Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Создание целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника

Выберите действие:

Фото пользователя Елена Хаимовна Рябченко
Submitted by Елена Хаимовна Рябченко on Wed, 13/02/2013 - 07:39

 

                                                        Рябченко Елена Хаимовна,  учитель начальных                                                             классов  БОУ г. Омска  «Гимназия № 43» 

  Работа с родителями

Создание целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника

 «Правильное воспитание – это наша счастливая старость,                                                                                             плохое воспитание – это наша вина перед другими людьми,

перед всей страной»  

А.С.Макаренко

Современное российское образование нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Обучение  и воспитание в классах, которых я работаю, отражает личностно – ориентированный и деятельностный  подход и реализует дидактические принципы системы Л. В. Занкова. В основании проектирования воспитательного процесса в классе лежат методологические принципы, выделенные  А.Г. Асмоловым, с применением  методики коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.

Задачи воспитания направлены на развитие личности, принятие духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

 Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье, поэтому учебный и воспитательный процесс строю в тесном сотрудничестве с родителями  для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка. Взаимодействие школы и семьи, педагога и родителей необходимо в целях максимального развития ребёнка. Опыт моей педагогической деятельности показывает, что творческое сотрудничество с семьей активно пропагандирует положительный опыт семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности. Открываются широкие возможности совместной деятельности в общем деле: общие праздники, обсуждения, поездки, трудовая деятельность, акты социальной благотворительности и прочее.

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основная цель работы с родителями – укрепление сотрудничества семьи и школы, формирование единого воспитательного пространства.

Задачи, поставленные мною, как классным руководителем, совпадают с желаниями родителей:

- повышать культурный уровень семьи и формировать навыки бесконфликтного детско-родительского общения;

- создавать условия для совместной деятельности родителей и детей;

- познакомить родителей с процессом адаптации первоклассников к школьному обучению;

- научить родителей оказывать необходимую поддержку своему ребенку;

- выявлять общий уровень психолого-педагогической подготовки родителей и понимания ими проблем семейного воспитания;

- создавать условия для развития личностной зрелости родителей;

- вовлекать родителей в воспитательный процесс гимназии.

Формы общения с родителями:

Индивидуальные собеседования.

Консультации.         

Психологическая поддержка.

Пресс – конференция с родителями в конце или начале учебного года с  приглашением учителей предметников, психолога, логопеда, социального педагога, завучей, директора гимназии.  Это собрание проводится в форме вопросов и ответов. Совместные занятия для родителей и детей.     

Тренинги.

Совместные занятия детей и родителей. 

Семейные мероприятия для детей.

Проведение деловых игр и упражнений с родителями.

Лекции и семинары. Лекции построены таким образом, чтобы у родителей имелась возможность записывать интересующую их информацию, получать ответы на вопросы, возникающие при освещении конкретной темы, выражать своё мнение на групповое обсуждение. Вносить свои предложения.

Диагностика сопровождает каждое направление, давая возможность раскрыть практическую сторону определённых тем, получить информацию необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей для дальнейшего планирования работы.

Основные направления деятельности:

  1. Повышение информационной и коммуникативной культуры, как детей, так и родителей.

 Мы не можем сегодня забрать у ребёнка возможность пользоваться техническими достижениями человечества, но можем научить правильно их использовать.

  1. Пропаганда  здорового образа жизни.

Здоровье – одна из самых больших личных жизненных ценностей.

Соблюдение правил личной гигиены. Режим дня.

  1. Организация работы Академии  любящих родителей.

 Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка.

  1. Психолого - педагогическое просвещение родителей через родительские собрания и консультации.
  2.  Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
  3. Защита интересов и прав ребенка в трудных семьях.
  4. Создание  максимально безопасных условий для активной деятельности ребенка.

Формирование у детей наблюдательности, внимания, умения быть предусмотрительными поможет предотвратить многие неприятности.

  1. Семейные традиции. 

Формирование умений организовывать семейный досуг.

  1. Формирование единого воспитательного пространства «семья-школа».
  2.  Формирование навыков выполнения школьных домашних заданий.

Родительское собрание– ключевой момент взаимодействия с родителями, на котором решаются важные задачи:

  1. Взаимная договорённость об основах воспитания ребёнка.
  2. Единство требований и стиля отношения к ученику.
  3. Сопереживание за успехи и неудачи.
  4. Активное участие в становлении классного коллектива.
  5. Совместная деятельность педагога, детей и родителей в подготовке экскурсий, поездок, посещений театров, концертов, организации праздников, обсуждение вопросов воспитания.

Совместно с родителями составляем и реализуем план воспитательных мероприятий,  т. к. родители являются активными участниками воспитательного процесса.

На первом родительском собрании знакомлю родителей  с базовыми национальными ценностями:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но также для организации жизни в нашей стране. Поэтому знакомлю родителей с национальным воспитательным идеалом - высшей целью образования, нравственном (идеальном) представлении о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни:  государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

На собрании предлагаю родителям разделиться на группы. Работая в группах, родители более тесно знакомятся друг с другом, с учителем, с одноклассниками своего ребёнка, становятся ближе к своему ребёнку. Работая в группах, родители решают,  какими они видят своих детей на выпуске из начальной школы (портрет ученика). В соответствии с этим  ставят задачи воспитательной работы.

 Группы получают раздаточный материал:

  1. Примерные задачи воспитательной работы:
    • способствовать сплочению детского коллектива;
    • повышать уровень нравственности и культуры поведения;
    • формировать стойкую гражданскую позицию и воспитывать чувство патриотизма;
    • прививать интерес у учащихся к исследованию и творчеству;
    • прививать положительное отношение к труду и общественной собственности;
    • воспитывать уважение к своей истории, культуре и традициям народа;
    • учить понимать и поддерживать нравственные устои семьи: взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за  других;
    • вести пропаганду о здоровом образе жизни и др.
  2. Основные направления развития личности:
    • личностная культура;
    • социальная культура;
    • семейная культура.
  3. План воспитательной работы гимназии.
  4. Примерный список мероприятий.

Перед родителями ставлю задачу  выбрать или предложить ряд мероприятий в соответствии с воспитательными задачами, которые они выбрали, с учетом возрастных особенностей и интересов детей. В ходе собрания главная роль отводится родителям, учитель же фиксирует их предложения, замечания.

Следующий этап – обсуждение плана мероприятий. На данном этапе родители составляют  и утверждают план работы класса на год. Необходимо обратить внимание на  формы проведения мероприятий (они должны быть  разнообразными и познавательными). 

Далее группы родителей распределяют между собой мероприятия, которые, под руководством учителя им предстоит подготовить и провести.

В ходе работы в каждой группе выявляется лидер, который и становится руководителем группы и войдёт в состав родительского комитета. Познакомившись, родители выдвигают председателя  родительского комитета и казначея (ведь потребуются расходы на оформление, призы и т. п.).

Сотрудничество педагога, учеников и родителей способствует формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, бережному сохранению уже сформировавшихся традиций, и их творческое переосмысление в новых условиях и создание нового.

В начальной школе необходимо создание психологического комфорта в процессе обучения и воспитания и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств.

 Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. При этом школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника.

 Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.

Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому каждому ребёнку  требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих  взрослых.

 Активные формы взаимодействия с родителями - важное условие раскрытия творческого потенциала семьи. Развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха напрямую связано с тем, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа.

Практика работы с родителями показала, что новые формы общения с семьёй помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе. Творческое общение с семьями помогает успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье.


Навигация по подшивке

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн