Идея мастерских пришла к нам из Франции. "Atelie" — так французские педагоги из общественной организации «Новое образование» называют мастерские письма. Параллельно используется слово "демарш" ("la demarche"). Но для русского слуха ни то, ни другое не годится! Поэтому у нас используется прямой перевод слова " atelie " — мастерская.
Педагогические мастерские появились у нас в начале 90-х годов XX века и сразу привлекли внимание методистов и учителей-словесников. Особенно заинтересовались ими специалисты из Санкт-Петербурга (И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, Н.И. Хлебович, Ж.О. Андреева и др.). Учителя, многократно приезжавшие из разных городов на курсы в Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства, заговорили о "петербургских педагогических мастерских".
Петербургские методисты опубликовали много статей, несколько авторских сборников и книг, посвящённых мастерским как новой педагогической технологии. Однако жанр мастерской иногда толкуется расширительно. Стоит разобраться, каковы "законы жанра" и почему нужны педагогические мастерские учителю литературы и его ученикам.
Педагогическая мастерская – особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Технологию педагогических мастерских называют диалоговой, полицентрической, рефлексивной – она связана с гуманистическим характером целей, взаимоотношений, деятельности участников мастерской.
Вот одно из первых определений, данных по-русски этому понятию: "Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия". Определение подчёркивает открытие нового и самостоятельность пути.
Чем отличается мастерская от прочих видов учебной деятельности?
На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге. Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, ответ на него заранее им же предопределен. Роль ведомых в этом случае неизбежно пассивна.
В мастерской педагог — наставник, по праву старшего и более сведущего дающий в руки младшего — ученика — карту и компас, с помощью которых прийти к открытию тот должен самостоятельно. Благодаря наставнику ученик добывает знания, для достижения цели объединяя свои усилия с усилиями одноклассников. Поэтому здесь маловероятна конкуренция, а одним из важнейших условий работы является доверительная, дружелюбная атмосфера.
Открытие, совершенное самостоятельно, помогает, с одной стороны, поверить в собственные творческие возможности, с другой — ощутить потребность в сотворчестве, поскольку «мастерская» всегда предполагает диалог между ее участниками. (Формы взаимодействия учитель продумывает при планировании заданий.)
Особенность этого совместного творческого труда — не прямая передача знаний, а коллективный поиск новой информации, осознаваемый школьником как необходимость, а наставник лишь помогает ему выйти из хаоса разрозненных представлений к гармонии приобретаемого знания.
Хорошо продуманная система заданий, вспомогательной опорной (противоречивой) информации и минимальное словесное вмешательство ведущего (монолог сведен к минимуму) обусловливают максимальную самостоятельность в продвижении всех участников педагогической мастерской к результату.
Отметим главные достоинства работы педагогических мастерских.
- Ученик способен достаточно быстро освоить новую для него тему, потому что самостоятельно добывает знания или обнаруживает в себе сокрытые творческие ресурсы.
- Ведущий занятие создает рабочую обстановку, чтобы участники мастерской сами в условиях коллективного труда смогли найти свой путь решения поставленной задачи.
Результат работы оправдывает время и силы, потраченные на подготовку мастерских. Приемы, используемые при их проведении, не противоречат методике традиционного урока, а дополняют то лучшее, что было и сохраняется в нашей отечественной педагогике. Такие занятия не следует рассматривать как альтернативу традиционному уроку.
Во-первых, подготовка настоящей авторской мастерской требует очень много времени. Во-вторых, как известно, однообразный тип заданий обычно снижает уровень интереса и работоспособности учеников.
Типы мастерских
- мастерская построения знаний,
- мастерская творческого письма (или просто — письма),
- мастерская построения отношений,
- мастерская ценностных ориентаций,
- мастерская по самопознанию,
- проектная мастерская и др.
Ученик, поработавший в мастерской построения знаний, уже не скажет о теории литературы, что она мертва. Она способна действительно ожить, и соприкосновение с ней будет животворящим, поскольку школьнику предоставляется право освоения «живого знания». Самостоятельно обретенные подростком знания воспринимаются участником мастерской как личное открытие, «присваиваются» им.
Мастерская творческого письма позволяет молодому человеку применить собственный глубинный жизненный - эмоциональный, нравственный, эстетический — опыт при выполнении конкретно поставленной задачи. Знание, приобретенное в процессе работы над определенной темой, органически соединяется с интуитивным чувствованием. Чувства и мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образы.
Основная задача ведущего мастерскую творческого письма — помочь детям обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души, найти индивидуально-неповторимую форму самовыражения в творческом акте, импульсом к которому может послужить яркое эстетическое впечатление.
Мастерская, что немаловажно, помогает участнику в какой-то мере понять состояние духовного подъема поэта, писателя, художника, композитора, скульптора в момент творческого озарения.
Приобретенный здесь опыт самопознания и миропознания часто становится незабываемым событием жизни, фактом духовной биографии. И, быть может, отступая перед новыми впечатлениями, уходит в глубь памяти, но остается точкой опоры для обретения новых знаний.
Созданные творческие работы оцениваются мастером поощрительно и вдохновляют учеников на дальнейшие поиски и успехи.
Сокровенные размышления, доверенные друг другу и учителю, не должны разглашаться без ведома на то самого автора. Сохранить тайну полученной информации — дело чести того, кому она доверена.
Всегда говорят и об алгоритме мастерской. Он, при возможной коррекции, должен сохраняться, если нужно провести успешное занятие. Одно из важнейших условий при создании мастерской — её материал должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий "прорыв" — открытие, потрясение, острое недоумение с озарением — то, что и делает мастерскую уникальной формой урока.
Алгоритм "мастерской построения знаний"
Первый этап — это индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Есть два необходимых условия такого задания: оно всегда опирается на личный опыт учащегося и — иногда парадоксально — связано со смыслом дальнейшей деятельности.
В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Дети формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения.
Например, в мастерской по философской лирике Тютчева «Вопросы или ответы?» предложим такое задание: "Представьте себе, что перед вами — великий мудрец. Вы можете его спросить, о чём захотите — самом важном для себя. Запишите, какие два вопроса будут первыми". Так мы получим основные вопросы, на которые обязательно захочется искать ответы.
В мастерской построения знаний «Как понять текст?» предлагается нарисовать на листе бумаги что-нибудь, понятное только автору рисунка. После обсуждения и попыток объяснения рисунков учащиеся выходят на проблему урока: Как понять текст?
На уроке по повести Н.В.Гоголя «Нос» предлагается вспомнить поговорки и фразеологизмы, связанные с носом; нарисовать носы разной формы; объяснить, что ощущает владелец такого носа.
Второй этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разберём нечто (текст?) на детали, а потом используем их как исходный строительный материал — можно и со своими "добавками". Например, давно уже предлагается ученикам восстановить "рассыпанное" стихотворение. А не попробовать ли на базе этих, а также дополнительно необходимых слов написать своё?..
Третий этап — это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и — осваивает все возможные открытия.
Иногда на четвёртом этапе нужна промежуточная рефлексия. Он очень важен, если, например, нам пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена. Здесь же часто появляется у участников работы потребность в новом или дополнительном знании — информационный запрос.
(Мастерская может поместиться и в 30-45 минут. Но этапы деконструкции и реконструкции могут повториться, а если продолжение через день-два, то понадобится и промежуточный индуктор. Вдохновить на продолжение мастерской способны и результаты чужой деятельности, творческие работы. В подготовленном классе их можно задать на дом.)
Пятый этап — обращение к новой информации и её обработка (разрыв). Что это будет? Словарные статьи, работы критиков? Фрагменты произведений, высказываний?..
Шестой этап — исправление или обновление созданного учеником (афиширование). Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое произведение — это индивидуальная или групповая работа.
