В докладе показываются существующие возможности использования сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса; представлены результаты экспериментальной работы по апробации модели методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, экспериментальная площадка, новая школа.
Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: по обилию нововведений и экспериментов. Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала. Это означает изменение способов, средств и методов обучения[4]. На современном этапе цель образования - обеспечить не только «оптимизацию профессиональной мобильности», но и предоставить человеку возможность осуществляться, формировать у него «постоянное желание учиться и создавать себя»[1].
Одно из направлений модернизации российской системы образования - создание экспериментальных площадок. Это означает, что возникающие экспериментально-инновационные проекты становятся продуктом творчества и инициативы самих педагогических коллективов[7].
Изменяющаяся социальная структура информационного века, созданная «сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство»[3] все чаще называется сетевым обществом, а взаимодействие в сетевых структурах – сетевым взаимодействием.
Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разработать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов. Сетевые взаимодействия открывают новые перспективы в сфере образования. Внедрение данных технологии в школе становится не просто веяньем времени, а жизненной необходимостью. Это позволяет вывести образование на качественно новый уровень. Назрела необходимость в разработке модели сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, в которой участвуют педагоги, учащиеся, родители.
В связи с этим наша школа второй год является региональной экспериментальной площадкой, которая работает по теме «Разработка и апробация модели методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов по организации проектной и исследовательской деятельности школьников в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды».
Актуальность организации данной формы работы обусловлена тем, что без ее использования не могут быть глубоко осмыслены вопросы модернизации образования. Формирование адекватных форм закрепления инновационного опыта мы видим в сетевом взаимодействии общеобразовательных школ, с целью распространения инновационного опыта, идей, методов их реализации. Построение образовательной практики интенсивным способом на основе сетевого взаимодействия приближает образовательные услуги к потребителям, позволяет сконцентрировать имеющиеся материально-технические, педагогические, интеллектуальные ресурсы.
Цель деятельности: подготовка педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых сообществах на мотивационном, информационном и практически-действенном уровнях.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
формирование мотивации и осознания необходимости включения в диалоговое взаимодействие;
формирование базовой информационно-коммуникационной компетентности педагогов, обучающихся и родителей, включая освоение им основных каналов сетевой коммуникации;
создание условий для овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, правилами сетевого этикета;
развитие навыков совместной деятельности в сети Интернет (в том числе с использованием социальных сервисов).
При реализации поставленных задач используются следующие формы работы:
· Мониторинги участников процесса;
· Тренинги; мастер-классы;
· Сетевые проекты;
· Создание и обновление школьного сайта;
· Обучающие проекты для учащихся и педагогов;
· Сетевые конкурсы, викторины, олимпиады,видеоконференции;
· Создание электронного журнала
В образовании школьников сетевое взаимодействие проявляется в таких формах организации обучения как дистанционные курсы, сетевые образовательные программы для самообразования; сетевые семинары, конференции, проекты; сетевые олимпиады, конкурсы, викторины, марафоны; и др.
Сетевая работа школы с родителями только начинает строится. Возможности современного Интернета позволяют выстроить открытый диалог с родителями, который в конечном итоге будет способствовать формулированию современных потребностей и запросов общества к образованию.
Однако внедрению и организация сетевых взаимодействий препятствуют различные факторы, среди которых дефицит «живого» общения; недостаточно высокий уровень компьютерной грамотности большинства российских педагогов; сложившиеся стереотипы (в том числе и в профессиональной деятельности), что делает актуальной проблему подготовки учителя к сетевому общению в системе дополнительного профессионального образования. Данные проблемы решаются в рамках обучающих тренингов, семинаров, курсов, проводимых на базе экспериментальной площадки.
Результатом работы региональной экспериментальной площадки сетевого взаимодействия в сети Интернет на базе нашей школы является формирование положительной мотивации к сетевому взаимодействию; повышение уровня профессионализма педагогов. Опыт работы региональной экспериментальной площадки свидетельствует о том, что реализация на практике модели методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов по организации проектной и исследовательской деятельности школьников способствует повышению уровня профессиональной компетентности ИКТ-активных педагогов, развитию навыков коллективной работы, удовлетворению образовательных и духовных потребностей личности.
Перспективами работы площадки является:
· организация сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями (обучение, проведение конкурсов, олимпиад в дистанционной форме);
· привлечение к сетевому взаимодействию всех участников образовательного процесса.
Феномен сетевого взаимодействия таит в себе огромный потенциал, но вместе с тем пока недостаточно изучен, практика его использования подлежит дальнейшему осмыслению. Следует отметить, что ценностью сетевого взаимодействия в образовательном процессе признается свободная, образованная личность, способная сохранять свою индивидуальность и, вместе с тем, способная к сотрудничеству в рамках открытого поликультурного пространства. К.Роджерс отмечал что «в свободной атмосфере один ум высекает искры из другого, свежее озарение одного человека побуждает множество творческих реакций у других»[5].
Таким образом, создание экспериментальных площадок сетевого взаимодействия – это важный результат политики модернизации системы образования. Такой характер взаимодействий более эффективен для качественного изменения систем ресурсного обеспечения, управления; обновления содержания образования и открытия новых возможностей для организации обучения и сетевого общения педагогов, учащихся и родителей. Именно поэтому наша школа становится новой.
Литература
1.Горбунова Л.Н. Дистанционное повышение квалификации: идущие навстречу // Дистанционное обучение: сборник статей. М.: 2006.
2.Змеёв, С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. М.:2003.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // АКТУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 2010-01-21
5.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994
6.Сетевое партнерство в образовании. – М.: Эврика, 2004.
7.upr.1september.ru Адамский А. МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
8.www.curator.ru/news/news_Конференция «Образование 2.0» (дата обращения 18.10.10)
|