Официальный сайт radikalno 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Работа со способными и одарёнными детьми в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Submitted by Татьяна Николаевна Брусницына on Sat, 24/09/2011 - 21:29

 

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности относится к числу основных образовательных задач, поэтому необходимо проводить работу по выявлению и развитию талантливых и одарённых учащихся.

Миссия школы по отношению к одарённым учащимся – предоставление каждому учащемуся сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Талантливые или одаренные дети- особая и очень хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Это культурный и научный потенциал Российского общества, от которого зависит, как будут развиваться наука, культура и техника в будущем.

В последние годы интерес к проблемам одарённости значительно возрос. Реальность и значимость этой проблемы несомненны. Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Как выявлять одаренность? Что можно сделать для поддержки таких детей?

Одаренность - своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах.

Одаренный ребенок— это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одарённые дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам.

Три категории одарённых детей:

*дети с необыкновенно высоким общим  уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

*дети с признаками специальной умственной одарённости (профильная одарённость);

*дети потенциально одарённые, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

Общие особенности одарённых детей:

-высокие умственные возможности;

-способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

-потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

-способность подмечать, рассуждать  и выдвигать объяснения;

-обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

Детский возраст — период становления способностей и личности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: все дети являются одаренными — на развитие одарённости наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

У каждого ребёнка есть способности и таланты.    Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно  для этого, чтобы они могли  проявить свои дарования- умелое руководство со стороны взрослых. В настоящее время выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы.
             Развитие интеллектуальных и творческих способностей личности в школе предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности с педагогами, общение со сверстниками и взаимодействие  с предметно-пространственной средой.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Работа со способными и одарёнными детьми

Цель: создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей

Для реализации цели решаю следующие задачи:

-раннее выявление интересов, склонностей и способностей учащихся к различным видам деятельности;

-создание условий для общего развития личности ребёнка, приобретения им  новых знаний  и умений, а также для максимального проявления его интересов и склонностей;

-создание условий для практической реализации приобретаемых навыков

В своей практике я стараюсь развивать общую одарённость, которая представляет собой широкий диапазон творческих способностей, лежащих в основе успешного  освоения, а затем успехов во многих видах деятельности. Процесс выявления способных детей достаточно сложный. В школе в основном учатся дети, способные при благоприятных условиях обучения и воспитания достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. В этой связи мне представляется наиболее значимым трёхэтапный комплекс мероприятий для работы со способными детьми.

Этапы:

I  Выявление способных детей.

II Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности.  

IIIКонтроль и анализ результативности участия.  Поощрение.

1этап 

*Получение сведений об успехах ребёнка в какой-либо деятельности от родителей (анкетирование, беседа).

*Наблюдение.

*Диагностика потенциальных возможностей детей.

*Анализ особых успехов и достижений ученика по результатам (продуктам) деятельности.

*Создание банка данных.

Можно выделить следующие группы учащихся определённой направленности:

Интеллектуальная направленность (И.н.) -12

Художественная направленность (Х.н.) -5

Музыкальная направленность (М.н.) -7

Спортивная направленность (С.н.) -9

Техническая направленность (Т.н.) -6

2 этап

Условия успешной работы с одарёнными учащимися:

-создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальный подход в обучении и воспитании;

-факультативные курсы («Детская риторика», «Твоя Вселенная»)

-элективные курсы(«Занимательная грамматика», «Исследовательская деятельность»);

-система дополнительного образования (кружки, клубы по интересам, спортивные секции);

-внеурочная деятельность (участие в фестивальном движении «Юные интеллектуалы Среднего Урала»)

   Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности является обеспечение  его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах и др.Это не только способ выявления наиболее способных, талантливых ребят, но и создание условий, при которых пробуждается интерес к изучению наук у большего числа школьников.Поэтому участие в фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала» является не только средством выявления способных и одарённых детей, но и условием общего развития личности детей, а также максимального проявления и развития их интересов и склонностей.

Одной из ведущих содержательных линий системы воспитания являются направления форумов областного фестиваля ЮИСУ».

            Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»- условие для

самопознания, саморазвития, самореализации и социализации обучающихся.

            Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»-организационная система жизнедеятельности учащихся, которая интегрирует учебную, внеучебную, творческую, поисковую, краеведческую, спортивную, общественную и др. деятельность, направленную на развитие и саморазвитие личности учеников.

             Цель фестиваля:создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации учащихся.

             Задачи:

-создавать условия для определения личных наклонностей и способностей обучающихся;

-повышать познавательную, творческую, поисковую  активность участников Фестиваля;

-способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

-развивать ключевые компетентности и общеучебные действия;

-развивать  культуру здоровья через разнообразие форм фестивального движения и создавать условия здоровьесберегающей среды;

-формировать способность к самооценке и рефлексии;
            Планируемый результат:

-приобретение опыта участия школьников в различного вида конкурсах, марафонах, конференциях, олимпиадах;

-развитие социальной и интеллектуальной активности учащихся;

-воспитание у учащихся целеустремленности, настойчивости и последовательности в достижении цели

            Форумы фестивального движения:

Творчество и интеллект    Мы – уральцы    Экология Культура Образование   Парад искусств  Живое слово  Здоровое поколение  Политехнический  Экономико – правовой

            Основные направления работы

форум "Творчество и интеллект"

- организация и проведение интеллектуальных игр и конкурсов

- помощь в организации и проведении школьного тура предметных олимпиад и защиты исследовательских проектов

форум "Мы - уральцы"

- краеведческая работа

- изучение культуры и быта народов Среднего Урала

- сотрудничество с городской Станцией детского и юношеского туризма и экскурсий

форум "Экология Культура Образование"

- изучение природы родного края

- проведение экологических акций

- участие в городских и областных экологических мероприятиях

- взаимодействие с городской Станцией юных натуралистов

форум "Парад искусств "

- развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся

- организация выставок художественного и декоративно-прикладного творчества учащихся

- проведение творческих концертов

- художественное оформление школьных праздников

- взаимодействие с Центром детского творчества и учреждениями культуры г. Асбеста

форум "Живое слово "

- развитие читательского кругозора учащихся, их литературного творчества

- организация и проведение литературных гостиных, поэтических вечеров, встреч с местными писателями и поэтами

- участие в городских, областных и всероссийских конкурсах филологического направления

форум "Здоровое поколение "

- физкультурно-спортивное развитие учащихся

- пропаганда здорового образа жизни

- организация и проведение школьных спортивных праздников, соревнований и турниров

- подготовка участников к выступлениям на городских соревнования

форум "Политехнический"

-проведение конкурсов и турниров для учащихся; подготовка к участию в городских мероприятиях

- турнир юных изобретателей

- конкурс моделей

- конкурс новогодних игрушек

-подготовка учащихся к участию в олимпиадах по техническим дисциплинам

форум "Экономико - правовой"

- разработка, организация и проведение коммуникативных, сюжетно-ролевых, деловых, комбинированных игр

- подготовка учащихся к участию в школьных, городских, областных и всероссийских конкурсах, турнирах, олимпиадах

- взаимодействие с городскими музеями, Центром психологической помощи и поддерки молодежи, городскими библиотеками.

          Девиз школьного фестиваля:«Здоровье, развитие, творчество  - путь к успеху!»

       Формы работыс одаренными учащимися:

* Индивидуальная работа- самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание.

 * Массовая работа- одновременный охват многих обучающихся.

Индивидуальная работапозволяет каждому ребёнку найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от педагога знаний индивидуальных особенностей учащихся.

Формы индивидуальной работы:

Подготовка докладов, сообщений или рефератов.

Моделирование или конструирование.

Подготовка номеров художественной самодеятельности.

Подготовка, организация и проведение классных мероприятий (викторины, конкурсы, игры,…)

Проектная и исследовательская деятельность.

Формам массовой работысвойственны красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа таит в себе большие возможности активизации учащихся.                                                                                                                  

Праздники.Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей. Праздники носят познавательно-развлекательный характер. Они расширяют кругозор детей.

