В современное время термин инновация используется широко и повсеместно, но общепринятого определения этому понятию нет, хотя формулировок очень много.
Инновационным процессам нашей школы более соответствует следующая формулировка: инновация – это новшество, целенаправленное изменение, нововведение, основанное на накопленных инициативах, позитивно влияющих на развитие учреждения, сознательно вносимое в процесс для удовлетворения уже существующих или возникающих потребностей
Но инновации не должны вводиться ради инноваций. Проектируя инновационную деятельность необходимо ответить на ряд вопросов:
- На что направлено нововведение?
- Готовы ли к этому участники образовательного процесса?
- Есть ли ресурсы?
- Каких результатов хотим достичь?
- Какие ценности формируются?
Все это напрямую связанно с необходимостью тщательного анализа причин и следствий инновационных процессов в образовании и требует от административного корпуса школы создания продуманной нормативно-правовой базы и организации условий для повышения квалификации педагогов.
В нашей школе процесс управления инновационными процессами происходит следующим образом: во главе управления стоит методический совет координирующий работу творческих групп и ШМО. А педагоги организованные непосредственно в данных объединениях претворяют инновации в жизнь. В прошедшем учебном году кроме традиционных ШМО наши педагоги работали в двух творческих группах: «Здоровьесберегающие технологии» и «Информационно-коммуникативная компетентность педагога».
Но инициаторами по внедрению инноваций у нас можно считать ШМО учителей начальных классов. Это они первыми стали использовать новые образовательные программы и УМК Виноградовой Н.Ф. («Начальная школа XXI века»), Бунеевой («Школа 2100»), «Перспективная начальная школа». Что способствовало этому? Курсовая переподготовка учителей, знакомство с методическими рекомендациями авторов-разработчиков данных образовательных программ и УМК и анализ, глубокий, всесторонний анализ познавательных интересов, потребностей школьников и их родителей, возможностей школьных ресурсов, обоснованности необходимости нововведений. Результатом этих инноваций можно считать создание условий на начальной ступени обучения для самоопределения личности, ее самореализации, возможности продвижение каждого ребенка своим темпом, на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности.
Предпосылками появления в школе инноваций являются также процессы цивилизационных изменений в обществе. Школа поставлена в рамки, при которых просто обязана учитывать интересы и желания учащихся и их родителей при организации образовательного процесса, особенно в старшей ступени обучения. Поэтому наша школа стала одной из первых в районе, где было организовано профильное обучение на основе диагностики способностей обучающихся и с учетом их пожеланий. За последние пять лет школа выпустила несколько профильных классов, при этом профиль менялся с учетом запросов обучаемых и возможностей ОУ.
В данном инновационном процессе задействованы учителя предметники тех ШМО чей профиль более востребован участниками образовательного процесса. А это в свою очередь требует от педагогов продуманных решений при выборе образовательных программ и УМК. Выбор делает учитель, но решающее слово в вопросе будет ли эта программа реализовываться остаётся за методическим советом школы.
В 2007 году нашей школе была доверена апробация региональной программы «Омское Прииртышье». В рамках этой опытно-экспериментальной работы мы разработали преобразующий педагогический проект «Формирование положительного образа Омского региона» в рамках этой программы, который был успешно реализован на протяжении двух учебных лет. Управление данным процессов осуществлялось межпредметной творческой группой учителей литературы, биологии-экологии, географии, технологии, ИЗО и начальных классов. В июне 2009 года свои результаты мы представили на областном семинаре, где наши достижения были признаны достойными для подражания.
Ведя работу в направлении «Сохранение и укрепление здоровья школьников», как одного из приоритетных направлений в образовании на сегодняшний день в 2008/2009 учебном году педколлектив провел социологический опрос учащихся 5 – 11 классов об их отношении к вредным привычкам: проанализировал результаты ежегодного мониторинга здоровья учащихся нашей школы в динамике за последние пять лет, и на педагогическом совете, принял решение о разработке программы «Создание здоровьесберегающего пространства в ОУ». В рамках программы были намечены основные направления работы в области здоровьесбережения, пути их реализации, оценены имеющиеся ресурсы в ОУ. А в июне 2009 года выйдя на тесное сотрудничество с кафедрой воспитания и дополнительного образования ИРООО, нашему учреждению было предложено принять участие в реализации инновационного образовательного комплекса «Школа – территория здоровья». Коллектив школы принял предложение как своевременное и способствующее решению наших задач. И вот уже с декабря 2009 года школа № 4 работает в рамках регионального ИнКО «Школа – территория здоровья».
