Доклад Фоктовой Ларисы Александровны учителя русского языка и литературы МОУ ООШ д. Абодим Петровского района Саратовской области
Каждый педагог рано или поздно сталкивается с выбором эффективной технологии обучения. Этот выбор чаще всего обусловлен «социальным заказом» и ориентирован на модель выпускника современной школы. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не просто знание фактов, а способность ими пользоваться, не объем информации, а умение ее моделировать, не потребительство, а сотрудничество. Если в традиционном обществе еще можно было построить обучение путем трансляции учителем информации, то в наш век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Приоритетным сегодня является личностно ориентированное обучение. Оно предполагает такое педагогическое руководство, которое позволило бы учащимся проявить личностные функции (искать во всем смысл, строить образы и модели своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам и т. д.)
Американский психолог К. Роджерс однажды на лекции для учителей школ сказал, что никакие усилия не имеют смысла, если информация не принята ребенком. Задача учителя состоит не только в формировании знаний и умений, но и развитии избирательной способности учащихся, навыков рефлексии, ответственности, формирования образа собственного «Я». Традиционно школы знакомили учащихся с «продуктами» мышления, давали готовые знания, но редко демонстрировали «процесс». А как эти продукты были получены? Технология развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМЧП) раскрывает равные отношения между учителем и учеником в общении, в конструировании и рождении нового знания. Значит, движение от незнания к знанию превращается в интересный совместный поиск.
Критическое мышление дает возможность личности расти и развиваться, оно обращено к его индивидуальности. Однако самоанализ уроков в технологии РКМЧП выявил отдельные трудности:
- не на каждом уроке целесообразно использование технологии РКМЧП (на мой взгляд, наиболее продуктивно – на уроках изучения нового материала);
- на начальном этапе работы в технологии РКМЧП у учащихся возникают трудности из-за отсутствия навыков планирования работы, умений слушать и слышать другого, осознавать информацию, быть гибкими и настойчивыми, поэтому считаю необходимым проводить подготовительную работу;
- на уроке ребята много времени уделяют устной речи и самому мыслительному процессу, поэтому объем записей в тетради минимален.
Возникает вопрос: «Так стоит ли отказываться от традиционной технологии обучения в пользу инновационной?» Давайте сравним традиционную технологию с технологией РКМЧП.
Традиционная технология.
Действия учителя и учащихся
|
Технология РКМЧП.
Действия учителя и учащихся.
|
1. Этап постановки целей, актуализация
Учитель сам ставит перед учащимися цели, определяет, что «правильно», а что «не правильно». Ученики принимают цели и установки учителя.
|
1. Этап «Вызов»
Учащиеся анализируют знания по изучаемой теме и формулируют собственные цели-мотивы; учащиеся систематизируют информацию, выслушивают различные мнения, формируют свои суждения, развивают уверенность в ценности своих целей. Учитель направляет учеников, подбирая эффективные и интересные приемы обучения; учитель придерживается принципа «Нет неправильного мнения».
|
2. Этап изучения нового материала
Учитель излагает новую информацию (чтение, просмотр); выбирает пути достижения поставленных целей. Ученик их принимает.
|
2. Этап «Осмысление содержания»
Ученик отслеживает новый материал, сопоставляет его с имеющимися знаниями, ставит новые вопросы, готовится к обсуждению услышанного (увиденного). Учитель- источник информации, он следит за активностью учащихся, подбирает эффективные приемы работы.
|
3. Этап подведения итогов.
Учитель формулирует немногочисленные вопросы:
«Что вам понравилось на уроке? Что нового вы узнали?»
|
3. Этап «Рефлексии»
Хаос мыслей, новой информации структурируется, превращается в новое знание через обмен мнениями, вербализацию.
|
Сравнительный анализ доказывает превосходство технологии критического мышления над традиционной технологией:
- меняется целевая ориентация;
- ученик сам конструирует процесс обучения, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат;
- это рефлексивная технология, которая формирует самостоятельность мышления, возможность управлять образовательным процессом, влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса.
Однако, на мой взгляд, не смотря на все достоинства инновационной технологии РКМЧП ее необходимо интегрировать с традиционной технологией обучения для достижения наиболее эффективного результата. А на начальном этапе я бы предложила ввести курс подготовки «Критическое мышление. Занимательный русский язык».
Ж.Пиаже писал, что к 14-16 годам у человека наступает наиболее благоприятный этап для развития критического мышления. А я бы сказала так: «Критически мыслить может каждый, но не каждый хочет это делать». Моя основная задача как учителя: открывать перед ребятами новые горизонты, мотивировать их к самостоятельному поиску нового и интересного. Но для этого, безусловно, необходимы инновационные технологии обучения.
|
На: Традиционная или инновационная технология обучения: поиск и
Лариса Александровна, благодарю за участие в конкурсе докладов. Вы пишите: "...несмотря на все достоинства инновационной технологии РКМЧП, ее необходимо интегрировать с традиционной технологией обучения для достижения наиболее эффективного результата". Вы предлагаете введение курса подготовки как вариант организации подобной работы. А как конкретно это можно делать еще? Надеюсь на ответ.