Инновационная прививка
В 6:00 прозвенел будильник, 7:00 вышел на работу. С 8-ми до часу отвел уроки, потом до трех внеклассные... Потом с пяти репетиторство, к 20:00 приплелся домой, поужинал и в 22:30 – в койку.
- И где тут место инновациям? – спросит один.
На что другой ответит:
- Оглянись вокруг, сколько интересного происходит каждый день, сколько нового!
А ведь что такое инновация?
Инновация — это коммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуются введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.
[1]
Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена. (Википедия)
С.Ю. ГОЛОВИН. СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.
ИННОВАЦИЯ
(нововведение) - в социально-психологический аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Различаются социально-экономические, организационно-управленческие и технико-технологические инновации. Инновационная деятельность, не будучи формализуемым процессом, требует учета человеческого фактора, в частности - преодоления социально-психологических барьеров, возникающих на всех этапах ее развертывания. Преодолению социально-психологических барьеров инновационной деятельности способствуют:
1) учет установок, ориентации ценностных, этических норм поведения ее участников;
2) применение социально-психологических методов активного обучения работников для развития инновационных способностей, формирования готовности к восприятию и участию в инновации.
Понятие педагогическая инновация пока не дано точно и определенно, зато есть
Педагогическая инноватика — наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
Попробуем связать оба понятия.
Педагогическая инновация – это нововведение в педагогическую практику и науку, которое серьезно повысило эффективность процесса обучения, спроектировав при этом видение будущей системы, не нарушив традиционно сложившейся структуры. Поскольку инновация является продуктом творческого труда учителя, то она всегда будет носить ярко выраженные индивидуальные черты.
Итак, где-то далеко учитель создал инновацию. Нам бы хотелось ее использовать в своей школе. Как?
Вспомним наше детство. Все помнят прививки в медицинском кабинете? Правда, коленки всегда немного дрожали. А ведь все равно шли на это. А почему? Да надо так было, а потом уже узнали в школе про иммунитет. Или возьмем садовника. Как он прививает садовую культуру на дичка? Например, плодоносные черенок яблони можно привить на … рябину. И в конечном итоге получить плодоносящую яблоню. Почему он так делает? Да потому что знает, что черенку нужна питательная среда – то есть определенные внешние и внутренние условия для приживания.
А если взять и этот метод «прививки» применить в нашем случае? Что тогда надо учитывать.
Ну, во-первых, надо выяснить, что из себя представляет то, что мы хотим прививать: внешние данные, показатели развития, описание, отзывы, структуру, методику и прочее.
То есть, проще говоря, надо провести подготовительный этап. Для прививок – это выбор вакцины, а для садовника – вырез черенка и подбор саженца. Для нас же – это ряд семинаров, чтений, совещаний по знакомству с инновационным опытом.
А потом нужно создать ситуацию неизбежности проведения прививки: привели в медкабинет, необходимо расширить сад. А в школе – задействовать административный ресурс по созданию внешней мотивации, и, желательно, внутренней, если она не возникнет после подготовительного этапа.
И дальше – работа, анализ результатов, правка; снова работа, анализ, правка и так до тех пор, пока мы не получим результат. И никто не может утверждать, что результат будет положительный. Ведь мы помним, что инновация – результат труда человека, она глубоко индивидуальна. Но и полностью отрицательным результат не может быть. Ведь в практике учителей школы появятся какие-то приемы, действия, заимствованные из инновации, которые обогатят и разнообразят педагогическую систему учреждения.
Да, в таком случае нельзя будет говорить о качественном изменении системы, но произойдет не менее важное – количественное – изменение. А по законам диалектики, количество перерастает в качество. Происходит качественный скачок. Конечно этот процесс более долгий, чем прямая и удачная инновационная прививка, но качественный скачок не состоится, если их не производить.
То есть, стоит разобраться в том, где заложен секрет успешно инновационной прививки. Начиная новое дело, надо всегда учитывать условия и последствия. Условия, как мы знаем, могут внутренние и внешние, но есть еще главные, определяющие условия. Их трудно разглядеть, когда знакомишься с опытом успешной инновации. И порой такая слепота и становится залогом неуспешности. Я приведу пример из собственной практики. В течение пяти лет я прививал в свою пед.систему индивидуально-ориентированное обучение. Опыт красноярцев не давал мне покоя – так все здорово у них получилось. А у меня никак не выходило. Через пять лет я понял – мною не был учтен главный фактор – по этой системе работало целое учреждение, а не один педагог. Пришлось отказаться, но это не значит, что я ничего не приобрел.
Второе важное условие – надо всегда четко представить себе модель того, что мы можем получить в наших условиях, оценить свои возможности здраво. Иначе получится как у нас в городе в одной пилотной школе.
Школа стала испытательным полигоном стандартов нового поколения. Но, школа живет в здании, которому 70 с лишним лет и никакой критики для реализации новых стандартов не выдерживает. Что бы в прямом смысле слова «выкрутиться» из положения, школа заключила договор со школой искусств на проведение занятий. Теперь первоклашки дважды в неделю шагают за километр в школу искусств через ж/д переезд, что там петь, танцевать и рисовать. И все казалось бы замечательно, но … Начинатели этого эксперимента представляли себе четко последствия? Родители вынуждены «убегать» с работы, чтобы доставить, а потом забрать ребенка из школы искусств. Разве новые стандарты должны были этого достигнуть? Самое опасное, что никто не признает, никто не увидит в этой прививке ничего дурного.
И, наконец, третье: всегда здраво и критично оценивать ситуацию, привлекать к оценке независимых экспертов. Научиться принимать критику и выносить положительный опыт из отрицательного результата.
Вот тогда прививка от гриппа сработает, а вместо рябины вырастет пышная яблоня с вкусными плодами. А в школе произойдут изменения, которые будут на благо всем: и детям, и родителям, и учителю.
Проничев. С.В.
|
На: Инновационная прививка
Браво, Сергей Владимирович! Прекрасные аналогии: живо и поучительно!
С уважением В.А. Полякова
На: Инновационная прививка
Сергей Владимирович, Вы выбрали актуальную тему. Сейчас так много говорят об инновациях в педагогике. Многие школы перестраивают свою систему работы. И все таки "прививка" эта рискованная. Она связана с образованием, а значит с детьми. И потому, прежде чем ее сделать, надо очень хорошо все взвесить. Вы верно сказали, что "здесь нужно учитывать условия и последствия". В своем докладе Вы привели хорошие примеры, ясно и доступно раскрыли тему. Спасибо.
С уважением, Любовь Андреевна.