Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Выработка механизмов материального стимулирования учителей и преподавателей

Коллеги! Предлагаем Вам ознакомиться с представленным материалом и высказать свои замечания и предложения в комментариях.

 

Выработка механизмов материального стимулирования учителей и преподавателей, осуществляющих педагогическую деятельность в соответствии с инновационными подходами к предоставлению образовательных услуг в условиях перехода на НСОТ и внедрение современных информационных технологий

 

Описание механизмов материального стимулирования учителей общеобразовательных учреждений, осуществляющих педагогическую деятельность в соответствии с инновационными подходами к предоставлению образовательных услуг в условиях перехода на НСОТ и внедрение современных информационных технологи

 

Механизмы мотивированного перехода на новые подходы к предоставлению образовательных услуг

Механизмы мотивирования перехода на новые подходы к предоставлению образовательных услуг целесообразно рассматривать с точки зрения разных субъектов системы образования, на которых воздействуют эти механизмы. Причем описание различных управленческих и экономических механизмов, на которых может базироваться система предоставления образовательных услуг с использованием дистанционных технологий, дано выше. В данном разделе мы поэтому не будем останавливаться на описании действия предложенных механизмов, а перечислим, какие из них могут оказывать мотивирующее действие для перехода на новые подходы к предоставлению образовательных услуг.

Выделим двух основных субъектов, которые могут быть мотивированы к переходу на новые подходы к предоставлению образовательных услуг:

  • учителя, преподающие с использованием дистанционных технологий;
  • образовательные учреждения, в которых могут реализовываться общеобразовательные программы с использованием дистанционных технологий.

Привлекательность использования дистанционных технологий в рамках реализации общеобразовательных программ для учителей будет определяться следующим:

  1. Преподавание с использованием дистанционных технологий может выступать в качестве дополнительного источника дохода для учителей, работающих в общеобразовательных учреждениях – за счет увеличения численности учащихся.
  2. Преподавание с использованием дистанционных технологий представляет собой иные условия труда, чем при реализации образовательных программ в обычном режиме, которые могут быть более привлекательными для учителей (это занятия с учащимися, которые в большей степени ответственны за результаты учебного процесса, при применении дистанционных технологий не возникает необходимости следить за поведением учащихся и т.п.).
  3. Возможность одновременного обучения большего числа учащихся при тех же трудовых издержках на урочную деятельность. Большая оплата труда, чем при реализации программы в обычном режиме, будет обусловлена за счет большей трудоемкости, оплачиваемой дополнительно, за счет доплат за проверку домашних работ («проверку тетрадей») и других видов деятельности, осуществляемых в отношении каждого учащегося индивидуально.
  4. При освоении учителем специфики преподавания с использованием дистанционных технологий происходит повышение квалификационного уровня учителя (расширяется набор имеющихся компетенций), следовательно больше возможностей для успешного трудоустройства.
  5. За счет освоения учителем специфики преподавания с использованием дистанционных технологий увеличиваются возможности ведения внебюджетной дистанционной педагогической деятельности (в том числе за счет увеличения потенциальных потребителей образовательных услуг) и повышения за счет этого уровня доходов.

Для общеобразовательных учреждений использование в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий будет привлекательно за счет следующих механизмов:

  1. Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс будет способствовать повышению квалификационного уровня учителей, как следствие, росту имиджа учреждения и увеличению численности учащихся (обучаемых как в традиционной форме, так и с помощью дистанционных образовательных технологий).
  2. Использование дистанционных технологий будет связано с улучшением технического оснащения общеобразовательного учреждения (за счет дополнительных средств, выделяемых учредителем на создание условий для реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий).
  3. Увеличение финансовых ресурсов, поступающих в общеобразовательное учреждение, будет связано как с оплатой за обучение дополнительных учащихся с использованием дистанционных технологий, так и возможного увеличение учащихся, обучаемых в традиционной форме (особенно в городской местности).
  4. Использование дистанционных технологий в образовательном процессе общеобразовательного учреждения может способствовать развитию или совершенствованию работы методической службы на базе этого учреждения. В том числе могут оказываться услуги по повышению квалификации учителей других общеобразовательных учреждений, в частности с использованием дистанционных технологий.
  5. При переходе на использование дистанционных технологий в образовательном процессе возможно появление собственных электронных пособий, обучающих материалов и т.п., а также появление возможности реализации этих пособий и получения дополнительных финансовых средств.
  6. Участие в пользовании образовательными услугами на основании дистанционных технологий для сельских образовательных учреждений может сказаться на сохранении образовательного учреждения в сельской местности (использование дистанционных технологий может привести к росту качества образования сельских школьников, сельская школа в таком случае будет обеспечивать доступ для учащихся к пользованию дистанционными образовательными услугами).
  7. Переход общеобразовательного учреждения на использование в образовательном процессе дистанционных технологий привлекателен также за счет возможностей расширения внебюджетной образовательной деятельности.

 

Организационная схема экономических отношений при построении образовательного процесса на основании использования дистанционных образовательных технологий

 

         Любая система оплаты труда работников образовательных учреждений является составной частью общей системы финансирования, а также системы управления и нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности. Поэтому невозможно разрабатывать систему оплаты труда без прояснения общих принципов финансирования реализации общеобразовательных программ с использованием дистанционных технологий, управления этими программами и нормативного обеспечения образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий.

         Для прояснения этих вопросов необходимо, прежде всего, обрисовать возможные ситуации, когда возникает потребность в использовании дистанционных образовательных технологий.

  1. Ситуации, когда в качестве целевой установки выступает повышение качества образования:
  2. дефицит кадров вообще (в случае отсутствия преподавателя по какому-либо предмету в школе, в малокомплектных школах);
  3. отсутствие класса-комплекта (в сельской местности, в малокомплектных школах, где в классе могут обучаться разновозратные дети);
  4. обучение детей-инвалидов;
  5. качество обучения по отдельным учебным предметам не соответствует потребностям обучающегося (что необходимо учащемуся для осуществления дальнейших жизненных планов);
  6. Невозможность посещения ребенком образовательного учреждения в обычном режиме:
  7. длительное лечение ребенка на дому, в лечебном заведении;
  8. обучение детей-инвалидов;
  9. экстернат.
  10. Экзотический профиль обучения (изучение редких иностранных языков и т.п.)

Перечисленные ситуации могут быть выявлены различными субъектами системы образования: начиная от учащихся и руководителей образовательных учреждений, заканчивая органами управления образованием муниципального и регионального уровней.

Для проектирования управленческой системы необходимо понимание субъектов принятия решений: кто выявляет (сигнализирует) о наличии потребности в обучении с использованием дистанционных технологий, кто принимает решение о выборе программы обучения и поставщика образовательных услуг. В результате компоновки различным образом субъектов принятия решения о дистанционном обучении и субъектов, выявляющих потребность в использовании дистанционных технологий, можно выделить следующие возможные модели организации системы управления обучением с использованием дистанционных технологий:

  1. Модель, при которой сигнал о потребности в использовании дистанционных технологий поступает «снизу» (от учащихся или от руководителя образовательного учреждения), а выбор поставщика образовательных услуг осуществляется «сверху» - органами управления образованием, которые финансируют реализацию общеобразовательных программ с использованием дистанционных технологий и имеют представление о качестве оказываемых образовательных услуг в регионе (муниципалитете).
  2. Модель, при которой и сигнал о потребности в использовании дистанционных технологий, и  выбор поставщика услуг осуществляется  «снизу» (от учащихся или от руководителя образовательного учреждения).
  3. Модель, при которой и сигнал о потребности в использовании дистанционных технологий, и  выбор поставщика услуг осуществляется «сверху» (органами управления образованием).

В перечисленных моделях участвуют одни и те же субъекты:

  • региональные органы управления образованием;
  • муниципальные органы управления образованием;
  • общеобразовательные учреждения;
  • учителя, преподающие с использованием дистанционных технологий;
  • потребители образовательных услуг (учащиеся и их родители).

В качестве территориальных границ образования с использованием дистанционных технологий в указанных моделях предполагается, что образовательные услуги могут оказываться как внутри одного региона (и муниципалитетов этого региона), так и реализовываться учителями, проживающими на территории других субъектов РФ.

 

Описание модели 1 (сигнал о потребности в использовании дистанционных технологий поступает «снизу» (от учащихся или от руководителя образовательного учреждения), а выбор поставщика образовательных услуг осуществляется «сверху» - органами управления образованием)

Отметим, что на рисунке 1 к разделу 1.1.3. представлена схема, при которой обучение с использованием дистанционных технологий осуществляется в интересах лиц, обучающихся в разных образовательных учреждениях (при этом одно из них является для учащегося основным (здесь он числится), так как в нем он получает образовательные услуги в традиционной форме, без использования дистанционных технологий). Аналогичная схема может иметь место для ситуации обучения учащихся, не привязанных к конкретному образовательному учреждению, - в данном случае пропадает звено «общеобразовательное учреждение, в котором числится учащийся», и заявка на обучение с использованием дистанционных технологий поступает от учащегося в муниципальный орган управления образованием.

 

Правовые основы модели 1

  1. Отдельные  категории учащихся общеобразовательных учреждений вправе получать образовательные услуги в сфере общего образования в форме с использованием дистанционных образовательных технологий на бесплатной основе (за счет выделяемых на это бюджетных средств) при условии, что данную услугу (учебный курс, модуль) учащийся осваивает впервые. К таким категориям учащихся относятся:
  2. учащиеся общеобразовательных учреждений, где имеется дефицит педагогических кадров: отсутствие преподавателя по какому-либо учебному предмету;
  3. учащиеся сельской местности, малокомплектных школ, где не набирается нормативной численности учащихся в классе и потому классы  сформированы из разновозрастных учащихся;
  4. дети-инвалиды;
  5. учащиеся образовательных учреждений, в которых качество обучения по отдельным учебным предметам не соответствует потребностям обучающегося (не позволяет осуществить дальнейшие жизненные планы) – для этой категории учащихся должен быть определен перечень критериев, позволяющих учащимся претендовать по получение образования с использованием дистанционных технологий[1];
  6. учащиеся, находящиеся на длительном лечении;
  7. учащиеся, получающие общее образование в форме экстерната и в форме домашнего образования;
  8. экзотический профиль обучения (изучение редких иностранных языков и т.п.)
  9. Учащиеся общеобразовательных учреждений, не отнесенные к перечисленным категориям, вправе получать отдельные образовательные услуги в сфере общего образования (освоение отдельных учебных предметов в течение одного года обучения, освоение отдельных модулей (курсов) учебных предметов) в дистанционной форме на платной основе в рамках внебюджетной деятельности общеобразовательных учреждений.
  10. Право  учащихся общеобразовательных учреждений по получение образования с использованием дистанционных технологий может быть реализовано посредством заявки учащегося в образовательное учреждение, где он проходит обучение в обычной форме, на получение дистанционных образовательных услуг, либо заявки руководителя образовательного учреждения.
  11. В правовом поле должны быть закреплены обязательства органов управления образованием муниципального или регионального уровня по работе с заявками на предоставление образования с использованием дистанционных образовательных технологий, а именно: процедура и регламент работы с заявками, методики финансирования и оплаты труда по программам с дистанционными образовательными технологиями, случаи, когда заявка не может быть удовлетворена и др.

Функции и обязанности участников системы дистанционного общего образования

Потребители (учащиеся и их родители):

  • в случае потребности в обучении с использованием дистанционных образовательных технологий оформляют заявку в установленной форме и передают ее в администрацию образовательного учреждения, в котором учащийся проходит обучение в обычной форме;
  • подтверждают документами свое право на получение образования с использованием дистанционных образовательных технологий (дети-инвалиды, дети, находящиеся на длительном лечении, учащиеся, получающие образование в форме экстерната и в форме домашнего образования);
  • заключают договор с руководителем образовательного учреждения, в котором учащийся проходит обучение в обычной форме, о прохождении обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в другом (либо этом же) образовательном учреждении, о формах промежуточной и итоговой аттестации (прохождении их либо в своем, либо в другом учреждении), с закреплением сроков прохождения обучения, ответственности учащегося в этом процессе;

Образовательные учреждения, в которых потребитель дистанционной образовательной услуги (учащийся) проходит обучение в традиционной форме:

  • руководитель образовательного учреждения составляет списки претендентов на получение образования с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • руководитель в установленной форме составляет заявку на предоставление учащимся его образовательного учреждения образовательных услуг с использованием дистанционных технологий (в случае, если инициатива на дистанционное обучение исходит от руководителя, а не от учащихся);
  • руководитель готовит необходимые сопутствующие документы к заявке, подтверждающие право на финансирование предоставления образовательных услуг с использованием дистанционных образовательных технологий;

Образовательные учреждения, в которых потребители (учащиеся) получают образование с использованием дистанционных образовательных технологий:

  • составляют описание образовательных услуг, которые могут оказываться с использованием дистанционных образовательных технологий, и направляют их в муниципальные и региональные органы управления образованием для участия в процедуре выбора поставщика образовательных услуг в соответствии с потребностями потребителей;
  • участвуют в региональных или муниципальных программах финансирования, позволяющих создать условия для реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий, либо самостоятельно (за счет собственных или привлеченных внебюджетных средств) создают такие условия;
  • получают задание на оказание образовательных услуг с использованием дистанционных технологий (например, в форме бюджетного задания или в договорной форме);  и отчитываются о выполнении этого задания (договора) в установленной форме (в том числе предоставляют статистические данные о реализации программ с использованием дистанционных технологий);
  • руководитель образовательного учреждения заключают с учителями, которые преподают с использованием дистанционных технологий, договор о реализации образовательных программ (или их отдельных модулей) для конкретных групп учащихся (в соответствии с заданием или договором с учредителем); и осуществляют контроль выполнения задания (договора) учителем;
  • осуществляют расчет и выплату заработной платы учителям, реализующим образовательные программы с использованием дистанционных технологий, в соответствии с методикой оплаты труда, принятой в субъекте Российской Федерации;

Муниципальные органы управления образованием:

  • собирают заявки на получение образования с использованием дистанционных технологий с подведомственных общеобразовательных учреждений;
  • принимают решение либо об удовлетворении заявок на дистанционное обучение на территории муниципалитета (т.е. силами подведомственных учреждений, когда создание условий для использования дистанционных технологий осуществляется за счет муниципальных финансовых средств), либо о направлении заявок на обучение с использованием дистанционных технологий на уровень субъекта РФ;
  • Формируют сеть образовательных учреждений, предоставляющих услуги с использованием дистанционных технологий – посредством оценки квалификационного уровня педагогов и осуществления финансирования условий, необходимых для оказания услуг с использованием дистанционных технологий (приобретение оборудования, программного обеспечения, повышение квалификации учителей и др.).

Региональные органы управления образованием

  • Собирают заявки на получение образования с использованием дистанционных технологий с муниципальных органов управления образованием, а также (если есть) от органов управления образованием других субъектов РФ;
  • Принимают решение о способах удовлетворения заявок на дистанционное обучение: либо путем направления запросов в органы управления образованием других субъектов РФ, либо путем выбора поставщиков услуг на территории региона;
  • Формируют сеть образовательных учреждений, предоставляющих услуги с использованием дистанционных технологий – посредством оценки квалификационного уровня педагогов и осуществления финансирования условий, необходимых для оказания услуг с использованием дистанционных технологий (приобретение оборудования, программного обеспечения, повышение квалификации учителей и др.);
  • Осуществляют выбор образовательных учреждений, которые удовлетворяют собранным заявкам на дистанционное обучение;
  • Составляют задание (заключают договор) на предоставление образовательных услуг с использованием дистанционных технологий с общеобразовательными учреждениями; осуществляют контроль выполнения задания (договора);
  • Разрабатывают и утверждают методику оплаты труда учителей и другого персонала образовательного учреждения, реализующего образовательные программы с использованием дистанционных технологий; а также методику расчета финансового обеспечения на реализацию образовательных программ с использованием дистанционных технологий;

Учитель, реализующий программы общего образования в дистанционной форме

  • Заключает договор (получает задание в установленной форме) с руководителем образовательного учреждения о реализации конкретных образовательных программ с использованием дистанционных технологий для конкретной группы учащихся с указанием оплаты труда;
  • Реализует образовательную программу с использованием дистанционных технологий;
  • Отчитывается о реализации образовательной программы с использованием дистанционных технологий перед руководством учреждения.

 

Описание модели 2 (сигнал о потребности в использовании дистанционных технологий и  выбор поставщика услуг осуществляется  «снизу» (от учащихся или от руководителя образовательного учреждения))

Отметим, что на рисунке 2 к разделу 1.1.3. представлена схема, при которой обучение с использованием дистанционных технологий осуществляется в интересах лиц, обучающихся в разных образовательных учреждениях (при этом одно из них является для учащегося основным (здесь он числится), так как в нем он получает образовательные услуги в традиционной форме, без использования дистанционных технологий). Аналогичная схема может иметь место для ситуации обучения учащихся, не привязанных к конкретному образовательному учреждению, - в данном случае пропадает звено «общеобразовательное учреждение, в котором числится учащийся», и заявка на обучение с использованием дистанционных технологий поступает от учащегося в муниципальный орган управления образованием, муниципальный орган управления образованием осуществляет также распределение ваучеров.