Предметные олимпиады. Их цель- вовлечь наибольшее количество детей с отбором наиболее талантливых и одарённых, развивать познавательные интересы учащихся.

Интеллектуальные конкурсы

Конкурсы, игрыстимулируют детскую активность, развивают инициативу.

Посещение музеев.

Участие в конкурсах,проводимых ЦДБ, СЮН, Станцией  туризма.

Походы в театр, кино, на экскурсии.

Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек, помогают выбрать линию поведения.

Спортивные соревнования

Результаты участия учащихся в фестивальных мероприятиях

Форумы 

1   

2

3

4

Парад искусств

18

15

12

11

Здоровое поколение

8

12

13

6

Живое слово

8

12

9

6

ЭКО

14

10

6

6

Творчество и интеллект

4

17

7

12

Мы уральцы

4

2

6

6

Экономика и право

1

2

2

2

Политехнический

1

1

-

3

Итого:

58

71

55

52

III место в городской краеведческой игре «Наш край» (2010г.,2011г.)

I место в городской интеллектуально-творческой игре «Соображалки» (2011г.)

I место в городской олимпиаде по окружающему миру (2011г.)

2 место в городской олимпиаде по математике, русскому языку (2011г.)Международная игра по математике «Кенгуру»: I место по городу (2010г.), II место по городу (2011г.)

III место в городской интеллектуально-творческой игре «Экоколобок» (2010г.)III место в областном конкурсе «Вижу я Уральские просторы» (2008г.)

Диплом III степени в международной VIII Олимпиаде по основам наук (2011г.)

Коллективные работы, как правило, результативны. Но в большем случае приветствую индивидуальное творчество. Очень рада за ребят, которые пишут стихи, заметки, поэтому устраиваю для них «Творческие посиделки». Очень часто ребята рассказывают о своих увлечениях. Ребята-художники становятся главными редакторами газет, плакатов, коллажей. Спортсмены приносят собственные медали, Грамоты, делятся с ребятами о победах на прошедших соревнованиях. Учащиеся-спортсмены составляют основу класса на классных и общешкольных соревнованиях.

3 этап

      Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых школьников включает: 

 *тематический контроль знаний и умений в рамках учебной и внеучебной деятельности; *контроль за обязательным участием одарённых и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

 *контроль и анализ результативности участия.

Мониторинг участия
Контроль за участием и результативностью ведётся через такие формы:

*Стандарт «ЮИСУ» (Активность участников фестиваля).

*План воспитательной работы.

*Карта успешности ребёнка.

*Портфолио.

        Поощрению уделяю особое внимание, понимая важность процессов стимулирования. Я использую следующие виды морального стимулирования: похвала, благодарности, грамоты, дипломы, выставки работ, показ и представление портфолио учащихся на классных и родительских собраниях. Это очень мотивирует ребят.

Работа с родителями

          Работа с родителями занимает важное место в моей педагогической деятельности. Веду работу с родителями  детей, даю им рекомендации, провожу анкетирование, тесты, тренинги, рассматриваем различные ситуации. Рекомендую специальную литературу: энциклопедии, справочники, …Родители оказывают помощь в осознании индивидуальных особенностей детей, их характера, темперамента; оказывают всестороннюю поддержку и стимулирование удовлетворения познавательных потребностей и интересов.  Огромную помощь в разработке, организации и проведении многих мероприятий оказывает родительский комитет (творческая группа).

           Таким образом, совместными усилиями с родителями,  учреждениями дополнительного образования решаются задачи по созданию благоприятных условий для реализации потенциала детей.

         Я надеюсь, мой педагогический опыт и теоретические наработки получатпродолжение. С будущими способными, талантливыми и одарёнными первоклассниками я постараюсь построить поэтапную целенаправленную работу. Будущего классногоруководителя 5-ого класса обязательно познакомлю с принципами своей работы, схарактеристикой каждого ученика на предмет способностей, таланта, одарённости, с анализом учебно-воспитательной работой класса. Надеюсь на совместное сотрудничество, на преемственность в обучении и воспитании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document:

Навигация по подшивке

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн