Рабочая программа по внеурочной деятельности "В здоровом теле-здоровый дух"
Submitted by Татьяна Николаевна Пименова on вс, 18/11/2012 - 11:39
Управление образования администрации Александровского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лизуновская основная общеобразовательная школа № 17
Согласовано: Утверждаю:
на заседании Педсовета директор школы:
Протокол № ___ ______________(Сенченко Л.В.)
от ___________________2012 г. __________________ 2012 г.
Программа внеурочной деятельности учащихся:
«В здоровом теле – здоровый дух».
(разработана для учащихся1 класса, срок реализации: 1 год)
Автор программы:
Пименова Татьяна Николаевна,учитель начальных классов
д. Лизуново
2012 г.
I раздел. Пояснительная записка.
I. Актуальность.
Настоящая программа «В здоровом теле – здоровый дух» разработана в условиях реализации ФГОС второго поколения.
В основу разработки программы положены основные нормативные документы:
1.1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
1.2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
1.3.Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Настоящая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителем начальных классов, занимающимся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:
· 1 класс — 33 часа в год,
· 2-4 классы -34 часа в год.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Программа «В здоровом теле – здоровый дух» носит адаптированный характер.
Цель программы:содействие всестороннему и гармоничному развитию личности. Это понятие включает в себя крепкое здоровье, соответствующий уровень развития двигательных способностей и физического развития, необходимые знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Задачи:
а) способствовать формированию личной компетенции ребёнка в области спортивно-оздоровительной деятельности;
б) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения спортивных упражнений; содействие развитию психических процессов (представлений, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности;
в) укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.
Отличительные особенности программы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле –здоровый дух» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, спортивном зале и на игровой площадке образовательного учреждения. Курс может вести как учитель физической культуры, так и любой другой учитель начальных классов.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле –здоровый дух» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся.
Особенности возрастной группы учащихся.
Программа разработана для учащихся 6-10 лет. Особенностями данной группы учащихся являются:
· активность;
· физическая подвижность детей;
· ведущий вид деятельности – игра.
Программа реализуется в условиях класса-группы с переменным составом.
Набор в группу осуществляется на добровольной основе.
Режим занятий:
Занятия проводятся еженедельно по 1 часу в неделю. Общим объёмом:
1 класс - 33 часа в год
Прогнозируемые результаты программы:
Iуровень – социальные знания:
Øосновные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
Øособенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
Øособенности воздействия двигательной активности на организм человека;
Øосновы рационального питания;
Øправила оказания первой помощи;
Øспособы сохранения и укрепление здоровья;
Øосновы развития познавательной сферы;
Øвлияние здоровья на успешную учебную деятельность;
Øзначение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
IIуровень – социальные отношения:
Øсоблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
IIIуровень – самостоятельного социального действия. Ребёнок должен уметь:
Øсоставлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
Øвыполнять физические упражнения для развития физических навыков;
Øразличать “полезные” и “вредные” продукты;
Øиспользовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ,;
Øопределять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
Øзаботиться о своем здоровье;
Øнаходить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
Øприменять коммуникативные и презентационные навыки;
Øиспользовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
Øоказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
Øпринимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
Øадекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
Øотвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
II раздел. Учебно-тематический план.
№
п/п
Тема занятия
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Введение в программу. Правила безопасного поведения на занятиях.
- Чтение художественной литературы: «Петушок и бобовое зёрнышко»-русская народная сказка;
- Составление презентации: «Кухня народов разных стран».
Тема № 8 «Подвижные игры нашей местности»
- «Жмурки»;
- «Салки»;
- «Лапта».
Тема № 9 «Внеклассное мероприятие: «Солнце – источник жизни на земле»
- закрепить практический материал по основным видам движения;
- дать понятие «движение – жизнь, основа совершенства человеческого организма»;
- «солнце – источник тепла и энергии»;
- закрепление гигиенических навыков, формирование положительных эмоций.
Тема № 10 «Моё здоровье – в моих руках!»
- влияние окружающей среды на здоровье человека;
- чередование труда и отдыха;
- профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
- направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование нравственных представлений и убеждений.
Тема № 11 «Знакомство с настольными играми»
- шашки;
- домино;
- нарды.
Тема № 12 «Правила дорожного движения. Школа пешехода»
- безопасная дорога от дома до школы и обратно;
- знаки дорожного движения;
- игра «Я – пешеход».
IVраздел: Методическое обеспечение программы.
Для реализации данной программы используютсяформы и методы обучения, адекватные возрастным возможностям младшего школьника:
Методы
Формы
Методы формирования сознания.
- Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции; - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.;
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
- Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; - Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни; - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.
Методы стимулирования поведения и деятельности.
- Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.
Метод проектов.
- Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.
V раздел. Литература.
Литература для учащихся и родителей.
DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Литература для педагогов.
Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. – М. «Илекса» «Народное образование». 2003. – 400 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.