______________ Утверждаю:
Директор МОУ «Бессоновская СОШ »
Афанасьева З.И.
Приказ № ___ от «__»____2012г
Модифицированная образовательная программа
внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги»
для учащихся 1-4 классов
30 часов в год (1 ч. в неделю)
Срок реализации: 4 года
Возраст обучающихся: 6-10 лет
Педагог: Коротченко И.Н., учитель географии
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам:
1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений,
на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.
С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 1–4 классов.
Общая характеристика факультатива.
Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание факультатива «Экономика: первые шаги», её изучение даёт возможность:
- Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
- Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
- Развивать основы потребительской культуры;
- Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
- Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;
- Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
- Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Место факультатива в учебном плане.
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, всего 30 ч. В 2–4 классах — 1 час в неделю, всего 30 ч. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической
деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
При изучении факультативаученики получают знания о семье как экономической единице общества,о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собойтакие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему«Труд», школьник осознают, как важно бережно относиться к вещам, таккак они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом,актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают,как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членахсвоей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.
Содержание программы
1 класс
Я и моя семья
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Генеральная уборка»;
— игра «Я — хозяин большого дома».
Моё и чужое
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
Игровая и исследовательская деятельность:
— тема исследования «Как становятся собственниками»;
— игра «Страна Обмения».
Почему люди трудятся
Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в художественный музей;
— сюжетно-ролевые игры;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Все работы хороши
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).
Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.
Универсальные учебные действия:
— уважать труд людей разных профессий;
— классифицировать профессии по предмету труда;
— рассказывать о профессиях.
Практическая и игровая деятельность:
— встреча с человеком интересной профессии;
— рисование на тему профессий;
— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».
К концу обучения в 1 классе ученик узнает:
— что такое собственность;
— почему все люди трудятся;
— какие бывают профессии;
— как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:
— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы.
2 класс
Что нам нужно для жизни
Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.
Универсальные учебные действия:
— различать потребности по видам;
— определять потребности домашних питомцев;
— формулировать свои потребности.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
— рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».
Хочу, могу и надо
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).
Универсальные учебные действия:
— определять потребности своих близких;
— оценивать свои желания и возможности их реализации.
Практическая и игровая деятельность:
— рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».
Как товары и услуги исполняют желания
Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары. Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные
люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.
Универсальные учебные действия:
— соотносить виды товаров и место их приобретения;
— различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
— кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.
Практическая и игровая деятельность:
— изготовление изделий из природного материала для подарка;
— игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
— экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту;
— мастер-классы «Я умею и могу научить всех».
К концу обучения в 2 классе ученик узнает:
— какие бывают потребности;
— почему все потребности нельзя удовлетворить;
— какие бывают товары и услуги;
— где можно приобрести товары и услуги;
— почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.
К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться:
— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
— различать товары и услуги.
3 класс
Жила-была денежка
Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи. Необходимость обмена. Бартер.
Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. Купюры — бумажные деньги. Рубли и копейки — деньги России. Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.
Универсальные учебные действия:
— раскрывать причины возникновения денег;
— различать российские и иностранные деньги.
Практическая и игровая деятельность:
— рисование страны Натурального хозяйства;
— рисование денег страны Экономики;
— игра «Путешествие в страну Обмению»;
— рассматривание коллекций разных монет.
У всякого товара есть цена
Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача — это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара.
Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.
Универсальные учебные действия:
— объяснять, как оплачивают товары и услуги;
— определять размер сдачи при осуществлении покупки.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в магазин;
— игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.
Что нужно знать, чтобы товары покупать?
Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку.
Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?
Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.
Универсальные учебные действия:
— устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;
— выделять существенные характеристики товара.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;
— тема проекта «Реклама продукта»;
— исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»;
— изготовление упаковки для подарка.
Доход не бывает без хлопот
Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.
Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.
Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.
Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.
Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.
Универсальные учебные действия:
— производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;
— осуществлять простейшие экономические расчёты;
— планировать результаты экономии и бережливости.
Практическая и игровая деятельность:
— составление семейного бюджета, составление личного бюджета;
— нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;
— экскурсия в банк;
— игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;
— рисование банковской карты.
«Дом невелик, да лежать не велит»
Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.
Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.
Универсальные учебные действия:
— планировать результаты экономии и бережливости;
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры.
Практическая и игровая деятельность:
— путешествие в страну Минуток.
К концу обучения в 3 классе ученик узнает:
— о деньгах и их роли в жизни человека и общества;
— о доходах и расходах в семье;
— о формировании бюджета семьи.