 

Правовые основы модели 2  аналогичны правовым основам, указанным в описании предыдущей модели управления, за исключением:

  • в правовом поле должны быть закреплены обязательства органов управления образованием муниципального и регионального уровня по работе с заявками на предоставление образования с использованием дистанционных образовательных технологий, а именно: процедура и регламент работы с заявками, методики финансирования и оплаты труда по программам с дистанционными образовательными технологиями, случаи, когда заявка не может быть удовлетворена и др., а также процедуры работы с ваучерами: выдача ваучеров, процедура подачи образовательными учреждениями заявок на финансирование в соответствии с собранными ваучерами и др.;
  • должно быть прописано, что выбор образовательного учреждения для обучения с использованием дистанционных технологий осуществляется учащимися самостоятельно (совместно с родителями), либо руководителем общеобразовательного учреждения (для ситуации, когда возникает потребность дистанционного обучения для группы учащихся) на основании ваучеров;
  • под ваучером понимается документально установленное обязательство субъекта РФ оплатить прохождение обучения по программе общего образования (отдельному ее модулю, курсу, этапу) с использованием дистанционных образовательных технологий учащемуся, имеющему право на получение образования с использованием дистанционных технологий.

Функции и обязанности участников системы дистанционного общего образования

Потребители (учащиеся и их родители):

  • оформляют заявку в установленной форме и передают ее в администрацию образовательного учреждения, в котором учащийся проходит обучение в обычной форме;
  • подтверждают документами свое право на получение образования с использованием дистанционных образовательных технологий (дети-инвалиды, дети, находящиеся на длительном лечении, учащиеся, получающие образование в форме экстерната и в форме домашнего образования);
  • получают ваучер, подтверждающий их право на получение образования с использованием дистанционных образовательных технологий, осуществляют выбор образовательного учреждения для прохождения дистанционного обучения;
  • заключают договор с руководителем образовательного учреждения, в котором учащийся проходит обучение в обычной форме, о прохождении обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в другом (либо этом же) образовательном учреждении, о формах промежуточной и итоговой аттестации (прохождении их либо в своем, либо в другом учреждении), с закреплением сроков прохождения обучения, ответственности учащегося в этом процессе;

Образовательные учреждения, в которых потребитель дистанционной образовательной услуги (учащийся) проходит обучение в традиционной форме:

  • руководитель образовательного учреждения составляет списки претендентов на получение образования с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • руководитель в установленной форме составляет заявку на предоставление учащимся его образовательного учреждения образовательных услуг с использованием дистанционных технологий (в случае, если инициатива на дистанционное обучение исходит от руководителя, а не от учащихся);
  • руководитель готовит необходимые сопутствующие документы к заявке, подтверждающие право на финансирование предоставления образовательных услуг с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • получает в региональном или муниципальном органе управлении ваучеры и передает их учащимся в соответствии с утвержденными списками на получение образования с использованием дистанционных технологий;
  • осуществляет выбор образовательного учреждения для прохождения дистанционного обучения для группы учащихся;

Образовательные учреждения, в которых потребители (учащиеся) получают образование с использованием дистанционных образовательных технологий:

  • составляют описание образовательных услуг, которые могут оказываться с использованием дистанционных образовательных технологий, и направляют их в муниципальные и региональные органы управления образованием для участия в процедуре выбора поставщика образовательных услуг в соответствии с потребностями потребителей;
  • участвуют в региональных или муниципальных программах финансирования, позволяющих создать условия для реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий, либо самостоятельно (за счет собственных или привлеченных внебюджетных средств) создают такие условия;
  • размещают в открытых источниках информацию о реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий;
  • принимают ваучеры от претендентов на получение образования в дистанционной форме;
  • обращаются в региональный орган управления образованием за финансированием на покрытие расходов, связанных с реализацией образовательных программ с использованием дистанционных технологий, на основании количества полученных ваучеров;
  • руководитель образовательного учреждения заключает с учителями, которые преподают с использованием дистанционных технологий, договор о реализации образовательных программ (или их отдельных модулей) для конкретных учащихся (в соответствии с заданием или договором с учредителем); и осуществляют контроль выполнения задания (договора) учителем;
  • заключается договор между образовательным учреждением и учащимся о реализации образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • осуществляют расчет и выплату заработной платы учителям, реализующим образовательные программы с использованием дистанционных технологий, в соответствии с методикой оплаты труда, принятой в субъекте Российской Федерации;

Муниципальные органы управления образованием

  • собирают заявки на получение образования с использованием дистанционных технологий с подведомственных общеобразовательных учреждений и направляют их в региональный орган управления образованием;

Региональные органы управления образованием

  • собирают заявки на получение образования с использованием дистанционных технологий с муниципальных органов управления образованием, а также (если есть) от органов управления образованием других субъектов РФ;
  • утверждают списки получающих образование с использованием дистанционных образовательных технологий на очередной учебный год, распределяют ваучеры между общеобразовательными учреждениями в соответствии с утвержденными списками;
  • принимают заявки от общеобразовательных учреждений на финансирование расходов, связанных с реализацией образовательных программ с использованием дистанционных технологий, на основании количества собранных учреждениями ваучеров;
  • разрабатывают и утверждают методику оплаты труда учителей и другого персонала образовательного учреждения, реализующего образовательные программы с использованием дистанционных технологий; а также методику расчета финансового обеспечения на реализацию образовательных программ с использованием дистанционных технологий;
  • формируют сеть образовательных учреждений, предоставляющих услуги с использованием дистанционных технологий – посредством оценки квалификационного уровня педагогов и осуществления финансирования условий, необходимых для оказания услуг с использованием дистанционных технологий (приобретение оборудования, программного обеспечения, повышение квалификации учителей и др.).

Учитель, реализующий программы общего образования в дистанционной форме:

  • Заключает договор (получает задание в установленной форме) с руководителем образовательного учреждения о реализации конкретных образовательных программ с использованием дистанционных технологий для конкретной группы учащихся с указанием оплаты труда;
  • Реализует образовательную программу с использованием дистанционных технологий;
  • Отчитывается о реализации образовательной программы с использованием дистанционных технологий перед руководством учреждения.

 

Описание модели 3 (сигнал о потребности в использовании дистанционных технологий и  выбор поставщика услуг осуществляется «сверху» (органами управления образованием))

 

Отметим, что на рисунке 3 к разделу 1.1.3. представлена схема, при которой обучение с использованием дистанционных технологий осуществляется в интересах лиц, обучающихся в разных образовательных учреждениях (при этом одно из них является для учащегося основным (здесь он числится), так как в нем он получает образовательные услуги в традиционной форме, без использования дистанционных технологий). Аналогичная схема может иметь место для ситуации обучения учащихся, не привязанных к конкретному образовательному учреждению, - в данном случае пропадает звено «общеобразовательное учреждение, в котором числится учащийся», муниципальный орган управления образованием взаимодействует непосредственно с учащимися.

 

Функции и обязанности участников системы дистанционного общего образования

Потребители (учащиеся и их родители):

  • участвуют в процедуре выявления потребностей об обучении с использованием дистанционных технологий;
  • получают информацию о реализации программ с использованием дистанционных технологий, дают свое согласие (или не соглашаются) на обучение с использованием дистанционных технологий;
  • для обучения группой (классом) с использованием дистанционных технологий необходимо согласие руководителя образовательного учреждения, а также согласие большинства учащихся в группе (классе); в данном случае условия для прохождения обучения с использованием дистанционных технологий создаются в образовательном учреждении (а не на дому);
  • получают образование с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • заключают договор с руководителем образовательного учреждения, в котором учащийся проходит обучение в обычной форме, о прохождении обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в другом (либо этом же) образовательном учреждении, о формах промежуточной и итоговой аттестации (прохождении их либо в своем, либо в другом учреждении), с закреплением сроков прохождения обучения, ответственности учащегося в этом процессе.

