Коллеги! Предлагаем Вам ознакомиться с представленным материалом и высказать свои замечания и предложения в комментариях.
Разработка нормативов, определяющих параметры взаимодействия преподавателя с учащимся, соотнесение дистанционного и лекционного часов (их равносильность в образовательном процессе)
Реализация образовательной программы в условиях дистанционной технологии обучения осуществляется на основе индивидуального учебного плана ученика (группы) и обучение должно проводиться с учетом возможностей и скоростью, удобной учащемуся (группе), должно быть индивидуально направлено и не привязано к какой-либо цели. Учащийся свободен распоряжаться своим обучением в соответствии с обстоятельствами, он не связан жесткими механизмами учреждения, что позволяет ему начинать изучение материала в удобное для него время, при необходимости прерывать учение, т.е. изучать материал с индивидуальной скоростью.
Данному положению должна соответствовать и организация труда учителей и иных категорий персонала, вовлеченных в осуществление образовательного процесса – гибкий индивидуальный план работы, который позволяет учесть не только график (расписание) учебных занятий (возможности учащегося своевременно участвовать), но и случаи не выхода учащегося на занятия. Эффективность учебного процесса в значительной степени зависит от тщательного планирования и соответствующей организации.
В данной образовательной технологии предполагается своевременная переориентация администрацией учителя на иные виды работ или занятия с другим учащимся, при сохранении запланированной педагогической нагрузки учителя и условий оплаты.
Модели занятий (дистанционная форма)
Особенностью дистанционной формы обучения является то, что преподаватель осуществляет процесс обучения удаленно, через сеть Интернет. Имеется возможность организовать обучение как в режиме реального времени, так и в режиме асинхронного взаимодействия, при котором каждый учащийся работает в своем темпе. Место нахождения учащихся также свободное, единственным условием является обеспечение каждого учащегося компьютером, подключенным к сети Интернет, и доступом к материалам курса.
При дистанционной форме обучение на курсе начинается с регистрации учащихся. Преподаватель:
- формирует группу учащихся;
- регистрирует учащихся в курсе специальной учебной среды (регистрация при помощи кодового слова или ручная регистрация);
- рассылает с помощью Новостного форума курса приветственное сообщение с объявлением о начале обучения и установленных организационных и временных регламентах обучения;
- формирует траекторию обучения каждого учащегося.
В дальнейшем роль преподавателя заключается в удаленной организации индивидуальной и коллективной работы учащихся на пространстве курса, в определении и оперативном решении проблем в обучении, в рецензировании работ учащихся, в организации онлайн-общения.
При систематическом изучении курса со слабой обратной связью формами дистанционного взаимодействия «учитель — ученики» являются:
- при он-лайн взаимодействии — видео-трансляция лекций, аудио -конференция, консультации;
- при оф-лайн взаимодействии — видеозаписи лекций, текстовые ресурсы, мультимедиа ресурсы и их сочетание.
При изучении курса с возможностью обратной связи с учениками формы взаимодействия расширяются:
- при он-лайн взаимодействии — организуются дискуссии в режиме видеоконференции, опрос, тестирование после фрагмента лекции и пр.;
- при оф-лайн взаимодействии — автоматизированная проверка тестов в курсе, выполнение заданий (устно и письменно), получение рецензий учителя на выполненное задание, рекомендаций по дальнейшему изучению курса и пр.
При изучении курса с возможностью организации совместной деятельности учащихся в учебной среде («ученик — ученик», «ученик - ученики») формы взаимодействия включают сетевые инструменты:
- Wiki, текстовый чат, обсуждения в форуме, ведение блогов (саморефлексия), совместное заполнение таблиц, составление схем, заполнение ленты времени, совместная работа над проектом (распределение ролей, формулировка задач, координация работы).
Вся содержательная часть обучения в дистанционной форме происходит в курсе, развернутом в специальной учебной среде. Продвигаясь по курсу под руководством преподавателя, учащиеся:
- Знакомятся с теоретическим материалом
- Участвуют в форумах (интернет-дискуссиях): высказываются, читают, интерпретируют, задают вопросы
- Выполняют задания, знакомятся с рецензиями на свои работы
Используя интернет, учащиеся учатся осуществлять виртуальную коммуникацию друг с другом и с преподавателями:
- задают свои вопросы преподавателю и друг другу в форумах;
- сдают выполненные работы;
- делятся своим практическим опытом.
Преподаватель:
- проводит анализ учебной деятельности участников курса с помощью Отчетов о деятельности;
- рецензирует работы;
- отвечает на вопросы;
- организует и поддерживает дискуссию в форумах: побуждает учащихся высказываться и реагировать на высказывания друг друга;
- организует онлайн-общение с учащимися (индивидуальное и групповое) в програмах iChat, Skype, Videomost.
При организации дистанционного обучения в режиме отложенного времени 1 час рабочего времени учителя равнозначен 1 академическому часу (эквивалент 45 минутного урока). Дистанционный час работы отражается в индивидуальном графике работы учителя.
Оплата труда педагогического работника при дистанционном обучении производится исходя из количества проведенных им учебных часов и численности обучающихся в классах (часы аудиторной занятости), а так же часов неаудиторной занятости.
Данное соотношение и порядок распределения аудиторной и неаудиторной определяются самим образовательным учреждением исходя из специфики его образовательной программы, учебного плана, условий организации образовательного процесса.
Неаудиторная занятостьпедагогических работников включает следующие виды работы с обучающимися в соответствии с должностными обязанностями:
- анализ деятельности учащегося в системе дистанционного обучения по предмету за истекший контрольный период (формирует отчеты о деятельности учащихся, анализирует их);
- в случае отсутствия ученика на курсе в течение контрольного периода, отсутствия выполненных работ, информирование ученика, классного руководителя, родителей о задолженности;
- проверка и рецензирование выполненных учениками работ (из расчета 5 минут на рецензию), выставление оценок;
- определение новых индивидуальных заданий ученику на следующий период.
Периодичность контроля деятельности учащихся на курсе и проверки выполненных работ определяются исходя из учебного плана (количество часов в неделю) и доводятся до сведения учеников до начала обучения.
Проект
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (УЧРЕЖДЕНИЯХ)
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Положение об использовании дистанционных образовательных
технологий (ДОТ) в образовательных (организациях) учреждениях (далее - Положение) устанавливает правила использования ДОТ образовательными организациями (учреждениями) при реализации программ общего основного и среднего образования, дополнительного образования, предпрофессиональной подготовки учащихся, начального профессионального образования.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) -
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя.
2.2. Основная цель использования ДОТ образовательной организацией (учреждением) - предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения) при соблюдении обязательной ответственности образовательных организаций (учреждений) за качество подготовки обучающихся.
2.3. Образовательные организации (учреждения) вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
2.4. Использование ДОТ не исключает возможности обучения, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного очного взаимодействия учителей (преподавателей) с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного очного взаимодействия учителей с обучающимся определяется образовательными учреждениями с учетом особенностей организации образовательного процесса.
2.5. Образовательная организация (образовательное учреждение) может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ через сеть своих обособленных подразделений (филиалов, структурных подразделений).
2.6. Образовательная организация (учреждение) вправе использовать ДОТ при наличии у него руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ.
2.7. Образовательное учреждение для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и другого учебного персонала.
2.8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ с использованием ДОТ вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме.
Сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и анкетных данных обучающихся на бумажном носителе является обязательным.
2.9. При реализации общеобразовательных программ основного и среднего образования, соотношение объема проведенных занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного очного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти в установленном порядке. При этом лекционные и дистанционные часы являются равнозначными в организации образовательного процесса.
2.10. Образовательная организация (учреждение) при использовании ДОТ организует учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
3.1. Основу образовательного процесса при использовании ДОТ в образовательных организациях (учреждения) общего и среднего образования составляет целенаправленный и контролируемый процесс взаимодействия обучаемого с учителем в режиме реального времени в информационной образовательной системе.
3.2. Основные цели использования ДОТ:
- повышение доступности, эффективности и качества обучения учащихся за счет использования передовых методов обучения, непрерывного мониторинга качества образовательного процесса;
- непрерывность образовательного процесса;
- персонализация учебного процесса — возможность организации обучения по индивидуальному учебному плану и расписанию;
- индивидуализация обучения (адаптивное обучение) за счет учета
индивидуальных особенностей обучающихся;
- сохранение и тиражирование передового педагогического опыта, знаний и методики преподавания, структурирование и систематизация знаний.
3.3. Основные задачи использования ДОТ:
- интенсификация использования преподавательского, методического и технического потенциала образовательных организаций (учреждений);
- обеспечение максимальной доступности качественного образования для всех категорий обучающихся, не зависимо от места их проживания и выбора формы обучения;
- обеспечение доступности информационных образовательных ресурсов.
3.4. Образовательные организации (учреждения) при использовании ДОТ несут ответственность за обеспечение:
- качества общеобразовательной подготовки обучающихся;
- соответствия организации образовательного процесса требованиям Федерального образовательного стандарта;
- объективности результатов аттестации.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
4.1. Составляющими элементами учебного курса с использованием ДОТ
являются:
- учебно-методический комплекс (УМК);
- информационная среда для построения системы администрирования учебного процесса;
- информационная образовательная среда (обучающая система, обеспечивающая возможность организации взаимодействия участников образовательного процесса в режиме реального времени;
- система организации промежуточной аттестации (тестирования) обучающихся;
- средства коммуникации (онлайн и офлайн взаимодействие).
4.2. При использовании ДОТ образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся и преподавательского состава к учебно-методическому комплексу, содержание которого должно соответствовать государственным образовательным стандартам.
При использовании ДОТ по дополнительным образовательным программам, по которым не установлены государственные образовательные стандарты, формирование учебно-методического комплекса осуществляется с использованием соответствующих требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых.
При организации обучения с использование ДОТ необходимо обеспечить доступ обучающегося к следующим ресурсам:
- учебному плану;
- программе курса;
- расписанию занятий;
- учебным материалам (электронные ресурсы, лекции, учебные пособия, конспекты лекций, контрольные задания, предметные и тематические словари и т.д.);
- методическим материалам (комментарии преподавателей,
методические рекомендации для обучающихся по изучению учебного курса,
организации самоконтроля, текущего и итогового контроля знаний,
инструкции, ответы на часто задаваемые вопросы и т.д.);
- библиотеке ресурсов.
4.3. Информационная среда - система администрирования учебного
процесса должна обеспечивать:
- администрации, преподавательскому и техническому персоналу
образовательного учреждения возможность управления обучением в зависимости от уровней доступа;
- обучающимся - доступ к соответствующим учебно-методическим
материалам, расписанию, дневнику обучающегося.
4.4. Система промежуточной аттестации (тестирования) обучающихся
должна:
- обеспечивать текущий контроль знаний в соответствии с программой обучения,
- включать в себя интерактивные тесты, задания, средства обработки результатов тестирования, графики прохождения тестов.
4.5. Средства коммуникации должны обеспечивать процесс взаимодействия обучающихся с учителем, с другими обучающимися в режимах on-line (синхронном) и off-line (асинхронном) и могут содержать:
- видеоконференции;
- разделяемый рабочий стол;
- электронную почту;
- доски объявлений;
- вебинары;
- видео- и аудиотрансляции;
- виртуальные семинары и обсуждения в форумах и пр.
4.6. Образовательное учреждение устанавливает порядок и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием ДОТ.
