Используемые учебники и учебные пособия:
Урок русского языка в 7 классе. Лингвистический журнал «Я познаю наречие».
Ход урока.
1. Вопрос на засыпку.
Перечислите по порядку пять дней недели, не называя дни числительными и существительными. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Какую часть речи мы использовали?
У наречий много секретов, кое-какие загадки наречия мы разгадаем сегодня.
2. Словарная работа.
Лингвистический – лингвистика – языкознание – наука о языке.
Журнал - (франц. journal, первоначально — дневник), печатное периодическое издание. Первым журналом считается «Журналь де саван» («Journal des scavants», Франция, 1665). В России первый журнал — приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728).
«Страницы журнала»
Страница 1 «Историческая». Сообщение ученика. Из истории языка. Как понимать слово наречие?
Наречие – старое слово. Оно существовало в древнерусском языке, вошло в словарь древнерусского языка И.И. Срезневского, в котором отмечается его значение как части речи. Если попытаться определить этимологию (происхождение) этого слова, то придется выделить корень -реч-. Слово речь в древнерусском языке имело различные значения. Оно означало «язык», «слово», «решение», «вопрос», «дело», «глагол». Одним из них было название части речи, а именно глагола. Это значение и сохраняется в корне -реч-, входящем в слово наречие. Таким образом, связь между глаголом и наречием самая непосредственная.
Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает ‘приглаголие’. Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку (наглаголие)
Страница 2 «Морфологическая»
Работа с интерактивной картинкой-текстом.
Утром Сережа пошел на рыбалку. Он удачно закинул удочку и поймал на крючок крупную рыбу. Очень крупную! Сережа тянул ее вверх, а она билась внизу, под водой. Сгоряча он так дернул удочку, что леска оборвалась. Так обидно. Да еще эта рыба как шлепнет назло хвостом по воде! Хорошо, что никто не видел.
Можно ли данный отрывок назвать текстом?
- смысловая (тема «Рыбалка» и грамматическая связь: местоимения, повтор слов, глаголы одной формы)
Определение роли наречий.
Какую часть речи использовали в тексте? Какова роль этих слов? (живописует действие).
Согласитесь ли вы, что выделенные в тексте слова - наречия - обозначают признаки?
- обозначают когда, как, в какой степени, куда, где, почему, зачем что-то делается
- выделенные слова обозначают признак.
- не только предметы имеют признаки, но и действия.
Выписать вопросы с наречиями.
Наречие – часть речи, которая обозначает признак действия, признак признака, реже признак предмета.
Интерактивный текст.
Утро следующего дня выдалось удивительно теплым и солнечным даже для сентября.
Птицы заливались во всю, деревья, облитые червонным золотом, тихо шелестели, а облака текли по пронзительно голубому небу степенно и важно, и казались уютными и важными. Где-то звонко пела вода.
Какие из выделенных слов обозначают признак действия, а какие признак признака? Почему? Записать несколько примеров.
Наречие - неизменяемая часть речи, не склоняется, не спрягается, не имеет окончания.
Попытаемся дать определение наречия. Что мы называем наречием? Какие морфологические признаки имеет наречие?
Сравним то, что у нас получилось, с выводом в учебнике?
Страница 3 «Исследовательская»
Опознайте наречия. Исповедь, намертво, расчет, нараспашку, смотря, медвежий, справа, измучены, всмятку, безграмотно.
Можно ли вне текста определить, к какой части речи относятся слова «безграмотно», «глубоко», «далеко», «широко»?
- могут быть и прилагательными – краткая форма ср.рода, могут быть и наречиями. Твое письмо безграмотно. – Ты написал безграмотно. Он нырнул глубоко. – Озеро глубоко.
Чем отличаются наречия от прилагательных?
|
Наречия
|
Прилагательные
|
Обозначают признак
|
Действия или другого признака (предмета)
|
предмета
|
Отвечают на вопросы
|
Где, как, насколько, когда, почему, зачем? И т.п.
|
Какой? Каков?
|
Относятся
|
К глаголу, прилагательному, наречию, существительному
|
к существительному
|
Изменяются
|
Нет
|
По родам, числам, падежам
|
В предложении
|
Обстоятельство
|
Определение, сказуемое
|
Страница 4 «Этимологическая».
Этимология – происхождение слова или морфемы, а также раздел языкознания, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.
Рассказы учащихся
Вдребезги – на мелкие куски, осколки - от сущ. «дребезг» со значением «черепок, осколок». От данного сущ. в вин.пад. мн.числа с предлогом «В» образовалось наречие.
Дотла – без остатка, до основания – от сущ. «тло» со значением «дно, основание». От род. пад ед.числа данного сущ. с помощью предлога «до» и образовалось наречие дотла.
Завтра – произошло в результате слияния предлога ЗА и сущ. УТРО (заутра – так говорили 200 лет назад, т.е. после утра).
Страница 5 «Орфоэпическая»
Запомним произношение наречий: мельком, подолгу, тотчас, смолоду, сослепу, досыта, досуха, понизу, набок.
Зачем же надо помнить, как правильно произносятся слова?
Страница 6 «Лингвистический микроскоп».
Для чего используются наречия в текстах?
Работа с текстами.
Текст 1.
Лыжи сегодня не скользили, и я быстро устал.
Сев на рюкзак, я расстегнул полушубок, вытер вспотевший лоб и только теперь увидел, какой выдался денек.
Зимнее солнце хоть и поднялось невысоко, но дотянулось лучами до косогора, на котором я отдыхал. Все вокруг сверкало мириадами алмазных искорок… Очень красивы на фоне голубого неба были березы с роскошными кронами, щедро разукрашенными серебристым инеем.
Вертель Л. «Рождественская посылка».
Текст 2.
Тропинка спускалась вниз. Здесь начинался старинный парк. Справа от парка находится небольшой водопад, слева – овраг.
Сначала мы побродили по парку. Потом пошли смотреть на водопад, затем нам пришлось вернуться на стоянку.
- наречия позволяют более точно, более выразительно характеризовать действие, признак, предмет.
- связь предложений в тексте, во всех типах текста –
И в повествовании: Сначала он пришел. Потом сел на стул. Затем ….
И в описании – справа, слева, всюду
И в рассуждении – во-первых, во-вторых
Страница 7 «Тренировочная»
Составьте предложения, используя наречия. (Напишите словесный портрет человека).
Как можно улыбнуться (приветливо и радостно)
Как можно подойти (медленно, неожиданно, быстро)
Как можно смотреть (зло, грозно, нежно, пристально)
Тестовые задания.
1. Какие из утверждений являются неверными?
А) наречие – служебная часть речи
Б) наречие обозначает признак действий ли признак признака
В) наречие не склоняется
Г) наречие спрягается
2. Образуйте словосочетания глагол + наречие. Соединяя подходящие по смыслу слова
А. убраться 1. дотла
Б. ответить 2. взаперти
В. попасть 3. восвояси
Г. застать 4. вдоволь
Д. наиграться 5. врасплох
Е. сжечь 6. невпопад
Ж. сидеть 7. впросак
3. Определите, какое наречие, входящее во фразеологический оборот, пропущено в предложении.
1. Дела после нашего отъезда пошли ….и вкось.
2. Они шли по полю бок …
3. Чтобы угодить маме, он готов был вывернуться ….
4. Ему достаточно только поглядеть на человека, и он уже видит его ….