Крестьянская война 1773 - 1775 года - наша далекая история. Но как известно, история развивается по спирали, и каждый последующий виток тесно связан с предыдущими событиями. Знание причин и последствий исторических событий позволяет лучше понять настоящее, адекватнее оценивать происходящее, понять мир вокруг себя и найти свое место в этом мире.
История крестьянского движения под предводительством Пугачева,сама личность предводителя и его ближайших соратников вызывает до сих пор споры среди историков. Как оказывается, многие обстоятельства этого восстания до сих пор покрыты тайной и вызывают вопросы, на которые вряд ли удастся получить точные ответы.
Всем, кому интересно прикоснуться к тайнам истории, попробовать себя в качестве исследователя - добро пожаловать на эту страницу
На данном этапе нашего проекта мы знакомимся с теми источниками, которые нам доступны, и свое новое знание предъявляем окружающим в виде электронных ресурсов, выполненных или опубликованных при помощи сетевых сервисов.
Литературные источники
- В.Я. Шишков Емельян Пугачев
- А.С.Пушкин Капитанская дочка
- А.С.Пушкин История Пугачева (Полное собрание сочинений А.С.Пушкина к 200 - летию)
- Марина Цветаева : Мой Пушкин, Пушкин и Пугачев
- В.Г. Короленко Пугачевская легенда на Урале
Зарубежные исследователи
Пьер Паскаль "Пугачевский бунт"
Исторические источники
Емельян Пугачев
- Портал История о России
- Портал Хронос
- Портал Биографии знаменитых людей
- Википедия
- Судьба семьи Пугачева
- Устинья Кузнецова
Крестьянская война
- Предпосылки Крестьянской войны
- Причины восстания Пугачева
- о Крестьянской войне
- Крестьянская война Емельяна Пугачева
- Википедия
- Топонимика Крестьянской войны
- Краткая периодика войны
- Краткая иллюстрированная хронология основных битв
Екатерина Вторая
- Екатерина и Пугачев
- Другая история Российской империи
Краеведческие источники
- История Оренбужья. Крестьянская война 1773 - 1775 годов под предводительством Пугачева -
- «Восточная Литература» – самая крупная в сети библиотека средневековых исторических источников Востока и Запада: Протоколы допроса Пугачева
- Ведическое информационное агентство: Восстание, спецоперация или война двух империй?
- Шпионский след в судьбе восстания
- Кунгурские страницы Пугачевского восстания 1773 - 1775 годов
Вячеслав Яковлевич Шишков
- Биография
- Томск - вторая родина писателя
- Музей В.Я.Шишкова
Для прохождения программы проекта необходимо создать не менее 6 электронных ресурсов разных типов из предложенного перечня (по одному из каждого раздела)
Ссылки на созданные ресурсы публикуем в соответстующей графе на странице самозаписи, которая после заполнения превращается в страницу продвижения!
Раздел 1. Знакомимся с участниками восстания
Сетевая родословная |
При помощи сервисов и инструментов типа
- Древо жизни
- Родовое дерево
- Живая родословная и пр
подготовить генеалогическое дерево участников восстания (Е.Пугачев, его сторонников, его противников) . Идеально, если участникам проекта удастся проследить связь между участниками восстания и своими соотечественниками (родственниками)
|
Живая биография |
При помощи сервисов типа
- Хронологическая линейка
- Лента времени
- Шкала времени
- Хронолайнер и пр
восстановить визуальную биографию 2 участников восстания с каждой из противоборствующих сторон (например, Е.Пугачев и Александр Бибиков, Софья Пугачева и вдова Харлова)
|
Имя, вписанное в историю |
При помощи сервисов для создания фотоальбов типа
- Prezi
- FotoPeach
- Фотофильмы.ру
- Поэтический калейдоскоп и пр.
создать ресурс, содержащий творческий взгляд авторов на место и роль главных действующих лиц крестьянской войны в отечественной истории
*Вариант этого задания.
При помощи указанных выше сервисов проследить судьбу тех современников Е.Пугачева, которые прославили Россию в связи с другими историческими событиями (Державин, Суворов, Крылов и др)
|
Раздел 2. Ориентируемся на местности!
Карта восстания |
При помощи любого картографического сервиса типа Google восстановить карту
(на выбор)
- маршрут войск Пугачева
- машрут войск императрицы
- целостную картину передвижения противников в течение всего противостояния
- осада и сражение под Оренбургом с 5 октября 1773 по 23 марта 1774 как одно из важнейших событий Крестьянской войны
Каждая метка на карте должна быть снабжена цитатой из источника (источников) о событиях , происходящих в 1773 - 1775 годах и иллюстративным материалом
|
Эти камни помнят... |
При помощи сервисов для создания фотоальбов типа
- Prezi
- FotoPeach
- Фотофильмы.ру
- Поэтический калейдоскоп
- Windows Live Movie Maker и пр.
создать ресурс, отражающий изменения облика городов и деревень, которые помнят о происходящих событиях
(музыкальный фотоальбом, видеофильм, который помогает увидеть изменения, которые произошли за 240 лет в городах и станицах со времен восстания и по наши дни: архивные фото, использование изобразительных источников приветствуется)
* Возможен и даже приветствуется рассказ о тех местах, которым "приписывается" (фольклором, народной молвой) связь с Пугачевым и изучаемыми событиями
|
Герои минувших времен |
Как сохраняется память о прошедших событиях в названиях улиц, зданий, наличие памятников, мемориальных досок на местах былых событий?
Используя сервисы типа
- он - лайн доска
- Интерактивный плакат
- Интерактивная презентация Prezi и пр
составить дайджест - рекламный буклет - туристический маршрут "По местам боевой славы" ("В поисках истины" - как вариант:)) Возможна своя версия названия продукта.
Суть задания: продукт должен содержать фотографии улиц, зданий, учреждений, которые носят имена участников войны. Интересна история этих объектов городской или сельской инфраструктуры
|
Раздел 3. Осмысляем прочитанное и изученное!
Кто ты, Емельян Пугачев? |
Составить словесный портрет Емельяна Пугачева, опираясь на литературные источники, определить авторское отношение к герою, сравнить разные точки зрения
При выполнении задания ограничение одно - это должно быть иллюстрированное эссе - сочинение (по жанру), опубликованное в сети. Способ - на усмотрение автора сочинения.
Список литературных источников может быть расширен!
|
Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг.. |
При помощи сервисов для создания фотоальбов типа
- Prezi
- FotoPeach
- Фотофильмы.ру
- Поэтический калейдоскоп
- Windows Live Movie Maker и пр.
создать альбом - презентацию - обвинительный документ эпохи Екатерины II, в котором собраны те фрагменты трилогии К. Шишкова, которые иллюстрируют причины широкого распространения освободительного движения.
|
Вопросы, вопросы... |
Аналитический обзор исторических источников с целью выявления противоречий оценок и вопросов, возникающих у исследователей
При выполнении задания ограничение одно - это должно быть иллюстрированное аналитическое эссе, опубликованное в сети. Способ - на усмотрение автора сочинения.
Список литературных источников может быть расширен!
|
А судьи кто?.. |
Используя сервисы типа
- он - лайн доска
- Интерактивный плакат
- Интерактивная презентация Prezi и пр
составить коллаж "Историческая оценка событий Крестьянской войны", используя в качестве информационных объектов оценки анализируемых событий историческими деятелями - современников, более поздних политиков и историков
|
Импровизации и интерпретации |
Используя сервисы для создания комиксов и 3D моделей типа
- www.toondoo.com
- http://goanimate.com/
- http://www.stripcreator.com
- http://www.comeeko.com/ps/home
- Zoo Burst!
- Scratch
предложить свою визуальную версию (на выбор)
- легенды или предания о Емельяне Пугачеве и его сподвижниках
- возможных (или реальных) диалогов героев восстания
- фрагмента трилогии В.Шишкова
|
Быт Пугачева и его соратников |
Роман В.Я. Шишкова насыщен описаниями костюмов, жилищ, кухни описываемой эпохи.
При помощи сервисов для создания фотоальбов типа
- Prezi
- FotoPeach
- Фотофильмы.ру
- Поэтический калейдоскоп
- Windows Live Movie Maker и пр. предлагаем проиллюстрировать текст романа (при помощи фото экспонатов местных музеев, самостоятельно созданных на школьных занятиях предметов одежды и блюд, сохранившихся в семьях участников проекта вещей и пр. реальных объектов). Условие - созданный ресурс должен содержать эпизод романа, фото и аннотация к фото, описывающая историю предложенного для публикации объекта)
|
Народная топонимика |
При помощи любого картографического сервиса типа Google создать карту, отражающую мифы и предания, сохранившиеся в народе, про те места, которые названы именем Пугачева и его близких людей.
Карта должен содержать не менее 5 меток, проиллюстрированных преданием, легендой, мифом о пребывании Пугачева в том или ином месте.
Содержательная помощь может быть получена у соорганизаторв проекта - издательства Марины Волковой
|
Раздел 4. Отраженный в искусстве!
Лица в истории и живописи |
При помощи сервисов для создания фотоальбов типа
- Prezi
- FotoPeach
- Фотофильмы.ру
- Поэтический калейдоскоп
- Windows Live Movie Maker и пр.
создать ресурс, отражающий взгляд художников разных эпох на события Крестьянской войны.
В подборке могут быть использованы художественные полотна, иллюстрации к книгам, другие графические изображения по теме.
Главное условие - каждое изображение сопровождается аннотацией, содержащей сведения об авторе, сюжете, прототипах, истории создания.
|
Главнейшее из искусств:)) |
Собрать ссылки на опубликованные в сети видео - и театральные постановки, связанные с темой проекта.
Выполненное задание представляет собой аналитическое эссе - рецензия по указанным видеоресурсам.
Эссе выполнено в текстовом редакторе, опубликовано при помощи любого сервиса, позволяющего публиковать текстовые документы. Внутри текста эссе возможна ссылка на подборку видеоматериалов, выполненную при помощи специализированных сервисов для систематизации ссылок, например Symbaloo - сервис для коллективного хранения закладок
|
К юбилею К.Я. Шишкова |
Романа "Емельян Пугачев" - основной литературный источник нашего проекта. Данное задание связано с чтением и размышлениями по итогам чтения этого произведения.
При помощи универсального сервиса для создания интерактивных упражнений http://learningapps.org создать не менее 5 упражнений разных типов для проведения учебного занятия (например, факультатива по истории или литературе) по изучению романа и\или организации групповой деятельности учащихся.
Условие - методическое описание каждого из упражнений и его педагогической целесообразности.
|
Раздел 5. Участники проекта - объединяемся!
Мы |
На карте Goоgle, созданной для участников проекта, поставить метку, которая бы зафиксировала положение вашей команды.Метка должна быть снабжена коротким рассказом о школе, семье (если участник - семейная команда), классе и пр. |
Социальное партнерство |
На сайте организатора проекта Издательство Марины Волковой изучить опубликованные материалы, проанализировать их ценность с точки зрения организации совместной деятельности школы и потенциальных социальных партнеров.
Задание состоит в следующем: составить план - перечень возможных мероприятий (на месяц, на четверть на полугодие) в рамках внеучебной (внеурочной) деятельности, проведение которых возможно с привлечением внешних по отношению к школе структур.
Перечень может быть выполнен при помощи текстового редактора или иных сервисов (например, ментальных карт или сервисов для создания кластеров )
|
Поддержим участников автопробега! |
Обязательное задание!!
На сайте организатора проекта издательство Марины Волковой сформирована и сопровождается отдельная новостная лента, которая фиксирует новости автопробега и инициирует обсуждения широкого круга участников относительно происходящих в проекте мероприятий.
Задание состоит в следующем:
в течение всего хода проекта принимать активное участие в обсуждениях, задавать вопросы участникам автопробега, комментировать фоторепортажи, предлагать свои материалы для мероприятий, которые проводятся по пути следования автопробега
|
Раздел 6. Оставляем свои следы!
Мой вклад в сохранение исторического наследия |
Используя возможности
- Blogger
- Google Сайтов
- бесплатных конструкторов для создания сайтов и пр. инструментов
создать свой интернет - ресурс "Крестьянская война Пугачева и мой взгляд на нее"
Обязательные условия:
наличие на главной странице тезиса - текста о своем, сложившемся за время проекта взгляде на событие и личность его участников.
На ресурсе могут быть опубликованы как самостоятельно созданные продукты, так и заимствованные из других источников (в том числе у других команд проекта), но в случае заимствования обязательно указываем авторство и мотив заимствования того или иного продукта
|
Сейте разумное, доброе, вечное!.. |
Собранные и созданные всеми участниками проекта материалы могут стать основой для проведения классного часа, выступления на заседании кружка любителей истории, ученической конференции, открытом уроке, библиотечной встрече и пр. публичных мероприятиях
Фоторепортаж или видеосюжет о проведенном мероприятии с использованием материалов нашего проекта является заданием этого пункта раздела
|
Несем в массы! |
Участники проекта - люди инициативные и творческие!
Они, наверняка, имеют связи и контакты среди пишушей и снимающей братии - журналистов. Если организация и содержание проекта стала интересна местным журналистам, то на данном этапе заданием является ссылка на публикацию в СМИ об организованной работе и результатах исторических и литературных изысканий. (Привлечение школьных СМИ - приветствуется!)
|
|