Коллеги! Предлагаем Вам ознакомиться с представленным материалом и высказать свои замечания и предложения в комментариях.
Предложения по совершенствованию системы повышения квалификации педагогических кадров
Определение содержательной основы повышения квалификации педагогов, проводящих дистанционное обучение
Курсы повышения квалификации для педагогов, осуществляющих обучение с использованием дистанционных образовательных технологий должны проходить в той же или сходной информационной среде (в системе дистанционного обучения), в которой в дальнейшем педагогам предстоит работать. Курсы повышения квалификации должны быть построены таким образом, чтобы часть времени слушатели обучались очно, традиционным способом, а часть - с использованием дистанционных технологий. Содержание системы повышения квалификации педагогов, использующих дистанционные технологии должно состоять из следующих блоков:
- технологические основы обучения с использованием дистанционных технологий
- педагогические и дидактические основы обучения с использованием дистанционных технологий
- методика преподавания отдельных предметов с использованием дистанционных образовательных технологий
- специфические аспекты обучения с использованием дистанционных технологий различных целевых групп обучающихся.
Программа повышения квалификации для каждого обучающегося (группы обучающихся) должна состоять из общих для всех - инвариантных модулей и модулей по выбору - вариативных, связанных с предметной специализацией педагогов и целевой аудиторией, которую планирует обучать педагог по окончании курсовой подготовки.
Инвариантные модули: технологические, педагогические и дидактические основы обучения.
Вариативные модули: методика преподавания отдельных предметов и специфические аспекты обучения различных целевых групп.
Рассмотрим каждый из перечисленных блоков.
Акцентирование обучения на информационных технологиях связано с умениями учителя использовать средства информационных технологий в качестве основного инструмента обучения. В п. 1.1.2.1 перечислены требования, которыми должен обладать учитель, достижение его технологической компетентности происходит на курсах повышения квалификации. Содержание технологического модуля определяется интенсивным в дальнейшем использованием средств информационных технологий педагогами и состоит из следующих разделов:
- общепользовательские навыки работы на компьютере;
- общепользовательские навыки работы с периферийным компьютерным оборудованием: сканером, принтером, веб-камерой;
- использование программ для организации он-лайн взаимодействия (взаимодействия в реальном времени): интернет видео-конференций, аудио-конференций, чата;
- использование информационной системы (системы дистанционного обучения) — как основного инструмента организации обучения с использованием дистанционных технологий;
- ведение электронного документооборота.
Блок Педагогические и дидактические основы обучения с использованием дистанционных технологий направлен на выявление различий между очным уроком в классе и уроком в интернете, в нем определены основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
В вариативном блоке по методике преподавания содержание определяется для каждого учебного предмета или предметной области отдельно. Изучаются специфика преподавания предмета с использованием дистанционных технологий, рассматриваются и подвергаются анализу дистанционные курсы, электронные образовательные ресурсы по предмету, обсуждаются различные способы преподавания предмета.
Содержание вариативного блока «Специфические аспекты обучения с использованием дистанционных технологий различных целевых групп обучающихся» определяется особенностями учащихся. Например, при обучении детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий содержанием являются основы коррекционной педагогики, при работе с одаренными детьми — психология одаренности и т.д.
17.2 Программа повышения квалификации педагогов, ориентированной на развитие педагогического мастерства и творческой активности педагогов
Пояснительная записка
Основной целью настоящей программы является подготовка педагогических работников планирующих обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
Целью настоящей программы является подготовка учителей к использованию дистанционных образовательных технологий для обучения по программам общего образования, а также развитие педагогического мастерства и творческой активности педагогов при обучении с использованием дистанционых технологий.
Для организации обучения предлагается использование информационной среды (системы дистанционного обучения), в которой должны быть размещены все учебные материалы и организовано взаимодействие обучающихся и обучающих.
Информационная среда позволяет преподавателю организовать процесс обучения на очной традиционной и дистанционной части курса обучения. В системе организованы возможности для коммуникации. Система поддерживает обмен файлами любых форматов — как между преподавателем и слушателем, так и между слушателями. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. Важной особенностью системы является то, что она создает и хранит портфолио каждого участника образовательного процесса за весь срок обучения. Все сданные работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме собираются и хранятся системой. Использование информационной среды:
- автоматизирует управление учебным процессом;
- позволяет организовать непрерывное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса;
- делает учебный процесс прозрачным для всех его участников.
Слушатели данного курса обучения изучают возможности организации интерактивного учебного взаимодействия, а также способы создания и редактирования простейшего учебного контента.
Курс программы имеет модульную структуру: обязательные для всех модули и модули по выбору.