Образовательные учреждения, в которых потребитель дистанционной образовательной услуги (учащийся) проходит обучение в традиционной форме:

  • руководитель осуществляет процедуру выявления потребности в обучении с использованием дистанционных технологий;
  • получает информацию о реализации программ с использованием дистанционных технологий, дает свое согласие (или не соглашается) на обучение с использованием дистанционных технологий;
  • заключают договор с учащимися о прохождении обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в другом (либо этом же) образовательном учреждении, о формах промежуточной и итоговой аттестации (прохождении их либо в своем, либо в другом учреждении), с закреплением сроков прохождения обучения, ответственности учащегося в этом процессе;

Образовательные учреждения, в которых потребители (учащиеся) получают образование с использованием дистанционных образовательных технологий

  • составляют описание образовательных услуг, которые могут оказываться с использованием дистанционных образовательных технологий, и направляют их в региональные органы управления образованием для участия в процедуре выбора поставщика образовательных услуг с использованием дистанционных технологий;
  • участвуют в региональных или муниципальных программах финансирования, позволяющих создать условия для реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий, либо самостоятельно (за счет собственных или привлеченных внебюджетных средств) создают такие условия;
  • получают задание на оказание образовательных услуг с использованием дистанционных технологий (например, в форме бюджетного задания или в договорной форме);  и отчитываются о выполнении этого задания (договора) в установленной форме (в том числе предоставляют статистические данные о реализации программ с использованием дистанционных технологий);
  • руководитель образовательного учреждения заключает с учителями, которые преподают с использованием дистанционных технологий, договор о реализации образовательных программ (или их отдельных модулей) для конкретных учащихся (в соответствии с заданием или договором с учредителем); и осуществляют контроль выполнения задания (договора) учителем;
  • осуществляют расчет и выплату заработной платы учителям, реализующим образовательные программы с использованием дистанционных технологий, в соответствии с методикой оплаты труда, принятой в субъекте Российской Федерации;

Муниципальные органы управления образованием

  • формируют списки учащихся на получение образования с использованием дистанционных технологий в соответствии с выбранным на региональном уровне направлением обучения и контингентом обучаемых и направляют их в региональный орган управления образованием;

Региональные органы управления образованием

  • Выявляют потребности в получении образования с использованием дистанционных технологий посредством взаимодействия с местными органами власти, подведомственными учреждениями, населением;
  • Принимают решение о контингенте учащихся, которые будут получать образование с использованием дистанционных образовательных технологий в следующем учебном году;
  • Формируют сеть общеобразовательных учреждений, предоставляющих услуги по получению образования с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • Собирают  и утверждают списки учащихся на получение образования с использованием дистанционных технологий с муниципальных органов управления образованием в соответствии с выбранным на региональном уровне направлением обучения и контингентом обучаемых на очередной учебный год;
  • Разрабатывают и утверждают методику оплаты труда учителей и другого персонала образовательного учреждения, реализующего образовательные программы с использованием дистанционных технологий; а также методику расчета финансового обеспечения на реализацию образовательных программ с использованием дистанционных технологий;
  • Осуществляют выбор образовательных учреждений, которые удовлетворяют сформулированным требованиям к финансированию получения образования с использованием дистанционных технологий в очередном учебном году;
  • Составляют задание (заключают договор) на предоставление образовательных услуг с использованием дистанционных технологий для общеобразовательных учреждений; осуществляют контроль выполнения задания (договора).

Учитель, реализующий программы общего образования в дистанционной форме:

  • Заключает договор (получает задание в установленной форме) с руководителем образовательного учреждения о реализации конкретных образовательных программ с использованием дистанционных технологий для конкретной группы учащихся с указанием оплаты труда;
  • Реализует образовательную программу с использованием дистанционных технологий;
  • Отчитывается о реализации образовательной программы с использованием дистанционных технологий перед руководством учреждения.

 

 

Критерии оценивания деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий. Методика расчета результативности труда. Подходы к определению стимулирующих выплат за уровень достигнутых результатов

 

         Поставленные техническим заданием задачи – разработка критериев оценки деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий; разработка методики расчета результативности труда, - а также задачу по определению подходов к распределению стимулирующих выплат учителям за достигнутые результаты целесообразно рассматривать в совокупности, что определяется следующими причинами:

  • методика оценки результативности труда должна содержать в себе перечень показателей и критериев, определяющих результаты труда учителя, преподающего с использованием дистанционных технологий, что является основой для распределения стимулирующих выплат за достигнутые результаты;
  • разработка методики и проведение оценки результативности труда учителя может проводиться с целью поощрения труда лучших педагогов, а  значит с целью определения подходов к распределению стимулирующих выплат за достигнутые результаты;
  • определение критериев оценки деятельности учителей также тесно связано с разработкой методики оценки результативности труда, так как в широком смысле слова результативность может рассматриваться не только через показатели произведенного продукта (качества образования учащихся, прошедших обучение с использованием дистанционных технологий), но и через показатели процесса обучения (или по-другому через критерии оценки деятельности учителей).

Перечисленные ситуации, так или иначе, связаны с качеством образования: в одних случаях дистанционные технологии используются для повышения качества образования (когда доступ к более качественному, чем имеющееся, образованию ограничен), в других – для обеспечения непрерывного процесса получения образования, то есть для того, чтобы качество образования не снижалось, несмотря на то, что ребенок не может посещать школу, как большинство остальных учащихся. Таким образом, главной целевой установкой деятельности учителя, использующего в преподавании дистанционные образовательные технологии, является – обеспечение доступа к качественному образованию, а, значит, результаты деятельности учителя преимущественно относятся к сфере качества образования учащихся, прошедших обучение на базе дистанционных технологий.

В целом, можно выделить следующие критерии оценки деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий:

  1. Успешность учебной работы (динамика учебных достижений учащихся).
  2. Влияние преподавательской деятельности с использованием дистанционных технологий на охват детей общим образованием.
  3. Успешность научно-методической деятельности учителя.
  4. Влияние на внеурочную занятость учащихся.
  5. Исполнительская дисциплина.

 Каждый критерий исследуется с помощью соответствующих ему показателей:

  1. Успешность учебной работы (динамика учебных достижений учащихся).
  2. средний балл, полученный группой учащихся, проходивших обучение на базе дистанционных технологий, по результатам итоговой аттестации по предмету;
  3. отношение среднего балла, полученного группой учащихся, проходивших обучение на базе дистанционных технологий, по результатам итоговой аттестации по предмету к среднему баллу по этому же предмету до прохождения обучения на базе дистанционных технологий;
  4. средний балл, полученный учащимися выпускных классов, прошедших обучение на базе дистанционных технологий, на вступительных экзаменах в ВУЗ или ССУЗ;
  5. показатель удовлетворенности учащихся,  прошедших обучение на базе дистанционных технологий (получаемый по результатам социологических исследований);
  6. количество учащихся в динамике, изъявивших желание пройти обучение с использованием дистанционных технологий у конкретного учителя;
  7. средний балл по учебному предмету у учащихся, прошедших обучение на базе дистанционных технологий,  в течение последующих лет после прохождения дистанционного обучения;
  8. доля учащихся, прошедших обучение на базе дистанционных технологий, и изъявивших желание продолжать дистанционное обучение у данного учителя по данному предмету на следующий год;
  9. количество заявок на дополнительные платные дистанционные образовательные услуги у конкретного преподавателя.

Определение показателей учебного процесса при использовании дистанционных технологий должно осуществляться специалистами в области подготовки педагогических кадров, самими педагогами, членами аттестационных комиссий, руководителями образовательных учреждений, разработчиками образовательных программ, реализуемых с использованием дистанционных технологий, с учетом последних достижений и технологий в педагогике.

  1. Влияние преподавательской деятельности с использованием дистанционных технологий на охват детей общим образованием.
  2. доля детей-инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, проходящих обучение по образовательным программам общего образования (в том числе на базе дистанционных технологий);
  3. доля детей, находящихся на длительном лечении, проходящих обучениепо образовательным программам общего образования (в том числе на базе дистанционных технологий);
  4. доля детей, получающих общее образование в форме экстерната (в том числе на базе дистанционных технологий);
  5. доля детей в возрасте от 6 до 18 лет, не обучающихся по программам общего образования.
  6. Успешность научно-методической деятельности учителя.
  7. участие учителя в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, совещаниях, семинарах школьного уровня, муниципального уровня, уровня субъекта РФ,  всероссийского уровня; наличие наград;
  8. наличие изданных авторских учебников, учебных пособий, методических рекомендаций и их использование в ОУ;
  9. разработка педагогом авторских образовательных программ, получивших положительный отзыв и рекомендованных к реализации в учебном процессе;
  10. применение в учебном процессе инновационных технологий, методик или их элементов;
  11. участие в инновационной деятельности;
  12. обобщение и распространение опыта работы (мастер-классы, открытые уроки, лекции и др.) на школьном уровне, муниципальном уровне, уровне субъекта РФ,  всероссийском уровне;
  13. деятельность в качестве организатора методической работы;
  14. Влияние на внеурочную занятость учащихся.
  15. динамика доли учащихся, прошедших обучение на базе дистанционных технологий, посещающих предметные кружки, секции, факультативы;
  16. динамика доли учащихся, прошедших обучение на базе дистанционных технологий, участвующих в предметных олимпиадах и в других предметных, творческих конкурсах;
  17. наличие у учащихся, прошедших обучение на базе дистанционных технологий, исследовательских, проектных и других работ представленных на уровне школы, муниципальном уровне, уровне субъекта РФ,  всероссийском уровне.
  18. Исполнительская дисциплина.
  19. Своевременное и качественное исполнение документов: приказов, распоряжений, актов, коллективного трудового договора: отсутствие нарушений, замечаний;
  20. Обеспечение прохождения программного материала: выполнение теоретической и практической части программы.

