Информационные и коммуникационные технологии прочно вошли в педагогику. Всё шире используются на уроках интерактивные доски. В этих условиях занятия становятся более интересными и увлекательными. Интерактивная доска стимулирует познавательный интерес к предмету. Увеличивается темп урока, растёт активность учащихся. Как же можно оценить результативность использования интерактивной доски на уроке?
Проблема оценки результативность использования интерактивной доски на уроке важна, так как есть опасность превратить урок в бесконечную игру с техникой и отойти от истинной цели её применения. Необходимо оценивать не только внешнюю, привлекательную, сторону, но и изменения в самих учащихся, в качестве их обученности и развития. Для оценки результативности использую различные методы и инструментарии: педагогическое наблюдение, тесты, анкеты, опрос, контрольные работы, самооценка учащимися своей работы, своего эмоционального состояния.
Считаем, при определении результативности необходимо учитывать следующие показатели:
1. Повышение уровня обученности и интеллектуального развития.
2. Устойчивое повышение интереса к предмету.
3. Работоспособность обучающихся (здоровьесберегающие показатели).
4. Мотивационная устойчивость учебной деятельности учащихся.
Первый показатель отслеживаю по итогам промежуточной и рубежной аттестации, используя тесты, задания и контрольные работы. Для этого ведётся мониторинг оценки образовательных достижений учащихся. За время применения интерактивной доски показатели выросли. В 5-9 классах качество знаний по истории с 2007-2008 учебного года по сравнению с 2009-2010 годом повысилось с 58,6% до 64,7%.
Работоспособность учащихся можно отслеживать быстро и практически на каждом уроке путём рефлексии. Для этого в конце урока предлагаю учащимся оценить своё психологическое состояние с помощью смайликов, для себя фиксирую результат. На других уроках с этой же целью предлагаю анкету из 3 вопросов о самочувствии в конце урока. Большинство учащихся (58,4%) указывают на полученное удовольствие, радость от успешной работы. Показателем работоспособности и сбережения здоровья является отсутствие жалоб на головную боль и усталость в конце урока. Ребенок переживает положительные эмоции - чувство достижения успеха и гордости за себя, способного управлять большим экраном. Он ощущает рост своего статуса в глазах взрослых и своих одноклассников. Внимание на уроке концентрируется разнообразными способами с использованием всех пяти чувств.
Наши педагогические наблюдения показывают, что при использовании интерактивной доски для коллективной работы в классе растёт внимание учащихся, и они реже отвлекаются на посторонние предметы. Факты позволяют утверждать, что интерактивная доска сделала обучение более наглядным, отчего ученики активнее участвуют в уроках, растет их заинтересованность и сосредоточенность. Учебные интересы учащихся к предмету можно проверить с помощью тестирования или опроса. В опросных листах среди причин, вызывающих интерес к истории, многие учащиеся указывают использование интерактивной доски (5-7 классы). В тех классах, она применяется реже, к предмету меньший интерес (8-9 классы).
Показателем повышения интереса к предмету является и выбор предмета для итоговой аттестации.
Ученики с внутренней мотивацией стремятся работать у интерактивной доски для демонстрации перед лицом товарищей своих личных достижений.
Ученики с внешней мотивацией отдаются всеобщему восхищению новой технологией, и удовольствие от работы с интерактивной доской вызывает стремление к активному участию в учебе.
Показателем мотивационной устойчивости учебной деятельности учащихся является и посещаемость уроков. Интерес к изучению истории, активная работа на уроке предупреждают пропуски.
Таким образом, можно различными методами оценить результативность использования интерактивной доски на уроке. Важно проводить такие исследования систематически на протяжении длительного времени, фиксировать результаты. Только в этом случае можно с уверенностью сказать об эффективности применения интерактивной доски.
|