Цели
- расширить профессиональные компетенции педагогических работников на основе стойко сформированного умения и навыка работы со средствами информационных технологий для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
- научить педагога организовать учебный процесс с использованием дистанционных технологий по одному учебному предмету (предметной области).
Задачи
- освоение необходимых для ведения учебного процесса операций в в информационной среде в роли учителя и ученика;
- знакомство с методическими аспектами преподавания школьных предметов в дистанционном режиме в целом, на учебных курсах щкольной программы общего и дополнительного образования.
- ознакомление с основными характеристиками и техническими возможностями работы на компьютерном, периферийном и специальном оборудовании и сформированного умения практического применения его в обучении;
- получение представлений по использованию различных методик организации совместной деятельности педагога и ученика, одновременно использующих оборудование и программное обеспечение в процессе организации обучения.
Целевая аудитория, технические условия обучения
Предлагаемая программа обучения адресована учителям общеобразовательных учреждений.
Для обучения на курсе слушатель должен:
- иметь первоначальные навыки работы на компьютере;
- уметь отправлять и получать электронную почту;
- уметь запускать и выполнять базовые операции в Интернет-браузере.
Технические условия обучения
Для обучения необходимо наличие неограниченного доступа к мультимедийному компьютеру, подключенному к интернету, оснащенному наушниками, микрофоном, веб-камерой. Дополнительное оборудование и программное обеспечение, необходимое для обучения, указано в отдельных модулях.
Используемые образовательные технологии
В рамках данной программы под образовательной технологией понимается система, включающая представление о планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
При обучении предполагается использовать как предметно-ориентированные, так и личностностно-ориентированные образовательные технологии.
Предполагается использовать следующие образовательные технологии:
- технологию модульного обучения;
- технологию проектного обучения;
- технологию разбора конкретных ситуаций («case study»);
- технологию портфолио;
- технологию дискуссии в учебном процессе;
- технологию электронного дистанционного обучения.
Предлагается также использовать другие образовательные технологии в зависимости от подгогтовленности группы обучающихся и сложившейся образовательной ситуации.
Условия организации обучения
Обучение педагогов проходит в аудиторном и дистанционном режиме с лекциями и семинарами в режиме реального времени по согласованному и утвержденному расписанию. Обязательным условием проведения курсовой подготовки является фиксация процесса повышения квалификации в информационной среде. При прохождении данного курса осуществляется практико-ориентированный подход к обучению: в процессе обучения каждый слушатель, используя возможности информационной среды, включается в работу ученика, учителя, оценивает и рецензирует ученические работы, формирует ведомости оценок, отчеты о деятельности ученика и т.п.
Очные традиционные занятия проводятся в специально оборудованном помещении для проведения обучения, компьютерном классе. Под руководством преподавателя слушатели знакомятся с информационной средой, с различными моделями обучения с использованием дистанционных технологий.
Аудиторные занятия проходят в форме коротких лекций, дискуссий и практических работ за компьютерами.
На занятиях слушатели:
- знакомятся с теоретическим материалом;
- участвуют в дискуссии: высказываются, слушают, интерпретируют;
- работают как индивидуально, так и в группах;
- выступают друг перед другом с результатами исследований;
- задают вопросы;
- моделируют самостоятельную дистанционную работу;
- осваивают инструменты ИКТ.
Во время занятий слушатели курсов, переходя от одного раздела информационной среды к другому, включаются в процесс обучения: выполняют задания, тесты, оставляют сообщения в форумах, используют электронную почту и внутреннюю почту информационной среды для учебного взаимодействия.
Дистанционная часть курсаявляется продолжением очных занятий. Обучение педагогов проходит в дистанционном режиме в отложенном времени и с практическими занятиями в режиме реального времени по согласованному и утвержденному расписанию. Слушатели переходят к самостоятельной работе с учебными материалами: знакомятся с обязательной и дополнительной литературой, выполняют практические и проектные работы. Используя интернет, слушатели находятся в постоянном контакте друг с другом и с преподавателями:
- задают свои вопросы преподавателю и друг другу в форумах;
- сдают выполненные работы;
- делятся своим практическим опытом, в том числе знакомят остальных со своей методической или учебной деятельностью в Интернете, публикуя в форумах ссылки.
Преподаватели курса обучения:
- рецензируют работы;
- отвечают на вопросы;
- информируют слушателей о прохождении отдельных модулей и курса в целом;
- поддерживают дискуссию в форумах – побуждают слушателей высказываться и реагировать на высказывания друг друга;
- проводят индивидуальные и коллективные консультации в режиме телеконференций.
Условием получения зачета является выполнение и защита зачетной проектной работы. Содержание зачетной работы: разработка проектных заданий по предмету с использованием освоенных технологий, планирование деятельности учащихся при выполнении мини-проекта.
В работе используются знания и умения, полученные при выполнении практических работ по всем трем модулям. На выполнениезачетной работы отводится 6 часов работы слушателя после изучения модуля дополнительного оборудования и программного обеспечения учителя-предметника.
Организация обучения на модулях дистанционном режиме
Обучение педагогов проходит в дистанционном режиме с лекциями и семинарами в режиме реального времени по согласованному и утвержденному расписанию. Обязательным условием проведения курсовой подготовки является фиксация процесса повышения квалификации в ИС Moodle.
Организация обучения на дистанционном курсе с он-лайн мероприятиями:
1. Назначаются ответственный преподаватель и ответственный тьютор. Они знакомятся с Программой курса повышения квалификации, календарно-тематическим планированием. Формируют группы учителей-предметников (10-15 слушателей) и назначаются преподаватели для каждой группы. Утверждается расписание проведения он-лайн семинаров и консультаций.
2. Ответственный преподаватель рассылает слушателям информационные письма с адресами и кодовыми словами для самозаписи на учебные площадки.
3. Обучение начинается с вводного занятия, которое проводится для всей группы и должно быть организовано ответственным от региона за курсовую подготовку.
4. Основная часть изучения материалов учебного курса происходит в режиме отложенного времени. Слушатели самостоятельно изучают предложенные ресурсы и выполнят практические задания, зачетные задания. Изучение материалов учебного курса происходит согласно составленному для группы слушателей учебному планированию и календарно-тематическому планированию.
5. Онлайн семинары и консультации для групп предметников проводятся по утвержденному расписанию.
Компетенции обучающихся
В процессе обучения на различных модулях обучающимися достигаются следующие компетенции.
При изучении технологических блоков — пользовательские компетенции связанные с использованием компьютерных технологий:
- владение средствами электронной почты;
- использование браузеров для поиска и изучения текстового и мультимедийного контента в интернете;
- «офисного» пакета программам для создания и редактирования текстов и презентация;
- составления таблиц для проведения автоматических расчетов;
- использование программ для организации видео и аудио интернет конференций и текстовых чатов;
- компетенции связанные с использованием периферийного оборудования: принтера, сканера, интернет-камеры соответственно — печать документов, сканирование текстов и иллюстраций, использование интернет (веб)-камер для демонстрации собеседнику себя и некоторые объекты.
Комптенции связанные с организацией обучения с использованием дистанционных технологий с помощью информационной среды:
- организация групп обучающихся;
- ведение электронной отчетности (заполнение электронного журнала и дневника);
- проверка работ обучающихся, создание рецензий;
- организация обучения в он-лайн и офф-лайн режимах;
- изучение и анализ портфолио обучающихся, корректировка учебных планов обучающихся на основании портфолио;
- участие в обсуждении успешности обучения отдельных обучающихся (или группы) в форумах.
Комптенции связанные с педагогическими и дидактическими основами обучения с использованием дистанционных технологий:
- понимание различий между очным уроком в классе и уроком в интернете;
- умение использовать эффективные формы и методы организации учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при использовании дистанционных технологий;
- умение определять основные инструменты для организации обучения с использованием дистанционных технологий в соответствие с особенностями целевой аудитории и изучаемого предмета.
Оценочные средства
Основными оценочными средствами при проведении курсов повышения квалификации является прогресс обучающихся, который определяется по их портфолио. Формирование умений и компетенций фиксируется автоматически при выполнении заданий, прохождении тестов, откликах в форумах, участия в конференциях, работе с тренажерами, изучении текстового и медийного материала по следующим параметрам.
Задания — срок выполнения, рецензия преподавателя,
Тесты и тренажеры — время выполнения, количество ошибок по попыткам,
Форумы и конференции — общая активность, количество ответов и комментариев к ним преподавателя и других обучающихся,
Учебные ресурсы (тексты и мультиа) — время изучения, количество возвращений.
Основные темы заданий для самостоятельной работы:
- Знакомство с блоками учебного курса: участники, пользователи на сайте, обмен сообщениями. Изучение классификации пользователей в информационной среде и их ролей, групп пользователей.
- Знакомство с элементами курса Лекция и Тест: категории, типы вопросов; использование тестов на разных этапах изучения учебного материала.
- Знакомство с элементом курса Задание. Изучение классификации заданий: виды заданий.
- Подборка свободных ресурсов интернет по заданной теме.
- Анализ опыта использования информационно-коммуникационных технологий для дистанционного образования детей-инвалидов
- Знакомство с нормативно-правовой базой организации образовательного процесса, примерными локальными актами учреждения, использующего дистанционную форму обучения (формы отчетности учителя, формы отчетности куратора, требования к технической подготовке учителя и пр.)
- Знакомство с возможностями общения на дистанции с помощью встроенных средств системы дистанционного обучения.
- Анализ возможностей использование форумов и онлайн-конференций для организации дистанционного учебного взаимодействия между учащимися и учителем.
- Анализ опыта использования «мультимедийных проектов» в электронном дистанционном обучении.
Основные темы заданий для практической работы
Задания для индивидуальной практической работы:
- Оформление личной страницы пользователя.
- Изучение материалов выбранного учебного курса (практикума), распознавание ресурсов и элементов курса: заданий, тестов, лекций. Выполнение заданий в качестве ученика.
- Составление учителем индивидуального учебно-тематического планирования реального или виртуального ученика.
- Практическая работа с программами Skype и TeamViewer
- Проверка заданий в качестве учителя, рецензирование работ ученика с учетом рекомендаций.
- Анализ и обсуждение рецензий других преподавателей.
- Просмотр результатов выполнения тестов.
- Формирование отчетов о деятельности ученика, группы учеников.
- Создание документов отчетности учителя – перенесение в текстовый документ подробного отчета о деятельности ученика в курсе и сохранение ведомости оценок ученика или группы учеников в формате электронных таблиц.
- Практическая работа в форуме.
- Практическая работа с электронной почтой.
- Практическая работа: создание слайд-шоу из коллекции фотографий по теме урока.
- Практическая работа по созданию подкаста с визуальной частью по теме урока.
- Практическая работа: создание учебного видеоролика.
- Создание индивидуального «мультимедийного проекта» на заданную тему.
Задание для практической работы в группе:
- Обсуждение рекомендованных должностных обязанностей учителя и куратора дистанционной школы в информационной среде.
- Знакомство с нормативно-правовой базой организации образовательного процесса, примерными локальными актами учреждения, использующего дистанционную форму обучения (формы отчетности учителя, формы отчетности куратора, требования к технической подготовке учителя и пр.) и их обсуждение в информационной среде.
- Просмотр и обсуждение фрагментов дистанционных уроков.
- Практическая работа Виртуальная доска для коллективного создания текстового документа на онлайн занятии. Совместное планирование дел; календарь. Возможности использования Google Apps.
- Организация информационного взаимодействия с использованием возможностей информационной среды.
- Создание группового «мультимедийного проекта» на заданную тему.
План основных тем семинарских занятий
- Знакомство с нормативно-правовой базой организации образовательного процесса, примерными локальными актами учреждения, использующего дистанционную форму обучения (формы отчетности учителя, формы отчетности куратора, требования к технической подготовке учителя и пр.)
- Возможность общения на дистанции с помощью встроенных возможностей информационной среды. Обзор программ для осуществления сетевого взаимодействия, виртуальная белая доска.
- Использование форумов и онлайн-конференций для организации дистанционного учебного взаимодействия между учащимися и учителем.
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий для дистанционного образования детей-инвалидов
- Понятие «мультимедийного проекта». Основные требования к мультимедийным проектам. Создание плана проектной деятельности, его реализация. Критерии и система оценивания учебного проекта.
- Организация проектной деятельности.
Список рекомендованной литературы
В силу быстро меняющихся информационных технологий большинство источников раполагаются в интернете.
При изучении вопроса организации обучения с использованием дистанционных технологий могут быть рекомендованы сл. источники
Основной список
- Boris Berenfeld and Robert Tinker, 2001. Revolutionizing Science Teaching with Technologies. Paper presented to the National Education Computer Conference, Chicago.
- Consultative Meeting On Mainstreaming Information And Communication Technologies (Icts) For Persons With Disabilities To Access Information And Knowledge Communication and Information Sector United Nations Educational, Scientific andCultural Organization UNESCO Headquarters Paris, France 2010
- e-learning: emerging issues and key trends © [2003] Australian National Training Authority. Dr John Eklund, Margaret Kay, Helen M. Lynch
- Knowing Knowledge George Siemens, 2006 ISBN 978-1-4303-0230-8
- Planning And Implementing Open And Distance Learning Systems: A Handbook For Decision Makers 2004, ISBN 1-895369-91-6
- Morten Flate Paulsen ONLINE EDUCAT I O N NKI Forlaget, ISBN 82 562 6048 3, 2003
- Уваров А. Ю. О развертывании Интернет-обучения школьников. Научно-практический электронный альманах Вопросы информатизации образования №4 2006
- Сопровождение в онлайновом обучении: Эффективные стратегии для модераторов. Джордж Коллинсон, Бони Элбаум, Сара Наавинд, Роберт Тинкер. Atwood, 2003
- А.Ю. Уваров. Педагогический дизайн. Информатика, приложение к газете «Первое сентября» №30(415), 2003
Дополнительный список
- Группа - сама себе злейшийвраг
Клэй Ширки (Clay Shirky) www.russ.ru/netcult/gateway/20030717.html
- Свет с окраин, или Что такое Интернет и как его ни с чем не путать
Док Сирлз и Дэвид Уайнбергер (Doc Searls and David Weinberger) www.russ.ru/netcult/20030316.html
- Основы использования подкастинга в образовании. Ступина Т.Л., Иркутск, ИГПУ, 2006 г.
- Идеальный портал: сладкая мечта пользователя. Ирина Терентьева
- Интернет зависимость Лузеры и винеры в Интернете Ян Шенкман http://www.russ.ru/netcult/20010725_shenkman.html
- Торжество техники. Ян Шенкман http://www.russ.ru/netcult/20011102_shenkman.html
- С.Н. Мельник, Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Издательство Дальневосточного университета, 2004.
Содержание программы
Курс повышения квалификации имеет общий объем 144 часа и состоит из следующих тематических модулей:
Модуль 1. Технологические основы. Использование ИС Moodle для обучения. Основы и практика работы учителя в ИС Moodle
Модуль 2. Сетевое взаимодействие. Основы работы
Модуль 3. Информационные инструменты
Модуль 4. Организация проектной деятельности с учащимися.
Модуль 5. Сетевое взаимодействие. Методика организации дистанционной педагогической практики
Модуль 6. Методика преподавания отдельных предметов с использованием дистанционных образовательных технологий
Модуль 7. Специфические аспекты обучения с использованием дистанционных технологий различных целевых групп обучающихся
Изучение модулей происходит в аудиторном и дистанционном режимах.
Модули 1-5 — инвариантные, Модули 6 и 7 — вариативные .
Аудиторный режим.
Модуль 1. Технологические основы. Использование ИС Moodle для обучения. Основы и практика работы учителя в ИС Moodle
Аудиторный режим предполагает проведение семинарских и практических занятий.
Введение
Основные возможности использования информационной среды для организации обучения.
Использование средств информационно-коммуникационных технологий для дистанционного образования детей-инвалидов
Работа с общепользовательскими программными приложениями: «офисные программы», браузеры. Основы работы с периферийным оборудованием (подключение и использование принтера, сканера, веб-камеры).
Система дистанционного обучения. Знакомство со структурой информационной среды
Знакомство с блоками учебного курса: участники, пользователи на сайте, обмен сообщениями. Изучение классификации пользователей в информационной среде и их ролей, групп пользователей.
Практическая работа. Авторизация на сайте. Оформление личной страницы пользователя.
Изучение способов использования ресурсов и элементов курса в работе ученика.
Виды ресурсов: ресурсы с гипертекстовой структурой, ресурсы с элементами тренажеров, видеоресурсы, использование аудиосопровождения в текстовых ресурсах. Использование ресурсов и элементов курса на разных этапах проведения урока и в самостоятельной работе ученика.
Знакомство с элементами курса Лекция и Тест: категории, типы вопросов; использование тестов на разных этапах изучения учебного материала.
Знакомство с элементом курса Задание. Изучение классификации заданий: виды заданий.
Практическая работа:
Изучение материалов выбранного учебного курса (практикума), распознавание ресурсов и элементов курса: заданий, тестов, лекций. Выполнение заданий в качестве ученика.
Практика работы учителя в информационной среде
Изучение материалов выбранного учебного курса: пояснительная записка, тематическое планирование, учебные материалы, контрольные работы. Анализ программы электронного учебного курса, учебно-тематического планирования.
Практическая работа. Обсуждение логики и принципов построения учебного курса в специальном форуме, сравнение с программой аналогичного курса, преподаваемого в традиционной форме.
Модуль 2. Сетевое взаимодействие. Основы работы
Роль учителя и тьютора в учебно-воспитательном процессе с использованием дистанционных технологий, индивидуализация обучения
Знакомство с нормативно-правовой базой организации образовательного процесса, примерными локальными актами учреждения, использующего дистанционную форму обучения (формы отчетности учителя, формы отчетности куратора, требования к технической подготовке учителя и пр.)
Практическая работа. Знакомство и обсуждение рекомендованных должностных обязанностей учителя и куратора дистанционной школы.
Составление индивидуального учебно-тематического планирования (ИУТП) для ученика и пояснительной записки к нему
Практическая работа. Составление учителем индивидуального учебно-тематического планирования реального или виртуального ученика, обсуждение в форуме.
Методика и технология ведения дистанционного урока
Просмотр и обсуждение фрагментов дистанционных уроков. Практическая работа с программами Skype и TeamViewer
Особенности работы учителя с ресурсами и элементами учебного курса
Проверка заданий, использование встроенных шкал оценок. Правила проверки заданий; рецензирование ученических работ и требования к нему. Изучение рекомендательных документов о требованиях к выполнению рецензирования работ ученика.
Практическая работа. Проверка заданий в качестве учителя, рецензирование работ ученика с учетом рекомендаций. Анализ и обсуждение рецензий других преподавателей.
Просмотр результатов выполнения тестов и лекций.
Практическая работа. Просмотр результатов выполнения теста учениками курса.
Изучение видов отчетов о деятельности ученика, группы учеников. Портфолио ученика. Оценки. Формирование отчетов о деятельности ученика, группы учеников.
Практическая работа. Создание документов отчетности учителя – перенесение в текстовый документ подробного отчета о деятельности ученика в курсе и сохранение ведомости оценок ученика или группы учеников в формате электронных таблиц.
Тематическое планирование аудиторного обучения
Дистанционный режим
Модуль 3. Информационные инструменты
Тематическое планирование
№ п/п
|
Название темы
|
Количество часов
|
Консультации преподавателей
|
Самостоятельная работа слушателей
|
Контроль
|
1
|
Сетевое взаимодействие.
Знакомство с основными возможностями осуществления сетевых коммуникаций.
|
1
|
1
|
|
2
|
Сетевое взаимодействие.
Возможности общения на сайте. Форумы. Внутренняя переписка.
|
|
3
|
|
3
|
Сетевое взаимодействие.
Возможности общения с помощью электронной почты.
|
|
3,5
|
0,5
|
4
|
Сетевое взаимодействие.
Возможности общения с помощью телекоммуникационных программ.
|
1
|
3,5
|
|
5
|
Сетевое взаимодействие.
Методика и технология ведения дистанционного урока
|
|
4
|
0,5
|
6
|
Подведение итогов, обобщение полученных представлений о возможностях осуществления сетевых коммуникаций.
|
|
1
|
1
|
7
|
Информационные компьютерные инструменты
Офисные программы
|
0,5
|
3
|
0,5
|
1.
|
Информационные компьютерные инструменты
Работа с цифровыми изображениями
|
0,5
|
3
|
0,5
|
8
|
Информационные компьютерные инструменты.
Работа со звуковыми редакторами
|
0,5
|
3
|
0,5
|
9
|
Информационные компьютерные инструменты.
Цифровое видео
|
0,5
|
3
|
0,5
|
|
Итого
|
4
|
28
|
4
|
|
Всего часов
|
36
|
Содержание модуля
Сетевое взаимодействие. Возможности сетевых коммуникаций.
Основные понятия и условия осуществления сетевых коммуникаций.
Сетевое взаимодействие. Возможности общения на сайте.
Внутренняя переписка. Поиск контактов на школьном сайте. Наполнение контактного списка. Чтение полученных сообщений. Создание сообщений для off-line собеседника и on-line собеседника. Получение сообщений в режиме реального и отсроченного времени.
Форум, типы и назначение форумов. Рассылка из форумов. Подписка на форумы. Учительский, новостной форум. Коммуникативная роль форумов. Стратегии взаимодействия в форуме.
Практическая работа в форуме.
Сетевое взаимодействие. Возможности общения с помощью электронной почты.
Почтовый сервер. Локальные программы для чтения почты. Получение почты. Сортировка полученной почты. Наполнение адресной книги. Создание и отправка писем. Письма-дубли с сайта школы. Спам.
Практическая работа: отправка преподавателю письма с вложением файла.
Сетевое взаимодействие. Возможности общения с помощью телекоммуникационных программ.
Основные характеристики и возможности программ. Типы учётных записей, регистрация учётной записи выбранного типа. Наполнение контактного листа. Особенности работы конференций: инициирование аудио и видео конференций. Участие в аудио и видео конференциях в качестве приглашенного. Обмен текстовыми сообщениями, передача файлов.
Практическая работа в одной из программ.
Сетевое взаимодействие. Методика и технология ведения дистанционного урока
Возможность общения на дистанции с помощью встроенных возможностей информационной среды.Обзор программ для осуществления сетевого взаимодействия, виртуальная белая доска.
Использование форумов и онлайн-конференций для организации дистанционного учебного взаимодействия между учащимися и учителем. Просмотр и обсуждение фрагментов дистанционных уроков.
Подведение итогов, обобщение полученных представлений о возможностях осуществления сетевых коммуникаций.
Практическая работа в форуме.
Информационные компьютерные инструменты. Офисные приложения
Основы работы с текстовой информацией. Практическая работа по созданию, редактированию и форматированию простых текстовых документов.
Основы работы с числовой информацией. Практическая работа по созданию, редактированию таблицы, выполнению простых расчетов.
Создание презентаций. Практическая работа: разработка презентации «Объяснение нового материала».
Информационные компьютерные инструменты. Работа с цифровыми изображениями
Фото и видеосъемка с помощью веб-камеры. Обработка изображений. Работа с коллекцией изображений.
Практическая работа: создание слайд-шоу из коллекции фотографий по теме урока.
Информационные компьютерные инструменты. Работа с цифровым звуком
Работа с аудиофайлами в медиа-броузере.
Обзор возможностей звукового редактора. Знакомство с интерфейсом. Изучение возможностей звукозаписи в звуковом редакторе. Создание иллюстрированного подкаста: импорт, воспроизведение, нарезка, растягивание, интервал, иллюстрирование. Добавление, изменение аудио, заголовки, титры, сохранение подкаста, размещение и экспорт в интернет.
Практическая работа по созданию подкаста с визуальной частью по теме урока.
Информационные компьютерные инструменты. Цифровое видео
Обзор возможностей видео редактора. Запись видеоматериала непосредственно на компьютер. Импортирование видеоматериала из цифровой видеокамеры и создание учебного видеоролика. Оформление и запись готового видеоролика для интернета.
Практическая работа: создание учебного видеоролика
Модуль 4. Организация проектной деятельности с учащимися
Проектная работа (зачетная работа всего курса повышеня квалификации), 6 часов
Модуль 5. Сетевое взаимодействие. Методика организации дистанционной педагогической практики
Цель обучения
- обучить педагогов методике использования метода проектов при организации обучения с помощью дистанционных технологий.
Задачи
- дать знания о современных педагогических технологиях с использованием развивающего, проблемного обучения;
- познакомить с методикой использования проектного метода обучения;
- сформировать необходимые навыки и умения по составлению плана проведения и реализации учебного проекта;
- способствовать стимулированию педагогов к созданию на занятиях условий, способствующих раскрытию творческого потенциала учеников посредством проектной деятельности.
Учебно-тематическое планирование
№ темы
|
Название темы
|
Количество часов
|
Консультации преподавателя
|
Самостоятельная работа слушателей
|
Контроль
|
1
|
Роль и место проектного метода обучения в образовательном процессе
|
1
|
2
|
|
2
|
Организация проектной деятельности
|
1
|
2
|
|
3
|
Обзор современных компьютерных программ и сред
|
|
1
|
|
4
|
Проектная деятельность с использование интегрированной творческой развивающей среды ЛОГО
|
1
|
3
|
|
5
|
Мультимедиа-проекты с использованием видеотехнологий
|
1
|
2
|
|
6
|
Мультимедийные проекты в PowerPoint
Организация гипермедиа-выступлений
|
1
|
2
|
|
7
|
Сетевое взаимодействие участников учебной проектной деятельности.
|
1
|
3
|
|
|
Зачет
|
|
|
1
|
|
Итого часов
|
22
|
Содержание модуля
Роль и место проектного метода обучения в образовательном процессе
Знакомство с основными подходами к понятию проектного метода. Виды проектов. Знакомство с опытом проведения проектной деятельности в начальной школе
Особенности индивидуальных проектов, коллективных проектов, общешкольных проектов и региональных проектов.
Организация проектной деятельности.
Знакомство с основным содержанием «Положения о школьной проектной деятельности» и направлениями практической работы по реализации данного Положения.
Понятие «мультимедийного проекта». Основные требования к мультимедийным проектам. Создание плана проектной деятельности, его реализация. Критерии и система оценивания учебного проекта.
Обзор современных компьютерных программ и сред.
Знакомство с возможностями современных компьютерных программ и сред. Особенности реализации проектной деятельности в условиях организации работы на компьютерном оборудовании. Обсуждение возможностей применения компьютерных технологий в практической деятельности учителей-предметников.
Проектная деятельность с использование интегрированной творческой развивающей среды ЛОГО (или аналогичной).
Знакомство с программой ЛОГО, с основными возможностями использования программы. Изучение инструкций по работе в программе и необходимых методических материалов. Основное содержание работы с ЛОГО (на примерах ученических работ).
Практическая работа: Создание проекта в программе ЛОГО.
Мультимедиа-проекты с использованием видеотехнологий.
Цели и задачи работы над проектами с использованием видеотехнологий. Основные этапы работы. Изучение инструкций и методических рекомендаций по работе в видеоредаткоре. Практическая работа: Создание учебного видеопроекта.
Мультимедийные проекты в редакторе презентаций. Организация гипермедиа-выступлений
Знакомство с основами работы редактора презентация. Примеры проектных работ, выполненных в программе. Создание презентации. Обзор ресурсов вида «презентация», существующих в свободном и ограниченном доступе в сети Интернет. Практическая работа: Создание учебного проекта с оформлением презентации.
Сетевое взаимодействие участников учебной проектной деятельности. Основы и значение сетевого взаимодействия участников проектной деятельности.
Модели сетевого взаимодействия участников проектной деятельности. Основные направления опытно-экспериментальной деятельности в реализации сетевого взаимодействия участников проектной деятельности. Способы разрешения основных противоречий и проблем, возникающих при сетевом взаимодействии участников проектной деятельности.
Зачетная проектная работа Защита проектной работы является условием получения зачета. Защита может проходить как в аудиторном, так и в дистанционном режимах.
Сетевое взаимодействие. Методика организации дистанционной педагогической практики
Цель обучения: знакомство с методикой и формами проведения уроков в информационной среде.
Задачи
Освоение способов он-лайн взаимодействия с помощью телекоммуникационных программ, осуществление принципа наглядности на он-лайн уроке, расположение пользовательских окон на экране компьютера во время он-лайн урока, , знакомство с особенностями восприятия учителя учеником во время он-лайн занятий, со способами организации действий с предметами окружающей действительности во время он-лайн занятия.
Учебно-тематическое планирование
№ темы
|
Название темы
|
Количество часов
|
Консульт преп
|
Самост работа слуш
|
Контроль
|
1
|
Методы и приёмы обучения с использованием дистанционных технологий
|
1
|
2
|
|
2
|
Принцип наглядности на онлайн-занятиях
|
1
|
3
|
|
3
|
Организация и подготовка онлайн-занятий. Общие рекомендации
|
1
|
3
|
|
4
|
Удаленный доступ и управление компьютером собеседника
|
1
|
4
|
|
5
|
Совместное создание документов разных типов на онлайн занятии
|
1
|
3
|
|
6
|
Программы, позволяющие организовать групповые онлайн-занятия
|
1
|
2
|
|
7
|
Зачет
|
|
|
1
|
|
Итого часов
|
24
|
Содержание модуля
Методы и приёмы обучения с использованием дистанционных технологий
Использование камер/камеры в онлайн-занятиях. Расположение окон на экране компьютера во время онлайн-занятий. Как самому увидеть то, что видит ваш партёр по онлайн-взаимодействию. Практическая работа.
Принцип наглядности на онлайн-занятиях
Пересылка файла в текстовом окне, варианты для разных программ. Пересылка ученику перед занятием файлов, сгруппированных в папке согласно очередности показа. Обмен опытом. Практическая работа.
Организация и подготовка онлайн-занятий. Общие рекомендации
Организация рабочего места педагога и ученика. Предварительная подготовка к on-line занятию: особенности простраивания сценария он-лайн занятия, возможная структура занятия. Практическая работа.
Удаленный доступ и управление компьютером собеседника
Удалённый доступ и управление рабочим столом вашего собеседника. Знакомство с программами для удаленного доступа к компьютеру. Практическая работа.
Совместное создание документов разных типов на онлайн занятии
Виртуальная доска для коллективного создания текстового документа на онлайн занятии. Совместное планирование дел; календарь. Возможности использования Google Apps. Практическая работа.
Программы, позволяющие организовать групповые онлайн-занятия
Знакомство с программой. Практическая работа.
Зачетная работа
Практическое использование программ для осуществления сетевой коммуникации в режиме он-лайн: подготовка и самостоятельное проведение дистанционного урока с опорой на электронные ресурсы.
Модуль 6. Методика преподавания отдельных предметов с использованием дистанционных образовательных технологий
Содержание Модуля 6 определяется отдельно для каждого учебного предмета, исходя из:
- учебных программ и комплектов учебников (учебно-методических комплектов),
- наличия цифровых образовательных инструментов: виртуальных конструкторов, геоинформационных систем, лент времени, творческих сред и т.п.
- дополнительного периферийного оборудования: компьютерных датчиков и микроскопа для естественно-научных дисциплин, музыкальной клавиатуры и графического планшета для музыки и изобразительного искусства соответственно, комлектов роботехники — для изучения информатики и т.п.
Модуль 7. Специфические аспекты обучения с использованием дистанционных технологий различных целевых групп обучающихся
Содержание Модуля 7 определяется особенностями обучающихся, целями и задачами их обучения.
|