Коллеги! Предлагаем Вам ознакомиться с представленным материалом и высказать свои замечания и предложения в комментариях.
Разработка подходов и модели организации самостоятельного освоения учащимися базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в том же учреждении, где проходит очное обучение (внутренний экстернат)
Разработка модели организации самостоятельного освоения учащимися базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения на ступени среднего (полного) общего образования.
Дидактическая основа модели
Современная педагогическая наука определяет приоритетным направлением развития школы гуманистический подход в организации процесса обучения. Ведущим принципом гуманистической модели учебного процесса является развитие личности школьника. Степень развития ученика измеряется и оценивается, в том числе, его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. Среди факторов, способствующих формированию творческой активности учащихся, одно из ведущих мест также занимает самостоятельная работа. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого школьника позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда.
Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др.; психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др. Сущность понятия "самостоятельная работа", цели, задачи, дидактические принципы, функции самостоятельной работы, формы и методы ее организации в процессе обучения полно и глубоко проанализированы в исследованиях Гарунова М.Г., Королькова Б.Е., Нильсона О.А., Орловского В.Г., Пидкасистого П.И., Цукаря А.Я., Чиканцевой Н.И. и др.
Модель базируется на основополагающих принципах дидактики:
- принципе сознательности и активности;
- принципе систематичности и последовательности;
- принципе прочности;
- принципе доступности;
- принципе связи теории с практикой.
Преломление проблемы организации самостоятельной учебной работы школьников через эти принципы, а также через правила обучения, основанные на принципах дидактики, позволяет сформулировать следующую дидактическую основу модели.
- Самостоятельная работа учащихся всегда должна проводиться под руководством учителя.Руководство учителя заключается в том, что он продумывает систему самостоятельной работы, ее планомерное включение в образовательный процесс; определяет цель, содержание и объем самостоятельной работы, ее место в учебной работе школьника, методы обучения различным видам самостоятельной работы; обучает школьников методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.
- Самостоятельная работа гармонично вписывается в эффективные коллаборативные подходы к обучению, когда решением учебной задачи занимается группа учащихся;при этом каждый участник группы может самостоятельно решать свою «подзадачу» и участвовать в общем «большом» решении.
- Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.
- Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать учащегося при ее выполнении работать напряженно.Однако содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами учащиеся — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
- Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
- В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время — необходим дифференцированный подход к учащимся.
- Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся.Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельной работе, в процессе выполнения которой они исследуют предметы и явления.
Формы самостоятельного освоения учащимися базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения
Дистанционные образовательные технологии могут быть эффективно использованы при организации различных форм самостоятельной работы учащихся, в том числе:
- очно-заочной формы;
- заочной формы.
Очно-заочная формаможет быть рекомендована на более ранних ступенях самостоятельного освоения учебных курсов, преимущественно — базовых, и предполагает изучение общих для класса (группы) разделов программы в аудитории с последующим самостоятельным освоением учащимися учебного материала в соответствии с их индивидуальными учебными планами. Каждый учащийся имеет доступ к материалам курсовсистемы электронного дистанционного обучения, в соответствии с его индивидуальным учебным планом.
Вся содержательная часть самостоятельного освоения учебных материалов происходит в курсах, развернутых в системе электронного дистанционного обучения. Продвигаясь по курсам, учащиеся:
- знакомятся с теоретическим материалом;
- участвуют в учебных обсуждениях - высказываются, знакомятся с мнениями одноклассников и учителя, интерпретируют, задают вопросы;
- выполняют задания, знакомятся с рецензиями на свои работы;
- делятся своим практическим опытом;
- участвуют в проектной, исследовательской работе.
Учитель:
- проводит анализ учебной деятельности каждого учащегося (каждой группы учащихся) с помощью отчетов о деятельности в системе электронного дистанционного обучения;
- рецензирует и оценивает работы;
- отвечает на вопросы;
- организует и поддерживает дискуссию в форумах, побуждает учащихся высказываться и реагировать на высказывания друг друга;
- направляет проектную, исследовательскую работу школьников.
Заочная формаможет быть рекомендована на более поздних ступенях самостоятельного освоения учебных курсов, преимущественно — профильных, и предполагает более активное использование дистанционных образовательных технологий. Вся содержательная часть самостоятельного освоения учебных материалов также происходит в курсах, развернутых в системе электронного дистанционного обучения. Для учебного взаимодействия в режиме реального времени педагог и учащиеся могут использовать аудио- или видеоконференцию, чат; для учебного взаимодействия в режиме отложенного времени — форум.
Как при очно-заочной, так и при заочной целесообразно создание в образовательном учреждении (образовательной организации) дистанционной службы консультаций. Каждый учащийся имеет через Интернет доступ к курсам системы электронного дистанционного обучения по предметам. В курсах имеются все необходимые для самостоятельной учебной работы теоретические материалы, рекомендации по выполнению заданий разных типов. Организовано дежурство учителей в форумах курсов, а также в чатах, аудио- и видеокомнатах. Учебное взаимодействие происходит по запросу ученика или по инициативе учителя, если он диагностировал трудность в самостоятельном освоении школьником учебного материала. При организации работы службы консультаций могут быть эффективно использованы взаимопомощь учащихся, работа в виртуальных группах.
Структура образовательной среды, внутренние связи образовательной организации (образовательного учреждения) при организации самостоятельного освоения учащимся базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения
Для успешной организации самостоятельного освоения учащимися базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения необходимо полноценное формирование следующих основных компонентов образовательной среды:
- деятельностного,
- коммуникативного,
- пространственно-предметного.
Деятельностный компонент представляет собой совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. Важнейшие из них:
- разработка индивидуальных учебных планов учащихся;
- гибкое сочетание онлайн, оффлайн и очного обучения – в зависимости от особенностей каждого учащегося;
- разработка гибкой системы оценивания, учитывающей требования стандартов образования и особенности каждого учащегося;
- техническое оснащение образовательного процесса;
- самооценка учащихся;
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- творческая деятельность;
- внеурочная деятельность.
Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и другими ее субъектами. Наиболее важные элементы:
- гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности (коллаборативный подход) и самостоятельного учения;
- партнерство педагога и ученика;
- свободная коммуникация всех участников образовательного процесса по учебным и неучебным вопросам;
- широкое обсуждение проблем проектирования и организации образовательного процесса в педагогическом коллективе, с законными представителями учащихся, с внешними организациями.
Пространственно-предметный компонент — пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. Наиболее важные из них в части организации дистанционного обучения средства:
- система электронного дистанционного обучения (учебно-методический комплекс, площадка для решения учебных задач, портфолио каждого учащегося, площадка для коммуникации участников образовательного процесса, площадка для обсуждения проблем проектирования и организации образовательного процесса, расписание занятий, электронный журнал, электронный дневник);
- средства индивидуального и коллективного аудио- и визуального онлайн-взаимодействия;
- средства коллективной работы над материалами;
- виртуальная медиатека, подкасты как средства доставки контента учащимся и как средства творческого самовыражения учащихся.
Внутренние связи образовательного учреждения (образовательной организации):
- Административный совет - формирование важнейших направлений развития образовательной среды
- Педагогический совет - утверждение важнейших направлений развития образовательной среды
- Учебно-методический совет - разработка и реализация учебно-методического обеспечения развития образовательной среды
- Методические объединения по областям знаний – разработка и реализация учебно-методического обеспечения развития образовательной среды в рамках областей знаний
- Первообуч – техническая подготовка участников образовательного процесса к использованию информационных и коммуникационных технологий
- Служба технической поддержки – обеспечение работоспособности оборудования, каналов связи участников образовательного процесса
- Временные творческие коллективы учителей по проблемам самообразования – формирование и распространение локального опыта развития образовательной среды в рамках тем самообразования
- Творческие коллективы учащихся по интересам
- Временные смешанные творческие коллективы учащихся и педагогов в рамках подготовки различных мероприятий (фестивалей проектов, предметных недель, конкурсов и др.) – обеспечение гибких связей между участниками образовательного процесса
Система электронного дистанционного обучения
Одно из наиболее важных пространственно-предметных средств организации самостоятельного освоения учащимися базовых и профильных курсов — система электронного дистанционного обучения, которая позволяет:
- инструментально обеспечивать управление содержанием образования, осуществлять учебное взаимодействие «учитель - ученик»;
- инструментально обеспечивать прозрачность образовательного процесса для администрации, педагогов, учащихся, родителей, органов управления образованием;
- инструментально обеспечивать формирование и корректировку индивидуальных учебных планов учащихся;
- формировать электронное расписание и доставлять его каждому участнику образовательного процесса через образовательный портал;
- вести учет результатов образовательного процесса в электронной форме (портфолио и электронный журнал);
- вести электронные дневники.
