Коллеги! Предлагаем Вам ознакомиться с представленным материалом и высказать свои замечания и предложения в комментариях.
Разработка механизмов выдачи документа об образовании с учетом различных форм обучения
Разработка механизмов выдачи документа об окончании учреждения общего образования
В отношении требований к форме итоговых документов, выдаваемых по окончании специального (коррекционного) класса образовательного учреждения, необходимо руководствоваться Приказом Минобрнауки РФ от 11.08.2009 N 295 "Об утверждении форм документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса образовательного учреждения и технических требований к ним".
Обучение в рамках специального (коррекционного) класса может происходить на базе центра дистанционного образования детей-инвалидов как структурного подразделения государственного общеобразовательного учреждения. Соответственно документ по результатам итоговой аттестации будет выдаваться образовательным учреждением, подразделением которого является центр. Практика правового обоснования создания и функционирования подобных центров и процедур выдачи итоговых документов об образовании предусмотрена в некоторых регионах РФ. В качестве примера можно привести следующее Положение о порядке организации дистанционного образования.
Положение о порядке организации дистанционного образования детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования
в Томской области[1]
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации дистанционного образования детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования на территории Томской области.
1.2. Дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) - это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
1.3. Дистанционное образование детей-инвалидов на дому в Томской области (далее - дистанционное образование) осуществляется на основании программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы (в рамках мероприятий «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»), одобренной на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года и в соответствии: с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 10.11.2009) «Об образовании», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Томской области от 12.11.2001 № 119-ОЗ «Об образовании в Томской области», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2005 №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям образования в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», Письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», Перечнем заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы, утвержденным Письмом Министерства просвещения РСФСР от 28.07.1980 № 281-М и Министерства здравоохранения РСФСР от 28.07.1980 № 17-13-186, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Администрации Томской области в сфере образования.
II. Субъекты дистанционного образования
2.1. Субъекты дистанционного образования:
- Центр дистанционного образования детей-инвалидов (далее Центр) - структурное подразделение областного государственного общеобразовательного учреждения,
- общеобразовательное учреждение, располагающее кадрами и научно-методическим обеспечением для организации дистанционного образования (далее ОУ), реализующее образовательные программы в соответствии с государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования через дистанционное образование с учетом потребностей и возможностей личности
- Педагогические работники - учителя и специалисты
- Обучающиеся - дети-инвалиды, обучающиеся по индивидуальным программам на дому, с сохранным интеллектом, осваивающие образовательные программы в соответствии с государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, не имеющие медицинских противопоказаний для работы с компьютером.
- Родители (законные представители) обучающихся.
2.2. Центр - подразделение областного государственного общеобразовательного учреждения:
- обеспечивает обучающегося средствами компьютерной техники, связи и программным продуктом для АРМ (автоматизированное рабочее место).
- координирует реализацию проекта;
- участвует в разработке проектов нормативно-правовых документов, предполагаемых в рамках направлений проекта;
- участвует в концептуальном и научно-методическом сопровождении проекта, тиражировании и распространении инструктивно-методических документов и методических рекомендаций по реализации проекта;
- участвует в проектно-разработническом и экспертно-консультативном сопровождении проекта;
- осуществляет организацию и сопровождение сайта проекта;
- осуществляет мониторинговое и аналитическое сопровождение проекта;
- участвует в организационно-техническом сопровождении проекта;
- осуществляет взаимодействие по вопросам реализации проекта: с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, по реализации проекта; с общеобразовательными учреждениями, в которых обучаются дети-инвалиды, по вопросам реализации проекта; со сторонними организациями по вопросам реализации проекта; с родителями (законными представителями) детей-инвалидов по вопросам реализации проекта; с педагогами-предметниками, организующими обучение детей-инвалидов на дому, по вопросам реализации проекта;
- оказывает консультативную помощь участникам образовательного процесса;
- обеспечивает управление образовательным контентом для детей-инвалидов с учетом возможностей образовательных Интернет-ресурсов и особенностей здоровья детей-инвалидов
- организует регулярное проведение коллективных образовательных мероприятий для детей-инвалидов с учетом возможностей компьютерной платформы (системы) дистанционного обучения и пропускной способности каналов связи;
2.3. Общеобразовательное учреждение, располагающее кадрами и научно-методическим обеспечением для организации дистанционного образования (далее ОУ), реализует образовательные программы в соответствии с государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования через дистанционное образование с учетом потребностей и возможностей личности. Общеобразовательное учреждение осуществляет:
- обеспечивает обучающегося средствами компьютерной техники, связи и программным продуктом для АРМ (автоматизированное рабочее место).
- образовательный процесс для обучающихся по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования в соответствии с государственным образовательным стандартом с использованием ДОТ;
- бесплатно предоставляет на время обучения учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке ОУ;
- оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям), необходимую для освоения реализуемых общеобразовательных программ;
- осуществляет учебно-методическое, психолого-педагогическое сопровождение дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому;
- осуществляет промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию;
- осуществляет выдачу обучающимся, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документов государственного образца о соответствующем уровне образования.
2.4. Педагогические работники - учителя и специалисты, обладающие необходимыми знаниями в области информационно-коммуникационных технологий, методик и приемов организации образовательного процесса, осуществляемых дистанционно, окончившие специальные курсы повышения квалификации.
2.5. Обучающиеся - дети-инвалиды, обучающиеся по индивидуальным программам на дому, с сохранным интеллектом, осваивающие образовательные программы в соответствии с государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, не имеющие медицинских противопоказаний для работы с компьютером.
2.6. Родители (законные представители) обучающихся осуществляют создание надлежащих условий для занятий (обеспечивают обучающегося помещением, рабочим местом, письменными принадлежностями); обеспечивают сохранность переданного им по договору с ОУ оборудования; представляют в ОУ перечень документов, необходимых для обеспечения детей автоматизированными рабочими местами.
- Техническое обеспечение дистанционного образования
- Оснащение Центра, рабочих мест для обучающихся и педагогических работников компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также подключение и техническое обслуживание указанного оборудования и программного обеспечения осуществляется согласно требованиям, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №341 от 21.09.2009 г.
- Рабочее место с аппаратно-программными средствами передаётся во временное безвозмездное пользование с условием обеспечения его сохранности в соответствии с договором между: ОУ и родителями (законными представителями) по месту проживания обучающегося; ОУ и педагогическими работниками - по месту работы, ОУ и родителями.
- Техническое обслуживание АРМ для организации процесса обучения с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется за счет средств областного бюджета.
IV. Организация образовательного процесса
4.1.Практическая реализацияобучения детей-инвалидов предполагает сочетание надомного и дистанционного обучения. Учебный план, по которому ведет работу учитель, организован с учетом дополнительной дистанционной составляющей, а также возможности последующего перевода части уроков на дистанционную форму. Базовая часть реализуется учителем.В дистанционной части индивидуальной траектории учащегося используются специально разработанные ЭК, УМК, рабочие программы. Дополнительная составляющая индивидуальной образовательной траектории учащегося реализуется в четырех основных направлениях:
- Углубление базовойсоставляющей индивидуальной образовательной траектории, изучение тем базовой составляющей более подробно или изучение дополнительных тем по предметам, включенным в базовую учебную программу.
- Расширение базовой составляющей индивидуальной образовательной траектории, изучение дисциплин, которые по причине сокращенного времени программы не вошли в базовую составляющую.
- Дополнение, которое реализуется за счет добавления элективных курсов.
- Профилизация, изучение дополнительных элективных курсов, направленных на предварительную профессиональную ориентацию учащихся.
4.2. Основанием для установки АРМ для организации процесса обучения с использованием дистанционных образовательных технологий являются следующие документы:
- заявление родителей (законных представителей) ребенка-инвалида;
- заключение БМСЭ
- медицинское заключение клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения о необходимости индивидуального обучения на дому и отсутствии противопоказаний для работы на компьютере
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии
- Обучение осуществляется педагогами, прошедшими КПК из ресурсной школы, где оборудованы автоматизированные рабочие места педагогов.
- Процесс обучения с использованием дистанционных технологий координируется центром дистанционного образования детей.
- Дистанционное обучение начинается с момента регистрации обучающегося на Интернет-сайте центра.
- Для каждого обучающегося разрабатывается индивидуальный учебный план с фиксацией количества учебных часов с использованием дистанционных технологий.
- Образовательный процесс с использованием дистанционных технологий независимо от выбранной формы проведения урока организуется учителем и доступен в программе для оперативного он-лайн взаимодействия с обучающимся.
- Контроль за образованием детей-инвалидов осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля ОУ.
- Интеграция в образовательную и культурную среду дистанционно обучающихся детей-инвалидов может осуществляться через проведение совместных учебных и развивающих занятий, воспитательных мероприятий с другими обучающимися ОУ.
- Документ об окончании образовательного учреждения обучающиеся получают в том образовательном учреждении, в контингенте которого они числятся.
V. Финансовое обеспечение реализации проекта
5.1. Мероприятия по организации дистанционного образования детей-инвалидов реализуются в Томской области за счет средств:
- субсидий из федерального бюджета бюджету Томской области на организацию дистанционного образования детей-инвалидов;
- средств софинансирования расходных обязательств Томской области из областного бюджета Томской области.
- субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях Томской области.
5.2. Основными направлениями расходования средств являются:
- оснащение комплектами оборудования Центра, рабочих мест педагогических работников, рабочих мест детей-инвалидов;
- услуги связи, включая использование глобальной сети Интернет и обслуживание каналов связи
- реализация мероприятий по обеспечению информационно-методической поддержки развития дистанционного образования детей-инвалидов (в том числе повышение квалификации работников обеспечивающих дистанционное образование).
Государственная (итоговая) аттестация лиц, самостоятельно освоивших общеобразовательные программы, проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Прошедшим промежуточную аттестацию и не проходившим государственную (итоговую) аттестацию, выдается справка о промежуточной аттестации по установленной форме. Прошедшие государственную (итоговую) аттестацию, получают документ государственного образца об основном общем или среднем (полном) общем образовании. Здесь действует приказ Минобразования России от 23 июня 2000 года № 1884 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната».
В отношении обучения в нескольких образовательных учреждениях одновременно и механизма выдачи итогового документа об образовании, можно отметить возможность заключения между учреждениями одного уровня договора о сотрудничестве, в условиях которого могут содержаться положения о взаимной валидации образовательных программ, которые при необходимости могут быть зачтены также, как если бы они были освоены в одном учреждении.
6.2. Разработка механизмов выдачи документа об окончании учреждения начального профессионального образования
Существуют дополнительные требования к базовой программно-аппаратной платформе стандартного комплекта программно-технических средств центров дистанционного образования детей-инвалидов[2].
В основе поставляемых в центры дистанционного образования детей-инвалидов стандартных комплектов программно-технических средств используется программно-аппаратная платформа, удовлетворяющая дополнительным функциональным и техническим требованиям, а также должно быть предустановлено программное обеспечение для проведения самостоятельных практических занятий:
создание моделей физических явлений и проведение численных экспериментов;
интерактивное моделирование, исследование и анализ широкого круга задач при изучении геометрии, стереометрии, алгебры, тригонометрии, математического анализа, построение и исследование геометрических чертежей и проведение различных расчетов;
интерактивная работа с пространственной информацией, цифровыми географическими картами мира и России;
должно быть предустановлено программное обеспечение, представляющее собой интегрированную творческую среду для образовательных учреждений начального общего образования, направленную на поддержку освоения и развития грамотности, развития речи, освоения математических моделей, развития коммуникативных навыков и творческих способностей обучающихся;
должно быть предустановлено программное обеспечение, представляющее собой интегрированную творческую среду для образовательных учреждений основного общего образования, направленную на развитие у обучающихся навыков работы с мультимедийными функциями, помогающую решать вопросы обучения детей программированию и навыкам алгоритмического мышления, а также вопросы компьютерного моделирования и последующего практикума с использованием этих моделей;
должно быть предустановлено программное обеспечение для дистанционного управления компьютерами обучающихся;
должно быть предустановлено программное обеспечение - виртуальная экранная клавиатура;
должно быть предустановлено программное обеспечение для программирования роботов с функцией обучения конструированию и программированию;
должно быть предустановлено программное обеспечение экранного доступа с синтезом речи.
Таким образом, при условии соответствия комплектации оборудования центра дистанционного обучения требованиям Минобрнауки РФ, а также соответствия программы центра федеральному государственному образовательному стандарту, по окончании обучения итоговый документ выдается образовательным учреждением, структурным подразделением которого является центр. При этом необходимо отметить обязательность очного прохождения итоговой аттестации при освоении программы с помощью дистанционных образовательных технологий.
Возможность обучения одновременно в нескольких учреждениях может быть достигнута путём заключения между учреждениями многосторонних договоров о сотрудничестве, куда могут вноситься как условия о взаимной валидации образовательных программ, так и условия о разделении образовательных модулей, преподаваемых в каждом отдельном учреждении.
Лица, самостоятельно осваивающие программу начального профессионального образования, проходят итоговую аттестацию в учреждении начального профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и получают документ государственного образца об уровне образования и квалификации. Здесь действует Приказ Минобразования России от 1 ноября 1995 года № 563 «Об утверждении Положения об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и Положения о получении начального профессионального образования в форме экстерната».
В случае самостоятельного освоенияпрограмм начального специального образования существуют ограничения в форме Перечня профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается[3].
Если обучающийся изъявляет желание обучаться одновременно в нескольких учреждениях, то может быть заключён многосторонний договор с одним из учреждений, по которому ему будут предоставлены образовательные услуги в рамках отдельных образовательных модулей, преподаваемых в разных учреждениях, которые впоследствии буду зачтены по окончании образовательного процесса и выдаче итогового документа, как если бы они были освоены в одном учреждении.
6.3. Разработка механизмов выдачи документа об окончании учреждения среднего профессионального образования
Объединение учреждений профессионального образования кластерного типа с участием предприятий и научных организаций делает возможным обучения в нескольких образовательных учреждениях одновременно. Объединение происходит в целях реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий. Подобные объединения возможны двумя путями:
- путём взаимодействия учреждений без образования юридического лица или с сохранением самостоятельности и прав объединяющихся юридических лиц;
- путём реорганизации существующих учреждений или создания нового юридического лица.
1. Объединение учреждений без образования юридического лица.
Существует несколько сценариев объединения учреждений без образования юридического лица или с сохранением самостоятельности и прав объединяющихся юридических лиц:
- объединения в форме ассоциаций или союзов[4];
- заключение договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)[5].
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией, но при этом члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.
Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов "ассоциация" или "союз". Понятия "ассоциация" и "союз" в юридическом смысле тождественны. Тем не менее, необходимо отметить, что для ассоциации формирующим признаком является однотипный состав участников, а для союза - общность целей объединения. Однотипность состава участников определяется их правовыми формами, принадлежностью к одной отрасли экономики, в то время как общность целей может определяться интересами конкретного региона, развитием конкретной сферы деятельности и др.
Использование термина «ассоциация» для обозначения сетевого объединения образовательных учреждений, основанных на договоре, т.е. без создания «ассоциации (союза)» в юридическом смысле, не запрещено законом и может восприниматься как собственное наименование, а не указание на организационно-правовую форму.
Однако необходимо иметь точное представление о том, что такое использование наименования «ассоциация» участвующими в экспериментальной работе по реструктуризации для обозначения договорного сотрудничества, совместной деятельности, не имеет правового значения, т.к. не влечет за собой применений правовых норм об ассоциациях (союзах); в отсутствие свидетельства о государственной регистрации и устава ни один правоприменяющий орган или участник гражданского оборота просто не будет рассматривать договорное объединение образовательных учреждений как единицу, которая может от своего именизаключать договоры, иметь права, в том числе на имущество, и на интеллектуальную собственность, нести ответственность, выступать в суде в качестве истца или ответчика. Таким образом, употребление наименования «ассоциация» к отношениям, основанным на договоре, хоть и не соответствует законодательству, однако не влечет за собой юридических последствий, если участники договорных отношений не будут вводить в заблуждение своих партнеров и контрагентов относительно юридической природы их организации. Тем не менее, во избежание неумышленных ошибок рекомендуется использовать наименование, предусмотренное законодательством. То есть, либо оформить учредительный договор и устав ассоциации (союза) с последующей регистрацией, либо изменить наименование договорного объединения на такое, которое не будет вводить в заблуждение.
Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами; по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.
Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые установлены учредительными документами ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).
С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.
Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).
При полном сохранении своего статуса учреждения-участники, вступившие в ассоциацию (союз), несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по долгам объединения в случае, если у самого объединения недостаточно средств для полного их погашения.
Механизм выдачи итогового документа об образовании будет заключаться во взаимозачёте учреждениями-членами ассоциации программ, освоенных посредством дистанционных образовательных технологий, без дополнительных процедур проверки знаний, за исключением очной итоговой аттестации.
Также объединение может осуществляться путем заключения договора простого товарищества.
По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.
Особенностью договора простого товарищества (о совместной деятельности) является его многосторонний характер.
Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. Вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами.
Таким образом, особенностью договора простого товарищества является то, что у сторон по нему имеется обязанность соединить вклады и совместно действовать, но отсутствуют обязательства по передаче чего-либо одним товарищем другому в собственность.
Внесённое товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества, либо не вытекает из существа обязательства.
Внесённое товарищами имущество, которым они обладали по основаниям, отличным от права собственности, используется в интересах всех товарищей и составляет наряду с имуществом, находящимся в их общей собственности, общее имущество товарищей. Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц. Пользование общим имуществом товарищей осуществляется по их общему согласию. Обязанности товарищей по содержанию общего имущества и порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей, определяются договором простого товарищества.
При прекращении договора простого товарищества вследствии истечения срока действия договора простого товарищества раздел имущества, находившегося в общей собственности товарищей, и возникших у них общих прав требования осуществляется в порядке, установленном ст. 252 ГК РФ. При этом товарищ, внесший в общую собственность индивидуально определенную вещь, вправе при прекращении договора простого товарищества требовать в судебном порядке возврата ему этой вещи при условии соблюдения интересов остальных товарищей и кредиторов (п. п. 1, 2 ст. 1050 ГК РФ).
При ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором простого товарищества не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками, либо совместно всеми участниками договора простого товарищества. При совместном ведении дел для совершения каждой сделки требуется согласие всех товарищей.
В отношениях с третьими лицами полномочие товарища совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяется доверенностью, выданной ему остальными товарищами, или договором простого товарищества, совершенным в письменной форме.
Решения, касающиеся общих дел товарищей, принимаются товарищами по общему согласию, если иное не предусмотрено договором простого товарищества.
Каждый товарищ независимо от того, уполномочен ли он вести общие дела товарищей, вправе знакомиться со всей документацией по ведению дел. Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению товарищей, ничтожны.
Порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело. Соглашение, полностью освобождающее кого-либо из товарищей от участия в покрытии общих расходов или убытков, ничтожно.
Если договор простого товарищества не связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, каждый товарищ отвечает по общим договорным обязательствам всем своим имуществом пропорционально стоимости его вклада в общее дело. По общим обязательствам, возникшим не из договора, товарищи отвечают солидарно.
Прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей. Соглашение об устранении кого-либо из товарищей от участия в прибыли ничтожно.
Договор простого товарищества прекращается вследствии:
объявления кого-либо из товарищей недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, если договором простого товарищества или последующим соглашением не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными товарищами;
объявления кого-либо из товарищей несостоятельным (банкротом);
смерти товарища или ликвидации либо реорганизации участвующего в договоре простого товарищества юридического лица, если договором или последующим соглашением не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными товарищами либо замещение умершего товарища (ликвидированного или реорганизованного юридического лица) его наследниками (правопреемниками);
отказа кого-либо из товарищей от дальнейшего участия в бессрочном договоре простого товарищества;
расторжения договора простого товарищества, заключенного с указанием срока, по требованию одного из товарищей в отношениях между ним и остальными товарищами;
истечения срока договора простого товарищества;
выдела доли товарища по требованию его кредитора.
При прекращении договора простого товарищества вещи, переданные в общее владение и (или) пользование товарищей, возвращаются предоставившим их товарищам без вознаграждения, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Прекращение договора простого товарищества в отношениях между всеми его участниками имеет два основных последствия: применение специального режима ответственности по общим обязательствам и урегулирование имущественных взаимоотношений сторон прекратившегося договора. Специальный режим ответственности означает, что с момента прекращения договора бывшие товарищи отвечают солидарно по всем неисполненным ранее общим обязательствам, включая и те обязательства, по которым должна была применяться долевая ответственность.
Товарищ, внесший в общую собственность индивидуально определенную вещь, вправе при прекращении договора простого товарищества требовать в судебном порядке возврата ему этой вещи при условии соблюдения интересов остальных товарищей и кредиторов.
В случае отказа от бессрочного договора простого товарищества заявление товарища об этом должно быть сделано им не позднее, чем за три месяца до предполагаемого выхода из договора. Соглашение об ограничении права на отказ от бессрочного договора простого товарищества является ничтожным.
Сторона договора простого товарищества, заключенного с указанием срока или с указанием цели в качестве отменительного условия, вправе требовать расторжения договора в отношениях между собой и остальными товарищами по уважительной причине с возмещением остальным товарищам реального ущерба, причиненного расторжением договора.
В случае, когда договор простого товарищества не был прекращен в результате заявления кого-либо из участников об отказе от дальнейшего в нем участия либо расторжения договора по требованию одного из товарищей, лицо, участие которого в договоре прекратилось, отвечает перед третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в договоре, так, как если бы оно осталось участником договора простого товарищества.
Негласное товарищество. Договором простого товарищества может быть предусмотрено, что его существование не раскрывается для третьих лиц (негласное товарищество).
В отношениях с третьими лицами каждый из участников негласного товарищества отвечает всем своим имуществом по сделкам, которые он заключил от своего имени в общих интересах товарищей. В отношениях между товарищами обязательства, возникшие в процессе их совместной деятельности, считаются общими.
Разновидностью формирования описанных выше координирующих структур является модель формирования территориально-производственных комплексов на основе стратегических альянсов. Правовой основой образования консорциума служит договор о стратегическом партнерстве. Главным отличием такого договора от договора простого товарищества является то, что он не предусматривает вкладов для организации совместной деятельности. Договор о стратегическом партнерстве с правовой точки зрения является предварительным и предусматривает, что в будущем в результате совместной деятельности будет заключена система договоров, регламентирующих совместную деятельность. Сроки, объемы и характер договоров при этом не оговариваются. Предусматривается, что если совместная скоординированная деятельность приведет к получению прибыли одним из партнеров проекта, то этот проект будет выполняться совместно. При этом будут заключены договора на оказания услуг, купли-продажи и т. д., которые будут регламентировать взаимную ответственность сторон. Так как договор о стратегическом партнерстве не обусловливает объединение вкладов, то он не может содержать взаимных обязательств, не исполнение которых может повлечь материальную ответственность. В то же время договор не является офертой (ст. 435 ГК РФ), так как он, хотя и содержит намерения о заключении договоров в перспективе, не предусматривает существенных условий будущих договоров, тем более о времени, месте их заключения, начале и окончании срока действия. В соответствии с п. 2,3 ст. 421 ГК РФ он имеет свою собственную силу и является юридическим актом, выражающим добровольное согласие сторон сотрудничать для решения проблем, которые определяются в данном договоре[6].
При объединении учреждений подобным образом механизм выдачи итогового документа будет зависеть от условий, предусмотренных в договоре простого товарищества. Там учреждения могут оговорить объём и содержание программ, которые могут быть освоены в учреждениях-товарищах, и которые впоследствии будут признаны равноценными и зачтены при выдаче итогового документа об образовании.
2. Объединение учреждений профессионального образования путём создания нового юридического лица.
Организационно-правовые формы, которые могут быть выбраны как формы для нового юридического лица должны отвечать целям создания кластерных образований.
Так, например, фонды[7] это не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Отличительными чертами фонда от иных видов некоммерческих организаций являются как цель создания (осуществление общественно-полезной деятельности), так и добровольный характер взносов участников.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.
Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах.
Ролевая направленность фонда состоит в управлении инвестиционными потоками. Его «минимаксная» структура состоит из инвесторов и потребителей инвестиции в лице социальных и промышленных организаций. Фонд является средой, формирующей инвестиционные потоки путем формирования программ, состоящих из отдельных проектов, распределяемых на конкурсной основе. В свою очередь фонд окружен внешней средой, с ним взаимодействующей. Из этой модели вытекает ряд свойств фонда как субъекта управления регионального экономического кластера. Фонд формирует научно-техническую политику некоторого сегмента сферы услуг путем управления процессом распределения средств. В результате этого инвестиции достаются тому или иному исполнителю. Заметим, что каждый исполнитель решает проблему по-своему, что в целом приводит к определенной направленности программы. Поэтому в итоге не инвесторы, а фонд определяет результат исполнения программы. Основную роль в распределении средств территориальных фондов играют властные структуры[8].
Другой формой юридического лица является некоммерческое партнерство[9]– это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей.
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.
Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
Члены некоммерческого партнерства вправе:
участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;
по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;
получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.
Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации. Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества.
Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.
Ролевая направленность некоммерческого партнерства связана с внедрением инноваций. Модель включает производителей инновационных идей (научные организации), потребителей этих идей (промышленные предприятия), инновационную среду осуществления этого процесса (некоммерческое партнерство) и внешнюю среду, с которой инновационная среда взаимодействует. Из этой модели также вытекает ряд свойств как субъекта управления. Умелый менеджмент и активная маркетинговая политика некоммерческого партнерства способна обеспечить повышенную проводимость инновационной среды и ускоренную реализацию инновационного процесса. Деятельность такого НКО способствует развитию горизонтальных связей, преодолению корпоративного консерватизма, обеспечению наибольшего благоприятствования инновационным процессам. Использование высокотехнологичных информационных продуктов для построения баз данных, осуществления коммуникаций и т. п. обеспечивает развитие информационной среды и повышает информационную культуру общества в целом. Деятельность таких НКО приводит к активизации производства инновационных идей в научных организациях и университетах, способствует развитию высокотехнологичной инфраструктуры внешней среды, а также развитию инновационной культуры производителей промышленной продукции. Влияние внешней среды на некоммерческие партнерства осуществляется в той же степени, что и на коммерческие организации, в силу сходства их деятельности, а также благодаря равнодушию общества к инновационной деятельности[10].
Саморегулируемая организация[11] как организационно-правовая форма не подходит для объединений учреждений, так как предметом саморегулирования является предпринимательская и профессиональная деятельность – предпринимательская не подходит по определению, а под субъектами профессиональной подразумеваются физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность.
Положения о взаимной валидации образовательных программ учреждений могут быть заложены в уставе или приведены в тексте договора или его приложениях, и впоследствии программы, освоенные обучающимся в одном из объединившихся учреждении, могут быть зачтены тем учреждением, к которому он прикреплён.
При самостоятельном освоении программы обучающийся проходит промежуточную и итоговую государственную аттестации и получает диплом государственного образца об окончании среднего специального учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности подготовки. Здесь действует Постановление Госкомвуза России от 31 мая 1995 года № 2 «Об утверждении Положения об экстернате в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации».
Кроме того, при самостоятельном освоении программы необходимо учитывать Перечень специальностей, получение которых в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается[12].
6.4. Разработка механизмов выдачи документа об окончании учреждения высшего профессионального образования
В настоящее время механизмы выдачи документа об окончании учреждения высшего профессионального образования регулируются законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (ст.27 и ст.27.1) и федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.7).
Вместе с тем, данными законами не установлены нормативные требования к выдаче документов об освоении основной образовательной программы высшего профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий. Таким образом, на сегодняшний день не существует особых, отличных от установленных данными федеральными законами процедур для выдачи документа об окончании учреждения высшего профессионального образования по результатам освоения образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий.
Процедура выдачи документов, в результате, выглядит следующим образом[13].
- Документы о соответствующем образовании (квалификации) выдает образовательное учреждение, имеющее образовательную лицензию.
- Документы выдаются учреждением учащемуся, зачисленному в соответствующее учреждение, успешно освоившему соответствующую образовательную программу (имеющую государственную аккредитацию), успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию. Исключением является случай, предусмотренный Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете".
- Документ установленного образовательным учреждением образца выдается учреждением учащемуся, зачисленному в данное учреждение, успешно освоившему соответствующую образовательную программу, реализуемую образовательным учреждением, и успешно прошедшему итоговую аттестацию по форме, установленной образовательным учреждением.
- Для высшего профессионального образования установлены следующие образовательные цензы: бакалавриат, подготовка специалиста, магистратура[14].
- Лицам, не завершившим образование по основной образовательной программе или не успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.
- В отношении государственных документов об образовании других государств установлена процедура подтверждения путем проставления на них апостиля уполномоченными органами исполнительной власти.
Вместе с тем, использование дистанционных образовательных технологий в высшем профессиональном образовании на сегодняшний день является широко распространенной практикой, которая реализуется в следующих формах:
- в форме освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий на базе одного образовательного учреждения;
- в форме освоения основной образовательной программы высшего профессионального образовании с использованием дистанционных образовательных технологий на базе нескольких образовательных учреждений в Российской Федерации;
- в форме освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий на базе нескольких образовательных учреждений, расположенных в Российской Федерации и за ее пределами.
Таким образом, возникает сразу несколько правовых коллизий в отношении сложившейся практики дистанционного образования в Российской Федерации.
1. На сегодняшний день в действующем законодательстве не предусмотрены отдельные, отличные от имеющихся в отношении очного образования механизмы реализации образовательных программ в дистанционной форме.
2. Не определены механизмы модульного построения образовательных программ, открывающие единые нормативные возможности дискретного их освоения, в том числе, в разных образовательных учреждениях.
3. Нет единых механизмов взаимного признания документов об освоении части образовательной программы в зарубежных образовательных учреждениях.
4. Не решен вопрос о возможности итоговой аттестации в дистанционной форме.
Вместе с тем, в проекте нового закона «Об образовании в Российской Федерации» данные коллизии частично решены[15].
Так, статьей 13 установлена возможность реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, а также устанавливается возможность блочно-модульной организации образовательных программ. Статьей 14 установлены возможности реализации образовательных программ посредством сетевого взаимодействия образовательных организаций, в том числе, иностранных, а также организаций науки, культуры, здравоохранения, физкультурно-спортивных, религиозных и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Допускаются следующие сетевые формы реализации образовательных программ:
1) совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов;
2) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Статьей 15 вводятся нормативные основания электронного обучения, в том числе, с использованием дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Основные образовательные программы могут реализовываться с использованием электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, частично или в полном объеме. Соотношение объема занятий с использованием электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, и путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся при реализации основной образовательной программы определяется соответствующей образовательной программой.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность полностью или частично с использованием электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, должны сформировать информационную образовательную среду, обеспечивающую реализацию образовательных программ, обеспечить обучающимся вне зависимости от их места нахождения доступ к необходимым для освоения соответствующей образовательной программы образовательным ресурсам.
При реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательной организации независимо от места нахождения обучающихся.
Статья 16 определяет возможность получения образования вне образовательных организаций с последующей итоговой аттестацией в образовательных организациях.
В части 3 статьи 34 устанавливается право учащихся на 7) освоение помимо учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по осваиваемой образовательной программе любых других, преподаваемых в данной образовательной организации, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других образовательных организациях.
Наконец, статьей 60 предусматривается, что лицам, освоившим образовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность посредством сетевого взаимодействия, документы об образовании и (или) квалификации, по совместному решению этих организаций, выдаются обеими организациями, осуществляющими образовательную деятельность и участвовавшими в сетевом взаимодействии.
Модель 1. выдачи документа о получении высшего профессионального образования по результатам освоения образовательной программы высшего профессионального образования
Процедура выдачи документа о высшем образовании на основании успешного освоения образовательной программы высшего образования посредством дистанционных образовательных технологий может выглядеть следующим образом:
1. Учащийся, зачисленный в образовательную организацию высшего профессионального образования, проходит обучение по получившей государственную аккредитацию образовательной программе высшего профессионального образования.
Первый вариант: Вся образовательная программа осваивается с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении, в которое зачислен студент.
В ходе обучения студент проходит промежуточную аттестацию по установленной образовательным учреждением в пределах своих прав форме (в том числе, с использованием дистанционных образовательных технологий). По окончании обучения студент проходит государственную итоговую аттестацию по установленной законодательством форме. В случае успешных результатов государственной итоговой аттестации студенту выдается документ государственного образца по форме, установленной Постановлением государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 30 ноября 1994 г. №9 «Об утверждении образцов государственных документов о высшем профессиональном образовании» в редакции приказа Минобразования РФ от 29.09.2003 № 3692, приказа Минобрнауки РФ от 31.08.2009 № 319[16].
При этом предлагается в приложение к диплому вписать фразу: «Образовательная программа освоена с использованием дистанционных образовательных технологий».
Второй вариант. Образовательная программа частично осваивается с использованием дистанционных образовательных технологий. В ходе обучения студент осваивает часть программы (модуль или несколько модулей) с использованием дистанционных образовательных технологий. При этом, промежуточная аттестация по данным модулям может проходить как в очной, так и в дистанционной форме, если это предусматривается условиями данной образовательной программы и регламентом образовательной организации. По окончании освоения образовательной программы студент проходит государственную итоговую аттестацию в образовательном учреждении очно в соответствии с установленными законодательством процедурами. В случае успешных результатов итоговой аттестации выдается документ государственного образца по форме, установленной Постановлением государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 30 ноября 1994 г. №9 «Об утверждении образцов государственных документов о высшем профессиональном образовании» в редакции приказа Минобразования РФ от 29.09.2003 № 3692, приказа Минобрнауки РФ от 31.08.2009 № 319. При этом, в приложении к диплому предлагается указывать дистанционный формат освоения тех или иных дисциплин, входящих в образовательный модуль в виде: НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, в скобках (ДИСТАНЦИОННО), результат аттестации.
2. Учащийся, зачисленный в образовательную организацию высшего профессионального образования, проходит обучение по образовательной программе высшего профессионального образования, не имеющей государственной аккредитации.
Первый вариант: Вся образовательная программа осваивается с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении, в которое зачислен студент.
В ходе обучения студент проходит промежуточную аттестацию по установленной образовательным учреждением в пределах своих прав форме (в том числе, с использованием дистанционных образовательных технологий). По окончании обучения студент проходит итоговую аттестацию по форме, установленной образовательной организацией (в том числе, с использованием дистанционных образовательных технологий). В случае успешной итоговой аттестации студенту выдается документ установленного образовательной организацией образца. При этом предлагается в приложение к диплому вписать фразу: «Образовательная программа освоена с использованием дистанционных образовательных технологий».
В случае если итоговая аттестация проходила в дистанционной форме, в приложении к диплому рядом с наименованием итогового испытания в скобках писать ДИСТАНЦИОННО.
Второй вариант. Образовательная программа частично осваивается с использованием дистанционных образовательных технологий. В ходе обучения студент осваивает часть программы (модуль или несколько модулей) с использованием дистанционных образовательных технологий. При этом, промежуточная аттестация по данным модулям может проходить как в очной, так и в дистанционной форме, если это предусматривается условиями данной образовательной программы и регламентом образовательной организации. По окончании освоения образовательной программы студент проходит итоговую аттестацию в образовательном учреждении в соответствии с установленными образовательной организацией процедурами (в том числе, возможно, дистанционно). В случае успешных результатов итоговой аттестации выдается документ утвержденного образовательной организацией образца. При этом, в приложении к диплому предлагается указывать дистанционный формат освоения тех или иных дисциплин, входящих в образовательный модуль в виде: НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, в скобках (ДИСТАНЦИОННО), результат аттестации.
В случае если итоговая аттестация проходила в дистанционной форме, в приложении к диплому рядом с наименованием итогового испытания в скобках писать ДИСТАНЦИОННО.
Модель 2. выдачи документа о получении высшего профессионального образования по результатам освоения образовательной программы высшего профессионального образования на базе нескольких учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации.
Совместная реализация образовательных программ является стабильно установившейся практикой в высших учебных заведениях Российской Федерации.
Совместные программы встречаются во множестве предметных областей, однако, наибольшее распространение они получили в экономике, бизнес-образовании, юриспруденции, менеджменте и инженерном образовании. Широко представлены такие программы в областях знаний, связанных с науками об обществе и языках.
В большей степени совместные программы представлены на магистерском и докторском уровнях; в меньшей степени - на уровне подготовки бакалавров. Большинство программ выросло из двустороннего сотрудничества университетов, хотя есть и примеры многосторонних программ[17].
При совместной разработке программ с использованием дистанционных образовательных технологий важно соблюдать следующие требования:
- программы создаются и одобряются совместно несколькими вузами;
- студенты из каждого вуза проходят часть обучения в других вузах;
- сроки обучения студентов в участвующих вузах сравнимы по длительности;
- сроки обучения и сданные экзамены в вузах-партнерах признаются полностью и автоматически;
- преподаватели каждого вуза также преподают и в других вузах, совместно разрабатывают учебные планы и создают совместные комиссии по зачислению и экзаменам[18].
Понятие «совместная образовательная программа» введено в «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении»), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71.
При реализации образовательной программы в нескольких образовательных организациях наиболее важное значение имеет не столько форма реализации программы или используемые образовательные технологии, сколько решение проблем сопоставимости и признания.
В настоящее время, совместная реализация образовательной программы несколькими образовательными организациями решается посредством заключения договора между этими организациями с прописыванием в этом договоре распределения объемов раздельной реализации образовательных модулей в рамках образовательной программы, прописываемой в виде кредитов.
Совместной образовательной программой называется осуществляемая двумя или более вузами образовательная программа в следующих формах:
• аккредитованные и валидированные программы (признание одним вузом эквивалентности программы другого вуза собственной образовательной программе с возможной выдачей собственного диплома выпускникам университета-партнера);
• франчайзинговые программы (передача одним университетом другому права реализации своей образовательной программы при сохранении за собой права контроля качества подготовки);
• программы двойных и совместных дипломов (согласование учебных планов и программ, методов обучения и оценки знаний студентов, взаимное признание результатов обучения в вузах-партнерах, наличие общих структур управления программой, выдача совместного диплома).
В рамках всех программ студенты обязаны пройти часть обучении в университете-партнере.
На сегодняшний день в большей степени распространена практика совместных магистерских образовательных программ. Существуют следующие траектории магистерских программ:
180 зачетных единиц программы бакалавра + 120 з.е. магистерской программы,
240 зачетных единиц программы бакалавра + 90 - 120 з.е. магистерской программы (из которых от 30 до 60 могут быть перезачтены по результатам программы обучения на заключительном курсе программы подготовки бакалавров).
300 з.е. магистерской (интегрированная программа).
"Стоимость" одного академического года, равна 60 зачетным единицам. Полная годичная программа (12 месяцев аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов и экзаменов) приравнивается к 75 з.е.
Зачетные единицы являются средством указания на результаты обучения, поэтому их расчет основывается на описаниях результатов обучения и компетенций. Объем зачетных единиц сигнализирует сложность, глубину и степень творческого компонента в программе.
Зачетные единицы, в терминах которых описываются модули/курсы, представляют собой их относительную "стоимость" с точки зрения объема работы, которая необходима студенту для освоения каждого модуля/курса в рамках общего объема трудозатрат, требуемых для завершения полного академического года обучения в учебном заведении.
Первый вариант: валидация программ образовательными организациями – партнерами
В случае, если договором между образовательными учреждениями полностью валидируются образовательные программы, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, студент имеет наибольшую академическую мобильность и может осваивать любые части (модули) образовательной программы. По результатам освоения модуля в образовательной организации-партнере, студент пройдет промежуточную аттестацию по установленной образовательной организацией процедуре (валидированной другой организацией-партнером, в том числе, возможно в дистанционной форме). По результатам промежуточной аттестации студент получит документ утвержденного образовательной организацией образца (сертификат), в котором будет:
1.Наименование освоенного модуля (дисциплины).
2. «Стоимость» модуля в кредитах (часах).
3. Формат освоения (в случае освоения с использованием дистанционных образовательных технологий будет написано ДИСТАНЦИОННО)
3. Результат аттестации с указанием формата в случае, если аттестация была проведена с использованием дистанционных образовательных технологий.
Выданный сертификат будет валидироваться (переноситься) в документ об образовании, выдаваемый образовательной организацией, в которую зачислен студент. Итоговый документ будет выдан на основании итоговой аттестации (государственной или по установленной ВУЗом процедуре, если образовательная программа не имеет государственной аккредитации). В приложение к документу будут внесены, в том числе, валидированные результаты промежуточной аттестации в организации-партнере на основании выданного ею сертификата.
Второй вариант. Совместная программа будет реализована на основе договора франшизы.
В договоре франшизы будут установлены параметры (рамки) передачи прав на реализацию образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий от образовательной организации, в которой обучается студент, другой образовательной организации, которая будет являться партнером. В настоящее время в соответствии с российским законодательством этот механизм наименее легален из-за того, что договоры франшизы заключаются в рамках коммерческого концессионного соглашения. Между тем, образовательные организации не могут являться коммерческими организациями.
В случае использования франчайзингого договора образовательная организация-партнер сможет реализовывать образовательные модули без проведения промежуточной аттестации. По результатам освоения образовательного модуля (программы) студент получает сертификат, в котором будут указаны:
1. Наименование освоенного модуля (дисциплины)
2. «Стоимость» модуля в кредитах (часах).
3. Формат освоения (в случае освоения с использованием дистанционных образовательных технологий будет написано ДИСТАНЦИОННО)
4. Сроки освоения.
5. Количество лекционных часов (в он-лайн и офф-лайн режимах)
6. Количество семинарских занятий в он-лайн и офф-лайн режимах
7. Количество часов самостоятельной работы
8. Количество часов консультаций
9. Наименование подготовленной работы
Промежуточная и итоговая аттестация (в том числе, с использованием дистанционных образовательных технологий) будет являться прерогативой образовательной организации, в которую зачислен студент.
Третий вариант: Программа двойного (совместного) диплома.
В случае полного признания образовательными организациями-партнерами в подписанном между ними договоре (соглашении) реализуемых образовательных программ с синхронизацией их по срокам, формам, методам освоения, способам организации аттестации, студент сможет по результатам освоения образовательной программы получить два (несколько) документа об образовании (двух (нескольких) образовательных организаций, за исключением случая, если это документ государственного образца одной страны) или один, совместный документ об образовании двух (нескольких) образовательных организаций установленного ими образца. В этом случае, студент может осваивать любые модули образовательной программы в дистанционном режиме на базе любой из организаций-партнеров в соответствии с утвержденным индивидуальным планом.
В этом случае, по результатам освоения модуля в дистанционном режиме студент будет проходить промежуточную аттестацию (в том числе, возможно, в дистанционной форме), по результатам которой он будет получать сертификат, в котором будет указано:
1.Наименование освоенного модуля (дисциплины).
2. «Стоимость» модуля в кредитах (часах).
3. Формат освоения (в случае освоения с использованием дистанционных образовательных технологий будет написано ДИСТАНЦИОННО)
4. Сроки освоения
5. Результат аттестации с указанием формата в случае, если аттестация была проведена с использованием дистанционных образовательных технологий.
По совокупности имеющихся у студента сертификатов будет осуществляться итоговая аттестация (в том числе, возможно, в дистанционной форме), по результатам которой будут выдаваться либо совместный документ, либо несколько документов образовательных организаций – партнеров.
Модель 3. выдачи документа о получении высшего профессионального образования по результатам освоения образовательной программы высшего профессионального образования на базе нескольких учреждений высшего профессионального образования, в том числе за пределами Российской Федерации.
Сотрудничество между российскими и зарубежными высшими учебными заведениями в настоящее время получило импульс в связи с активной адаптацией Российского образовательного законодательства в требованиям Болонского процесса. Само участие российских вузов в реализации Болонских соглашений призвано повысить качество образовательных программ, что, в конечном счете, призвано повысит конкурентоспособность российского образования. В отношении форматов реализации образовательных программ можно действуют те же механизмы и принципы, что прописаны для второй модели: франшиза, валидация программ и совместные дипломы.
Вместе с тем, данная модель будет иметь свои особенности.
Во всех базовых документах Болонского процесса основной вектор развития программ высшего образования, включая программы двойных и совместных дипломов, определяется как "гармонизация их архитектуры" (Болонская и Сорбонская Декларации) посредством принятия всеми странами трех циклов высшего образования (программы подготовки бакалавров – магистров – докторов).
Основные требования к квалификациям трех циклов сформулированы в так называемых Дублинских дескрипторах и Европейской рамке квалификаций.
Знания на первом цикле характеризуются новизной и инновационностью и включают в себя критическое понимание теорий и принципов, мастерство и инновационность при решении сложных и непредсказуемых проблем в конкретной области изучения.
Второй цикл предполагает наличие высокоспециализированного знания, включая самое передовое знание в области изучения; критическое осмысление знания в данной и смежных областях; умение решать проблемы в области исследования; создавать новое знание и интегрировать знания из различных областей. Как показывает практика, на этом цикле наблюдается большее разнообразие профилей программ, чем на первом цикле, т.к. второй цикл предполагает специализацию знаний и умений.
Третий цикл предполагает наличие самых передовых знаний в области изучения и в смежных областях; самые передовые специализированные умения и методы, включая синтез и оценку, необходимые для решения принципиальных проблем в области исследования и создания инноваций, а также способность переосмысливать существующее знания и практику в профессиональной области; демонстрировать авторитет, инновационность, автономность, научную и профессиональную целостность и приверженность разработке новых идей или процессов.
При проектировании образовательных программ всех циклов эти общие требования обязательно учитываются. При этом основное требование к формированию программ всех трех циклов - это определение результатов обучения, которое основывается не только на мнении представителей академического сообщества, но и работодателей. Только в этом случае цели и задачи программы будут обоснованными и сама программа будет соответствовать требованиям, предъявляемым к программам обучения современными системами обеспечения качества.
Результаты обучения формулируются в процессе консультаций с профессиональным сообществом, а не только внутри академического сообщества. Таким образом, профили профессий 2
сочетают в себе две составляющие – академическую и профессиональную, что позволяет более адекватно определять и формировать содержание образовательных программ.
Другими словами, разработка программ начинается не с установления количества часов, а с определения тех предметных областей, которые должны войти в программу и которые определяются на основе результатов обучения[19].
Дипломы, которые присуждаются по завершении совместных программ обучения могут быть трех типов:
1. совместный диплом двух или более университетов, признаваемый в странах-партнерах;
2. диплом зарубежного университета в дополнение к национальному диплому;
3. национальный диплом с указанием дополнительных курсов (в форме дополнительного сертификата, не имеющего юридической силы).
Интересным представляется опыт Российской Федерации в попытках создания системы трансграничного образования.
Трансграничное высшее образование выражается в трансграничной (пересекающей юридические установленные государственные границы) мобильности всех участников научно-образовательного процесса (студентов, преподавателей, ученых), образовательных программ, поставщиков образовательных услуг (вузов и новых некоммерческих организаций), совместных академических проектов[20].
В 2009 году Минобрнауки России начало разработку подходов к проведению эксперимента о трансграничном образовании. Среди важных принципов реализации трансграничного образования в рабочих материалах Минобрнауки России были следующие:
инновационный альянс– объединение инновационных партнеров - вузов, научных, производственных и других организаций на договорной основе для совместной распределенной образовательной деятельности по реализации спектра образовательных программ;
партнер инновационного альянса– член инновационного альянса, участвующий в его распределенной образовательной деятельности на основе договора с одним и (или) несколькими членами альянса;
распределенная образовательная деятельность - реализация образовательных программ в полном объеме посредством дистанционных образовательных технологий (за исключением отдельных занятий), обеспечивающих предоставление образовательных услуг по широкому спектру образовательных программ во всех центрах доступа, независимо от географического места их расположения, с использованием научно-образовательного, производственного и коммуникационного потенциала партнеров, объединенных в инновационный альянс, применяющий единые технологии, методики, методы администрирования и идентификации личности обучающихся
- Вузы – партнеры по инновационному альянсу в рамках своего участия гарантируют строгое соблюдение технологических и организационных требований к дистанционному учебному процессу и высокое качество образования. Контроль качества освоения обучающимся образовательных программ осуществляется электронными и (или) другими методами на уровне отдельных занятий, на уровне образовательного модуля, на уровне учебной дисциплины (промежуточная аттестация) и на уровне образовательной программы в целом (итоговая аттестация).
- Вузы, участвующие в альянсе, выдают обучающимся академические справки на те части образовательных программ, которые были реализованы каждым из них. Документы об образовании (дипломы) выдаются выпускающим вузом.
- Для всех форм получения образования промежуточная и итоговая аттестация обучающихся осуществляется с помощью информационно-коммуникационных технологий с обязательной их личной идентификацией под ответственность вуза, проводящего аттестацию.
- Вуз, проводящий итоговую аттестацию, принимает решения о графиках и сроках обучения, исходя из учета индивидуальных способностей обучаемых, на территории РФ, а при трансграничном образовании, исходя также из традиций и законодательства страны пребывания.
- Инновационный альянс в лице выпускающего вуза принимает студентов на обучение на территории РФ в установленном порядке, а при трансграничной деятельности самостоятельно проверяет и оценивает документы о предыдущем образовании, принимает решения о зачислении студентов и слушателей на основные программы, подготовительные, языковые курсы и др.
- Осуществляя трансграничную деятельность, выпускающий вуз заключает договора с обучающимися и (или) провайдерами образовательных услуг и обеспечивает все требования законодательства страны пребывания по условиям и формам проведения образовательного процесса. Количество студентов и обучающихся с использованием трансграничного образования определяется вузом на основе технологического потенциала, своего и партнеров по инновационному альянсу, и правил страны пребывания.
6.5. Разработка механизмов выдачи документа об окончании учреждения послевузовского профессионального образования
В настоящее время реализация дополнительных профессиональных образовательных программ регулируется законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (ст.27 и ст.27.1) и федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.7), а также Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №610[21]. Данное типовое положение на сегодняшний день в значительной степени устарело и не отвечает сложившейся практике реализации образовательных программ ДПО. Так, например, в типовом положении вообще не упомянуты дистанционные образовательные технологии. С одной стороны, этот правовой пробел освободил пространство для самостоятельного нормотворчества в сфере повышения квалификации. С другой стороны, существующая на сегодняшний день система государственной аккредитации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, выстроенная в соответствии с типовым положением, не подразумевает возможности государственной аккредитации образовательных программ ДПО, полностью реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий.
Вместе с тем, сфера дополнительного профессионального образования в меньшей степени регулируется государством. Так, в соответствии с нормами Трудового кодекса (Ст.196 и ст.197) устанавливаются обязанности работодателя и права работника на повышение квалификации, профессиональную подготовку и переподготовку (в том числе реализация права через заключение дополнительного договора). Работодатель обязан организовывать для своих работников подготовку, повышение квалификации и профессиональную переподготовку, которая может осуществляться как самим работодателем, так и организациями дополнительного профессионального образования (в случае, если по окончании освоения программы ДПО предполагается выдача документа государственного или установленного образца). Кроме того, для отдельных категорий работников нормативы повышения квалификации (периодичность, продолжительность) устанавливается законодательно (как, например, в отношении педагогических работников, в соответствии со ст. 55 закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливается следуюшая норма: педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования).
В соответствии с типовым положением на сегодняшний день по результатам освоения аккредитованных государством образовательных программ ДПО выдаются следующие документы:
- удостоверение о повышении квалификации — для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
- свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
- диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
- диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.
В случае, если слушатель осваивает не аккредитованную государством образовательную программу ДПО, он по результатам ее освоения может получить аналоги документов государственного образца (по наименованиям), утвержденные либо на региональном, либо на отраслевом (например, в сфере торговли, в сфере общественного обслуживания, в сфере строительства) уровнях, либо установленные образовательным учреждением ДПО. Кроме того, в этом случае не существует законодательных препятствий для реализации образовательных программ ДПО полностью с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе и проведения промежуточной и/или итоговой аттестации в дистанционной форме.
Рассмотрим основные модели выдачи документов о результатах ДПО.
Модель 1.Работник проходит повышение квалификации (профессиональную переподготовку) в организации ДПО по аккредитованным государством образовательным программам.
В этом случае, в рамках освоения образовательной программы ДПО отдельные темы могут осваиваться с использованием дистанционных образовательных технологий. По результатам освоения образовательной программы слушатель проходит процедуру государственной итоговой аттестации в соответствии с установленными процедурами. В случае успешной итоговой аттестации слушателю выдается документ государственного образца. Не предусмотрено дискретное, модульное освоение таких программ, что, в свою очередь, делает сегодня невозможным использование дистанционных образовательных технологий в распределенной сети учреждений по принципам франчайзинга, валидации или взаимного признания.
В ближайшее время после принятия нового закона «Об образовании в Российской Федерации» данная модель не будет предусмотрена в силу снятия барьеров в форме федеральных государственных требований и, соответственно, государственной аккредитации образовательных программ ДПО.
Модель 2.Работник проходит повышения квалификации по неаккредитованным государством образовательным программам ДПО.
Государство не регулирует реализацию неаккредитованных образовательных программ ДПО. Право на реализацию таких программ имеет любое юридическое лицо, имеющее соответствующую образовательную лицензию.
Это делает возможным любые комбинации и сочетания, в том числе, использование дистанционных образовательных технологий для освоения всей программы или только ее части (модуля), а также распределенной системы повышения квалификации посредством реализации совместных образовательных программ ДПО. В этом случае, реализуются те же самые механизмы взаимного признания, что и для образовательных программ высшего образования, а именно:
- выдача документа образовательной организации, в которую зачислен слушатель, и дополнительно документа соответствующего образца организации-партнера;
- зачет и перенос результатов освоения образовательной программы ДПО (или модуля) в единый документ, выдаваемый образовательной организацией, в которую зачислен слушатель.
В случае, если часть образовательной программы или образовательная программа целиком освоена с использованием дистанционных образовательных технологий, в итоговом документе должно быть упоминание (также как и в документах о высшем образовании) об использовании дистанционных образовательных технологий, а также в приложении к документу должно быть указано, что тот или иной вид промежуточной или итоговой аттестации слушателей был проведен с использованием дистанционных образовательных технологий.
Кроме того, именно в системе ДПО все большую роль играют общественно-профессиональные объединения (отраслевые), которые сами предпочитают валидировать образовательные программы ДПО, сами готовы проводить независимую итоговую аттестацию по результатам освоения программ ДПО и сами выдавать документ установленного ими образца. В этом случае модель может выглядеть следующим образом:
6.6. Разработка механизмов передачи приказов, положений, должностных инструкций и иных документов
Применение дистанционных образовательных технологий для освоения образовательных программ делает необходимым разработку механизмов дистанционной передачи приказов, положений, должностных инструкций, описаний программ, аттестационных заданий в электронном формате с распределенной системой доступа различных пользователей. Предполагается, что нормативные документы образовательного учреждения, предназначенные для обучающегося в дистанционном режиме, должны быть упорядочены в информационную или информационно-аналитическую систему.
Признаки информационной (информационно-аналитической системы):
- адресность (необходимый комплект документов: регламентов, приказов, положений, должностных инструкций, и т.д. для различных групп пользователей);
- безопасность (защита от несанкционированного изъятия, изменения, порчи документов);
- полезность (удобство интерфейса и программных средств для совместного изменения проекта того или иного документа);
- иерархичность (расположение документов: инструкций, положений и т.д. в форме дерева с определением уровня документа, его соподчиненности).
- функциональность (каждый размешенный документ является необходимым для осуществления тех или иных функций работников);
- обновляемость (представленная информация должна являться актуализированной, оперативно обновляемой);
- наличие обратной связи (должен быть предусмотрен модуль обратной связи для формулирования вопросов, высказывания суждений адресатами выложенных документов)
В качестве примера такой системы приведем портал ДПО педагогических работников города Москвы[22]
Портал ДПО:
- Выполняет функции:
- информационного органа Координационного совета по ДПО, в частности, на нем размещается информация о программах ДПО, представленных в Координационный совет по ДПО;
- инструмента автоматической регистрации заявок на ДПО от работников;
- инструмента автоматического оповещения работника, его методиста и образовательного учреждения о поступлении заявки;
- инструмента получения информации организациями ДПО о поступивших заявках на обучение по программам организации ДПО;
- инструмента информирования работника, его методиста и образовательного учреждения о зачислении работника на программу ДПО и результатах его аттестации по программе;
- инструментом индивидуального и статистического учета ДПО работников.
- Портал ведется уполномоченным структурным подразделением МИОО. МИОО, как оператор Портала, несет ответственность за своевременное размещение поступающей информации, безопасность персональных (в соответствии с «Законом о персональных данных», с соответствующим оформлением) и иных данных, размещенных на Портале.
- По желанию организации ДПО в ходе регистрации на программу ДПО этой организации может происходить переход на страницу Портала, интерфейсное оформление которой и размещение на ней дополнительной информации и ссылок осуществляется этой организацией. Портал обеспечивает обмен стандартизованными данными с информационной средой образовательного процесса организации.
[1] Утв. Распоряжением Департамента общего образования Томской области от 13 мая 2011 г. № 296-р
[2] Приказ Минобрнауки РФ от 21.09.2009 N 341 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. N 525" (вместе с "Требованиями к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.10.2009 N 15096)
[3] Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 N 823 "Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается"
[4] Ст. 121,"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011); ст. 11, Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О некоммерческих организациях".
[5] Глава 55, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011).
[6] С. В. Булярский, С. А. Булярская, А. О. Синицын. Правовые основы формирования территориальных экономических кластеров // Регионология №2 2010 [Электронный ресурс] http://regionsar.ru/node/498?page=0,0 (дата обращения 25 сентября 2011 г.)
[7] ст. 7, Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О некоммерческих организациях"; ст. 118, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)
[8] С. В. Булярский, С. А. Булярская, А. О. Синицын. Правовые основы формирования территориальных экономических кластеров // Регионология №2 2010 [Электронный ресурс] http://regionsar.ru/node/498?page=0,0 (дата обращения 25 сентября 2011 г.)
[9] ст. 8, Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О некоммерческих организациях"
[10] С. В. Булярский, С. А. Булярская, А. О. Синицын. Правовые основы формирования территориальных экономических кластеров // Регионология №2 2010 [Электронный ресурс] http://regionsar.ru/node/498?page=0,0 (дата обращения 25 сентября 2011 г.)
[11] Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О саморегулируемых организациях"
[12] Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 N 463
"Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно - заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается"
[13] закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (ст.27 и ст.27.1)
[14] Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст.7)
[15] http://mon.gov.ru/dok/proj/7786/
[16] http://www.moeobrazovanie.ru/postanovlenie_ob_utverzhdenii_gosudarstvennih_dokumentov_o_visshem_professionalnom_obrazovanii.html
[17] http://www.acur.msu.ru/useful/joint_degrees_EU.pdf
[18] http://www.umo.msu.ru/docs/projects/Sov_pr.pdf
[19] http://www.russia.edu.ru/information/analit/1299/
[20] Руководящие принципы ЮНЕСКО / ОЭСР по обеспечению качества в сфере трансграничного высшего образования (OECD/UNESCO Guidelines for Quality Provision in Cross-border Higher Education) http://www.oecdcentre.hse.ru/newpub/education/ed_14.html
[21] http://elementy.ru/library9/p610.htm
[22] http://kurs.mioo.ru/2012/index.html
|