Для оценки перечисленных критериев и показателей оценки деятельности учителей, использующих в преподавании современные информационные технологии, могут использоваться:

  • абсолютные показатели (которые для формирования мнения о результативности труда учителя должны сравниваться с показателями других учителей);
  • относительные показатели (которые для формирования мнения о результативности труда учителя должны сравниваться с показателями других учителей);
  • баллы.

Для формирования итоговой оценки о результативности труда учителя и об успешности его работы по каждому из критериев абсолютные и относительные показатели должны быть переведены в баллы. В качестве примера приведем перевод абсолютных и относительных показателей в баллы, как это использовалось при подведении итогов реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Шкала для выставления баллов при оценивании динамики показателей, позволяющих оценить результаты реализации направлений приоритетного национального проекта «Образование»:

  1 балл – значение динамики показателя соответствует уровню от минимального значения по регионам РФ до минимального значения плюс 20% разницы между максимальным и минимальным значениями по регионам РФ,

2 балла – значение динамики показателя соответствует уровню от минимального значения по регионам РФ плюс 20% разницы между максимальным и минимальным значениями по регионам РФ до минимального значения плюс 40% разницы между максимальным и минимальным значениями по регионам РФ,

3 балла – значение динамики показателя соответствует уровню от минимального значения по регионам РФ плюс 40% разницы между максимальным и минимальным значениями по регионам РФ до минимального значения плюс 60% разницы между максимальным и минимальным значениями по регионам РФ,

4 балла – значение динамики показателя соответствует уровню от минимального значения по регионам РФ плюс 60% разницы между максимальным и минимальным значениями по регионам РФ до минимального значения плюс 80% разницы между максимальным и минимальным значениями по регионам РФ,

5 баллов – значение динамики показателя соответствует уровню от минимального значения по регионам РФ плюс 80% разницы между максимальным и минимальным значениями по регионам РФ до максимального значения по регионам РФ. 

 

Методика расчета результативности труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий

Оценке эффективности и результативности в государственном секторе, в бюджетных учреждениях посвящена масса отечественной и зарубежной литературы. Несмотря на это, единых подходов к оценке эффективности и результативности в сфере образования (образовательных организаций, модернизационных проектов в образовании, деятельности работников образования) так и не было сформировано. Не существует и однозначного мнения среди экспертного сообщества о преимуществах внедрения системы оценки эффективности и результативности в образовательных организациях, да и в государственных организациях вообще. Отдельные авторы указывают как на преимущества, так и на массу недостатков, которые могут сопровождать внедрение системы оценки эффективности и результативности в общественном секторе (например, Ханс де Брюйн[2]).

         Учитывая неоднородность теоретических взглядов на процесс внедрения системы оценки результативности, а также массу разнообразных конкретных ситуаций, возникающих в постоянно модернизируемой системе образования, нуждающихся в оценке эффективности или результативности тех или иных механизмов, систем, проектов, каждая новая инновация в системе образования требует формирование своей системы оценки результативности.

         В целом можно говорить, что оценка результативности труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, требует выполнения следующего алгоритма:

  • Шаг 1: определение целей оценки результативности труда учителей, использующих в преподавании дистанционные технологии;
  • Шаг 2: определение того, что оцениваем: «продукт» или процесс производства этого продукта;
  • Шаг 3: определение «продукта», производимого в результате деятельности учителей, использующих в преподавании дистанционные образовательные технологий, а также показателей для оценки этого «продукта»;
  • Шаг 4: определение показателей, для оценки процесса получения продукта (критериев оценки деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий);
  • Шаг 5: определение стандартов оценки (что является хорошо, а что плохо);
  • Шаг 6: Оценка и трактовка результатов оценки.

Необходимо отметить, что в рамках данного отчета невозможно подробно рассмотреть все вопросы, касающиеся выполнения каждого из перечисленных этапов алгоритма. Это связано с тем, что большинство вопросов требует экспертного обсуждения (в том числе с привлечением учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий). Требование постоянного взаимного диалога субъектов оценки результативности (оценщиков и оцениваемых) является одним из критериев эффективности проводимой оценки, снижает риски негативных последствий введения системы оценки результативности и управления по результатам[3]. Поэтому рекомендуется придерживаться этого требования и при внедрении системы оценки результативности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий.

Возможны разнообразные цели разработки и внедрения системы оценки результативности труда учителей, использующих в преподавании дистанционные технологии. Каждая из целей будет накладывать свои требования к набору действий, производимых в процессе оценки результативности, к используемым в процессе оценки методам и инструментам.

Учитывая, что на данном этапе развития дистанционного образования, цели проведения оценки результативности труда учителей, использующих в процессе преподавания дистанционные технологии, пока не прозрачны, мы приводим возможный перечень целей с разбивкой требований к процессу оценки в зависимости от поставленной цели.

         Цели оценки:

  1. Обеспечение прозрачности результатов и затраченных средств (оценка позволяет выявить информацию для управленцев, например, о реализации эксперимента, экспериментального проекта).
  2. Обучение, распространение лучшего опыта (оценка проводится для выявления лучшего опыта, лучших моделей преподавания с использованием дистанционных технологий и распространения этого опыта).
  3. Аттестация, сравнение образовательных учреждений по уровню развития образовательных услуг, реализуемых с использованием дистанционных технологий, по квалификации преподавателей, придание учреждениям некого «статуса».
  4. Поощрение учителей за качество образования (оценка с целью внедрения финансовых стимулов для повышения качества образования).
  5. Разработка стратегии, программы развития отрасли, территории (оценка проводится с целью выявления проблем и разработки способов решения этих проблем).

Каждая из целей предполагает разное сочетание объектов оценки: продукта или процесса. Как полагают специалисты в сфере оценки результативности в государственном секторе, наличие в системе оценки показателей для анализа и продукта, и процесса снижает риски негативных последствий внедрения системы оценки результативности. Поэтому в идеале в системе оценки должны присутствовать обе группы показателей. Однако в зависимости от перечисленных целей доли этих групп показателей могут быть различными:

 

Цель: обеспечение прозрачности результатов и затраченных средств

Примерно равные доли показателей оценки продукта и показателей оценки процесса

Цель: обучение, распространение лучшего опыта

Большая доля показателей для оценки процесса

Цель: 3.      Аттестация, сравнение образовательных учреждений по уровню развития образовательных услуг, по уровню квалификации учителей

Примерно равные доли показателей оценки продукта и показателей оценки процесса

Цель: поощрение учителей за качество образования

Большая доля показателей оценки продукта (если ставится цель на освоение определенных технологий и поощрение осуществляется за овладение этими технологиями, то в большей степени могут быть представлены показатели процесса)

Цель: разработка стратегии, программы развития отрасли, территории

Примерно равные доли показателей оценки продукта и показателей оценки процесса

 

 

         Результаты деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, должны логически следовать из целей деятельности учителей, которые определяются ситуациями, в которых возникает потребность использования дистанционных образовательных технологий. Эти ситуации уже описывались выше.

 

  1. Ситуации, когда в качестве целевой установки выступает повышение качества образования:
  2. дефицит кадров вообще (в случае отсутствия преподавателя по какому-либо предмету в школе, в малокомплектных школах);
  3. отсутствие класса-комплекта (в сельской местности, в малокомплектных школах, где в классе могут обучаться разновозрастные дети);
  4. обучение детей-инвалидов;
  5. качество обучения по отдельным учебным предметам не соответствует потребностям обучающегося (что необходимо учащемуся для осуществления дальнейших жизненных планов);
  6. Невозможность посещения ребенком образовательного учреждения в обычном режиме:
  7. длительное лечение ребенка на дому, в лечебном заведении;
  8. обучение детей-инвалидов;
  9. экстернат.
  10. Экзотический профиль обучения (изучение редких иностранных языков и т.п.)

