Секция «Современная школа или современное беcшколье?»
Выберите действие:
154 replies
Tue, 12/10/2010 - 14:26
Наталья Александровна Иванчева
На сайте с: 28/10/2008
Баллы: 9780
Уважаемые коллеги, всем добрый день!
Меняется мир и вместе с ним меняются системы и способы получения образования.
Уже не кажется странным, если ребенок получает общее среднее образование, вообще не посещая школу,
и делает это не по причине физической или другой невозможности, а просто потому, что его родителям представляется более эффективным домашнее обучение. Функции педагогов при этом исполняют гувернеры сегодняшнего дня - приглашенные учителя, тьюторы или даже сами родители. Учебный план при этом формируется в семье по соображениям родителей с произвольной расстановкой приоритетов по предметам и раскладкой по часам. Такой учебный план не очень соответствует стандарту, но зато в нем появляются новые предметы, интересные ребенку и важные с точки зрения родителей, такие, например, как углубленные занятия музыкой, живописью, верховая езда и т.д.
Новые интересные практики. Может быть, не очень новые:
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть»
А.Пушкин
Если немного изменить текст классика: «чтоб по-французски совершенно мог изъясняться и писать, легко мазурку танцевать и кланяться непринужденно, чтобы читал Адама Смита, и был глубокой эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему» и т.д. - с этой целью некоторые дальновидные родители отказываются от посещения обычной и даже элитной школы и обучают своих чад по особым оригинальным домашним программам, называя такие практики - "тьюторство".
Практики не очень новые, но все-таки достаточно интересные и, наверное, во многом эффективные.
Не с желанием судить, а тем более осудить, а с большим желанием узнать побольше о примерах и практике такого обучения, о его результатах, об особенностях, о плюсах и минусах, создана и работает на нашей конференции эта секция.
Цель секции - обсудить альтернативные варианты получения общего среднего образования (родительское обучение, экстернат, дистанционное обучение, тьюториал и т.д.), познакомиться с примерами опыта, практик.
К участию в нашей работе мы приглашаем всех, кому интересен этот вопрос и просим наших уважаемых коллег поделиться с нами своим знанием, своим опытом и своим мнением.
Вы можете быть уверены в том, что Ваши выступления и Ваши рассказы будут встречены нами с бесконечным уважением и пониманием. Поэтому просим высказываться смело и непринужденно.
Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Комментарий был изменен с момента создания (Иванчева Наталья Александровна, Wed, 13/10/2010 - 11:28).
Здравствуйте! Мне эта тема действительно интересна. Альтернативные формы обучения в свободном обществе вполне логичны и необходимы. При условии, если оно действительно свободно, а не мнит себя таковым.
Лично мне кажется, что в России пока нет условий для действительно альтернативного образования. Пока рано говорить о том, что родители могут выбирать школу, учителей, формы обучения, содержание образования. Цепочка детский сад- школа- среднее/высшее учебное заведение - это тот стереотип, который слишком жёстко опоясывает наше сознание. Чаще всего главная цель выпускника- получение заветного аттестата (без него не возьмут в ВУЗ!). Аттестата. А не знаний как таковых.Альтернативное образование могло бы сделать знания приоритетными.
Экстернат и домашнее обучение (практически основные формы альтернативного обучения) предполагают в итоге промежуточную и итоговую аттестацию по государственным программам. Значит, все -таки, суть альтернативного образования не в его содержании , а в форме. И у родителей есть ПРАВО эту форму выбрать. Но не будем забывать, что при этом они обязаны нести ответственность за обучение своего ребенка. Причем степень участия должна быть не только высокой, но и активной. А вот к этому они и не готовы. Ведь здесь они сами обучают своего ребенка. Много ли мы знаем родителей способных пояснять своим детям азы, и не только, алгебры, русского языка, физики и т.д.? Вторая проблема - финансовая. Государство должно те деньги, которые оно направляет в школу для обучения данного ребенка, передать семье. Какова же эта сумма? Хватит ли ее для занятий с репетиторами, которые будут индивидуально подходить к ребенку, учитывать его способности. потребности. Нет, и еще раз, нет. Значит, родители должны нести определенные финансовые затраты. А если ребенок слабоуспевающий, их сумма увеличится в разы. Так, кто готов получать альтернативное образование????
P.S. А приоритетным наше образование все-таки может сделать не альтернативное образование, а востребованность государством реальных знаний.
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
P.S. А приоритетным наше образование все-таки может сделать не альтернативное образование, а востребованность государством реальных знаний.
А Вы считаете, в государстве не востребованы знания? Я думаю по другому. Большинство семей - процентов 75 - довольствуются тем, что имеют, а имеют они не от великих знаний, поэтому семейная мораль в большинстве случаев сводится к тому, чтобы заработать как можно больше. В экономике пока еще серьезный поворот в сторону потребности в квалифицированных рабочих не произошел, и врядли произойдет в ближайшие 15 лет, поэтому и востребованность образования, под которыми мы все и пониманием наличие знаний, а теперь - компетенций, будет расти так же медленно. Дело усложняется тем, что нынешние подрости через 15 лет, создав свои семьи нынешние моральные принципы семей принесут с собой. А вот когда произойдет понимание того, что без образования не устроишься на работу, вот тогда и потребность семей в образованных детях будет высокой, и спрос с детей результатов обучения станет семейной нормой, тогда и наступит "золотой век" нашего образования. Но пока насление носит "розовые очки" и считает, что государство - это Я, о всеобщей о поголовной потребности в образовании не булет.
