Уважаемые коллеги, по какому пути анализа мы пойдем? Втрой путь, на мой взгдяд, немного проще. Виктория Ивановна нам 2 пути предлагает. А мне вспомнилось учение в институте, когда предлагали около 2-х десятков планов анализа поэтического текста. В любом случае, лучше начать с выразительного чтения стихотворения. А если не прочесть, а прослушать? http://www.audiopoisk.com/?q=%D2%E0%F0%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9,+%C0%F0%F1%E5%ED%E8%E9
Комментарий был изменен с момента создания (Екатерина Толстова, Sat, 18/05/2013 - 15:18).
Людмила Николаевна, по - моему, просто замечательно!
У меня есть некоторые соображения по дальнейшему ходу анализа. Раз уж мы идем от слова к смыслу, тогда предлагаю произвести частичную деконструкцию текста: убрать некоторые слова из стихотворения (которые несут наиболее вважную семантическую нагрузку) и предложить ребятам заполнить пропуски (возьмем только первые 2 строфы):
То были ________ дождевые,
Летящие из света в ________,
По воле случая впервые
Мы встретились в _______день.
И только ______в тумане
Вокруг ______ фонарей
Поведали тебе заране
О близости любви моей...
Выслушиваем учащихся. Замечаем, что в первой строфе создается грустное настроение за счет ключевых слов (капли, брызги, тень, ночь, ненастный, дождливый). Просим ребят написать ассоциативный ряд к словам, которые они вставляли (капли - слезы, тень - ночь, мрак, пустота, страх). Вывод: тревожное, неспокойное состояние природы становится эмоциональным фоном, на котором происходит встреча лирических героев. Что она им сулит?...
Уважаемые коллеги, что вы думаете о таком виде работы? Можно ли его использовать или будут иные предложения?
Я предлагаю пойти по первому пути анализа, только заменить п. 4 певого пути на п. 4 второго, т.е. произвести сопоставление начала и конца стихотворения.
Раз уж мы начали с выразительного чтения, то предлагаю сразу вслушаться в звучание стихотворения. Вопросы: картина какого дождя нарисована автором? Это летний, проливной, весёлый или затяжной, осенний? Что в звучании стихотворения может подсказать нам ответ на этот вопрос?
Работаем со звукописью: Какие звуки задают звучание стихотворения, помогают создать настроение? Ищем ассонас.
То были капли дождевые, (ы, и, и, и)
Летящие из света в тень. (и, и, э, э)
По воле случая впервые
Мы встретились в ненастный день,
И ещё: предлагаем разделиться на микрогруппы и в них найти ответы на вопросы:
Найдите лексический повтор и определите, какую роль играет лексический повтор в стихотворении.
Найдите в тексте эпитеты и определите, для чего использует их автор.
Вспомните, что такое символы, определите, есть ли в произведении символы и для чего они используются.
Вспомните определение антитезы. Согласны ли вы с тем, что автор противопоставляет прошлое и настоящее? Обоснуйте своё мнение.
Здесь вы можете поделиться своими соображениями, какими путями анализировать стихотворение А. Тарковского "Ночной дождь".
С уважением В.И. Громова