 

 

Порядок расчета

Если говорить о проектировании подходов к определению стимулирующей части оплаты труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, то этот процесс сталкивается с рядом объективных сложностей. Основная сложность заключается в том, что невозможно использовать подходы, принятые к определению стимулирующей части оплаты труда учителей, преподающих в обычной форме, в рамках новой системы оплаты труда, поскольку:

  • в текущем учебном году, учителя, работающие с применением дистанционных технологий, могут преподавать для разных по составу групп учащихся (одни – для детей-инвалидов, другие – для детей из малокомплектных школ, третьи – для детей, находящихся на длительном лечении и т.д.); поэтому для обеспечения объективной оценки сравнение должно происходить между учителями, имеющими одинаковые  по контингенту группы учащихся;
  • в случае построения учебного процесса с использованием дистанционных технологий учителя могут работать по разным по продолжительности образовательным программам, а какие-то учителя – реализовывать только отдельные модули образовательной программы; объективное сравнение может происходить только между учителями, реализующими равные по продолжительности программы, так как продолжительность влияния на учащихся будет одинаковой.

         Казалось бы, что перечисленные проблемы могут быть решены при проведении сравнения качества работы учителей по группам (в зависимости от продолжительности образовательной программы, в зависимости от контингента учащихся) и соответствующем распределении стимулирующего фонда оплаты труда по группам. Однако, на первых этапах распространения формы общего образования с использованием дистанционных технологий, скорее всего, не будет количества групп по продолжительности образовательной программы и по контингенту учащихся, достаточного для адекватного и объективного распределения стимулирующего фонда.

          В  связи с этим предлагается не выделять отдельно стимулирующую часть фонда оплаты труда, а в качестве финансового механизма, стимулирующего к повышению качества образования, вводить премиальный фонд, распределяемый по результатам конкурса на звание «Лучший учитель, преподающий с использованием дистанционных технологий». Критериями оценки деятельности учителей, использующих в преподавании дистанционные технологии, в рамках такого конкурса могли бы выступать:

  1. динамика учебных достижений учащихся, включая:
  2. средний балл, полученный группой учащихся, проходивших обучение на базе дистанционных технологий, по результатам итоговой аттестации по предмету;
  3. отношение среднего балла, полученного группой учащихся, проходивших обучение на базе дистанционных технологий, по результатам итоговой аттестации по предмету к среднему баллу по этому же предмету до прохождения обучения на базе дистанционных технологий;
  4. средний балл, полученный учащимися выпускных классов, прошедших обучение на базе дистанционных технологий, на вступительных экзаменах в ВУЗ или ССУЗ;
  5. динамика балла по оценке удовлетворенности учащихся (по результатам опросов, анкетирования и т.п.)
  6. достижения в методической работе учителя в сфере преподавания с использованием дистанционных технологий.

Размер премиального фонда, распределяемого по результатам конкурса, - предлагается устанавливать на уровне 10-15% от фонда оплаты труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, в текущем году.

Выдвижение учителей на участие в конкурсе производится с их согласия:

  • органами самоуправления (советом образовательного учреждения, попечительским советом, управляющим советом или др.), обеспечивающими государственно-общественный характер управления образовательным учреждением;
  • профессиональной педагогической ассоциацией или объединением, созданными в установленном порядке (предметные методические объединения, ассоциации по образовательным технологиям, профессиональные союзы или др.).

Оценка деятельности учителей в рамках этого конкурса может проводиться на основании:

  • официальных данных о реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий;
  • на основании материалов, результатов опросов и т.п. (представленных, например, в виде учительского портфолио), представляемых учителем на конкурс и подготовленных учителем исключительно для данного конкурса.

Для организации и проведения конкурса на звание «Лучший учитель, преподающий с использованием дистанционных технологий» органами управления образованием субъекта РФ дополнительно к нормативно-правовым актам по системе оплаты труда учителей, преподающих с использованием дистанционных технологий, должны быть разработаны и утверждены следующие документы:

  • порядок проведения конкурса;
  • положение о конкурсной комиссии;
  • критерии оценки деятельности учителей, преподающих с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • размер премии за звание «Лучший учитель, преподающий с использованием дистанционных технологий».

 

Описание механизмов материального стимулирования преподавателей высших учебных заведений, осуществляющих педагогическую деятельность в соответствии с инновационными подходами к предоставлению образовательных услуг высшего образования в условиях перехода на НСОТ и внедрение современных информационных технологий

 

Механизмы мотивирования перехода преподавателей на новые подходы к предоставлению образовательных услуг

 

Согласно определению Кочиевой Т.Б., Новикова Д.А., «механизмом стимулирования называется правило принятия решений центром»(или принципалом – прим. авт.)… «относительно стимулирования агента. В случае когда речь идет о материальном вознаграждении агента эквивалентом функции стимулирования выступают деньги»[4]. Теория принципала – агента подробно описана в экономической литературе. Принципал – это «заказчик», в интересах которого выполняются определенные действия. Агент – это «исполнитель», который действует в интересах принципала. Основная проблема построения взаимоотношений этих двух субъектов состоит в том, что цели принципала заключаются в том, чтобы работы была выполнена как можно в более сжатые сроки, с максимальным качеством и минимальной ценой. Целевая позиция агента прямо противоположна. В нашем случае принципалом выступает образовательное учреждение, агентом – преподаватель дистанционного обучения.

Можно систематизировать все множество подходов к системам оплаты труда в виде таблицы 1.

Таблица 1. к разделу 1.1.3. Системы оплаты труда[5]

 

 

  1. Повременная (тарифная) система оплаты труда
    Оплата производится за фактически отработанное время, независимо от результатов работы. В основе расчета – оклад или тариф.

1.Простая повременная
Оклад = 1000 руб., отработано 20 дней из 25 положенных

2.Премиальная повременная
ЗП = ЗП по тарифу + премия в %х от оклада

  1. Сдельная система оплаты труда
    Оплата производится за объем выполненных работ, независимо от потраченного времени. В основе расчета – сдельные расценки.

1.Прямая сдельная
ЗП = сдельная расценка за 1цу работ * объем работ

2.Сдельно-премиальная
ЗП = ЗП прямая сдельная + % за перевыполнение плана

3.Сдельно-прогрессивная
Увеличенные расценки оплаты за выработку сверх нормы

4.Косвенно-сдельная
ЗП вспомогательных рабочих = % от ЗП основных рабочих

5.Аккордная
Объем работ и расценок устанавливается на бригаду, выплаты участникам зависят от квалификации и коэффициента трудового участия работника.

  1. Комиссионная система оплаты труда
    Оплата производится в размере процента от выручки организации

1.С применением минимального оклада
ЗП=минимальный оклад + % от выручки

2.Без применения минимального оклада
ЗП=% от выручки организации

         

 

 

В таблице описаны основные варианты систем оплаты труда, которые используются в России и в мире. Возможны также различные смешанные и специальные системы оплаты труда, которые строятся исходя из условий труда.

Как показывает опыт практической разработки систем оплаты труда для отдельных отраслей[6]или производств[7], зачастую системы оплаты труда не приводят к ожидаемому работодателем результату, поэтому необходимо определить исходные требования к системе оплаты труда преподавателей дистанционного обучения в высшей школе:

  1. Работники дистанционного обучения являются полноправными работниками образовательных организаций, поэтому система оплаты труда должна отвечать действующему трудовому законодательству. Поскольку подавляющее большинство образовательных программ высшего образования предоставляется федеральными бюджетными и автономными учреждениями, то в система оплаты труда должна соответствовать законам и нормативным актам Правительства РФ, Минзравсоцразвития РФ, Минобрнауки РФ, регулирующим вопросы оплаты труда и применения образовательных технологий. В отчете не будут рассмотрены вопросы разработки системы оплаты труда для негосударственных вузов, т.к. негосударственные организации имеют гораздо меньше законодательных ограничений в вопросах оплаты труда, поэтому они могут разработать практически любую систему оплаты труда.
  2. Оценка российским обществом системы оплаты труда в сфере образования во многом смещена в сторону «социальной справедливости». Ожидания общества относительно «экономической эффективности» системы оплаты труда крайне низка. Этот тезис вытекает, во-первых, из анализа трудового и бюджетного законодательства. В частности, правительственными документами установлено, что положение работника при переходе с ЕТС на НСОТ не может ухудшаться. Это значит, что оставляется очень узкий коридор возможностей для маневрирования фондом оплаты труда в целях материального стимулирования работников. Во-вторых, это подтверждается практикой распределения стимулирующих выплат руководителями образовательных учреждений, высокая доля которых предпочитает равномерный или пропорциональный (как доля от зарплаты каждого работника) способ начисления данных выплат. Такой «выравнивающий» способ оплаты труда способствует поддержанию положительного микроклимата в коллективе, который зачастую оказывает имеет более важное значение на общественную эффективность обучения, чем материальное стимулирование непосредственной результативности труда.
  3. Соответствие тем дистанционным технологиям, которые сложились в настоящее время в РФ и тем функциям, которые выполняют преподаватели в рамках их реализации. В настоящем отчете приняты во внимание те технологии, которые описаны в научной или методической литературе или утверждены локальными нормативными актами учебных заведений.
  4. Некоторые функции по определению общей рамки дистанционного модуля, курса, образовательной программы выполняются определенным трудовым коллективом в целом, не индивидуальными преподавателями. Например, определение целевой группы учащихся, целей и задач курса, технологий обучения, программного и аппаратного обеспечения. Для целей настоящего отчета этот трудовой коллектив условно называется «кафедрой», хотя его границы могут быть от нескольких преподавателей кафедры до межвузовского коллектива преподавателей.
  5. Преподаватель дистанционного обучения должен отвечать всем требованиям, которые предъявляются к ППС вуза, работающим в традиционных формах обучения. Т.е., как правило обладать ученой степенью и ученым званием, вести научные исследования, публиковать результаты исследований в научных журналах и монографиях и т.д.

 

3.2.2. Методика расчета результативности труда

 

Анализ законодательных актов

 

С целью разработки методики применения систем оплаты труда и стимулирования преподавателей дистанционных программ высшего образования необходимо учитывать специфику российского законодательства. В ходе Комплексного проекта модернизации образования (КПМО) были проанализированы базовые принципы трудового законодательства в связи с переходом на новые системы оплаты труда (НСОТ): «Конституция РФ в  п.2 статьи 37 гарантирует каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Кроме того, в статье 72 Конституции  РФ трудовое законодательство и общие вопросы образования отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ.

В статье 2 Трудового кодекса  РФ (далее  -ТК РФ) в качестве основного принципа регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений закрепляется  обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для  него  самого  и  его  семьи, и  не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В ТК РФ под заработной платой понимается  вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст.129 ТК РФ).

Из данного определения следует, что  содержание понятия «заработная плата» включает как собственно  вознаграждение за труд, который выполнен или должен быть выполнен, так и условия выплаты последнего, устанавливаемые соглашением сторон или нормативными правовыми актами. Обязанность выплаты вознаграждения за труд со стороны работодателя и право на его получение работником возникают в силу   трудового договора.

 В статье 129 ТК РФ закреплены также определения основных понятий, регламентирующих вопросы оплаты труда. К их числу  возможно отнести: 

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом,  понятие «базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы» представляет собой минимальный оклад (должностной оклад, ставку) работника государственного или муниципального учреждения, занятого по профессии рабочего или на должности служащего, входящего в определенную профессиональную квалификационную группу.

ТК РФ в статье 130  закрепляет  основные государственные гарантии по оплате труда работников, действие которых  распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.  В отношении организаций бюджетной сферы закон обеспечивает данные гарантии за счет средств соответствующих бюджетов. 

В систему установленных в ст. 130 ТК РФ основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

- величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации  (то есть величина установленного законом минимального уровня месячной оплаты труда, которая в обязательном порядке должна быть выплачена каждому работнику, отработавшему полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда)) (ст. 133 ТК РФ);

- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 134 ТК РФ);

- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы (ст.137, 138 ТК РФ);

- ограничение оплаты труда в натуральной форме (ст.131 ТК РФ);

- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами (ст.142 ТК РФ);

- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

- сроки и очередность выплаты заработной платы (ст.136 ТК РФ)»[8].

Минимальный размер оплаты труда устанавливает ст. 1. Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ) в сумме 4 611 рублей в месяц с 1 июня 2011 года.

Новые системы оплаты труда в вузах (преимущественно являющихся федеральными учреждениями) введены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (ред. от 29.09.2008) "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

В соответствии с Постановлением Правительства №583, «размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами»[9].

Приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования» установлено шесть уровней должностей ППС (Таблица 2).

 

Таблица 2. к разделу 1.1.3. Профессиональная квалификационная группа должностей профессорско-преподавательского состава[10]

 

Уровень

Должности

 
 

Первый квалификационный уровень

Ассистент, преподаватель

 

Второй квалификационный уровень

Старший преподаватель

 

Третий квалификационный уровень

Доцент 

 

Четвертый квалификационный уровень

Профессор

 

Пятый квалификационный уровень

Заведующий кафедрой

 

Шестой квалификационный уровень

Декан

 

 

 

 

Приказом Минздравсоцразвития России от  29 декабря  2007 г. № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» установлен «перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях:

1. Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

2. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

3. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

4. Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами»[11].

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 29 декабря 2007 г. N 818 г. Москва "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях" установлен «перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях:

1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы.

2. Выплаты за качество выполняемых работ.

3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

4. Премиальные выплаты по итогам работы»[12].

При этом, указано, что «начиная с 1 января 2010 года, объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти»[13].

 

Порядок расчета результативности труда

 

  1. Должностной оклад. Размеры должностных окладов устанавливаются по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням. Занятие должности определяется выполнением требований по стажу и квалификацией. В повышающих коэффициентах к должностному окладу по должности учтены доплаты за наличие у работников профессорско-преподавательского состава ученой степени (кандидата, доктора наук) и надбавки за занятие должностей (доцент, профессор).

Должностные каждому конкретному преподавателю устанавливает заведующий кафедрой исходя их занимаемой им должности и образовательных задач кафедры. Критерий оценивания – соответствие или несоответствие занимаемой должности каждого преподавателя кафедры. На основе данного критерия могут приниматься решения о приеме новых сотрудников или увольнения сотрудников.

Н. В. Никуличева выделяет следующие виды подготовительных работ, которые проводятся до разработки самого учебного курса или после проведения обучения по курсу ДО:

  • «определения целевой группы слушателей,
  • формулирования учебных целей,
  • планирования ресурсов,
  • составления рабочей программы и структуры курса,
  • определения содержания и форм контроля знаний слушателей,
  • подготовки инструкций для слушателей и локальных координаторов, оценки курса и коррекции учебных материалов,
  • публикации курса на сайте,
  • решения организационных экономических вопросов ДО,
  • организации взаимодействия с учащимися»[14];

К данному списку можно добавить следующие виды работы:

  • внутренняя экспертиза курса;
  • выбор программного обеспечения для курса ДО;
  • выбор аппаратного обеспечения для курса ДО;
  • составление отчетов о ДО для руководства организации.

 

  1. Разработка учебно-методических материалов. Должна сопровождаться заключением лицензионных договоров с авторами.

Существует несколько подходов к определению трудоемкости учебно-методических материалов.

В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) определяется максимальное число условных страниц различных видов учебно-методических для учебного курса (Таблица 3) и коэффициент расчета условных страниц (как коэффициент к сложности разработки «теоретических материалов»), а также коэффициент перевода в зависимости от численности слушателей (Таблица 4).

 

Критерии оценивания деятельности преподавателей

 

Деятельность преподавателей необходимо оценивать по четким критериям для установления стимулирующих надбавок ППС вузов.

 

Одна из наиболее глубоких систем стимулирующих надбавок для профессорско-преподавательского состава установлена НИУ-ВШЭ, в перечень которых входит:

  • «увеличение объема и /или интенсивности работы в связи с увеличением контингента обучающихся на местах с оплатой стоимости обучения на договорной основе;
  • выполнение административной работы;
  • повышение квалификации;
  • степень ведущих зарубежных университетов;
  • наличие отраслевых и государственных наград в сфере образования и науки;
  • выполнение на высоком качественном уровне, обеспечение и руководство выполнением фундаментальных и прикладных научных исследований, а также экспертиз научно-технических разработок и проектов, экспертиз в сфере экономической, финансовой и другой деятельности, проектов нормативных правовых актов, иных консультационных и/или аналитических услуг;
  • подготовку и издание учебников и монографий, учебных и методических пособий;
  • разработку новых лекционных курсов, инновационных методик;
  • различные виды дополнительной работы со студентами;
  • успешное руководство научной работой студентов Университета, внедрение результатов научных исследований в учебный процесс;
  • успешное научное руководство аспирантами и соискателями;
  • академические достижения,
  • членство в группе высокого профессионального потенциала;
  • регулярное обновление персональной страницы работника на корпоративном портале (сайте) Университета;
  • качество преподавания;
  • участие в организации и проведении нового приема в Университет;
  • своевременное размещение программ учебных дисциплин на портале Университета;
  • вклад в развитие международных связей Университета и в подготовку и реализацию международных проектов;
  • участие в информационно-аналитическом и экспертном обеспечении деятельности Правительства Российской Федерации;
  • подготовку и активное участие в мероприятиях Университета;
  • качественное и оперативное выполнение особо важных заданий руководства Университета;
  • представление в установленные сроки на утверждение программ учебных дисциплин;
  • представление в установленные сроки предусмотренной условиями трудового договора информации о своей профессиональной деятельности, отчетных материалов по запросам руководителей структурных подразделений Университета;
  • оперативное ознакомление с информацией, размещаемой на официальном сайте (портале) Университета, а также оперативное ведение деловой переписки по вопросам профессиональной деятельности, трудовых отношений посредством электронной почты по предоставленному  работнику корпоративному электронному адресу, оперативная подготовка ответов на запросы руководителей структурных подразделений по данному адресу;
  • представление в установленные сроки индивидуального плана учебно-методической работы на предстоящий учебный год»[20].