4.7. В соответствии с целями и задачами использования ДОТ в учебном процессе предусмотрены следующие категории (статусы) и функции пользователей в информационной образовательной среде:
- обучающийся - доступ к учебным (методическим) материалам и ресурсам, прохождение обучения, выполнение заданий на курсах, участие во всех мероприятиях (он-лайн и оф-лайн), организуемых учителем в образовательном процессе;
- учитель - проведение онлайн занятий с обучающимися, организация взаимодействия с обучающимися (и между ними) в режиме отложенного времени, проведение консультаций, организация проектной работы по предмету, промежуточной и итоговой аттестации;
- администрация образовательной организации (учреждения) — формирование расписания учебного процесса, индивидуальных учебных планов, настройки интерфейса, регистрация и контроль работы обучаемых, управление параметрами учебного процесса, а также правами пользователей; осуществление доступа к учебным материалам;
- классный руководитель (куратор) ответственный за организацию обучения учащегося - информационные функции, подготовка заявок на обучение на выбранных курсах, контроль программы обучения и успеваемости, организация дополнительных консультаций обучающихся.
4.8. Компетенции образовательного учреждения:
- разработка стратегии развития системы обучения с использованием ДОТ;
- разработка системы требований к преподавательскому составу, участвующему в обучении с использованием ДОТ, организация подготовки и переподготовки кадров для работы в системе обучения с использованием ДОТ;
- разработка системы требований к учебно-методическому и программному обеспечению, реализуемому в процессе обучения с использованием ДОТ, а также осуществление мониторинга его фактического применения в учебном процессе;
- разработка системы требований к ДОТ, а также осуществление мониторинга их качества и применения;
- структурирование и реструктурирование учебного процесса (формирование или изменение учебного плана, определение (корректировка) соотношения форм обучения (очная или дистанционная), видов учебной работы, состава блоков учебных дисциплин и технологий обучения);
- обеспечение учебного процесса учебно-методическими материалами;
- подбор преподавательского персонала;
- разработка требований к проведению промежуточной аттестации учащихся;
- учет и анализ текущей и итоговой успеваемости обучающихся.
4.9. При проведении обучения с использованием ДОТ на базе
обособленных подразделений образовательного учреждения им передаются следующие функции:
- проведение организационных мероприятий по сопровождению (администрированию) учебного процесса и разработка предложений по его совершенствованию;
- осуществление идентификации личности обучающегося при проведении обучения и проведении аттестации;
- организация образовательного процесса;
- ведение документооборота, предусмотренного настоящим Положением;
- предоставление обучающимся технической и коммуникационной базы.
5. МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
5.1. Подготовка в образовательных учреждениях с использованием ДОТ должна осуществляться на основе комплексного применения словесных, наглядных и практических методов обучения.
5.2. При использовании ДОТ могут быть использованы следующие модели обучения:
- интегрированная модель очного и дистанционного обучения;
- асинхронное дистанционное обучение, при котором обучающиеся, удаленные от образовательного учреждения, занимаются по индивидуальному учебному плану с использованием учебно-методических материалов, разработанных образовательным учреждением;
- синхронное обучение, когда дистанционно разделены образовательные учреждения, обеспечивающие проведение занятий, и обучающийся или группа обучающихся. При этом взаимодействие между преподавателем и обучающимися происходит в режиме реального времени.
5.3. Методы, формы и средства обучения, используемые при обучении
с использованием ДОТ, должны обеспечивать эффективное проведение
занятий и предоставление обучающимся в полном объеме содержания курса и наглядности излагаемого материала.
5.4. Основными формами организации учебного процесса с
использованием ДОТ являются:
- при он-лайн взаимодействии — дискуссии в режиме видеоконференции, опрос, тестирование после фрагмента лекции и пр.;
- при оф-лайн взаимодействии — автоматизированная проверка тестов в курсе, выполнение заданий (устно и письменно), получение рецензий учителя на выполненное задание, рекомендаций по дальнейшему изучению курса и пр.
- при изучении курса с возможностью организации совместной деятельности учащихся в учебной среде - Wiki, текстовый чат, обсуждения в форуме, ведение блогов, совместное заполнение таблиц, составление схем, заполнение ленты времени, совместная работа над проектом;
- при самостоятельной работе обучающихся с использованием технических средств обучения - работу с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками, работу с базами данных удаленного доступа; индивидуальные и групповые консультации с использованием средств телекоммуникаций, контроль знаний.
5.5. Автоматизированные средства управления учебным процессом, обучения обучающихся должны обеспечивать:
- регистрацию обучающихся, ведение их личных дел;
- создание учебных курсов;
- управление системой обучения и тестирования;
- учет успеваемости обучающихся;
- предоставление необходимых административных и пользовательских сервисов.
Приложение
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ УЧИТЕЛЕМ
Проведение очных занятий является неотъемлемой частью образовательного процесса
- Учитель обязан проводить очное занятие с учеником (группой) в соответствии с расписанием.
- Продолжительность очного урока 45(40) минут, если иное не предусмотрено.
- Время и место проведения очных занятий:
- время и место регламентируется расписанием;
- учитель не может самостоятельно изменять график своей работы, время и место проведения занятия;
- при отсутствии на рабочем месте в очный день учитель должен иметь документ, подтверждающий уважительную причину отсутствия (больничный лист);
- единовременное изменение времени и места очного занятия возможно при согласовании с завучем (администратором очных занятий);
- время начала работы каждого учителя - за 15 минут до начала своего первого очного урока - для обеспечения технической готовности урока.
- Отмена/перенос занятия:
- при необходимости отмены/переноса очного занятия учитель обязан сообщить об этом завучу заблаговременно (или оставить информацию оператору Центра обработки вызовов) для передачи ответственному за ведение табеля учета рабочего времени (завуч, отдел кадров);
- в случае экстренной отмены занятия или опоздания, учитель ставит в известность завуча (администратора очных занятий).
- Отсутствие ученика (группы) на уроке:
- учитель старается выяснить причины отсутствия ученика(ов) самостоятельно (индивидуальный форум ребенка, обращение к в чате или скайпе, телефонный звонок) или с помощью куратора (классного руководителя, оператора ЦОВ);
- при установлении контакта с учеником(ами) или его(их) законными представителями, завучем, учитель выясняет возможность проведения урока по расписанию в дистанционной форме (вместо очного урока).
- Рабочее время учителя фиксируется в электронном расписании и журнале.
Приложение
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ УРОКОВ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
Особенностью организации учебного процесса в ГОУ___________ является возможность обучать учеников, независимо от их местонахождения. Во всех этих случаях учителю необходимо неукоснительно придерживаться правил проведения дистанционных уроков.
- Дистанционный урок проводится в режиме реального времени (он-лайн) по заранее составленному расписанию.
- Продолжительность урока — 45(40) минут, если иное не предусмотрено.
- Дистанционный урок может быть начат при условиях:
- учитель находится в дистанционной учебной среде, а именно в курсе, по материалам которого планируется проведение урока;
- учитель использует возможность для оперативной связи с учеником(ами) (чат, скайп, обмен внутренними сообщениями, телефон).
- Учитель инициирует контакт с учеником(ами) в начале урока, объявляет задачи урока и план его проведения, приглашает учащихся к общению в программах для он-лайн взаимодействия (программы Skype, iChat, OppenMeetings), момент завершения урока также обозначается учителем.
- В течение всего урока, независимо от выбранной формы его проведения, учитель находится в информационной учебной среде и доступен в программе для оперативного он-лайн взаимодействия (чате, скайпе или др.).
- При отсутствии ученика(ов) в дистанционной учебной оболочке учитель
- старается выяснить причины его отсутствия (телефонный звонок завучу, ученику, законному представителю ученика,) и размещает полученную информацию в соответствующей теме форума (или сообщает завучу);
- готовит задание ученику (группе) по теме пропущенного урока и вносит коррективы в тематическое планирование ученика (группы) с учетом актуальной ситуации.
- Рабочее время учителя фиксируется в электронном расписании уроков и в журнале.
|