Урок русского языка по теме: «Предлог как часть речи».
Цели урока:познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
1.расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
2.развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; умение делать выводы.
3. формировать познавательные интересы.
Оборудование:компьютер, мультимедиа.
Ход урока:
I.Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, Я рада вас всех видеть! Сегодня прекрасный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне и друг другу.
Меня зовут Светлана Викторовна. Я проведу у вас урок русского языка.
Мы сегодня с вами будем пассажирами весёлого паровозика. Он провезёт нас по станциям, на которых вы узнаете много нового и интересного.
Давайте заполним проездные билеты.
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Отправляемся в путь. (паровоз и музыка). Мы прибыли на станцию
: «Словознайка», (слайд )
Запишите названия животных, которых вы увидите.
К доске выходят по одному и записывают слова через запятую.
Назовите безударную гласную, подчеркните.
Корова, петух, медведь, собака.
А теперь проверьте, правильно ли мы записали слова?
Проверка на экране. (слайд ). Поднимите руки у кого нет ошибок. У кого есть исправьте.
(слайд )Станция «Сочиняйка». Кто скажет, как называется домик, в котором живёт собака? (будка). Правильно, нам это слово нужно записать без ошибок.( рисунок будки на доску) Как вы назовёте будку для маленькой собачки? (будочка). Какой звук слышим в середине слова? (д). Молодцы, значит в середине слова будка, напишем букву «д». К доске выходит один и записывает слово будка на доске.(Рядом с будкой собака). Покажите, где может находиться собака? Составьте предложение. Запишите.
А ещё где? Составьте предложение, запишите.
1.Собака сидит в будке. – назовите главные члены предложения, подчеркните. (Собака сидит)
2.Собака спряталась за будкой.
3.Собака залезла на будку.
Молодцы, а как называются слова, с помощью которых мы определили место собаки, вы узнаете, собрав рассыпанные буквы.
(слайд )
П___Р____Д___Л___О___Г__Е .
Вот мы и определили тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь. ( слайд предлог.)
Ребята, посмотрите на записанные предложения и сделайте вывод о томкак пишутся предлоги с другими словами? (предлоги пишутся раздельно).
Слайд паровоз и музыка.
Мы прибыли на станцию «Узнавайка».
Откройте учебник на странице и прочтите правило. Такой же ли вывод мы сделали? (да, такой же).
Следующая станция «Упражняйка». На ней мы выйдем и отдохнём.
(слайд ).Посмотрите на экран. Прочтите стихотворение.
(я читаю, они слушают: самостоятельная работа)
Из школы, к морю, на машине,
У друга, с мамой, в магазине,
От дома, около буфета,
За поворотом, до рассвета
Грибы под деревом искал
А ты предлоги здесь узнал?
Выпишите предлоги, в строчку, через запятую. А теперь давайте проверим, правильно ли вы записали? (если можно провести взаимопроверку).
Проверка на экране. (слайд )
Из, к, на, у, с, в, от, около, за, до, под.
Как пишутся предлоги со словами? (предлоги со словами пишутся отдельно). (паровоз, музыка).
Станция «Исправляйка» (слайд ).
На экране стихотворение, которое называется «Где чей дом?»
Воробей живёт_______ крышей.
__ тёплой норке – домик мыши.
__ лягушки дом ___ пруду.
Домик пеночки - __ саду.
- Эй, цыплёнок, где твой дом?
- ОН ___ мамы ___ крылом?
Понятно ли вам, где чей дом? (нет). Почему? (нет предлогов). Давайте их вставим.
На экране внизу: под, в, у, в, в, у, под. Предлоги появляются в тексте. (слайд ).
Давайте прочтём. (Читают по одному предложению каждый ребёнок).
Итог урока:Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении).
Рефлексия:
Вот и закончилось наше путешествие. У вас на партах лежат смайлики. Каждый из них выражает настроение. Выберите тот, который соответствует вашему настроению, рассадите их в вагон, пусть паровоз отправляется дальше.