Конец тяжёлого дня. Уведомление о конференции (Новосёловский методический центр чётко работает). Смотрю разделы… Вот оно!
Инициатива «Наша новая школа». Перечитал, в очередной раз соотнёс: что происходит у нас, что должно быть в идеале…
Переход на новые образовательные стандарты. Уже скоро! Да это необходимо: общество меняется, приоритеты другие, модель выпускника другая, для успешной социализации нужны другие качества. Но почему всё происходит опять так быстро? Почему не учитывается мнение людей, критика, возникающая на педагогических сообществах и образовательных сетях?
Трудно объяснить учителям «соль» новых стандартов. Написано много, правильно, но мудрено.
Идеи воплощаются чрезмерно быстро. Модули курса «Основы религиозных культур и светской этики»; предметы регионального компонента, посвящённого Красноярскому краю. Они скорее полезны (не здесь это обсуждать). Но почему так быстро? Порой не готовы учебники, а ты преподавай…
Неужели дом, построенный в спешке, надёжнее капитального жилья?
Развитие системы поддержки талантливых детей. Глаза ребят горят, когда они участвуют в интересном дистанционном проекте, фестивале. А если речь идёт об обучении с использованием вебинаров и интерактивных комплексов?! Это сказка! Что нужно для реализации? Заинтересованность педагога, наличие мудрого куратора. И такие люди есть…но их мало!
Большинство говорит: «Да буду ли я за те гроши-надбавки заниматься этой работой!? Хватает того, что делаю многочисленные отчёты и слежу за дисциплиной в классе!?»
Есть и другая проблема: скорость Интернет-соединения. Тарифы для школы предлагаются дорогущие, пропускная способность канала минимальная. Образовательный вебинар не организуешь, большое количество пользователей одновременно не подключишь. Приходится крутиться.
Совершенствование учительского корпуса. Дошли до первопричины проблем. Не все учителя готовы меняться. Причём факт лояльности к реформам не зависит от возраста. Существует несколько моделей профессионального поведения:
*ЕГЭ-центристы – ничего, кроме подготовки детей к ЕГЭ и ГИА не интересует. Подготовка чаще происходит через «физическое натаскивание», через решение типичных заданий. Выпускники показывают хорошие результаты (многочисленные дополнительные занятия и консультации делают своё дело). Все довольны, счастливы, рукоплещут. Родители и дети в первых рядах. Но правильно ли это? Так ли должно быть? Не отразится ли на здоровье детей? Как аттестовать учителя (с учётом новых требований)?
*Детёныши кенгуру – не умеют многое, осуждают большинство нововведений («в советское время было лучше»). Находят в коллективе человека, на котором можно «повиснуть» (он наберёт текст, создаст презентацию или таблицу). Очень хорошо прячутся от школьных администраторов.
*Ораторы – наиболее скандальный тип сотрудника школы. Не принимает ничего и никого. Методическое воздействие на себя не приемлет, любую помощь отвергает. Любит по поводу и без повода тревожить начальника и методистов районного управления образования, депутатов Законодательного Собрания края, министра.
*Гастролёры – активизируются только перед аттестацией. Материальный интерес играет большое значение.
Стало неприятно..получилась какая-то зоологическая классификация. Но сущность понятна. Кадры решают всё, но не все педагоги хотят меняться, потому что и выше обозначенные модели профессионального поведения приносят свой результат. Плохой или хороший решать вам..
Радует, что больше учителей инициативных, заинтересованных в многогранном развитии личности школьника, собственном профессиональном развитии. Таких с каждым годом должно быть больше.
Изменение школьной инфраструктуры. Кабинеты наполняются компьютерами и интерактивными комплексами, имеется в наличии новое лабораторное оборудование, открываются новые ставки, службы, кабинеты.
Школа выходит в рыночное поле. Многочисленные аукционы, победители которых за низкую цену пытаются внедрить некачественный товар.
Требования контролирующих организаций, идущие вразрез с реалиями жизни, а порой противоречащие здравому смыслу… И опять же кадры.
Не доклад получился, а эссе. Выплеснул. Отправлю скорее, а то передумаю.
Местами получилось резко.
С чего нужно начинать реформу? С кадров! Менять педагогическое мышление, но делать это медленно, планомерно, поддерживая благотворные изменения и начинания. Человек с годами вырабатывает индивидуальный образ жизни, модель профессионального поведения. Корректировать или кардинально изменять очень сложно.
|
На: Кадры решают всё (мысли представителя сельской школы)
Михаил Викторович! Хорошо, что не передумали посылать свое эссе - увидела много своих не высказанных вслух мыслей. Действительно, кадры решают все, их, новых, нужно готовить по-другому, а кардинально менять образ сегодняшнего пятидесятилетнего профессионала практически невозможно, уже целая жизнь отдана школе, кажется, все знаешь, умеешь и видишь правильно. Однако это только так кажется...
На: Кадры решают всё (мысли представителя сельской школы)
Спасибо Вам за Ваше мнение. Согласен.
На: Кадры решают всё (мысли представителя сельской школы)
Ирина, вот не соглашусь я с вами про невозможность переучивания. Люди все таки разные. И за мой пятилетний опыт работы в межшкольном методическом центре мне встречались единицы так называемых "стажистов", которые реально не могут перестроится для работы в новых условиях. Порой бывает, что те, кто помоложе, гораздо хуже сдвигаемы, чем опытные педагоги. Вот буквально сегодня мы проводили финал районного конкурса школьных библиотекарей. Так бабушка под 70 лет освоила интернет, нашла методику по развитию критического мышления и занимается по ней с младшими школьниками на своих библиотечных занятиях. Побольше бы таких молодых... Да вообще молодых бы побольше...
На: Кадры решают всё (мысли представителя сельской школы)
Александр! Я имела ввиду кардинальное изменение образа учителя сверху - это практически невозможно. А о креативных бабушках я знаю и искренне радуюсь, когда "стажист" интересуется и внедряет инновации! Дорогу молодым душой!!! Да и молодым тоже...
На: Кадры решают всё (мысли представителя сельской школы)
Ирина, тогда я вас не понял ))) Что значит - "изменение образа учителя сверху"???? Да еще и кардинальное...
На: Кадры решают всё (мысли представителя сельской школы)
Александр, можно ли изменить учителя (кардинально или хоть как-нибудь) указами, инициативами, стандартами???
На: Кадры решают всё (мысли представителя сельской школы)
Михаил Викторович! Как Вы нас всех - по моделям. Весело и грустно одновременно. Однако юмор у Вас)) И совсем не резко, а умно и захватывающе. Удачи!
На: Кадры решают всё (мысли представителя сельской школы)
Спасибо за добрые слова!
На: Кадры решают всё (мысли представителя сельской школы)
Эссе, Михаил Викторович, понравилось. В вашей классификации и тонкий юмор и проблема! Успехов Вам!
На: Кадры решают всё (мысли представителя сельской школы)
Спасибо! Да, проблема серьёзная..