Вспомните советское время, когда потребность иметь профессию определяло само существование человека. Вот примерно это произошло в Японии, но они шли к этому больше полвека. А мы только в ээтом году встали на этот путь. Лучше поздно чем никогда!
Я ни за что не позволю, чтобы мои школьные занятия помешали бы моему образованию
Насколько я помню из университетских лекций, одной из причин японского экономического чуда было то, что значительная часть специалистов с высшим образованием заняла в экономике позиции среднего и низшего технического персонала и, таким образом, труд, требующий малой квалификации, стал выполняться с квалификацией исключительно высокой. То есть специалисты уже имелись, но были использованы особым образом.
образование из покон веков было всеобщим. и только аристократы обучали детей на дому. да, соглашусь, есть в этом и свои плюсы. но идти на это или нет, каждый решает сам!
Правда, прочитав Ваш коммент, я, как обычно бывает, первым делом примерила его правоту на себя, и, признаться, несколько усомнилась.
Вопрос о свободности общества - вопрос непростой. Даже не знаю, существует ли оно такое и как оно при этом выглядит. Вот что свобода есть осознанная необходимость - как-то более понятно, может, просто потому что более привычно.
Ваше "пока нельзя" мне тоже представляется загадочным. Сразу кажется, что Вы знаете, когда это "пока" закончится и превратится в "сейчас уже можно" . Знаете, да? Поделитесь, пожалуйста.
Теперь о жесткости "цепочки" и свободе выбора. Я в свое время не ходила в детский сад по причине не очень крепкого здоровья - государство и общество не обязывали.
и училась в трех школах. Первую сменила по причине переезда, вторую - потому что перешла из обычной в английскую, где был математический класс. Пожалуйста, это мог сделать любой школьник, без ограничений и привилегий. И возможность выбора любой из трех-четырех или даже пяти школ у родителей всегда была. Учись - не хочу. И все абсолютно бесплатно. И преподавательский состав по большей части такой, что ВУЗы позавидуют.
Вы извините, пожалуйста, что я все время пытаюсь возразить, но это не очень хороший характер и потом, мне кажется, это единственный способ если не достичь, то хотя бы издалека увидеть истину.
Что такое аттестат без знаний и как без них начинать учиться в ВУЗе - это вопрос отдельный, но, мне кажется, обычный финал у такой практики - это муки мученические и отчисление после первой сессии. Нет школьной базы - ВУЗ ее не поставит. Можно и диплом,конечно, так получить, но что потом?
И вопрос к Вам: что по-Вашему есть альтернативное образование и как оно Вам видится в идеале? Вот как бы Вам, например, хотелось бы?
С уважением, Н.А.
Комментарий был изменен с момента создания (Иванчева Наталья Александровна, чт, 14/10/2010 - 07:58).
Наталья Александровна, писала осознанно, понимая, что это достаточно спорная точка зрения во многих пунктах. Поэтому по порядку.
Общество наше всё-таки пока больше мечтает о настоящей свободе, верит, что нужно жить свободно. Но до настоящей свободы ещё далеко. К сожалению, сейчас чаще всего прогресс зависит не от творчества обычных людей, а от указов чиновников. Разве это есть свобода?
Насчёт моего загадочного "пока". Я, как все воспитанные в эпоху развитого социализма люди, где-то на генетическом уровне впитала в себя веру, что настанет, обязательно настанет время, когда мы все будем жить свободно. Не анархично (уточняю), а именно свободно. Когда именно? Не знаю. Но всё равно верю. Возможно, это будем уже не мы, а наши дети и внуки.
Далее- насчёт жёсткой цепочки. Вы вот тоже подтвердили эту мысль. Ну ладно детский сад- не у всех просто есть возможность. Но там, где есть, родители почему-то уверены, что это обязательно. А почему? Совсем не понимаю.... У меня трое детей своих, личных))) ни один из них не ходил в детский сад. И ничего. Выросли умными (уже взрослые, уже видно). Их дошкольным образованием занималась сама. Как гувернантка, репетитор, мама, няня в одном лице. А меня все вокруг склоняли вдоль и поперёк, что этого делать нельзя, что детский сад обязательно нужен.
Школа- без обсуждения. Школа- нужна. Но нужна она сейчас мне кажется, больше для общения, чем для получения знаний.Поговорку где-то когда -то слышала: образование - это то, что у тебя осталось в голове после того, как ты забыл, чему тебя учили в школе. Горьковатый для меня, как для учителя, юмор.
Ваши родители, Наталья Александровна, выбирали школу или школу. А не школу или домашнее обучение. Вот об этом вопрос. Отказаться от школы как от образовательного института мы пока не можем. Но хочется надеяться, что всё-таки выбор у нас будет. Действительно, не место и форма обучения должны быть приоритетом, а качество обучения.Поэтому и альтернативное образование должно быть! Я убеждена. В какой форме? Да это вы уже сами выше сказали) С этим абсолютно согласна.
Уважаемые коллеги, всем добрый день!
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть»