Чтение стихотворения (можно по группам). Найдите тропы в стихотворении. Дайте их определение, затем приведите примеры из текста.
Анафора: .....
Аллитерация: ......
Градация:.....
Сравнение:....
Метафора:....
Эпитеты:.....
1. Групповая работа
Задания.
а) работа по содержанию стихотворения - найти эпитеты, определение эпитетов, какова роль эпитетов в стихотворении
б) найти сравнения, роль сравнений в стихотворении.
в) метафора, роль метафор в стихотворении.
г) Какие образы взникли при прочтении стихотворения.
Работа в парах
1. Какова роль олицетворения в тексте?(найти олицетворение, определение)
2. Какова роль эпитетов?
3. Найдите сравнение. Какова роль в стихотворении?
4. Метафора. Определение и роль.
Закончи предложение: Эти средства придают ....
Письменная творческая работа "Анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения Есенина".
Примерный вариант работы.
Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение (заметался пожар). Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Метафора (и волос твоих цветом в осень) и эпитеты (голубой пожар, легкий стан) придают стихотворению плавность и поэтичность. Сравнение (как запущенный сад) конкретизирует образ геороя. Эти изобразительные средства придают яркость, необычность художественной картине мира.В данном стихотворении герой чувствует возможность обновляения,пишет, что может забыть про кабаки...только бы смотреть на возлюбленную!
Задание "Найди соответствие", составленное с помощью программы HotPotatoes (Горячий картофель). Детям необходимо верно соотнести изобразительно-выразительные средства. Ссылка НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ позволяет открыть в новом окне файл с чтением этого стихотворения Сергеем Безруковым.
(задание в прикрепленном файле в комментариях)
Самостоятельная работа.
Поэт использует различные средства изобразительности. Назовите тропы, дайте их определение. Напишите, с какой целью автор использует данный вид тропа в стихотворении:
- заметался пожар голубой ;
- и волос твоих цветом в осень;
- голубой пожар, лёгкий стан;
- как запущенный сад.
Работа в парах.
Найти в стихотворении изобразительные средства:
1. Олицетворение:...
2. Метафора:...
3.Эпитеты:...
4. Сравнение:...
-Как вы считаете, с какой целью С.А.Есенин использует эти изобразительные средства?
1. Работа в группах.
Задание 1 группе: найти метафоры.
2 группа - сравнение.
3 группа - эпитеты.
4 группа - олицетворение.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХотворения "Заметался пожар голубой" с другими стихотворениями Есенина. Коллективная работа:
- В чем заключается необычность, новаторство есенинских этитетов, сравнений и метафор? По какому признаку их легко отличить от изобразительно-выразительных средств других поэтов?
- Каковы особенности цвето-световой палитры стихов Есенина?
Примерный ответ:
Сине-голубой с золотом - это любимый есенинский цвет. Цвет русского неба, деревенской тоски от окружающей бескрайности. Без этого цвета у него нет почти ни одного стиховторения. Синим цветом залито все. И всегда он в отделке в золотом звезд, зорь, заката, золотых осин. Голубой цвет в стихах Есенина очень близок по своему значению к синему, , как близки эти цвета в самой природе. Его дополнительным оттенком у Есенина является то, что он дает радостное ощущение простора, широты, далекого горизонта: "пашня голубоя", "голубеющая вода", голубые двери дня", "голубая звезда", "голубая Русь" и т.д. Голубое и синее в своем сочетании служат созданию романтического настроения у читателя.
У Есенина на цвете построено все. Часто "цветом", а не музыкой стиха достигает он изумительных эффектов.
Наряду с анализом изобразительно-выразительных средств можно провести анализ звуковой, в т.ч. звукоцветого соответствия. В стихотворении преобладают гласные звуки. По отношению к норме имеется превышение гласных, передающих темные оттенки (черного и коричневого цвета) в 3,3 р.
Согласна с коллегами - групповая форма работы позволяет обсудить и быть в индивидуальном поиске.
Задания подготовить по группам: каждой группе по 2 средства изобразительности с обязательным заданием о роли и влиянии на эмоции ученика.
Без цветовых эпитетов Есенин немыслим. Отдельную группу озадачить расшифровкой их смысла (на примере подобранных учителем цитат)
|
На: Социоконструкция. Группа 3 (результат)
Работа плодотворная. Понравились заготовки : о чтении стихотворения наизусть учителем; провести исследовательскую работу по произведениям С.Есенина (Дмитриева Н.Е); поддерживаю работу в парах и составление плейкаста, синквейна - по выбору (Чупина Т.Н.). Интересно.
сомишна
На: Социоконструкция. Группа 3 (результат)
Девчонки, все молодцы! А я пытаюсь сделать полный анализ стихотворения, опираясь на ваши предложения.
На: Социоконструкция. Группа 3 (результат)
Надежда Николаевна! Творческого вдохновения!
Нина Костоусова
На: Социоконструкция. Группа 3 (результат)
На: Социоконструкция. Группа 3 (результат)
Спасибо, Тамара Анатольевна! Интересно.
сомишна
На: Социоконструкция. Группа 3 (результат)
Коллеги! Вы хорошо поработали над стихотворением. Молодцы!
Особенно мне понравились задания по анализу выразительных средств, предложенные Дмитриевой Е. Н. и Коростелёвой Т. А. Интересными мне показались темы для мини-сочинений "Любовь как пожар" (Костоусова Н. Н.), плэйкаста "Огонь любви" и синквейна "Любовь - пожар" (Чупина Т. Н.).
С уважением, Лариса Михайловна.
На: Социоконструкция. Группа 3 (результат)
Лариса Михайловна! спасибо за отзыв.
С уважением,
Нина Костоусова
На: Социоконструкция. Группа 3 (результат)
А еще интересный видеоролик в исполнении А.Бандеры. Изумительный очень!
Видеоролик " Заметался пожар голубой"
Нина Костоусова
На: Социоконструкция. Группа 3 (результат)
Использование элементов исследовательской деятельности позволяет "раскрыть душу" стихотворения. Спасибо)))
Киселева Ирина Владимировна, учитель МБОУ "ООШ №7" г.Петровска
На: Социоконструкция. Группа 3 (результат)
Уважаемые коллеги! Отличная работа! Хорошо поработали!