся цельную, единую картину представлений о мире. Правильно я вас понимаю?.. Я так вас услышала.
Но КАК быть , когда у нас нет учителя по метапредмету? У нас есть учителя - предметники, у нас есть расписание по предметам, у нас отдельные учебники по различным предметам, которые все предлагают взгляд на мир не вообще, а с точки зрения истории, географии, математики и пр..
Если метапредметные компетенции - это главное, чему должен научиться ученик, и я еще раз их повторю
умение понимать проблему,
выдвигать гипотезу,
структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность,
оценивать её, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
тогда, может быть, перечень единиц в нашем планировании должен называться не "Род имен существительных" или "Историко -литературный контекст романа Л.Н.Толстого ""Война и мир", а как то иначе?...
Я к тому, что проблема , вероятно, все -таки есть.. Иначе бы проект уже бы прочно вошел в школьный обиход..
Юлия Николаевна, полностью с Вами согласна: проблемы есть, и одна из них, на мой взгляд, состоит в том, что некоторые педагоги не видят пользы в проектах. К сожалению, сталкиваюсь с таким мнением: проект - это презентация.
Вера Васильевна, обучение проектной деятельности, ее основам педагогический состав - дело трудное. И основная трудность, по моим наблюдениям, в том самом пресловутом учительском консерватизме, о котором столько пишут и говорят.
Как быть?:)) Мне кажется, только с помощью позитивного успешного опыта, который необходимо демонстрировать в своих коллективах..Вот сейчас поработаем все вместе над Пугачевским восстанием, а потом каждый участник семинара расскажет об этом проекте в своей школе! И так, медленно, но верно мы все вместе будем убеждать наших менее инициативных коллег в безусловной пользе подобной деятельности.
Сама я полторы недели работаю - убеждаю, уговариваю, расписываю всякие выгоды и преимущества - в своей школе, может и мне удастся сколотить команду:))
Поскольку я работаю не в школе, а в учреждении дополнительного образования, то мои ответы вряд ли будут соотноситься со школьными нормативными документами. Если можно, я напишу о своём.
Ещё некоторое время назад я полагала, что прекрасно обойдусь без проектной деятельности, хотя небольшие проекты мы выполняли всегда. Но я не придавала этому особого значения. Есть другие способы достижения необходимых результатов..Тем не менее, наступил момент, который заставил меня обратить внимание именно на проектную деятельность. Почему же он наступил?
Лично для меня внимание к проектнй деятельности связано с тем, что наша деятельность к настоящему времени привела к необходимости начать работу по систематизации имеющегося материала. Приведу один пример. Так получилось, что у меня всегда в находились ребята, которые любили и умели делать макеты. Макеты архитектурных сооружений разных времён и народов. У нас уже достаточно много макетов. Негде размещать. Возникла мысль - сделать виртуальный музей мировой архитектуры на основе наших макетов.
Это будет раздел нашего сайта или, скорее, отдельный WEB-сайт, на который с нашего сайта будет вести ссылка.
Это междисциплинарный проект, поскольку в нём будут сочетаться несколько дисциплин: история искусства, история, русский язык, литература, информатика,
Хотя меня смущает следующий момент: К сожалению, это не идея детей, это моя идея. А мне кажется, лучше, если идея проета будет идти от самх ребят. (У нас есть небольшая научно-исследовательская работа, которая выросла из детского вопроса и я ею очень дорожу. И, кстати она, тоже странет основой другого проекта.)
"Метод проектов в школе" (Источник: специальное приложение к журналу "Лицейское и гимназическое образование" Вып. 4.)
"Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова". Так писал в 1918 г. один из основоположников "метода проектов", последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик."
Тем не менее, я вижу в такой работе большие возможности для самостоятельной работы детей. для развития их интеллектувльных и творческих возможностей, в том числе и для развития пресловутых метапредметных компетенций: умение искать информацию в книгах и в Интернете, умение анализировать информацию, умение отбирать нужную информацию, умение грамотно и литературно излагать свои мысли, умение работать в группе, умение работать в Интернете и с интернет сервисами. Наконец, здесь формируется эстетическое отношение к действительности, которое тоже, на мой взгляд, имеет немаловажное значение в нашей жизни. Планируемый результат - созданный виртуальный музей мировой архитектуры станет хорошим методическим пособием для следующих моих учеников и поможет в систематизации знаний о мировой архитектуре тем ученикам. которые будет участовать в этом проекте.
Я думаю, что главным условием и стимулом для начала проектной деятельности является внутренняя готовность учителя к подобной деятельности, понимание того, зачем это нужно ему и его ученикам. И когда это понимание придёт. вряд ли кто-то или что-то сможет ему помешать в организации проектной деятельности.
Комментарий был изменен с момента создания (Воропаева Лилия Алексеевна, вс, 29/09/2013 - 09:00).
Лилия Алексеевна, спасибо вам огромное и искреннее за такой комментарий: живой, с примерами, без излишней теории.. Все верно, говорите, проект рождается как способ разрешения проблемы. Есть проблема - сшить платье, значит надо спланировать деятельность, подобрать материал, выполнить работу и получить результат. Негде хранить макеты, значит надо их как то описать, систематизировать и сохранить хотя бы в виртуальном виде. Замечательные примеры! А то , что идея не детская, а ваша - так это нормально: вы видите чуть дальше и шире..Затем и учитель рядом с ребенком, чтобы помочь ему оформить его идеи, не всегда осознаваемые, направить его творческий потенциал в продуктивное русло.
И получается, что основная задача - найти эти детские проблемы, которые требуют решения. И чудесные проекты могут родиться из таких проблем как сломанный велосипед, ломкие ногти, ссора с подругой или отношения с родителями. Не могу сейчас назвать источник, в котром я прочла примеры проектов, которые были проведены именно как способ решения этих житейских детских проблем (по моему автор Голуб, название - "Метод проектов". Приеду домой, найду и назову..
А про условия - даже спорить не буду..Если учитель осознал такую потребность и понимает, что по - другому никак - найдет возможность и форму подходящую для работы..
Еще раз спасибо вам за живой пример! Ждем ваш музей макетов, обязательно пишите, как дело продвигается! И не забывайте заглядывать на нашу страницу новостей - мы ведь уже неделю за Пугачевым по Уралу и Башкирии едем. Я сейчас вам из Соль Илецка пишу.. Спутники мои спят, а я пытаюсь поймать интернет, который днем мне не подчиняется:))
Прочитала ваши мысли о метапредмете, метаучителях, метапроекте - хочу поделиться результатами своей работы. Я - предметник, историк, но уже несколько лет в школе веду курс ИСТОКИ. И вот сейчас получается, что этот предмет замечательно ложиться под ваши идеи- объединение разных предметов:история, краеведение, география, литература. По программе Истоки для 7 класса сейчас мы изучаем модуль "Крестьянство" и тема Емельяна Пугачева -идеальный вариант внеурочной деятельности. Спасибо за идею проекта!!!
Я знала, что все не зря:)) Екатерина Александровна, мы очень рады, что удачно вписываемся с этой идеей в вашу деятельность.
Проект и задумывался, и проводился для того, тчобы обогатить багаж современного ФГОС - педагога еще одной организационной формой. С большим удовольствием будем рады познакомиться с вашими результатми, узнать мнение детей о такой форме работы.
Здравствуйте, коллеги! Я принимаю участие уже во втором проекте, организованном Юлией Николаевной. В прошлом году это был проект по жизни и творчеству А. Н. Радищева. В этом году мое участие уже точно не стало случайностью. Если в прошлый раз я работала одна, то в этот - со своей командой. И сложилось все удачно: 8 класс (мои детки), "Капитанская дочка", Пугачев. С детьми я уже работали над проектами, но это был другие проекты: работа с ветеранами, озеленение школьного участка и т.д. В них тоже требовались некоторые умения в поиске и сборе информации, в представлении и защите своей работы. . Мы создавали о ветерахах презентации, которые останутся замечательным материалом для будущих поколений ученков школы, ведь они уже не смогут, например, встретиться с ветеранами (кое-кто из них уже ушел от нас). Мои дети создали целую книгу воспоминаний наших ветеранов. И мы разбивали клумбы на школьном участке, искали цветы, которым под силу вырасти в наших не очень ласковых природных условиях.Но, если честно, в тех проектах бОльшая часть инициативы шла от меня. И начало проекта по Пугачеву также положила в школе я. Но постепенно, работая в проекте, мои детки искали информацию, узнавали от меня возможности создания различных работ в сервисах web 2.0, изучали то, что создала я. Теперь мы выходим уже на новый этап работы, потому что мои дети не только узнали много нового, но и хотят и готовы поделиться этим новым со своими товарищами. То есть это будет не просто защита-выступление с презентацией, а проведение классного часа, работа на уроках литературы и истории (они уже похвастались, что делились той информацией, которую получили во время изучения материалов проекта).
Мне кажется, что проект - неплохая форма работы (не буду пока захваливать), мы тоже только учимся работать так. Конечно, хочется, чтобы у нас было больше возможности (в том числе и интернет), иногда побольше желания у нас, возрослых, а потом и у детей.
Уважаемые коллеги!
Рада приветствовать вас на нашем семинаре, который проводится в рамках междисциплинарного проекта "История в лицах: Емельян Пугачев"
Цель нашей работы на семинаре: оценить методический потенциал междисциплинарного проекта как новой формы работы для достижения новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС и определить организационные условия для проведения такого проекта в условиях современной школы.
Если уйти от обязательной официальной риторики, принятой при формулировке целей при проведении подобного рода мероприятий, то обязательные вопросы я сформулировала следующим образом:
1. Что такое проект? Что такое междисциплинарный проект? Какое отношение имеет междисциплинарный проект к достижению новых результатов? Насколько необходимо использование основ проектной деятельности в условиях реализации ФГОС?
Из предыдущего вопроса следует следующий:
2. Каких новых образовательных результатов мы должны достичь, работая по новым стандартам? Как сами для себя формулируем те результаты, которые мы должны достичь, ежедневно заходя в класс и встречаясь с детьми?
3. Что необходимо, чтобы перевести декларируемые результаты в плоскость достигнутых? Какие условия должны быть созданы на местах, чтобы учитель согласился и принял внутренне, что для реализации проектной деятельности все готово? Какие условия желательны, но их отсутсвие не может стать причиной для отказа от планирования и проведения проектной работы? - вот примерно такие вопросы предлагаю обсудить в этой первой части нашего семинара.
Призываю свои ответы снабжать примерами, аргументами из жизни, реальной практики, не ограничиваясь сухим перечислением теретических тезисов. Главный принцип, по которому будет оцениваться каждый ответ - а что вы имеете в виду? А как вы интерепретируете то или иное положение из нормативной документации?
Вторая просьба - обязательное упоминание источников, на основе которых вы формулируете ответы на вопросы. Ну это без комментариев:))
Третье пожелание - краткость и лаконичность приветствуется. Инструменты форматирования текста - курсив, жирный и пр - для выделения главного в ваших ответах обязательно!
С уважением, Юлия Дудко