Проводимая работа строится по определённой схеме: координационный совет, действующий при кафедре ВДО ИРООО, координирует работу исполнительного совета напрямую взаимодействующего с координаторами образовательных сетей в состав которых включены ОУ. Вся образовательная сеть разделена на пять групп: южную, северную, западную, восточную и городскую. К координаторам стекаются результаты выполнения технических заданий. Их задача провести их первичную обработку и отправить в исполнительный совет. Работа в ИнКО ведется по пяти направлениям:
Ø Мониторинг здоровьесберегающей деятельности региона
Ø Реализация гигиенических условий ФГОС
Ø Реализация инновационных проектов в сфере физического воспитания
Ø Создание здоровьесберегающего пространства ОУ, внедрение здоровьесберегающих технологий
Ø Внеучебная деятельность ОУ спортивно-оздоровительной направленности.
За прошедший период мы получили и выполнили в рамках ИнКО ряд технический заданий, которые отражены в таблице № 1:
№ п/п
|
Техническое задание
|
Результат
|
1.
|
Оценить здоровьесберегающий потенциал ОУ
|
высокий уровень
|
2.
|
Провести мониторинг здоровья учащихся 1 – 11 классов
|
паспорт здоровья в каждом классе
|
3.
|
Принять участие в кампании «Здоровье – путь к успеху» в рамках Всемирного Дня здоровья
|
сертификат Всемирной Организации Здравоохранения за активное участие
|
4.
|
Провести мониторинг здоровья школьников в рамках международной научной программы (МНП) "Здоровье и поведение детей школьного возраста" 6, 8, 10 классов
|
сертификат Всемирной Организации Здравоохранения
|
5.
|
Принять участие в Общероссийском интернет-турнире «МодерниЗАция»
|
Размещены материалы педагогов школы на сайте http//www.upself.ru
|
6.
|
Принять участие в XI ВИП в конкурсе докладов и обсуждении темы «Здоровьесберегающая деятельность учителя в образовательном процессе современной школы: что её стимулирует и что сдерживает»
|
Педагоги школы приняли активное участие в обсуждении и в размещении материалов по данной проблеме на сайте http://pedsovet.org/
|
Как видите, по каждому заданию в рамках ИнКО имеется определённый результат.
Получаемые результаты по всем инновационным процессам регулярно анализируются, корректируются сначала в рамках работы творческих групп, ШМО, затем на заседании методического и педагогического советов и дальнейшая работа строится с учетом особенностей нашей школы.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что инновационные процессы, в каком бы направлении они не были, всегда способствуют повышению профессионализма педагогов и не позволяют останавливаться на достигнутом. Сейчас просто необходимо введение инноваций в образовательный процесс, на основании которых образование сможет перейти на новый, соответствующий современным потребностям общества в целом, родителей и учащихся в частности, уровень развития.
|
На: Инновационные процессы в образовательном учреждении - как им
Татьяна, рад за вас и вашу школу, искренне. Хотелось бы узнать побольше про организацию профиля у вас, потому как мы у себя только начинаем, пробуем это дело на вкус. Пока находимся на стадии формирования индивидуальных учебных планов учащихся и приучения к этому собственно учащихся и их родителей. И не сомневаюсь, что ваша школа без проблем сможет стать той самой "школой будущего", если уже ей не является (все таки сложно судить по одному тексту, но впечатление такое есть).
У меня есть одно ... не знаю как назвать... замечание что-ли. ) Мне с некоторых пор режет слух фраза "создание условий", особенно когда в таком ключе описывают какие-либо результаты. Ведь в данном контексте получается что ваш результат - это "созданные условия для самоопределения и так далее по тексту". Мне кажется, это трудно измерить. И условия это скорее не результат, а лишь инструмент его достижения.
Возможно я излишне придираюсь, но это лишь ИМХО .