К концу обучения в 3 классе ученик сможет научиться:
— составлять свой бюджет;
— отличать российские деньги от иностранных;
— рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи.
4 класс
Богатство и бедность
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Универсальные учебные действия:
— определять источники формирования богатства;
— сравнивать возможные пути распоряжения богатством;
— различать материальные и нематериальные ценности;
— обосновывать важность меценатства и милосердия;
— объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;
— тема проекта «Как распорядиться богатством»;
— тема доклада «Русские меценаты».
Труд — основа жизни
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Служба быта»;
— встреча с человеком интересной профессии;
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в художественный музей;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Как товары производят
Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.
Универсальные учебные действия:
— различать виды ресурсов;
— обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;
— уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— прогулка в парк за природным материалом;
— изготовление изделий из природного материала для подарка;
— игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;
— экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту;
— проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.;
— рисование на темы проектов.
К концу обучения в 4 классе ученик узнает:
— основные виды ресурсов;
— как производят товары;
— какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;
— почему налоги важны для существования государства.
К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:
— определять ресурсы, необходимые для производства товара;
— объяснять важность меценатства и милосердия.
Тематическое планирование «Экономика: первые шаги»
1 класс
Я и моя семья – 30 занятий
№ п/п
|
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
В том числе теоретических
|
В том числе практических
|
Дата проведения (плановая)
|
Дата проведения (фактическая)
|
|
Я и моя семья
|
9
|
6
|
3
|
|
|
1
|
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.
|
1
|
1
|
|
|
|
2
|
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи.
|
1
|
1
|
|
|
|
3
|
Важность уюта, целесообразность порядка в доме.
|
1
|
1
|
|
|
|
4
|
Игра: «Генеральная уборка»
|
1
|
|
1
|
|
|
5
|
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
|
1
|
1
|
|
|
|
6
|
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.
|
1
|
1
|
|
|
|
7
|
Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.
|
1
|
1
|
|
|
|
8
|
Игра: «Я — хозяин большого дома
|
1
|
|
1
|
|
|
9
|
Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья»
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Моё и чужое
|
6
|
4
|
2
|
|
|
10
|
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.
|
1
|
1
|
Подготовка исследовательских работ на тему: «Как становятся собственниками»
|
|
|
11
|
Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).
|
1
|
1
|
|
|
|
12
|
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
|
1
|
1
|
|
|
|
13
|
Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
|
1
|
1
|
|
|
|
14
|
Игра: «Страна Обмения».
|
1
|
|
1
|
|
|
15
|
Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»; защита исследовательских работ
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Почему люди трудятся
|
8
|
4
|
4
|
|
|
16
|
Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.
|
1
|
1
|
Подготовка проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
|
|
|
17
|
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.
|
1
|
1
|
|
|
|
18
|
Ценность труда людей разных профессий.
|
1
|
|
1 Ролевые игры: «В школу», «В магазин», «В библиотеку»
|
|
|
19
|
Экскурсия в школьную столовую.
|
1
|
|
1
|
|
|
20
|
Экскурсия в библиотеку.
|
1
|
|
1
|
|
|
21
|
Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
|
1
|
1
|
|
|
|
22
|
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
|
1
|
1
|
|
|
|
23
|
Итоговое занятие на тему: «Почему люди трудятся».
Защита проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Все работы хороши
|
7
|
5
|
2
|
|
|
24
|
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).
|
1
|
1
|
Подготовка проектов на темы: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»
|
|
|
25
|
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).
|
1
|
1
|
|
|
|
26
|
Как люди выбирают профессию.
|
1
|
1
|
|
|
|
27
|
Профессии членов семьи.
|
1
|
1
|
|
|
|
28
|
Как люди получают профессию.
|
1
|
1
|
|
|
|
29
|
Встреча с человеком интересной профессии.
|
1
|
|
1
|
|
|
30
|
Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши».
Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Итого
|
30
|
19
|
11
|
|
|
2 класс
Что нам нужно для жизни – 30 занятий
№ п/п
|
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
В том числе теоретических
|
В том числе практических
|
Дата проведения (плановая)
|
Дата проведения (фактическая)
|
|
Что нам нужно для жизни
|
7
|
4
|
3
|
|
|
1
|
Потребности — это всё то, что требуется для жизни.
|
1
|
1
|
|
|
|
2
|
Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров»
|
1
|
|
1
|
|
|
3
|
Игра: «Собери портфель»
|
1
|
|
1
|
|
|
4
|
Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).
|
1
|
1
|
|
|
|
5
|
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.
|
1
|
1
|
|
|
|
6
|
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.
|
1
|
1
|
|
|
|
7
|
Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для жизни».
