Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности относится к числу основных образовательных задач, поэтому необходимо проводить работу по выявлению и развитию талантливых и одарённых учащихся.
Миссия школы по отношению к одарённым учащимся – предоставление каждому учащемуся сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.
Талантливые или одаренные дети- особая и очень хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Это культурный и научный потенциал Российского общества, от которого зависит, как будут развиваться наука, культура и техника в будущем.
В последние годы интерес к проблемам одарённости значительно возрос. Реальность и значимость этой проблемы несомненны. Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Как выявлять одаренность? Что можно сделать для поддержки таких детей?
Одаренность - своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах.
Одаренный ребенок— это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одарённые дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам.
Три категории одарённых детей:
*дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
*дети с признаками специальной умственной одарённости (профильная одарённость);
*дети потенциально одарённые, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.
Общие особенности одарённых детей:
-высокие умственные возможности;
-способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;
-потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;
-способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;
-обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.
Детский возраст — период становления способностей и личности.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: все дети являются одаренными — на развитие одарённости наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования- умелое руководство со стороны взрослых. В настоящее время выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей личности в школе предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности с педагогами, общение со сверстниками и взаимодействие с предметно-пространственной средой.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Работа со способными и одарёнными детьми
Цель: создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей
Для реализации цели решаю следующие задачи:
-раннее выявление интересов, склонностей и способностей учащихся к различным видам деятельности;
-создание условий для общего развития личности ребёнка, приобретения им новых знаний и умений, а также для максимального проявления его интересов и склонностей;
-создание условий для практической реализации приобретаемых навыков
В своей практике я стараюсь развивать общую одарённость, которая представляет собой широкий диапазон творческих способностей, лежащих в основе успешного освоения, а затем успехов во многих видах деятельности. Процесс выявления способных детей достаточно сложный. В школе в основном учатся дети, способные при благоприятных условиях обучения и воспитания достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. В этой связи мне представляется наиболее значимым трёхэтапный комплекс мероприятий для работы со способными детьми.
Этапы:
I Выявление способных детей.
II Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности.
IIIКонтроль и анализ результативности участия. Поощрение.
1этап
*Получение сведений об успехах ребёнка в какой-либо деятельности от родителей (анкетирование, беседа).
*Наблюдение.
*Диагностика потенциальных возможностей детей.
*Анализ особых успехов и достижений ученика по результатам (продуктам) деятельности.
*Создание банка данных.
Можно выделить следующие группы учащихся определённой направленности:
Интеллектуальная направленность (И.н.) -12
Художественная направленность (Х.н.) -5
Музыкальная направленность (М.н.) -7
Спортивная направленность (С.н.) -9
Техническая направленность (Т.н.) -6
2 этап
Условия успешной работы с одарёнными учащимися:
-создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальный подход в обучении и воспитании;
-факультативные курсы («Детская риторика», «Твоя Вселенная»)
-элективные курсы(«Занимательная грамматика», «Исследовательская деятельность»);
-система дополнительного образования (кружки, клубы по интересам, спортивные секции);
-внеурочная деятельность (участие в фестивальном движении «Юные интеллектуалы Среднего Урала»)
Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности является обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах и др.Это не только способ выявления наиболее способных, талантливых ребят, но и создание условий, при которых пробуждается интерес к изучению наук у большего числа школьников.Поэтому участие в фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала» является не только средством выявления способных и одарённых детей, но и условием общего развития личности детей, а также максимального проявления и развития их интересов и склонностей.
Одной из ведущих содержательных линий системы воспитания являются направления форумов областного фестиваля ЮИСУ».
Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»- условие для
самопознания, саморазвития, самореализации и социализации обучающихся.
Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»-организационная система жизнедеятельности учащихся, которая интегрирует учебную, внеучебную, творческую, поисковую, краеведческую, спортивную, общественную и др. деятельность, направленную на развитие и саморазвитие личности учеников.
Цель фестиваля:создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации учащихся.
Задачи:
-создавать условия для определения личных наклонностей и способностей обучающихся;
-повышать познавательную, творческую, поисковую активность участников Фестиваля;
-способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
-развивать ключевые компетентности и общеучебные действия;
-развивать культуру здоровья через разнообразие форм фестивального движения и создавать условия здоровьесберегающей среды;
-формировать способность к самооценке и рефлексии;
Планируемый результат:
-приобретение опыта участия школьников в различного вида конкурсах, марафонах, конференциях, олимпиадах;
-развитие социальной и интеллектуальной активности учащихся;
-воспитание у учащихся целеустремленности, настойчивости и последовательности в достижении цели
Форумы фестивального движения:
Творчество и интеллект Мы – уральцы Экология Культура Образование Парад искусств Живое слово Здоровое поколение Политехнический Экономико – правовой
Основные направления работы
форум "Творчество и интеллект"
- организация и проведение интеллектуальных игр и конкурсов
- помощь в организации и проведении школьного тура предметных олимпиад и защиты исследовательских проектов
форум "Мы - уральцы"
- краеведческая работа
- изучение культуры и быта народов Среднего Урала
- сотрудничество с городской Станцией детского и юношеского туризма и экскурсий
форум "Экология Культура Образование"
- изучение природы родного края
- проведение экологических акций
- участие в городских и областных экологических мероприятиях
- взаимодействие с городской Станцией юных натуралистов
форум "Парад искусств "
- развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся
- организация выставок художественного и декоративно-прикладного творчества учащихся
- проведение творческих концертов
- художественное оформление школьных праздников
- взаимодействие с Центром детского творчества и учреждениями культуры г. Асбеста
форум "Живое слово "
- развитие читательского кругозора учащихся, их литературного творчества
- организация и проведение литературных гостиных, поэтических вечеров, встреч с местными писателями и поэтами
- участие в городских, областных и всероссийских конкурсах филологического направления
форум "Здоровое поколение "
- физкультурно-спортивное развитие учащихся
- пропаганда здорового образа жизни
- организация и проведение школьных спортивных праздников, соревнований и турниров
- подготовка участников к выступлениям на городских соревнования
форум "Политехнический"
-проведение конкурсов и турниров для учащихся; подготовка к участию в городских мероприятиях
- турнир юных изобретателей
- конкурс моделей
- конкурс новогодних игрушек
-подготовка учащихся к участию в олимпиадах по техническим дисциплинам
форум "Экономико - правовой"
- разработка, организация и проведение коммуникативных, сюжетно-ролевых, деловых, комбинированных игр
- подготовка учащихся к участию в школьных, городских, областных и всероссийских конкурсах, турнирах, олимпиадах
- взаимодействие с городскими музеями, Центром психологической помощи и поддерки молодежи, городскими библиотеками.
