Мне ближе первый путь анализа. После выразительного чтения можно попросить учеников за 2-3 минуты изобразить на листе бумаги с помощью цветных карандашей или фломастеров ассоциации, возникшие во время чтения стихотворения.
Мне ближе путь "От слова - к смыслу". Смысл нельзя передать, человек открывает смысл для себя. У А.А.Блока есть любопытное замечание о ключевых СЛОВАХ стихотворения: "Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них существует стихотворение".
Следуя логике Блока, посмотрите, коллеги, что выходит:
Двое... пожилой пассажир... с подругой... обращенных друг к другу... забывших себя... два света... исходит от них... в неизбежном предчувствии горя... кратковременной радости море... наклоняясь друг к другу... Бесприютные дети ночей... молча... их песенка спета... к счастью, не знали...
Наталья Николаевна, на мой взгляд, анализ ключевых слов стихотворения - движение к его пониманию. На первом этапе, безуслолвно, такой прием анализа будет эффективным. Спасибо!
Можно пойти путём, предложенным Мариной Сергеевной, - "сыграть" в ассоциации, "включив" воображение ребят. Только хочу подкорректировать задание.Марина Сергеевна предложила: "После выразительного чтения можно попросить учеников за 2-3 минуты изобразить на листе бумаги с помощью цветных карандашей или фломастеров ассоциации, возникшие во время чтения стихотворения".Что могут дети показать? Красочную палитру ощущений? Получим "цветовые пятна". Но ведь в тексте показаны очень взрослые отношения, а наши дети, к счастью, малоопытны. Давайте им поможем, подтолкнём их мыслительные возможности и предложим ряд изображений, например, таких:
Во многих классах есть компьютеры с выходом в Сеть. Предложим ученикам найти историю происхождения цветов или их символику. А затем выстроить ассоциативные линии: событие стихотворения - цветок; настоящее в тексте - будущее в воображении читателя. Я нашла вот что:
Цветок Аквилегия - символ глупости, а для кого-то это цветок эльфов, нереального мира.
Ромашка — символ семьи.
Канна в переводе означает "трубка, тростник". В соответствии с легендой выросла канна на месте костра, в который один из вождей враждующих племен бросил свернутый в трубку папирус с условиями мирного договора, после чего началась кровавая война. Огненно-красные лепестки канны и сегодня напоминают языки пламени. В Германии его называют цветком дождя, потому что покрывается каплями воды, «плачет» перед дождём.
А размышлять над рядом - дело наших умных детей.
Комментарий был изменен с момента создания (мечта, пн, 20/05/2013 - 21:11).
Здесь вы можете поделиться своими соображениями, какими путями анализировать стихотворение Н. Заболоцкого "Последняя любовь".
С уважением В.И. Громова