Ориентиром системы стимулирующих выплат может также служить правила расчета показатели результатов научной деятельности (ПРНД) Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН:

«1. Публикации в рецензируемых периодических изданиях. Начисление баллов за публикации в рецензируемых периодических журналах производится на основании международных импакт-факторов. За публикацию статьи в рецензируемом российском или зарубежном журнале, имеющем импакт-фактор не менее 0.2, устанавливается балл, равный импакт-фактору журнала, умноженному на 30. За публикацию статьи в журнале, не имеющем импакт-фактора, или с импакт-фактором менее 0.2, если журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора или кандидата наук, устанавливается балл 6. Публикации в прочих периодических журналах оцениваются в 4 балла. Для статей, написанных в соавторстве, балл за публикацию делится на количество авторов публикации, доли, меньшие 10 % округляются до 10 %.

2. Начисление баллов за монографии, изданные в научных издательствах и имеющие шифр ISBN, и за учебники, имеющие гриф Минобрнауки России (рекомендованные учебно-методическими объединениями). За монографии и учебники устанавливается балл, равный объему монографии в печатных листах, умноженному на 2. При наличии соавторов балл делится на их общее число, доли, меньшие 10 % округляются до 10 %. Не учитываются стереотипные переиздания, балл за переработанные переиздания устанавливается пропорционально объему нового материала. Включение конкретных монографий и учебников в расчет индивидуальных ПРНД принимается решением соответствующей секции Ученого совета и утверждается Ученым советом.

3. Цитируемость. Начисление баллов за цитируемость производится на основании начисленных баллов за публикации путем их умножения на соответствующий коэффициент: при цитировании 1 5 раз коэффициент составляет 1.05, 6 10 раз – 1.1 и свыше 11 раз – 1.2.

4. Начисление баллов за участие в конференциях. За устный доклад на российской конференции устанавливается балл 4, устный доклад на международной конференции – 6, приглашенный доклад (доклад, инициатором которого выступает организатор конференции) на российской конференции – 20, приглашенный доклад на международной конференции – 30. При наличии соавторов балл за доклад делится на их число, доли, меньшие 10 %, округляются до 10 %. Включение конкретных конференций в расчет индивидуальных ПРНД принимается решением соответствующей секции Ученого совета и утверждается Ученым советом. Международной считается научная конференция, более 50 процентов участников которой не являются гражданами Российской Федерации.

5. Начисление баллов за подготовку документов государственной значимости. За документ общегосударственного масштаба начисляется 30 баллов, федерального – 25, регионального – 20. Для документов, подготовленных с соавторами, балл делится на их общее число.

6. Начисление баллов за патенты. За патент, являющийся результатом выполнения бюджетных НИР (наличие наименования Института в списке заявителей или патентообладателей), устанавливается балл 20. Для патентов, полученных с соавторами, балл делится на их общее число.

7. Начисление баллов за руководство соискателями ученой степени и диплом-никами. За руководство соискателем ученой степени, защитившим кандидатскую диссертацию, устанавливается балл 20, получаемый научным руководителем. За руководство бакалаврской, дипломной (при 5-летнем обучении) и магистерской работами в год защиты устанавливается балл 4, получаемый научным руководителем. При условии последующего поступления выпускника в магистратуру, аспирантуру или на работу в ИНГГ СО РАН устанавливается балл 10. При совместном руководстве дипломниками или соискателями ученой степени балл за руководство делится на их число.

8. За защиту диссертации. В год утверждения докторской или кандидатской диссертации устанавливается балл 20 и 15 соответственно.

9. Преподавательская деятельность. За разработку нового научно-образовательного курса лекций, читаемого впервые, устанавливается балл 20 за каждый семестр курса. За доработку научно-образовательного курса, включающего введение нового актуального материала, устанавливается балл 5. Включение конкретных научно-образовательных курсов в расчет индивидуальных ПРНД принимается на основании решения соответствующей кафедры вуза. Для поощрения участия молодых ученых в преподавании добавлять молодым (до 33 лет) преподавателям Новосибирского госуниверситета (совместителями и почасовикам) 2 балла в год (за годы, по которым производится подсчет ПРНД)»[21]

 


[1]Определение таких критериев является непростой задачей. Заявление на получение образования с использованием дистанционных технологий у другого учителя должно исходить непосредственно от учащихся (их родителей). Органы управления образованием (муниципального и регионального уровней), а также руководитель образовательного учреждения должны осуществить проверку заявления – с точки зрения того, действительно ли данный учащийся получает образование низкого качества, что ставит под сомнение реализацию его дальнейших жизненных планов (в том числе на обучение). Такая проверка должна основываться на статистических данных, данных о результатах ЕГЭ, запросов в школу (поступление в ССУЗы и ВУЗы у данного учителя, призеры олимпиад, успеваемость учащихся, отзывы родителей и характеристика директора, и др. ).

[2]Ханс де Брюйн «Управление по результатам в государственном секторе», Институт комплексных стратегических исследований, Москва, 2005.

[3]Ханс де Брюйн «Управление по результатам в государственном секторе», Институт комплексных стратегических исследований, Москва, 2005

[4]Кочиева Т.Б., Новиков Д.А. Базовые системы стимулирования. Москва, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2000.

[5]Манько С. Организация учета и оплаты труда http://www.snezhana.ru/people_1/

[6]См., например, Кузьмина Н.М., Кравец А.А. Использование современных мотивационных концепций в практической деятельности лечебно-профилактических учреждений // Экономические науки. 2010.  Т. 63. № 2. С. 103-107.

[7]См., например, А.И. Ладошкин, И.А. Майорова, Е.А. Харитонова. Механизм совершенствования оплаты труда работников по ремонту скважин // Экономические науки. 2010.  Т. 66. № 5. С. 79-83.

[8]Аналитические материалы по результатам анализа нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы установления квалификационных требований и должностных обязанностей, выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам общего и профессионального образования, нормирования различных видов деятельности работников общего и профессионального образования в условиях перехода на НСОТ. Сайт Комплексного проекта модернизации образования http://www.kpmo.ru/

[9]Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (ред. от 29.09.2008) "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений"

[10]Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования»

[11]Приказ Минздравсоцразвития России от  29 декабря  2007 г. № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях»

[12]Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 29 декабря 2007 г. N 818 г. Москва "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях".

[13]Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 29 декабря 2007 г. N 818 г. Москва "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях"

[14]Никуличева Н. В. Проблемы организации дистанционного обучения.

[15]Положение по расчету оплачиваемых трудозатрат преподавателей, осуществляющих обучение на основе дистанционных технологий. Новосибирский государственный технический университет.

[16]Положение по расчету оплачиваемых трудозатрат преподавателей, осуществляющих обучение на основе дистанционных технологий. Новосибирский государственный технический университет.

[17]Положение по расчету оплачиваемых трудозатрат преподавателей, осуществляющих обучение на основе дистанционных технологий. Новосибирский государственный технический университет.

[18]Л. А. Гаврилова. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЭЛЕКТРОННЫЕ КУРСЫ. Учебно-методическое пособие для преподавателей. Издание УГГУ. Екатеринбург, 2006

[19]Методика планирования ресурсного обеспечения разработки и актуализации образовательного контента программ профессионального образования. Ухтинский государственный технический университет. http://www.ugtu.net

[20]Положение об оплате труда работников государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики». Утверждено Ученым советом ГУ-ВШЭ 3 октября 2008 г. (протокол № 49) с учетом изменений от 19.12.2008 (протокол № 53).

[21]Правила расчета индивидуальных ПРНД научных работников. Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН.

Прикрепленный файл Size
1.1.3.doc 555.5 KB

»  Tags for document:

Фото пользователя Наталья Александровна Иванчева

На: 3. Выработка механизмов материального стимулирования учителе


Удобно, когда есть прикрепленный файл документа. Спасибо.

Жаль, что не во всех разделах.

С уважением,

Иванчева Н.А.smileyheart

 

 



Навигация по подшивке

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн