И мне, как ведущему данного проекта, хотелось бы узнать о ваших впечатлениях, размышлениях, раздумьях по поводу предложенной организационной формы проектной деятельности, содержательной разработки выбранной темы проекта.
Просим высказываться!
Не исключены философские размышления по поводу исторических событий, изучение которых легло в основу проекта. Жанр эссе предполагает свободную рефлексию!
Свободная трибуна октрыта!
Для примера - эссе моего коллеги по очной части проекта Владлена Борисовича Феркеля.
Некоторые размышления об истории и лицах по итогам автопробега
Автопробег «История в лицах» по исторически меркам был крайне коротким – всего восемь дней, но дорога для того и дана, чтобы голова получила возможность поработать.
Возникли некоторые отрывочные мысли, которыми хотелось бы поделиться.
История – это грандиозный миф, постоянно повторяя который люди начинают в него верить, потом рассказывают о нем потомкам, а те верят еще больше.. И так из поколения в поколение наслаиваются пласты сочинений, дописок, приукрашиваний…
Помнится, у Роберта Рождественского:
Твой фотоснимок мы подретушируем,
В усталые глаза добавим бодрости.
Чуть-чуть подтянем губы – так решительней,
Исправим лоб – он был не в той пропорции…
Так что самая правдивая история – это реальная биография реального человека. Человека, который живет и тем самым эту историю делает, запоминает, передает потомкам. Увы и ах, мы знаем биографии королей и министров, художников и архитекторов, полководцев и безумцев. О биографии самого обычного человека, жившего лет сто-двести назад, ничего мы не знаем. Если повезет, то в какой-нибудь церковной книге найдем записи о рождении и смерти. А между ними? Вакуум. Как представишь, что твоя конкретная жизнь – пустота, даже жить становится неинтерсно...
Но не будем о грустном. Прошлое – в прошлом, но наши современники живут здесь и сейчас, и тем самым пишут историю, создают свои биографии, встречаются, разговаривают, влюбляются и ссорятся, строят и разрушают… Эти исторические лица и есть фундамент для будущих поколений, по состоянию которого они будут судить о нашем далеком прошлом.
Помню, какое впечатление произвел на меня пятитомник «Челябинская область в фотографиях». В первом томе (1900-1920 гг.) удивительные лица обычных обывателей (да простят за тавтологию). Они смотрят в объектив камеры без страха и упрека, они живут эту свою историческую жизнь, и она им нравится. А потом все кончилось. Лица, которые были первом томе, исчезли, пришли совсем другие. И история стала другая. И такая картина тянется до конца пятого тома. И даже если убрать с томов даты, все останется понятным без комментариев, как любят говорить политики.
Во время автопробега мы встречались с сотнями людей: школьниками, студентами, педагогами и преподавателями, библиотекарями, музейщиками, краеведами, охранниками, водителями и многими другими. Тяжелое наследие прошлого века в лицах еще прослеживается, но стоит посмотреть в глаза, заговорить с конкретным человеком и просыпается в человеке Человек. Историческая личность. Вот оно счастье разговора с историческими личностями из Златоуста и Сатки, из Чебаркуля и Белорецка, из Соль-Илецка и Магнитогорска, из Степного и Троицка…
Вернемся к давней истории, которая позвала нас в дорогу. Как выглядел Емельян Пугачев, мы не знаем. Несколько портретов, написанные поверх других, вряд ли достоверны, описания очевидцев скудны и противоречивы. Кто он – человек, чья биография стала предметом пристальнейшего изучения в течение более чем двух веков? Не знаем, не видели, не застали, не сохранили. Портреты Екатерины Второй есть, а портретов пугачевцев нет. Вот и рисуют художники бородатых суровых мужиков… Да что Пугачев. Не сохранилось ни одного портрета Александра Невского. На знаменитом советском ордене – портрет актера Николая Крючкова. Уважаю, но не понимаю.
К счастью, сохранились портреты второго героя нашего путешествия Вячеслава Шишкова – писателя, создавшего трехтомную эпопею «Емельян Пугачев». Интересный человек - с бородкой по тогдашней моде. Молодой и не очень, с женой с друзьями. Он живой, настоящий. И тогда его произведения начинаешь воспринимать иначе, не как памятник истории, а как заметки и размышления в предлагаемых обстоятельствах.
Подводя итог, хочу обратиться к нашим современникам. Фотографируйтесь чаще, не бойтесь, что «в этой кофточке вы не столь хорошо выглядите». Любой снимок хорош. В тот момент вы были такими, в другой – изменились. Кто знает, какими вас видят окружающие и какими вас будут ценить потомки. Помните знаменитый портрет Альберта Эйнштейна, где он корчит рожу? Вот таким он и вошел в историю: человек, не боящийся смеяться в камеру. Такова она – история в лицах.
…Наши современники живут здесь и сейчас, и тем самым пишут историю, создают свои биографии, встречаются, разговаривают, влюбляются и ссорятся, строят и разрушают… Эти исторические лица и есть фундамент для будущих поколений, по состоянию которого они будут судить о нашем далеком прошлом.
В.Б. Феркель
А.Толстой, говоря о творческой истории романа «Петр I» писал: «Работа над «Петром» для меня прежде всего — вхождение в историю через современность... Результат тот, что история стала раскрывать мне нетронутые богатства». Так и для нас, участников проекта «История в лицах», познание прошлого началось с осознания дня сегодняшнего.
Читая путевые заметки участников автопробега, я вдохнула (не побоюсь этих высоких слов) глоток чистого воздуха: в каждом слове жизнь, душа, юмор и боль за Россию. И в противовес этому – непонимание, равнодушие некоторой части общества. «Тяжелое наследие прошлого века в лицах еще прослеживается, но стоит посмотреть в глаза, заговорить с конкретным человеком и просыпается в человеке Человек». На мой взгляд, мы, учителя, проработавшие в школе 25 и более лет, уставшие от всевозможных проверок, реформ, с осторожностью воспринимаем новое, например, ИКТ, нам легче идти по проторенному пути. Но имеем ли мы тогда право вести за собой детей?!
Участвовать в проекте я предложила учащимся 7 класса. Как мотивировала их? Во-первых, ребятам было приятно, что предложили участвовать в проекте именно им; во-вторых, увлекла идея создания электронных образовательных ресурсов (это было для них что-то новое), презентация результатов работы на общешкольном уровне и, конечно же, поощрение. Чтобы выполнить задания, мы разделились на группы и начали сбор материалов. Работа увлекла ребят. Но иногда у них были минуты разочарования и желание бросить все, когда что-то не получалось. Тогда вместе садились за компьютер и работа начиналась. Главное, чтобы ученики чувствовали поддержку учителя, знали цель работы и зачем им это нужно. Мне бы очень хотелось, чтобы они имели свою точку зрения по тому или иному вопросу, могли отстаивать ее, но при этом уважали мнение других.
Участвуя в данном проекте, ребята только прикоснулись к эпохе Крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева, и, я думаю, настанет момент, когда у них возникнет желание полностью прочитать эпопею В.Шишкова «Емельян Пугачев», чтобы познать историю своей страны. Должно прийти время…
Вера Васильевна, нижайший поклон за размышления и раздумья!
Читая их, убедилась с радостью, что удалось донести до участников основную идею - только через личное отношение можно что - то по - настоящему изучать и добиваться каких - то важных результатов. Спасибо вам за работ! Спасибо вам за поддержук во врем я автопробега!
P/S/ Марина Владимировна вашими рассуждениями вдохновилась настолько, что даже отвела им отдельный комменатрий на своем сайте:))
Вчера (29 октября) у нас был день ещё одного юбилея. Это юбилей ВЛКСМ, которой «стукнуло» 95 лет. Для государства он прошёл так же незаметно, как и юбилей «пугачёвщины». Так же, как и летний юбилей II съезда РСДРП, который был 110 лет назад. Я спрашивала ребят, если бы вы были Президентом, то официально постарались отметить какой-то юбилей? Ответы были отрицательные: вспоминать все эти события власти не выгодно. А ведь с какой помпой в прошлом году вспоминали 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года! Мне кажется, власти надо вспоминать не только победы, вспоминать свои поражения ей очень даже выгодно, ибо это помогало бы ей избегать одних и тех же ошибок и наступать на одни и те же грабли. Тем более, что в народе память всё равно живёт. Ведь как ни старалась Екатерина II вытравить память о Пугачёве и «пугачёвщине», ничего у неё не получилось. И грозный облик Пугачёва встал в середине XIX века как перед властью, так и перед народом. Народу он указывал реальный путь к изменению ситуации, власти он показывал возможные и очень страшные потрясения в стране. Результат мы знаем. Александр II нашёл в себе мужество провести необходимые стране реформы, которые продвинули страну вперёд. А сколько мест, связанных с Пугачёвым существует в стране в настоящее время! Я и половины этих мест не знала! К ним не зарастает туристская тропа! И не зарастёт!
Можно давать разные и противоположные характеристики самому Пугачёву и «пугачёвщине», можно считать его кем угодно, тут может быть самый пёстрый спектр эмоций и мыслей, но лично я, всё равно, на его стороне, потому что власть априори виновата больше, потому что она - власть и должна думать, должна прогнозировать, если она понимает, для чего она существует, то есть, если это разумная власть, а она должна быть разумной. Жалко всех погибших, обидно, что одни жители России воевали с другими, тем более во время войны, но ведь и жить так нельзя. Я не могу давать читать некоторые страницы романа В.Я.Шишкова всем ребятам, особенно впечатлительным, например, страницы о Дарье Салтыковой, потому что некоторые вещи просто представить невозможно. Это трудно читать, а ведь страшные вещи крепостным крестьянам приходилось переживать в реальности. И реальная Дарья Салтыкова много зла принесла, пока её не окоротили. А могли и не окоротить. А сколько таких "Салтычих" мужского и женского пола было в России. Вот реальный пример. Жил был российский помещик Струйский, писал и издавал стихи. А ещё в его имении Струйского был оригинальный домашний тир… Струйский много раз приглашал туда гостей. В этом тире настоящие живые парни и мужики перебегали перед графом и его гостями, а те палили по живым людям из самого настоящего оружия. В этом тире ранили и убивали людей по-настоящему, История умалчивает о количестве убитых людей. И Екатерина, знала об этом и ничего не сделала. Дарье же, на мой взгляд, наказание пришло только потому, что её дело попало к Екатерине в начале царствования, а в начале своего царствования Екатерина чувствовала себя довольно неуютно: немка с репутацией мужеубийцы, жив был ещё законный император Иван VI. Просто ей надо было зарабатывать репутацию. Совершенно не случайно в одной легенде свела народная память Салтычиху и Пугачёва. И отомстил всё же Пугачёв Салтычихе за все пролитые её крепостными крестьянами слёзы, за все погубленные ею крестьянские жизни. Только глянул Пугачёв на Салтычину, гаркнул на неё и померла она сразу.
Власти совершенно нелишне помнить, что в народе всегда находятся люди, типа Пугачёва. Спартак, Уот Тайлер, Томас Мюнцер, Степан Разин – вот некоторые примеры. Невыученные уроки истории дорого обходятся не только власти. но и всей стране.
Большое дело делают и те люди, которые напоминают о таких борцах, будят мысли и чувства, способствуют личностному росту, как вы, уважаемые инициаторы и организаторы проекта «История в лицах: Емельян Пугачёв». Огромное вам спасибо!
Комментарий был изменен с момента создания (Воропаева Лилия Алексеевна, Wed, 30/10/2013 - 16:45).
Лилия Алексеевна, я уже жалею, что Вас не будет на итоговой конференции по проекту, которую мы планируем в декабре в Челябинске.. Или сможете и захотите приехать?..Потому что такой силы убеждения, эмоциональной горячей речи не хватает в разговоре с людьми.. Таких убедительных примеров и таких убийственных аргументов..Я помню свое совершенное опустошенное состояние после каждой встречи - как же тяжело достучаться сквозь равнодушие к истории, к своей стране, к своей земле..
Спасибо за такой живой горячий отклик!
Вот это я понимаю - дискуссия....А когда мы пытались такую дискуссию организовать в пути, в автопробеге, то мало кто из взрослых мог похвастаться занием реалий и фактов! Еще раз - СПАСИБО!