Девиз школьного фестиваля:«Здоровье, развитие, творчество - путь к успеху!»
Формы работыс одаренными учащимися:
* Индивидуальная работа- самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание.
* Массовая работа- одновременный охват многих обучающихся.
Индивидуальная работапозволяет каждому ребёнку найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от педагога знаний индивидуальных особенностей учащихся.
Формы индивидуальной работы:
Подготовка докладов, сообщений или рефератов.
Моделирование или конструирование.
Подготовка номеров художественной самодеятельности.
Подготовка, организация и проведение классных мероприятий (викторины, конкурсы, игры,…)
Проектная и исследовательская деятельность.
Формам массовой работысвойственны красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа таит в себе большие возможности активизации учащихся.
Праздники.Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей. Праздники носят познавательно-развлекательный характер. Они расширяют кругозор детей.
Предметные олимпиады. Их цель- вовлечь наибольшее количество детей с отбором наиболее талантливых и одарённых, развивать познавательные интересы учащихся.
Интеллектуальные конкурсы
Конкурсы, игрыстимулируют детскую активность, развивают инициативу.
Посещение музеев.
Участие в конкурсах,проводимых ЦДБ, СЮН, Станцией туризма.
Походы в театр, кино, на экскурсии.
Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек, помогают выбрать линию поведения.
Спортивные соревнования
Результаты участия учащихся в фестивальных мероприятиях
I место в городской олимпиаде по окружающему миру (2011г.)
2 место в городской олимпиаде по математике, русскому языку (2011г.)Международная игра по математике «Кенгуру»: I место по городу (2010г.), II место по городу (2011г.)
III место в городской интеллектуально-творческой игре «Экоколобок» (2010г.)III место в областном конкурсе «Вижу я Уральские просторы» (2008г.)
Диплом III степени в международной VIII Олимпиаде по основам наук (2011г.)
Коллективные работы, как правило, результативны. Но в большем случае приветствую индивидуальное творчество. Очень рада за ребят, которые пишут стихи, заметки, поэтому устраиваю для них «Творческие посиделки». Очень часто ребята рассказывают о своих увлечениях. Ребята-художники становятся главными редакторами газет, плакатов, коллажей. Спортсмены приносят собственные медали, Грамоты, делятся с ребятами о победах на прошедших соревнованиях. Учащиеся-спортсмены составляют основу класса на классных и общешкольных соревнованиях.
3 этап
Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых школьников включает:
*тематический контроль знаний и умений в рамках учебной и внеучебной деятельности; *контроль за обязательным участием одарённых и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
*контроль и анализ результативности участия.
Мониторинг участия
Контроль за участием и результативностью ведётся через такие формы:
*Стандарт «ЮИСУ» (Активность участников фестиваля).
*План воспитательной работы.
*Карта успешности ребёнка.
*Портфолио.
Поощрению уделяю особое внимание, понимая важность процессов стимулирования. Я использую следующие виды морального стимулирования: похвала, благодарности, грамоты, дипломы, выставки работ, показ и представление портфолио учащихся на классных и родительских собраниях. Это очень мотивирует ребят.
Работа с родителями
Работа с родителями занимает важное место в моей педагогической деятельности. Веду работу с родителями детей, даю им рекомендации, провожу анкетирование, тесты, тренинги, рассматриваем различные ситуации. Рекомендую специальную литературу: энциклопедии, справочники, …Родители оказывают помощь в осознании индивидуальных особенностей детей, их характера, темперамента; оказывают всестороннюю поддержку и стимулирование удовлетворения познавательных потребностей и интересов. Огромную помощь в разработке, организации и проведении многих мероприятий оказывает родительский комитет (творческая группа).
Таким образом, совместными усилиями с родителями, учреждениями дополнительного образования решаются задачи по созданию благоприятных условий для реализации потенциала детей.
Я надеюсь, мой педагогический опыт и теоретические наработки получатпродолжение. С будущими способными, талантливыми и одарёнными первоклассниками я постараюсь построить поэтапную целенаправленную работу. Будущего классногоруководителя 5-ого класса обязательно познакомлю с принципами своей работы, схарактеристикой каждого ученика на предмет способностей, таланта, одарённости, с анализом учебно-воспитательной работой класса. Надеюсь на совместное сотрудничество, на преемственность в обучении и воспитании.