В настоящее время в современных условиях, когда наблюдаются интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, стремительное вхождение России в мировое сообщество, смешение и перемещение народов и языков, необходимость владения иностранными языками осознается многими слоями общества. Постоянно растущие требования общества и времени к уровню владения английским языком ставят вопрос о повышении качества обучения по иностранному языку, о поиске новых технологий ведения урока, форм и методов, усилении мотивации к дальнейшему изучению английского языка в условиях отсутствия среды языкового общения. Иностранный язык - едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью «обучение общению»[3], и в этом смысле его значение трудно переоценить. Общение как деятельность человека становится не только целью, но и средством достижения этой цели
Но при поставленной таким образом цели она становится самоцелью. Цель же образования намного шире, чем приобретение определенных навыков и умений, а потенциальные возможности предмета “английский язык” значительно шире. Поэтому цель обучения английскому языку в данный момент можно сформулировать следующим образом: научить учащихся не только участвовать в коммуникации на английском языке, но и активно участвовать в становлении и развитии личности ученика. Целью обучения английскому языку на современном этапе становится не просто получение знаний и умений, а «определенных качеств личности»[1]. Естественно, все это не может не отразиться на методике обучения иностранным языкам в школе, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания иностранных языков.
Изучение английского языка в условиях же муниципальной школы сегодня имеет ряд недостатков, которые естественным образом влияют на уровень обученности английскому языку школьников. Современное обучение в муниципальной школе не имеет возможности общаться с носителями языка. Тем самым при отсутствии языковой среды общения условия обучения находятся в противоречии с самой сущностью предмета «иностранный язык».
В обучении английскому языку используются разные учебно-методические комплексы (авторы Старков А.П., Кузовлев, М.З.Биболетова, В.П., Верещагина. И.Н., Афанасьева О.В. и др.), которые по-разному решают проблемы целеполагания, изложенные в государственном стандарте. Поэтому грубой ошибкой является, на наш взгляд, «перескакивание» от одного УМК к другому без какой-либо адаптации последних, что, в конечном счете, создает неблагоприятные условия для изучения ИЯ учащимися, так как лексико-грамматический материал учебных пособий не совпадает ни тематически, ни по сложности его предъявления и автоматизации.
В процессе обучения иностранному языку, например, в школах Ершовского района не используются широко новейшие технологии, в школах отсутствуют лингафонные, интерактивные кабинеты. В связи с этим, практика свидетельствует, что существующий разрыв между интеллектуальными возможностями школьников, их интересами и тем, что они в действительности могут высказать на иностранном языке, постепенно разрушает мотивацию, которая поддерживалась в начале новизной предмета, стремлением, готовностью и желанием научиться общаться на изучаемом языке. В связи с этим актуальность данной темы определяется противоречиями:
между содержанием образования, которое требует творческого подхода в обучении и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний;
между реальным умением решать коммуникативные задачи на иностранном языке и недостаточно реализованным интеллектуальным и коммуникативным потенциалом учащихся.
Я учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми новых, более эффективных методик, методов и приемов обучения иноязычной культуре для поддержания устойчивого интереса детей к изучению иностранного языка, для создания и поддержания активной мотивации школьников к изучению английского языка в условиях отсутствия среды языкового общения. Признавая существование различных методов в современном процессе обучения английскому языку, следует отметить, что лидирующее положение занимает коммуникативный метод. С 2003 года в своей работе применяю коммуникативную методику обучения. При ее выборе руководствовалась требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом и условиями обучения в средней общеобразовательной школе. В своей работе опираюсь на методологические идеи о принципах коммуникативного обучения иностранному языку, разработанные Пассовым Е.И..
Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (и осуществляемые) методы и приемы, технологии, способствующие развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, созданию положительной мотивации к изучению языка, развитию и воспитанию школьников средствами иностранного языка.
В работе использую различные формы и методы, современные педагогические технологии для активизации познавательной деятельности учащихся в ситуации отсутствия языковой среды. Предпочтение отдается тем материалам, которые создают естественную речевую ситуацию общения и несут познавательную нагрузку, например, используя активные формы уроков (конференция, заочное путешествие по англоязычным странам, урок-дискуссия).B своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. В учебном процессе я активно использую проектную технологию, в том числе интернет-проекты и благодаря этому увеличивается возможность внедрения педагогических технологий, базирующихся на использовании проблемных заданий и ситуаций. Большие возможности представлены в использовании ролевых игр,когда ученик выступает в разных социальных ролях (врач, учитель, тренер, корреспондент, сын-дочь, любитель кино и т,д.). Ролевая игра требует знания различных учебных дисциплин (географии, истории, экономики). Подбор ролей формирует «активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества, чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки»[2].
Используемые формы и методы позволяют развить творческие способности учащихся, повысить уровень самостоятельной деятельности учащихся на уроке и дома, добиться определенных успехов во внеурочной деятельности учащихся, повысить качество успеваемости учащихся, развить личностные качества учащихся. Данные технологии, формы и методы относятся к личностно-ориентированным, которые можно рассматривать как продуктивные и обеспечивающие самоопределение и самоорганизацию, самообучение учащегося в процессе деятельности и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования языка.
Они усиливают коммуникативную направленность урока, создают положительную мотивацию к изучению английского языка при условии отсутствия языковой среды общения.
Литература.
1.Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Образовательная технология как инструментарий учителя. Центр «Педагогический поиск», Москва, 2003
2.Малова А.В. и др. Диалог культур. Развитие коммуникативной и лингвострановедческой компетенции учащихся. Английский язык. Изд-во «Панорама», г. Волгоград, 2006 год.
3. Новые образовательные стандарты по иностранным языкам – М.: АСТ/ Астрель, 2004
|