Планируем пока на 9 декабря.. Все только в рабочем виде пока, никаких согласований не довели до ума..Но зная Марину владимировну. понимаю, что вс е будет на всшем уровне..Будут и дети, и взрослые, и научное сообщество..Предполагаем встречу в областной научной публичной библиотеки
Записываясь на данный проект, я понимала: не все будет просто. Год назад я принимала участие в похожем проекте по творчеству А. Н. Радищева. Однако тогда я работала одна. Этот проект привлек меня больше: да, он был сложнее (самой работать гораздо легче), но мне хотелось привлечь детей к участию. Я понимала: трудности будут, так как наши дети (да что греха таить, и учителя, и многие-многие родители) пока не видят необходимости в таких мероприятиях. Я же не жалею, что записалась и уговорила детей.
О Пугачеве на уроках литературы в 8 классе мы начинаем говорить с начала учебного года: предания, народные песни. Я к тому моменту уже довольно много "подчиталась", да и девочки мои тоже не отстали. Так мы начали делиться тем, что узнали. Некоторые сведения о Пугачеве и его семье были совершенно незнакомы нам. У детей возникали вопросы об эпохе того времени, о том, почему же люди так легко верили в такие "сказки" (о том, что Пугачев - император Петр), шли за ним тысячами, с дубинами и рогатками, понимая, что их могут убить. Так мы двигались вперед. Когда, начиная изучение "Капитанской дочки", познакомились с некоторыми (не всеми, конечно) отрывками из созданной нами электронной книги цитат из романа Шишкова, многие пришли к самому простому объяснению: а что еще им оставалось? Жизнь была страшной. Сложно понять современному школьнику, как человека можно продать, засечь насмерть, поменять на собаку. И стало понятно, почему ближайшие сподвижники Пугачева знали правду о нем, но все равно поддерживали.
В целом, работа по проекту еще не закончена. Мы изучаем "Капитанскую дочку", обращаемся к материалам проекта, ребятишки на уроках истории тоже рассказывали о том, что узнали. Изучили некоторые новые сервисы (тоже поле для деятельности (теперь и индивидуальной). Бесконечная благодарность руководителям проекта, особенно Юлии Николаевне! Спасибо участникам за созданные работы (будем использовать, если не возражаете?!).
С уважением, Черкасова Л. А., команда "Экстремалы" г. Болотного.
Лариса Александровна, какой разговор - конечно, не возражаем, а очень даже приветствуем!
Очень рада, что наша работа стала для вас и ваших детей возможностью по - новому, иначе - живее, осознаннее, неформально - подойти к изучению истории и литературы.. Начиная каждый новй проект, я переживаю , что он не найдет понимания и отклика. Какое счастье, что эти опасения прошли мимо нас..Проект получился в том числе благодара вам и вашим детям. Огромное вам спасибо!
P.S Пишу этот комментарий, переключившись с проверки диагностических работ - 10 класс пробует свои силы в написании эссе.. С радостью и удовольствием отмечаю, что рассуждения у тех, кто занимался в течение двух месяцев по программе проекта - живее, свободнее, глубже... А ведь в сентябре слово "эссе" пугало всех одинаково...Я это сейчас к тому вспомнила, что такая работа влияет на многое - не только знания становятся глубже и прочнее, но и общие умения и навыки развиваются - речь, умение вести дискуссию, выстроить аргумент.. Обязательно надо продолжать и проводить самой, и участвовать в созданных другими проектах.
Не готовы еще, Лариса Александровна, к самомтоятельному выходу в качестве разработчика такого или подобного проекта?..Можете рассчитытвать на мою поддержук и помощь, если решитесь:))
Коллеги, мы заканчиваем нашу работу.
И мне, как ведущему данного проекта, хотелось бы узнать о ваших впечатлениях, размышлениях, раздумьях по поводу предложенной организационной формы проектной деятельности, содержательной разработки выбранной темы проекта.
Просим высказываться!
Не исключены философские размышления по поводу исторических событий, изучение которых легло в основу проекта. Жанр эссе предполагает свободную рефлексию!
Свободная трибуна октрыта!
Для примера - эссе моего коллеги по очной части проекта Владлена Борисовича Феркеля.
Некоторые размышления об истории и лицах по итогам автопробега
Автопробег «История в лицах» по исторически меркам был крайне коротким – всего восемь дней, но дорога для того и дана, чтобы голова получила возможность поработать.
