Доводилось ли Вам видеть или слышать ночной дождь? Напишите синквейн или с помощью карандашей или красок нарисуйте ночной дождь.
Посмотрите на экран. ( Ролик "Романтика дождя", в котором звучит песня братьев Мищуков "Ночной дождь"). Предположите,о чем состоится разговор на нашем сегодняшнем занятии. "Ночной дождь". Так называется стихотворение Арсения Тарковского.
Возможные варианты прочтения:
- самим учителем
- чтение в исполнении мастера художественного слова ( запись)
- чтение заранее подготовленным учеником
Индуктор. (Вариант 1):
"Уничтожьте любовь - и наша земля превратится в могилу" (Роберт Браунинг).
-Как вы понимете данное высказывание?
- О чем сегодня пойдет речь?
(Вариант 2).
- Слушаем звук дождя.
Задание: запишите ассоциации к тому, что вы услышали.
-Запишите ассоциации к слову "ночь". Получились ли точки соприкосновения?
- О чем будет наш сегодняшний разговор?
- Первичное чтение (прослушать в мп3 формате, посмотреть видеоролик);
- Повторное медленное чтение, составление системы образов стихотворения.
Стебенькова Л.Н.
Толстова Е.В.
Структурный анализ.
Работа над содержанием стих - я
1. Какие предметные реалии ночного дождя рисуются взгляду поэта? Характерны ли они для ночного дождя
2. Выделите ключевые слова стих – я, которые, по мнению Блока, «светятся как звезды», «на остриях которых растянуто покрывало стихотворения».
3. Какие краски рисуют картину ночного дождя? Представьте стихотворение в цвете. Есть ли в стихотворении цвета, названные прямо?
(Радуги (мн.ч.) в тумане – разноцветье, но не яркое, приглушенное
неяркий свет фонарей - бледно – желтый
свет - бело – серый
тень – темно – серый, не черный, не мрак!)
Почему цветовая гамма именно такая?
Работа в группах
1. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс? аллитерацию?) Какую роль она играет?
( Ассонанс гласных А,О,У,И подчеркивает протяжность фразы. Взгляд скользит неторопливо с одного предмета на другой, пытаясь охватить необъятность осеннего дождя)
.2.Лексические особенности. Можно ли сказать, что стихотворение изысканно, вычурно, изукрашено, или оно намеренно простое? С чем это связано?
Какие лексические пласты использует автор (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?
3. Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи? Используются ли поэтом формы частей речи. Какую роль они играют в тексте?
4.Синтаксические особенности. Обратите внимание на количество предложений, их структуру. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?
Как все эти приемы способствуют созданию у читателя определенного настроения?
Работа над содержанием стихотворения (анализ текста на основе приема оппозиции):
1. Реконструкция текста (работа с 1 и со 2 строфами). Убираем ключевые слова. Ребята заполняют пропуски.
- Какой художественный прием преобладает в 1 и 2 строфах? (Оппозиция: свет - тень, ненастный день - радуга).
- В природе противоречия. А что можно сказать о чувствах героев? Что сулит им встреча? (Встреча в ненастный день предвещает печальный исход отношений лирического героя и героини. Но "радуги", рассказавшие о приближающемся чувстве, становятся символом радости жизни, счастья, которые приносит любовь).
- Почему, ощутив чувство любви, героиня поняла, что "как ни жила,... но мало, так мало на земле жила..." (ощущение полноты жизни, полёта дает человеку чувство любви).
4 Работа в парах. Внимательно прочитайте 4 строфу, подберите синоним к слову "светились". (Сияли, блестели, искрились). Почему автор использует именно этот глагол при описании лица лирической героини?
(Свет излучает душа влюбленной героини, от этого и капли светятся).
- Слово "слезы" несет двойственную семантику. Докажите это, обсудив в парах. (Плакать можно как от горя, так и от счастья).
- Какое слово противоположно по семантике слову "свет" ("светились") из следующих 2-х строк? ("Безумства"). Опять оппозиция. Любовь - светлое, окрыляющее чувство - приносит боль и страдания.
- Какой этап отношений героя и героини мы видим в последней строфе? (Отношения закончились, но воспоминания остались в сознании героя "Я голос твой далекий слышу..."
- Как соотносится картина природы, написанная в финале стихотворения, с душевным состоянием героев?
Стебенькова Л.Н
Толстова Е.В.
Анализ изобразительных средств
Работа в парах
Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, антитезу, перенос и т.д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема?
Как вариант заданий в микрогруппах: найти ответы на вопросы:
1. Найдите лексический повтор и определите, какую роль играет лексический повтор в стихотворении.
(И как ты ни жила, но мало,
Так мало на земле жила. - Повтор усиливает чувство сожаления о том, что героиня мало жила на свете)
2. Найдите в тексте эпитеты и определите, для чего использует их автор.
(Обратите внимание на то, что средств выразительности немного, в основном это эпитеты: ненастный день, неяркие фонари, голос далёкий - они носят эмоциональную окраску, создают тревожное, минорное настроение)
3. Вспомните, что такое символы, определите, есть ли в произведении символы и для чего они используются.
(В качестве символа здесь может выступать ненастный день, который имеет двуплановое звучание: это и просто дождливый, пасмурный день, и в то же время символ жизненных перемен, жизненных испытаний.
Лето, которое миновало, символизирует расцвет, вершину)
4. Вспомните определение антитезы. Согласны ли вы с тем, что автор противопоставляет прошлое и настоящее? Обоснуйте своё мнение.
(Во-первых, первая строфа - воспоминание о прошлом, о первой встрече, когда любовь, уже пережитая, воспринимается только как предчувствие будущего:
И только радуги в тумане
Вокруг неярких фонарей
Поведали тебе заране
О близости любви моей...
Во-вторых, финал стихотворения:
И дождь всю ночь стучит о крышу,
Как и тогда стучал всю ночь, -
говорит о том, что воспоминания героя о той ночи навеяны дождём)
Стебенькова Л.Н.
Чурикова Е.В.
Сопоставление начала и конца стихотворения
Как утверждает литературовед Холшевников, в любом поэтическом произведении существует лирический зачин, который настраивает читателя на определенную эмоциональную волну, и его концовка - то есть разряжение нараставшего эмоционального напряжения, вывод из размышления, обобщение частного случая.
Сравните первую и последнюю строфы стих–я. Как звучит начало? Финал? Опишите картины, нарисованные автором. Чего в них больше: схожести или разности? Какова связь между ними – уподобление, контраст и т.п.
Каким настроением проникнуты эти строфы? Каков итог лирического высказывания? Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?
Что можно сказать о композиции стихотворения? (Картина ночного дождя "обрамляет" стихотворение).
Найдите прием оппозиции в этих описаниях ("капли , летящие из света в тень" - "дождь стучит по крыше..."; тогда капли летели из света, а теперь дождь идет ночью (слово ночь повторяется 2 раза).
Стихотворение А. Тарковского "Ночной дождь" посвящено Марии Фальц, возлюбленной поэта. Мария Густавовна (немка по происхождению) была на 9 лет старше Арсения Алескандровича. Она была "соломенной" вдовой офицера Колобова, пропавшего без вести в гражданскую войну.
Несмотря на все препятствия Арсений и Мария встречались.
Даже после расставания Тарковский не мог забыть Марию. Он тяжело переживал её смерть. Ей посвящено около 20 стихотворений Арсения александровича.
2. О чем же это стихотворение? Определите его идею. (О великой силе любви, о страданиях, с которыми неизбежно связано настоящее чувство, о взаимосвязи человека и природы...)
В автобиографииА. Тарковский отмечал: «Главное для меня — это поэзия, которую я понимаю как жизнетворение»
Что такое “жизнетворение”? Почему, по - вашему, Тарковский считал, что поэзия способна “творить жизнь”?
Сообщение подготовленного к уроку ученика:
Есть предположение, что стихотворение «Ночной дождь» посвящёно Марии Фальц.
В Елисаветграде среди соседей Тарковских по Александровской улице была семья Густава Фальца, бывшего управляющего имения барона Фальц-Фейна. Он переехал сюда вместе с дочерью Марией и жил в небольшом доме, в которомныне располагается музей Арсения Тарковского. В доме-музее до сих пор сохранилась небольшая сцена. На ней, по свидетельству старожилов, проходили домашние спектакли и поэтические чтения, в которых принимал участие и Арсений Тарковский. Мария была немного близорукой, но очень привлекательной, умной, образованной, прекрасно пела и играла на рояле, особенно часто – Шопена. Она была неизменной «душой» тёплых музыкальных и литературных вечеров. С Тарковским их разделяла пропасть в 9 лет, что было в то время немыслимо для общего будущего. Однако именно Мария стала Прекрасной Дамой поэта, которой он всю жизнь так и будет посвящать стихи. Они расстались в 1925 году, когда Арсений уехал учиться в Москву, а она - в Ленинград. Есть сведения, что он приезжал к ней в 1926 году в Ленинград, но она предложила ему расстаться окончательно. Возможно, она уже знала, что больна и не хотела связывать молодого, много моложе её, поэта, перед которым брезжило большое будущее.
В 1932 году Марии Фальц не стало, она умерла от туберкулёза в доме своей сестры в Славянске. И Арсений Александрович тяжело переживал эту утрату.
- Стихотворение «Ночной дождь» Арсений Тарковский написал в 43-м году. Он уже больше года находился на фронте. Совсем скоро, в декабре,– тяжелое ранение, шесть операций и ампутация правой ноги...
Нам понятны его мысли и чувства, мы способны их разделить, значит, они свойственны человеку вообще...
Задание на выбор:
1. Написать эссе "Встреча в ночи..." (по впечатлениям от стихотворения "Ночной дождь")
2. Создать плейкаст "Ночной дождь"
3. Познакомиться с творчеством современного художникаЛ.Афремова. Какие строчки стихотворения можно соотнести с его картинами ?
Со звуками дождя очень интересно....Вообще, слушать дождь красиво. Сначала насторожили слова Роберта Браунинга. Но потом поняла, они как раз подходят к понятийному осознанию любви : любовь - слёзы, любовь-свет. Спасибо, коллеги, за работу!
Интересные формы работы предложены коллегами: реконструкция текста и создание ассоциативного ряда. Акцент переносится на эмоциональное, чувственное понимание и осознание произведения.
На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)
Мне понравилась работа над структурным содержанием стихотворения, задания для групп, предложенные Стебеньковой Людмилой Николаевной.
С уважением, Лариса Михайловна.
На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)
Очень подробный структурный анализ. Спасибо, Людмила Николаевна
На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)
Со звуками дождя очень интересно....Вообще, слушать дождь красиво. Сначала насторожили слова Роберта Браунинга. Но потом поняла, они как раз подходят к понятийному осознанию любви : любовь - слёзы, любовь-свет. Спасибо, коллеги, за работу!
сомишна
На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)
Очень понравился вариант анализа, предлагаемый Л.Н. Стебеньковой
На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)
Поддерживаю коллег. Анализ Л.Н. Стебельковой интересен.
На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)
Уважаемые коллеги! Мне понравились формы работы, которые Вы предлагаете.
На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)
С уважением В.И. Громова
На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)
Интересные формы работы предложены коллегами: реконструкция текста и создание ассоциативного ряда. Акцент переносится на эмоциональное, чувственное понимание и осознание произведения.
Марина Белова
На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)
У каждого можно найти какую-то изюминку.Спасибо всем.
На: Социоконструкция. Группа 1 (результат)
Молодцы, коллеги! Интересная работа у вас получилась. Особенно понравились индуктор и структурный анализ стихотворения. Хорошо поработали!