Прозвучала песня В. Кузьмина «Я не забуду тебя никогда».
Какие у вас возникли ассоциации? Запишите.
Любовь, разлука, печаль, слезы, потеря, несбывшиеся мечты, воспоминания и т.д.
Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Майским вечером 1866 г. Фет впервые услышал пение Татьяны Берс (ей было 15-16 лет), сестры Софьи Андреевны Толстой. Пение произвело на него огромное впечатление, и он назвал этот вечер «эдемским» (райским). Через 11 лет, в 1877 г., он вновь услышал пение Татьяны Берс (теперь уже Кузьминской), тогда-то и родилось это стихотворение Фета — одно из самых прекрасных о музыке и любви. [1]Следует заметить, что А. Фет в то время был уже в преклонных годах и стихотворение не о чувстве Фета к девушке, а о высокой человеческой любви.
[1]Фет А. А. Избранное. Коментарии // http://www.prosv.ru/ebooks/lib/52_Fet/5.html
Наталия Николаевна, спасибо, что Вы дали для нашей группы ход началу работы. Интересный индуктор у Вас получился.
Я выбрала вторую схему анализа.На мой взгляд, она проще. Для меня удобнее проводить анализ от слова к мысли. Несомненно, необходимо прочитать несколько раз стихотворение. А ещё лучше послушать.
Татьяна Николаевна! Мне кажется, что, когда возникли ассоциации, "картина" от услышанного, проще понять, какой смысл несёт каждое слово, с какой целью оно используется автором. В атмосфере возникших эмоций переживания лирического героя становятся ближе.
Но ведь эмоции возникнут при прослушивании стихотворения! Поэтому при работе со словом они только усилятся. Каким бы способ анализа не был, главное, дойти до сути.
Предложенный Вами анализ в результатах работы мне очень понравился. Ассоциаций море!
Комментарий был изменен с момента создания (09071968, пн, 20/05/2013 - 10:58).
Вторая схема анализа, конечно, проще. Но мне кажется, что первая схема отличается бОльшей глубиной. Интересно было бы проанализировать предложенное стихотворение в контексте творчества поэта и в контексте национального литературного процесса.
После индуктора, о котором я писала выше, и выразительного чтения стихотворения возможно предложить ученикам следующие вопросы для выявления восприятия.
- Какие чувства испытывает лирический герой?
- От чего возникают эти чувства? (любовь и наслаждение музыкой).
После этого можно разделиться на 2 группы: одна анализирует стихотворение с точки зрения любовных переживаний, другая – с точки зрения восхищения музыкой.
Можно послушать романс (музыка Н. Ширяева исп. Юлия Зиганшина) и посмотреть клип. Таким образом у нас получится воздействие музыкой, словом, живописью.
Комментарий был изменен с момента создания (NataliK, Wed, 22/05/2013 - 20:57).
Замечательный индуктор, Наталия Николаевна! Ещё один вариант - плейкаст (картина лунной ночи, текст "Сияла ночь...", музыкальный ряд - пусть тот же В.Кузьмин или кто-то из современных исполнителей). После просмотра каста возможны вопросы: Какие образы вы увидели? Какие чувства вы испытали? О чём будем говорить на уроке?
А в конце урока кто-то из коллег предлагал в качестве домашнего задания создать плейкаст. Хорошее задание. Как вариант - доработать каст учителя (скопировать и исправить на свой вкус или полностью изменить). А на следующем уроке обсудить суть изменений.
Здесь вы можете поделиться своими соображениями, какими путями анализировать стихотворение А. Фета "Сияла ночь...".
С уважением В.И. Громова