Возникли некоторые отрывочные мысли, которыми хотелось бы поделиться.
История – это грандиозный миф, постоянно повторяя который люди начинают в него верить, потом рассказывают о нем потомкам, а те верят еще больше.. И так из поколения в поколение наслаиваются пласты сочинений, дописок, приукрашиваний…
Помнится, у Роберта Рождественского:
Твой фотоснимок мы подретушируем,
В усталые глаза добавим бодрости.
Чуть-чуть подтянем губы – так решительней,
Исправим лоб – он был не в той пропорции…
Так что самая правдивая история – это реальная биография реального человека. Человека, который живет и тем самым эту историю делает, запоминает, передает потомкам. Увы и ах, мы знаем биографии королей и министров, художников и архитекторов, полководцев и безумцев. О биографии самого обычного человека, жившего лет сто-двести назад, ничего мы не знаем. Если повезет, то в какой-нибудь церковной книге найдем записи о рождении и смерти. А между ними? Вакуум. Как представишь, что твоя конкретная жизнь – пустота, даже жить становится неинтерсно...
Но не будем о грустном. Прошлое – в прошлом, но наши современники живут здесь и сейчас, и тем самым пишут историю, создают свои биографии, встречаются, разговаривают, влюбляются и ссорятся, строят и разрушают… Эти исторические лица и есть фундамент для будущих поколений, по состоянию которого они будут судить о нашем далеком прошлом.
Помню, какое впечатление произвел на меня пятитомник «Челябинская область в фотографиях». В первом томе (1900-1920 гг.) удивительные лица обычных обывателей (да простят за тавтологию). Они смотрят в объектив камеры без страха и упрека, они живут эту свою историческую жизнь, и она им нравится. А потом все кончилось. Лица, которые были первом томе, исчезли, пришли совсем другие. И история стала другая. И такая картина тянется до конца пятого тома. И даже если убрать с томов даты, все останется понятным без комментариев, как любят говорить политики.
Во время автопробега мы встречались с сотнями людей: школьниками, студентами, педагогами и преподавателями, библиотекарями, музейщиками, краеведами, охранниками, водителями и многими другими. Тяжелое наследие прошлого века в лицах еще прослеживается, но стоит посмотреть в глаза, заговорить с конкретным человеком и просыпается в человеке Человек. Историческая личность. Вот оно счастье разговора с историческими личностями из Златоуста и Сатки, из Чебаркуля и Белорецка, из Соль-Илецка и Магнитогорска, из Степного и Троицка…
Вернемся к давней истории, которая позвала нас в дорогу. Как выглядел Емельян Пугачев, мы не знаем. Несколько портретов, написанные поверх других, вряд ли достоверны, описания очевидцев скудны и противоречивы. Кто он – человек, чья биография стала предметом пристальнейшего изучения в течение более чем двух веков? Не знаем, не видели, не застали, не сохранили. Портреты Екатерины Второй есть, а портретов пугачевцев нет. Вот и рисуют художники бородатых суровых мужиков… Да что Пугачев. Не сохранилось ни одного портрета Александра Невского. На знаменитом советском ордене – портрет актера Николая Крючкова. Уважаю, но не понимаю.
К счастью, сохранились портреты второго героя нашего путешествия Вячеслава Шишкова – писателя, создавшего трехтомную эпопею «Емельян Пугачев». Интересный человек - с бородкой по тогдашней моде. Молодой и не очень, с женой с друзьями. Он живой, настоящий. И тогда его произведения начинаешь воспринимать иначе, не как памятник истории, а как заметки и размышления в предлагаемых обстоятельствах.
Подводя итог, хочу обратиться к нашим современникам. Фотографируйтесь чаще, не бойтесь, что «в этой кофточке вы не столь хорошо выглядите». Любой снимок хорош. В тот момент вы были такими, в другой – изменились. Кто знает, какими вас видят окружающие и какими вас будут ценить потомки. Помните знаменитый портрет Альберта Эйнштейна, где он корчит рожу? Вот таким он и вошел в историю: человек, не боящийся смеяться в камеру. Такова она – история в лицах.
Владлен Феркель
С уважением, Юлия Дудко