Создание модели межшкольной внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения
Авторы: Сторожева Т.Ю., Ерёмкина И.В.,
Курносова Е.А., Хребтищева Е.Ю.
В 2010 году пилотные школы начали работать по новым стандартам, в следующем году на стандарты второго поколения передут все школы, т.е. через 5 лет такой переход ждёт основную школу. Значит, готовиться нужно уже сегодня. Наша инициативная группа предложила программу по созданию модели межшкольной внеурочной деятельности. Работа уже началась, знаете, интересно. Но об этом на следующий год, а пока предлагаем наш «план действий». Будем рады, если кто-то предложит какие-то идеи!
Программа опытно-экспериментальной деятельности
МОУ СОШ № 8 и МОУ ООШ№5
города Петровска Саратовской области
1. «Создание модели межшкольной внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения»
1. Паспорт программы
Наименование программы
|
«Создание модели организации внеурочной деятельности в рамках перехода к стандартам второго поколения в основной школе»
|
Дата принятия решения о разработке программы
|
Решение педагогического совета МОУ-СОШ №6, протокол №1 от .08.2010г.
Решение педагогического совета МОУ ООШ №5, протокол №1 от .08.2010г.
|
Основания для разработки программы
|
Программа развития МОУ-СОШ №6 ;
Программа развития МОУ ООШ №5;
решение педагогического совета МОУ-СОШ №6, протокол №.. от ….08.2010г.,
решение педагогического совета МОУ-ООШ №5, протокол №.. от ….08.2010г ,
положение об опытно-экспериментальной работе;
проекты стандартов второго поколения для основной школы.
|
Основные
разработчики
программы
|
МОУ ООШ №5 г. Петровска
МОУ-СОШ №6 г. Петровска
|
Исполнители программы
|
Педагогический коллектив МОУ-ООШ №5
Киреев Н.Н., директор школы;
Ерёмкина И.В., зам. директора по УР;
Герасимова И.А., зам. директора по ВР;
Курносова Е.А., учитель русского языка и литературы;
Мостовая Ю.А., учитель истории и обществознания;
Омарова Т.М., учитель физики;
Кузьмина Е.А., учитель географии.
Педагогический коллектив МОУ-СОШ №6
Медведева Г.И., директор школы;
Сторожева Т.Ю., учитель русского языка и литературы;
Хребтищева Е.Ю., учитель русского языка и литературы;
Панчук Е. В., учитель истории и обществознания;
Гоголева Т.В., учитель географии;
Баландина С.А., учитель биологии;
Подуфалова Т.В., учитель математики;
Мартынова О.М., учитель физики.
|
Цель программы
|
создание культуросообразного подросткового сообщества для формирования у детей активной гражданской позиции и способности к толерантного отношения к окружающим
|
Задачи программы
|
1.Изучить основные положения организации внеучебной деятельности, отражённые в стандартах второго поколения.
2.Создать организационные, правовые, методические и материальные условия для реализации различных форм внеурочной деятельности.
3. Обеспечить организационную, информационную, научно-
методическую, материально-техническую, моральную, материальную и
правовую поддержку участников эксперимента.
4. Выявить тенденции изменений состояния результатов обучения, воспитания, развития
5.Осуществить поиски оптимальных способов преемственности внутри развивающей образовательной системы. создать условия для реализации подростками собственных общественно значимых и социально приемлемых проектов;
6. Через знакомство с другими школами расширить представления подростков о школе как о социальном институте, о месте школы в городской структуре;
7. Создать условия для осознания школьниками норм, принятых в собственной школе, формирование собственной позиции и выход на новый, осознанный уровень соблюдения норм.
|
Сроки реализации программы
|
2010-2014 годы
|
Источники финансирования
|
Стимулирование из расчета ФОТ
|
Ожидаемые конечные результаты
|
Создание единого культурно-образовательного пространства на основании формирования у детей предпосылок и основ умения учиться (УУ).
|
Организация контроля
выполнения
программы
|
Управление образования
|
П. Информационная справка о МОУ-СОШ №6 и МОУ ООШ№5 г.Петровска Саратовской области
Основные достижения МОУ – СОШ№6:
- 2005г. - Почётная грамота и премия Министерства образования Саратовской области и областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за III место в областном смотре-конкурсе на лучшее состояние пожарной безопасности, условий и охраны труда в учреждениях образования области.
- 2008г.- школа стала победителем конкурса образовательных учреждений РФ, внедряющих инновационные образовательные программы
- 2009г. – победитель областного конкурса «Лучшая школа области»
Квалификационная категория учителей:
· высшая - 15 чел.
· первая - 7 чел.
· вторую - 1чел.
Почетные звания:
· «Заслуженный учитель РФ» - 1 чел. /Медведева Г.И./
· «Отличник просвещения» - 4 чел. /Агарёва Л.П., Овчинников А.В., Самойлова Л.Н., Сторожева Т.Ю./
· «Почетный работник образования»-7 чел. /Медведева Г.И., Мухамеджанова Ф.М., Гусева Т.Г., Мартынова О.М., Самойлова Л.Н., Сторожева Т.Ю.,Кирючек О.П./
· Кирючёк О.П, Сторожева Т.Ю. , Захарова О.Г., Хребтищева Е.Ю. являются победителями в конкурсном отборе лучших учителей ОУ для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значимый вклад в образование.
Школа второй год сотрудничает с МОУ СОШ№5: взаимодействие оформляется договорами.
Основные достижения МОУ ООШ№5:
Квалификационная категория учителей:
высшая - 3 чел.
первая - 13 чел.
вторую - 2чел.
Почетные звания:
«Почетный работник образования»- - 2 чел. /Акимова С.В., Лутохина Н.Д.
Курносова Е.А. является победителем в конкурсном отборе лучших учителей ОУ для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значимый вклад в образование.
Ш.Нормативно-правовая база программы
Проведение эксперимента регламентируется следующими документами:
Устав МОУ-СОШ №6,
Устав МОУ-ООШ №5
Программа развития образования МОУ-СОШ №6;
Программа развития образования МОУ-ООШ №5;
решение педагогического совета МОУ-СОШ №6,
положение об опытно-экспериментальной работе.
IV. Актуальность темы эксперимента
С большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшее десятилетие педагогу предстоит работать в условиях:
— расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
— плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FM-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
— разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
— экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
— разреженности систем идей, определяющих общественно-коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;
— нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.
Достойно ответить на эти вызовы сможет только педагог, постоянно осуществляющий в отношении их ценностное самоопределение и способный организовать и поддержать самоопределение детей. То есть, иными словами, педагог с позицией воспитателя.
Воспитание в школе — это не специальные мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни».
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, поисковую, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Наша программа предполагает внедрение модели внеурочной деятельности школьников, которая возможна при переходе на стандарты второго поколения.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
V. Цели и задачи эксперимента. Объект и предмет исследования.
Объект исследования. Познавательная деятельность школьников и механизмы ее реализации.
Предмет исследования. Познавательные стратегии учащихся и образовательные технологии.
Цель инновационной деятельности.
· Создание культуросообразного подросткового сообщества для формирования у детей активной гражданской позиции и способности к толерантного отношения к окружающим.
- Повышение качества образования школьников за счёт индивидуализации образовательного процесса на основе изучения и развития познавательных стратегий школьников, достижение высокого уровня саморазвития и самообразования.
В рамках экспериментальной деятельности предполагается реализация следующих задач:
1.Изучить основные положения организации внеучебной деятельности, отражённые в стандартах второго поколения.
2.Создать организационные, правовые, методические и материальные условия для реализации различных форм внеурочной деятельности.
3. Обеспечить организационную, информационную, научно-методическую, материально-техническую, моральную, материальную и правовую поддержку участников эксперимента.
4. Выявить тенденции изменений состояния результатов обучения, воспитания, развития
5.Осуществить поиски оптимальных способов преемственности внутри развивающей образовательной системы.
6. Создать условия для реализации подростками собственных общественно значимых и социально приемлемых проектов;
7. Через знакомство с другими школами расширить представления подростков о школе как о социальном институте, о месте школы в городской структуре;
8. Создать условия для осознания школьниками норм, принятых в собственной школе, формирование собственной позиции и выход на новый, осознанный уровень соблюдения норм.
V1. Гипотеза эксперимента. Методы эксперимента.
Гипотеза инновационной деятельности. Обучение будет более эффективным, если:
в ходе образовательного процесса будет создана эффективная модель внеурочного межшкольного взаимодействия учебных заведений города
Используемые методики: наблюдение, интервьюирование учащихся, анкетирование, самоанализ процесса и результатов деятельности, анализ ученических работ, формирующий эксперимент, моделирование образовательной технологии, мониторинг академической успеваемости, диагностика уровня развития общеучебных умений и навыков, методики оценки психологической комфортности обучения, обобщение независимых характеристик.
VII. Ожидаемые результаты. Критерии оценивания ожидаемых
результатов.
Предполагаемые результаты.
Общий ожидаемый результат:
Повышение качества образования школьников, создание максимально благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учеников, повышение уровня саморазвития и самообразования.
Также ожидается, что развитие межшкольного взаимодействия образовательных учреждений города позволит получить следующие образовательные продукты:
1. Дидактические материалы, созданные в процессе инновационной деятельности.
2. Описание образовательных технологий, построенных на основе универсальных познавательных стратегий.
3. Обобщение базовых общеучебных познавательных стратегий: определения понятий, «смысловое чтение учебного текста», усвоение законов и правил, решение задач, выполнение упражнений, создание творческого проекта, работы с учебными тестами, стратегии исследовательской деятельности и т.д.
4. Методическое пособие «Учись учиться».
5. Подготовка статей и исследовательских разработок учителей к публикациям.
Выделенный (транслируемый) результат:
- методические рекомендации по изучению и развитию межшкольного образовательного пространства;
- описание отдельных мероприятий, ориентированных на целенаправленное развитие познавательной и проектной деятельности;
- программа и методические рекомендации для реализации надпредметного курса «Учись учиться».
Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления. Критерии оценки эффективности инновационной и экспериментальной деятельности:
- положительная динамика качества знаний школьников;
- усиление мотивации к обучению школьников;
- развитие общеучебных умений и навыков;
- положительная динамика психологической комфортности учеников;
- удовлетворенность педагогов результатами инновационной деятельности.
Формы представления результатов:
- аналитический отчет по результатам различных видов мониторинга;
- круглые столы и конференции, проводимые в рамках сетевого взаимодействия;
- публикации в сборниках муниципального и регионального уровня и других образовательных изданиях.
VIII. Сроки реализации эксперимента
Сроки
|
Направления
|
2010 -2011
|
Научно-познавательное направление и проектная деятельность
|
2011 -2012
|
Художественно-эстетическое и спортивно-оздоровительное направление
|
2012 -2013
|
Военно-патриотическое направление и общественно полезная деятельность
|
2013 -2014
|
Создание «Межшкольного клубного пространства»
|
|
На: Создание модели межшкольной внеурочной деятельности в услови
Коллеги, пока, на мой взгляд, наблюдается некий диссонанс между целями и ожидаемыми результатами:
Цель: создание культуросообразного подросткового сообщества для формирования у детей активной гражданской позиции и способности к толерантного отношения к окружающим
Ожидаемые результаты: Создание единого культурно-образовательного пространства на основании формирования у детей предпосылок и основ умения учиться (УУ)
Видимо,ожидаемые результаты должны совпадать с достигнутыми целями?
На: Создание модели межшкольной внеурочной деятельности в услови
Да, наверное, формулировка немного корявая. Но мы говорим о том, что при создания единого культурно-образовательного пространства мы будем основной акцент делать на формирование у детей предпосылок и основ умения учиться. Но абсолютно согласны, что формулировки должны быть более чёткими. Спасибо!
Татьяна
На: Создание модели межшкольной внеурочной деятельности в услови
Корявость формулировок можно убрать, а результаты, которых достигают педагоги этой школы, всегда не требуют коррективов.
С уважением В.И. Громова
На: Создание модели межшкольной внеурочной деятельности в услови
Работа началась. мы ждем, действительно, результатов. На сегодняшний день уже выбраны темы, ведется подготовка к различного вида проектам. Самая главное задача - заинтересовать детей. Этого мы уже добились.