На первый взгляд эти понятия трудно сочетаются с представлениями об уютном детском садике, в котором дошколята проводят целые дни – смеются и плачут, дружат и ссорятся, «мартышничают», танцуют и поют, … растут, развиваются – готовятся к школе.
Однако, опыт других, а теперь и Ваш собственный показывает, что использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Еще в 1926 году профессор Ленинградского и Харьковского университетов Е.Г. Кагаров выделил 4 отличительных черты проектного метода:
1. детские интересы – главное;
2. проекты копируют различные стороны бытия;
3. дети сами себе определяют программу занятий и интенсивно ее выполняют;
4. проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
Давайте вместе пройдем по основным этапам проектной деятельности в ДОУ, осознаем их значимость и обменяемся опытом своей работы или изученными материалами по организации того или иного этапа с учетом 4-х отличительных черт по Е.Г. Кагарову.
Итак, начинаем с подготовительного этапа – выбор темы, привлечение родителей, создание проблемной ситуации… ведь проект дошкольника начинается с одного простого действия, вокруг которого “наматывается” клубок исследовательских ситуаций, наблюдений, которые вызывают вопросы и поиск ответов на них.
Пишите ответы в формате: «Я думаю… Я предлагаю… Я делаю так… Это позволяет… Дает возможность…»
Я работаю педагогом-психологом. Темы для проектов в моей деятельности, как правило, связаны с реальными событиями в жизни детей. Рождаются они, чаще всего, в ходе обсуждения, во время беседы с детьми. Например, когда мы посетили Гатчинский дворец, то дети стали меня спрашивать: "Живут ли во дворце привидения?". Дети должны быть обязательно заинтересованными, увлеченными этой проблемой, она должна быть для них личностно значимой. В ходе решения этой проблемы у ребенка должен произойти личностный рост. Обсуждение актуальных вопросов с детьми должно быть неформальным, в свободной, раскованной атмосфере. Иногда взрослому можно спровоцировать проблему. Например: "Что может случиться, если люди перестанут всего бояться?". Привлекать родителей к работе над проектом у меня лучше всего получается на родительском собрании. Я люблю привлекать к работе братьев, сестер и других членов семьи. Неоценимую помощь могут оказать бабушки с дедушками.
Американский философ и педагог Джон Дьюи сказал: "Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить".
Ещё на стадии задумки нашего проекта мы поняли, что самая трудная задача для нас, как для педагогов - это ненавязчиво подвести детей к теме, чтобы они смогли сами сформулировать вопросы, на которые в дальнейшем захотели бы ответить и продолжить работать в данном направлении. Поэтому мы считаем, что успех любого проекта во многом зависит от чёткой и продуманной работы на подготовительном этапе. Работа над любым проектом предполагает тесное сотрудничество и партнёрство педагогов, детей и родителей. Благодаря направленности на конечный результат и планированию практических действий достигается поставленная цель, повышается качество образования. Мы считаем, что использование проектной деятельности целесообразно для всех участников: педагогов, детей и родителей. Уже в дошкольном возрасте проектная деятельность развивает в детях активность, инициативность, учит систематизировать информацию, использовать свои знания в практической деятельности. Педагогам метод проектов позволяет расширить образовательное пространство, даёт возможность для самообразования и саморазвития. Участие родителей в проекте позволяет им стать полноправными участниками образовательного процесса и повысить компетентность в вопросах образования и развития детей.
Выбор темы проекта "Заколдованный Дед Мороз" обусловлен подготовкой к новогоднему празднику. Мы прочитали с детьми много художественной литературы, посмотрели мультфильмы, презентации про Новый год, Деда Мороза и Снегурочку, про сказочных героев. Дети стали задавать вопросы: "Откуда приходит Дед Мороз?", "Есть ли помощники у Деда Мороза?", "Кто может помешать Деду Морозу?", "Всем ли Дед Мороз приносит подарки?". Дошкольники очень заинтересовались подготовкой к новогоднему празднику в группе. В подготовительной группе "Светлячок" для детей с задержкой психического развития было всего 5 девочек и 12 мальчиков. Предстоящий год по восточному календарю был годом Кота. Поэтому я планировала ввести в сценарий отрицательного персонажа Кота. Я смоделировала для детей проблемную ситуацию: что нужно сделать, чтобы помочь Деду Морозу принести подарки и поздравить детей? Я предложила детям послушать несколько музыкальных произведений. Дети дожны были подумать, какие сказочные герои могут двигаться под эту музыку. Совместным обсуждением мы выбрали действующих лиц: 6 мальчиков-совят, 5 мальчиков-зайчиков и 1 мальчик-волк, 4 девочки-"феечки-волшебницы", 1 девочка-елочка. На родительском собрании я рассказала о выборе их детей и попросила поучаствовать в проекте, помочь подготовить костюмы. И работа началась ...
Здравствуйте, я работаю воспитателем в логопедической группе . В своей работе мы используем проектный метод.
По Кагарову : 1 детские интересы-главное.
Я с полностью согласна с этим требованием к проекту. При планировании нашего проекта, были созданы условия , чтобы каждый ребенок сам выбрал себе понравившиеся животное, о котором он хотел бы рассказать. Дети выбирали источники получения информации. Конечно, сам дошколенок не может приготовить сообщение , поэтому привлекаются родители. Мы вместе обсуждали, где можно получить информацию, как помочь ребенку ее оформить.Ребенок получает возможность быть самостоятельным, активным деятелем, который ответственен за результат. Ведь итогом будет его личная презентация.
2.Поекты копируют различные стороны бытия.
Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. ( Дети проводили опыты "Почему не видно зайца зимой", сравнивали и анализировали следы животных на прогулке , их голоса, делали поделки, рисунки лесных животных).
3.дети сами себе определяют программу занятий и интенсивно ее выполняют.
Дети обсуждали свои проекты, делились знаниями, интересными фактами, искали литературу,где встречается их герой, драматизировали сказки, используя атрибуты, маски.
4.проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение
Чтобы дети получили истинное удовольствие от презентации и оценки своих усилий , было организовано открытое занятие для родителей и педагогов сада. Дети презентовали свои работы и совместносозданную книгу " Что ты знаешь о лесных животных"( где были рисунки , рассказы, иллюстрации к сказкам, пазлы сделанные и оформленные самими детьми ).
Я думаю,что все критерии проектного метода Кагарова и сейчас используются, изменилось методическое оформление к работам.
Комментарий был изменен с момента создания (ya.irina47, чт, 17/12/2015 - 20:42).
Я работаю учителем-дефектологом с детьми с задержкой психического развития. Им характерны особенности: низкий познавательный интерес, скудный запас сведений об окружающем мире. Поэтому одной из любимых форм являются экскурсии и целевые прогулки по городу. На одной из таких прогулок мы с детьми обсуждали вопрос: "Из каких материалов могут быть построены дома?". Дети предлагали свои варианты: кирпич, камень, дерево. Один ребенок предложил в качестве строительного материала песок, что и послужило отправной точкой моего проекта. Мы решили с детьми узнать, можно ли построить дом из земли. Нашему городу повезло: его символом является уникальный, единственный в России памятник землебитного искусства - Приоратский дворец. Чтобы ответить на все вопросы мы отправились на экскурсию в Приоратский дворец, куда нас сопровождали родители. Родители также увлеклись работой над проектом. Так началась наша работа над проектом.
После проведения комплексного тематического занятия на тему "Космос" у детей возникли вопросы, такие как "Почему летают в космос?", "Почему луна идет за нами, когда мы движемся?". Мы, воспитатели, увидели, что тема о космосе очень интересна детям. Проект "Путешествие в космос" родился из интересов детей. Мы согласны с Римой Рифовной, что иногда взрослому можно спровоцировать проблему. Разместили в групповой комнате информацию про космос: книги для чтения, иллюстрации, схемы построек ракет из конструктора. Метод проектов дает возможность преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное, умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку. Дети вовлекают в проект родителей. Участие родителей в проекте побуждает интерес к познанию самих себя и детей. Надо видеть глаза детей, когда они приносят совместно сделанную работу, например, скафандр космонавта, который в дальнейшем используется с большим удовольствием в сюжетно - ролевых играх. В ходе совместной работы над проектом улучшается микроклимат в группе. Мы думаем, что условиями освоения каждого этапа является коллективная мысль деятельности воспитателей, что позволяет подключиться к целям и задачам детей, объединять усилия всех участников педагогического процесса. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Таким образом, метод проектов актуален в ДОУ.
Комментарий был изменен с момента создания (Любовь Т, вс, 20/12/2015 - 20:45).
Метод проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом организации личностно-ориентированного подхода к образованию. Этот метод направлен на социальное, интеллектуальное и творческое саморазвитие всех субъектов образования (и детей и взрослых). Темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Педагог, который прислушивается к детям, знает, что их интересует, найдёт много тем для проектов. Интересен предлагаемый зарубежными коллегами способ разработки тематических проектов, связанный с использованием так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что педагог задаёт детям три вопроса: «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что узнали?» Этот способ разработки проектов активно используют педагоги нашего ДОУ. В работе над проектами мы с коллегами используем следующий алгоритм действий:
1 шаг – интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение проблемы.
2 шаг - определение цели проекта, его мотивация.
3 шаг – привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
4 шаг – совместное движение взрослых и детей к результату.
5 шаг – совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
Использование метода проектной деятельности делает дошкольников активными участниками учебно-воспитательного процесса. В ходе работы над проектом ребёнок получает опыт самостоятельной деятельности, что в свою очередь развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создаёт привычку самостоятельно искать пути решения. Особенность метода проектов в ДОУ заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, воспитатели и специалисты ДОУ. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, творческие работы раскрывают способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.
В нашем проекте «Осенняя сказка» участие детей в театрализованной постановке стало большим стимулом для развития и совершенствования речи, а также способствовало развитию многих сторон личности дошкольников. Кроме того, этот проект направлен на обогащение знаний об окружающем мире и формирование у детей умения видеть красивое в природе и создавать красоту своими руками. Взаимодействие детей, родителей, воспитателя, учителя-логпеда и музыкального руководителя способствовало успеху проекта.
Комментарий был изменен с момента создания (ivanova2703, Wed, 23/12/2015 - 18:33).
- Я пришла работать в старшую группу детского сада, после многолетней работы с детьми раннего возраста. Была шокирующе удивлена, когда 2 человека из группы ответили на мой вопрос: "Какие вы знаете русские народные сказки?". Я считаю, что сказки - это мощь и сила нашего народа, иносказательно закодированная. В настоящее время, многие родители, чтобы занять детей, предлагают им просмотр фильмов и мультфильмов иностранного производства. Не все, взрослые, учитывают детские интересы. В результате дети плохо знают традиции, культуру, обычаи собственного народа. И мне представилась возможность закрасить белое пятно невежества, яркими красками народного творчества. Вначале проведения проекта, родителям были предложены анкеты с вопросами о чтении художественной литературы. В конце года ответы на вопросы этой же анкеты, нас очень порадовали.Наши усилия и выбранные направления работы по реализации проекта, в плане работы с родителями, были не напрасными.- Игровая деятельность по сказочным сюжетам, незримо, позволяет детям, исходя из опыта и знаний, копировать бытовые фрагменты жизни.- Фридрих Фребель, считал, что воспитывать ребенка необходимо, согласно его природосообразности, воспитание должно руководствоваться самораскрытием способностей детей, через разнообразные средства, а мы взрослые, помогаем раскрытию их внутренних тенденций. Я активно использую в своей работе, приемы и методы воспитания, предложенные Ф.Фребелем.- Планируя проведение проекта первого года: Знакомство с русским народным творчеством, с писателями - сказочниками России, я старалась полнее и шире представить собранный материал, совместно с родителями, детям. Очень надеюсь, что дети и родители поняли, прочувствовали, полюбили былины, сказки, народное творчество, ведь это все, сокровищница народного наследия. При знакомстве детей со сказками народов мира, собирая экспонаты и сказки для мини-музея Финляндии, обнаружили, что в Вырице творил Александр Ахола- Вало- финский Микеланджело. Познакомились с творчеством Александра, рассматривали его репродукции. При реализации проекта наши дети узнали много нового, интересного, не только о народном творчестве нашей страны, но и мира.
«Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы». М.Монтессори
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
Ирина Александровна Урмина старший научный сотрудник научно-образовательного центра факультета социальной работы Российского Государственного Социального Университета и Татьяна Александровна Данилина, заслуженный учитель РФ в своей книге “Инновационная деятельность в ДОУ” выделяют следующие особенности детского проектирования:
Все темы, предлагаемые проектом, должны быть интересны, посильны пониманию ребенка, с опорой на имеющиеся знания.
Чем меньше ребенок, тем проще проект.
Проекты в дошкольном возрасте отличаются несложностью, простотой.
Дошкольник должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения, при помощи педагога составлять план работы над проектом.
Именно поэтому мы создали проект «Моя любимая сказка», стараясь учитывать все особенности детского проектирования. И, как нам кажется, у нас это получилось.
"Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.Это весьма полезно,а поэтому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому,чтобы у них было, что делать",-говорил Я.А.Коменский.Я считаю ,что в проектной деятельности можно спланировать систему интересных занятий,игр,наблюдений,опытов и т.д.Способствоватьуглубленному изучению темы в разных видах деятельности,совместно с педагогами группы и родителями.Мы часто с детьми ходим в парк, к Березовому домику,у детей возникло много вопросов.Вот так появилась тема нашего проекта .Чтобы сконструировать портал "Маска"дети сосчитали сколько коллон в портал "Маске".Чтобы построить домик из воды,провели опыты с водой.Помогали нам в это родители,потому что изготовили много ледяных кирпичей.Все были очень довольны результатом. Находили сходство и отличие в ледяном домике и Березовом.В нашей деятельности нам всегда что-то надо делать, одна проблема переходит в другую. Дети постоянно знакомятся с новыми материалами .Работая над проетом мы провели большую работу, но еще планируем продолжать работать над проектом.
Проблема (социально значимая)… Продукт… Поиск… Планирование - проектирование… Презентация продукта… Самостоятельная деятельность...
На первый взгляд эти понятия трудно сочетаются с представлениями об уютном детском садике, в котором дошколята проводят целые дни – смеются и плачут, дружат и ссорятся, «мартышничают», танцуют и поют, … растут, развиваются – готовятся к школе.
Однако, опыт других, а теперь и Ваш собственный показывает, что использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Еще в 1926 году профессор Ленинградского и Харьковского университетов Е.Г. Кагаров выделил 4 отличительных черты проектного метода:
1. детские интересы – главное;
2. проекты копируют различные стороны бытия;
3. дети сами себе определяют программу занятий и интенсивно ее выполняют;
4. проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
Давайте вместе пройдем по основным этапам проектной деятельности в ДОУ, осознаем их значимость и обменяемся опытом своей работы или изученными материалами по организации того или иного этапа с учетом 4-х отличительных черт по Е.Г. Кагарову.
Итак, начинаем с подготовительного этапа – выбор темы, привлечение родителей, создание проблемной ситуации… ведь проект дошкольника начинается с одного простого действия, вокруг которого “наматывается” клубок исследовательских ситуаций, наблюдений, которые вызывают вопросы и поиск ответов на них.
Пишите ответы в формате: «Я думаю… Я предлагаю… Я делаю так… Это позволяет… Дает возможность…»
В добрый путь!