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Хочу, могу и надо
|
7
|
5
|
2
|
|
|
8
|
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.
|
1
|
1
|
|
|
|
9
|
Рисование на темы: «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».
|
1
|
|
1
|
|
|
10
|
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания.
|
1
|
1
|
|
|
|
11
|
Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь.
|
1
|
1
|
|
|
|
12
|
Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения).
|
1
|
1
|
|
|
|
13
|
Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).
|
1
|
1
|
|
|
|
14
|
Итоговое занятие на тему: «Хочу, могу и надо»
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Как товары и услуги исполняют желания
|
16
|
8
|
8
|
|
|
15
|
Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить.
|
1
|
1
|
|
|
|
16
|
Экскурсия в магазин
|
1
|
|
1
|
|
|
17
|
Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары.
|
1
|
1
|
|
|
|
18
|
Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.
|
1
|
1
|
|
|
|
19
|
Игра «Магазин», «Супермаркет», «Ярмарка».
|
1
|
|
1
|
|
|
20
|
Продавец — профессия человека, который продаёт товары.
|
1
|
|
1
|
|
|
21
|
Покупатель — человек, покупающий товары.
|
1
|
|
1
|
|
|
22
|
Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.).
|
1
|
1
|
|
|
|
23
|
Услуги — действия, которые оказывают человеку различные
люди и организации (учреждения).
|
1
|
1
|
|
|
|
24
|
Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.
|
1
|
1
|
|
|
|
25
|
Экскурсия на почту
|
1
|
|
1
|
|
|
26
|
Экскурсия в парикмахерскую
|
1
|
|
1
|
|
|
27
|
Экскурсия в амбулаторию
|
1
|
|
1
|
|
|
28
|
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека.
|
1
|
1
|
|
|
|
29
|
Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.
|
1
|
1
|
|
|
|
30
|
Итоговое занятие по теме: «Как товары и услуги исполняют желания»
|
1
|
|
1
Изготовление поделок из природного материала
|
|
|
|
Итого
|
30
|
17
|
13
|
|
|
3 класс
Жила-была денежка
№ п/п
|
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
В том числе теоретических
|
В том числе практических
|
Дата проведения (плановая)
|
Дата проведения (фактическая)
|
|
Жила-была денежка
|
9
|
5
|
4
|
|
|
1
|
Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками.
|
1
|
1
|
|
|
|
2
|
Рисование страны Натурального хозяйства
|
1
|
|
1
|
|
|
3
|
Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи.
|
1
|
1
|
|
|
|
4
|
Необходимость обмена. Бартер. Игра «Путешествие в страну Обмению».
|
1
|
|
1
|
|
|
5
|
Как появились деньги.
|
1
|
1
|
|
|
|
6
|
Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. Рассматривание коллекций разных монет.
|
1
|
|
1
|
|
|
7
|
Купюры — бумажные деньги. Рисование денег страны Экономики.
|
1
|
|
1
|
|
|
8
|
Деньги России - рубли и копейки.
|
1
|
1
|
|
|
|
9
|
Валюта — иностранные деньги. Что такое курс валюты.
|
1
|
1
|
|
|
|
|
У всякого товара есть цена
|
4
|
2
|
2
|
|
|
10
|
Деньги — средство для оплаты товаров и услуг.
|
1
|
1
|
|
|
|
11
|
Что показывает цена товара. Что такое сдача.
|
1
|
1
|
|
|
|
12
|
Экскурсия в магазин.
|
1
|
|
1
|
|
|
13
|
Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Что нужно знать, чтобы товары покупать?
|
7
|
4
|
3
|
|
|
14
|
Свойства товаров: цена и качество.
|
1
|
1
|
|
|
|
15
|
Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку.
|
1
|
1
|
|
|
|
16
|
Покупатель имеет право на покупку качественного товара по закону.
|
1
|
1
|
|
|
|
17
|
Сочинение-исследование «От чего зависит цена молока?»
|
1
|
|
1
|
|
|
18
|
Чек как документ, подтверждающий покупку. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
|
1
|
|
1
|
|
|
19
|
Реклама как источник информации о различных товарах и услугах.
|
1
|
1
|
|
|
|
20
|
Разработка проектов «Реклама продукта», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Доход не бывает без хлопот
|
5
|
2
|
3
|
|
|
21
|
Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью.
|
1
|
1
|
|
|
|
22
|
Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.
|
1
|
1
|
|
|
|
23
|
Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Практическая работа «Составление семейного бюджета, составление личного бюджета»
|
1
|
|
1
|
|
|
24
|
Банк как место сбережения и накопления денег. Экскурсия в местное отделение сбербанка.
|
1
|
|
1
|
|
|
25
|
Игра «Банк». Рисование банковской карты
|
1
|
|
1
|
|
|
|
«Дом невелик, да лежать не велит»
|
4
|
3
|
1
|
|
|
26
|
Семейное хозяйство.
|
1
|
1
|
|
|
|
27
|
Экономия и бережливость.
|
1
|
1
|
|
|
|
28
|
Способы экономии
|
1
|
1
|
|
|
|
29
|
Игра «Путешествие в страну минуток»
|
1
|
|
1
|
|
|
30
|
Итоговое занятие
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Итого
|
30
|
16
|
14
|
|
|
4 класс
Труд – основа жизни
№ п/п
|
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
В том числе теоретических
|
В том числе практических
|
Дата проведения (плановая)
|
Дата проведения (фактическая)
|
|
Богатство и бедность
|
8
|
6
|
2
|
|
|
1
|
Как создаётся богатство.
|
1
|
1
|
|
|
|
2
|
Источники богатства государства
|
1
|
1
|
|
|
|
3
|
Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности»
|
1
|
|
1
|
|
|
4
|
Источники богатства человека
|
1
|
1
|
|
|
|
5
|
Важность знаний в создании богатства.
|
1
|
1
|
|
|
|
6
|
Богатство и культура. Богатство и милосердие.
|
1
|
1
|
|
|
|
7
|
Проект на тему «Как распорядиться богатством»
|
1
|
|
1
|
|
|
8
|
Налоги. Значение налогов.
|
1
|
1
|
|
|
|
|
Труд — основа жизни
|
10
|
7
|
3
|
|
|
9
|
Ценность и значимость труда.
|
1
|
1
|
|
|
|
10
|
Труд как потребность человека.
|
1
|
1
|
|
|
|
11
|
Заработная плата.
|
1
|
1
|
|
|
|
12
|
Трудовые награды. Встреча с человеком интересной профессии, имеющем награды за труд
|
1
|
|
1
|
|
|
13
|
Важность учебного труда школьников.
|
1
|
1
|
|
|
|
14
|
Результат труда. Проект «Трудовые награды в моей семье»
|
1
|
|
1
|
|
|
15
|
Причины различий в оплате труда
|
1
|
1
|
|
|
|
16
|
Результатом труда людей является продукт труда
|
1
|
1
|
|
|
|
17
|
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
|
1
|
1
|
|
|
|
18
|
Экскурсия в сельскую библиотеку
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Как товары производят
|
12
|
4
|
8
|
|
|
19
|
Ресурсы для производства товаров
|
1
|
1
|
|
|
|
20
|
Прогулка в парк за природным материалом
|
1
|
|
1
|
|
|
21
|
Изготовление изделий из природного материала
|
1
|
|
1
|
|
|
22
|
Мастера, люди, которые создают товары
|
1
|
1
|
|
|
|
23
|
Производители — люди, которые создают (производят) товары
|
1
|
1
|
|
|
|
24
|
Важность труда людей разных профессий.
|
1
|
1
|
|
|
|
25
|
Рисование на тему проекта «Как хлеб к нам на стол пришёл»
|
1
|
|
1
|
|
|
26
|
Экскурсия на 2-ой производственный участок колхоза имени Фрунзе – знакомство с работой механизаторов
|
1
|
|
1
|
|
|
27
|
Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы)
|
1
|
|
1
|
|
|
28
|
Экскурсия в теплицы колхоза имени Фрунзе
|
1
|
|
1
|
|
|
29
|
Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы)
|
1
|
|
1
|
|
|
30
|
Итоговый урок за год. Игра «Угадай профессию»
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Итого
|
30
|
17
|
13
|
|
|
|
Рабочая программа по "Экономика - первые шаги"
Ираида Николаевна, очень нужная программа представлена Вами.СПАСИБО! Хотелось бы, что бы Вы добавили описание игр "Я-хозяин большго дома", "Страна Обмения" "Страна Минутки". Искала описание игр в яндексе, не нашла. У кого есть описание таких или похожих ролевых игр, прошу выставить или написать мне. Спасибо.