Седьмой этап — итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, всепридуманные пантомимы разыгрываются... Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.
Последний этап — рефлексия. Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?
Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение и даже исцеление (особенно это видно в мастерских для взрослых). Логический "самоотчёт" нужен для саморазвития: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что... Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для каждой мастерской.
Хорошо, если удаётся провести рефлексию устно — высказываются все. Но часто нет времени — можно сделать это письменно за 5-8 минут. Тогда результаты прочитаем потом или вывесим их для всеобщего обозрения.
"Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской"4. Эти законы подробно рассмотрены в специальных работах.
Законы мастерской
Ценностно-смысловое равенство всех участников. (Учитель может участвовать в работе наравне с учениками.)
Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим учеником или станет окном в открытие.
Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний. Этому приходится учиться. (Особенно трудно не хвалить!) Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
Предоставление свободы в рамках принятых правил. Это означает возможность выбора своей темы и поведения в рамках общих задач и при условии взаимного уважения участников. (Тот, кто не хочет сейчас оглашать своё мнение, обязательно захочет потом — известно из опыта.)
Значительный элемент неопределённости, даже загадочности в заданиях. Только при этом условии возникает творчество.
Диалог — главный принцип сотрудничества. Диалог создаёт атмосферу постижения любого явления в разных цветах, которые вместе дают ощущение "радуги" мира.
Организация и перестройка реального пространства, в котором проходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной или групповой работы, место для инсценировок, пантомим и т.д. В реальной практике школы эта перестройка возможна полностью или в элементах. Например, если ученик отправляется сочинять в угол класса — имеет право.
Решительное ограничение практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. В идеале мастер формулирует задание и не отвечает на вопросы.
Что постоянно в мастерских
- Доброжелательные отношения, позволяющие вести диалог, в том числе в системе учитель-ученик.
- Законы проведения мастерской.
- Соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества.
- Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с произведениями, при взаимодействии с товарищами, с разными мнениями и реакцией на происходящее.
- Воспитательная составляющая занятия — связанная и не связанная с содержанием учебного материала (результат общения).
- Свобода выбора — в рамках заявленных правил — поведения, ассоциаций, собеседников, тем.
- Неочевидность результатов, их непредопределённость, а иногда и непредсказуемость.
- Психологическая насыщенность каждого из этапов мастерской, повышенная готовность ведущего к психологическому анализу, выводам и принятию немедленных решений.
- Постоянное побуждение к деятельности извне и внутри ученика.
- Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных — к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента — к целому...
- Тенденция к интегрированной деятельности и интегрированному знанию. Почти всегда подключаются философские, этические, культурологические, психологические проблемы и знания из разных наук и из жизни. Мастерская сама (законами построения) приводит к широкому полю познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.
Почему мастерские оказались нужны современному словеснику?
1. Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской даже по далёким от искусства предметам.
2. Работа со словом в мастерской становится первостепенной.
3. Мастерские — отличный способ развивать собственное "письмо", а значит, готовиться к сочинению.
4. Мастерские "запускают" ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего — поэзии.
5. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.
6. Очевидно развивающее воздействие мастерских, что не раз фиксировали на этапе рефлексии в разных мастерских сами старшеклассники. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.
|
На: Деконструкция (лекционный зал мастерской)
Очень понятно, доступно и интересно. Читаешь и сразу думаешь о том, что из этой методики (технологии) ты смогла уже применить, т.е. применяла в свей практике; а о чём ты даже понятия не имела. Спасибо за открытие НОВОГО!
На: Деконструкция (лекционный зал мастерской)
Потрясающе изложено, изящно и без "тумана". Прочитала с огромным интересом! СПАСИБО!
На: Деконструкция (лекционный зал мастерской)
Внимательно изучила материал.В момент перехода на новые стандарты обучения этот метод просто необходим! Спасибо большое за предоставленную возможность!
На: Деконструкция (лекционный зал мастерской)
Удивительно, как после знакомства с теорией о педагогической мастерской стало возможным рассмотреть эту технологию в организации уже проведённых мною уроков: то, что раньше ощущалось и задавалось интуитивно, теперь в моём сознании систематизировалось и приобрело конкретные понятия. Спасибо большое. С уважением, Какшина.
На: Деконструкция (лекционный зал мастерской)
Спасибо за предоставленный лекционный материал.Данная форма работы активизирует познавательную деятельность ученика, развивает творчество. Это очень важно в современном обучении и развитии учащихся.Учителю помогает построить интересный и плодотворный урок.
На: Деконструкция (лекционный зал мастерской)
Познавательный лекционный материал! Взяла на заметку. Спасибо!
сомишна
На: Деконструкция (лекционный зал мастерской)
Огромное спасибо за интересный и познавательный материал. Никогда раньше не вдавалась в такие подробности. Еще раз спасибо.
На: Деконструкция (лекционный зал мастерской)
Материал отражает суть мастерской как технологии обучения. С книгой А.А.Окунева "Как учить не уча, или 100 мастерских..." познакомилась еще в 1996 году. Есть скромный опыт реализации мастерской с коллегами в рамках повышения квалификации. Но тогда еще не было таких возможностей ИКТ! Думаю, что обращение к идее мастерской очень своевременно: и творчество востребовано, и возможности ИКТ огромные, и ФГОС требует коллективной работы. За материал спасибо!
На: Деконструкция (лекционный зал мастерской)
Внимательно изучила данный маткриал. С педмастерскими я уже была знакома еще 2000 году. Как - то ездила в Нижний Тагил на курсы. В книжном магазине попалась тоненькая книжечка педмастерских, автора не помню. С учителями в школе изучили технологию, опробировали на уроках. Понравилось, но не всем, новое приживалось очень долго. Сейчас новая встреча с этой технологией. Очень интересно! Согласна с Натальей Николаевной Котельниковой, что сейчас идея педмастерских будет востребована.
С уважением,
Нина Костоусова
На: Деконструкция (лекционный зал мастерской)
Огромное спасибо за теоретический материал. Еще раз с огромным удовольствием вспомнила известное (впервые о технологии проведения мастерских услышала на курсах повышения квалификции на лекциях Юнг Е.Л.). Долго не решалась попробовать. Решившись один раз, поняла-здОрово. Лучше получается в 5-6 классах.
Киселева Ирина Владимировна, учитель МБОУ "ООШ №7" г.Петровска
На: Деконструкция (лекционный зал мастерской)
Огромное спасибо за теоретический материал. Еще раз с огромным удовольствием вспомнила известное (впервые о технологии проведения мастерских услышала на курсах повышения квалификции на лекциях Юнг Е.Л.). Долго не решалась попробовать. Решившись один раз, поняла-здОрово. Лучше получается в 5-6 классах.
Киселева Ирина Владимировна, учитель МБОУ "ООШ №7" г.Петровска
На: Деконструкция (лекционный зал мастерской)
Сразу так не получится работать, надо поучиться. Одной теории мало, практика нужна. Посмотреть бы это еще, как работает технология
На: Деконструкция (лекционный зал мастерской)
Спасибо, Виктория Ивановна! В работе по ФГОСам (да и вообще любому современному педпгогу!) просто необходимо владение современными педагогическими технологиями. Я практикую технологию развития критического мышления. А вот с технологией творческих мастерских познакомилась впервые. Нашла много интересной и нужной информации. Не терпится освоить эту технологию и начать ее внедрение. Ещё раз СПАСИБО за очень интересный творческий конкурс. С уважением, Екатерина Владимировна Толстова.
С уважением, Екатерина Толстова
На: Деконструкция (лекционный зал мастерской)
На: Деконструкция (лекционный зал мастерской)
Виктория Ивановна, спасибо за предоставленный материал.
На: Деконструкция (лекционный зал мастерской)
Присоединяюсь к словам благодарности. Материал очень полезный.