Возможности системы электронного дистанционного обучения непосредственно влияют на эффективность модели организации самостоятельного освоения учащимся базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения. Система должна удовлетворять описанным ниже стартовым требованиям.
Управление курсом
- Разработчик, учитель с правом редактирования должны иметь полный контроль над курсом: изменение настроек, правка содержания, обучение; учитель без права редактирования имеет в курсе все возможности для обучения, без возможности изменять контент.
- В стандартную инсталляцию должны быть включены следующие форматы курсов: календарь, структура, сообщество (форум), SCORM.
- Каждый курс должен включать большой набор различных элементов: ресурсы, форумы, тесты, задания, глоссарии, опросы, анкеты, чаты, лекции, семинары, wiki, базы данных, SCORM-объекты.
- В рамках курса могут быть загружены файлы, доступ к которым имеют только участники курса.
- Большой набор блоков (календарь, последние новости, наступающий события и т. д.) расширяет функциональность и удобство использования системы. Благодаря плагинной архитектуре, можно разработать и подключить к системе любой новый блок.
- Учащиеся и учителя могут быть записаны в группы.
- Блок и страница последних действий позволяют в удобном виде вывести для пользователей все изменения в курсе со времени последнего входа в систему.
- Содержимое большинства текстовых областей (ресурсов, сообщений форумов и т. д.) легко редактируется с помощью встроенного HTML-редактора.
- В большинстве элементов курса есть возможность оценивать работу учащихся.
- Все оценки собираются в единый журнал, который содержит удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок.
- Создание собственных шкал дает широкие возможности для критериального оценивания результатов обучения.
- Мощная система учета и отслеживания активности участников курса позволяет в любой момент увидеть полную картину как участия в курсе в целом, так и детальную информацию по каждому элементу курса.
- Интеграция с электронной почтой позволяет отправлять по e-mail копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии учителей и другую учебную информацию.
- Благодаря функции резервного копирования, любой курс может быть сохранен как одиночный zip-файл и затем восстановлен на любом сервере с установленной системой.
Элемент курса «Ресурс»
- Поддерживает отображение любого электронного содержания: Microsoft Office, OpenOffice, flash, видео, музыка и т. п. Контент может храниться как локально, так и на любом внешнем сайте.
- Файлы могут загружаться на сервер и размещаться в курсе. Затем файлы можно архивировать, разархивировать, переименовывать, перемещать и т. д.
- Для структурирования файлов можно создавать папки, ссылки на которые также можно размещать затем на странице курса.
- С помощью встроенного HTML-редактора можно создавать веб-страницы и размещать их в курсе.
- На странице курса можно размещать ссылки на любые внешние веб-приложения, которые необходимо использовать в обучении.
- MP3 аудио-файлы отображаются и проигрываются с помощью удобного flash-плеера.
Элемент курса «Лекция»
- Лекция представляет собой последовательность страниц, которые могут отображаться линейно, как презентации, нелинейно, с ветвлениями или условными переходами между страницами, либо комбинированно, с использованием обоих вариантов.
- В лекцию могут быть добавлены вопросы, правильность ответа на которые может быть связана с условными переходами между страницами.
- Страницы с вопросами могут быть следующих типов: множественный выбор, верно-неверно, числовой ответ, короткий ответ, эссе.
- Возможны различные варианты начисления баллов и выставления оценки.
- Страницы могут быть импортированы из презентации PowerPoint. Страницы с вопросами могут быть импортированы из различных форматов.
- Можно настраивать количество попыток учащихся, временные ограничения, минимальные баллы.
- Содержимое страниц хранится в формате HTML и может быть отредактировано встроенным HTML-редактором.
- Учащемуся могут отображаться индикатор выполнения, полученные на данный момент баллы.
- Возможны различные ограничения на доступ к лекции: пароль, временные ограничения и т.п.
Элемент курса «Глоссарий»
- Один из тех модулей, которые очень хорошо иллюстрируют, как система электронного дистанционного обучения может дополнить и расширить возможности традиционного очного обучения. Когда учащийся размещает результаты своей деятельности на общее обозрение (например, как в глоссарии), он прикладывает больше усилий, получает лучший результат, а соответственно - и больший опыт.
- Участники курса могут создавать и поддерживать список определений в формате словаря, энциклопедии и т. д.
- Записи учащихся перед опубликованием могут быть предварительно просмотрены учителем.
- По записям можно производить поиск и перемещение, используя алфавит, категории, даты и имена авторов.
- Если какой-нибудь из терминов глоссария встретится в тексте в любом месте курса, он может быть автоматически преобразован в ссылку на запись об этом термине в глоссарии.
- Записи глоссария можно структурировать по категориям.
- Участники курса могут комментировать записи глоссария.
- Записи глоссария можно оценивать по любой шкале, определенной разработчиком курса, учителем с правом редактирования.
- Записи глоссария можно легко экспортировать и импортировать в формате xml.
- По записям глоссария можно производить поиск.
Элемент курса «База данных»
- Расширяет возможности глоссария – позволяет определять произвольную структуру записей (данных).
- Поддерживаются следующие типы полей: дата, картинка, меню, меню (выбор нескольких), переключатели, ссылка, текстовая область, текстовое поле, файл, флажки, число, широта/долгота. Благодаря плагинному механизму, можно разрабатывать новые типы полей.
- Записи могут просматриваться в двух режимах: "Просмотр списка" и "Просмотр по одной записи".
- Разработчик, учитель с правом редактирования могут определять разметку режимов просмотра данных.
- Набор полей и настройки режимов просмотра можно сохранить как предустановку. Предустановки можно распространять как в рамках одного сайта, так и между разными сайтами с установленной системой.
- Возможен поиск по записям.
- Записи можно экспортировать и импортировать.
- Участники могут комментировать записи в базе данных.
- Записи можно оценивать по любой определенной разработчиком курса, учителем с правом редактирования шкале.
- Учитель с правом редактирования может определять различные ограничения по работе с БД: временные промежутки просмотра, добавления записей, ограничения на минимальное и максимальное количество записей и др.
Элемент курса «Тест»
- Единая база тестовых заданий может быть использована в тестах различных курсов системы дистанционного обучения.
- Для удобства тестовые задания можно структурировать по категориям.
- Категории можно делать доступными на различных уровнях.
- Большинство тестовых заданий оценивается автоматически.
- Разработчик курса, учитель с правом редактирования могут определять различные ограничения по работе с тестом: время начала и окончания тестирования, задержки по времени между попытками, количество попыток, пароль на доступ, доступ только с определенных сетевых адресов и др.
- Разработчик курса, учитель с правом редактирования могут настраивать количество попыток для сдачи теста.
- При выполнении последующих попыток могут учитываться более ранние варианты ответов. В рамках одной попытки учащиеся могут выполнять тест в несколько подходов.
- Как тестовые задания, так и варианты ответов могут автоматически перемешиваться при каждой новой попытке.
- Как вопросы, так и варианты ответов могут содержать HTML, картинки и пр.
- Вопросы можно экспортировать и импортировать в различных форматах.
- Учитель может получить подробную информацию об ответах учеников и затраченном ими времени на ответы.
- Поддерживаются вопросы следующих типов:
- В закрытой форме (множественный выбор): предоставляет возможность выбора одного и нескольких вариантов. К каждому варианту разработчиком курса, учителем с правом редактирования может быть указан комментарий, который отобразится ученику после ответа
- Короткий ответ
- Числовой: принимается ответ в виде числа с определенной погрешностью, также можно предоставить возможность ответа в различных единицах измерения
- Вычисляемый: текст вопроса формулируется как шаблон, для него задается определенный набор значений, которые будут автоматически подставляться. На основе заданной формулы и этих значений формируется правильный ответ. Таким образом, каждому ученику будет отображен вопрос со своими числовыми значениями и, соответственно, своим правильным вариантом ответа
- На соответствие
- Верно/Неверно
- Эссе: предполагает текстовый ответ ученика в свободной форме. Оценивается учителем «вручную»
- Вложенные ответы: текст вопроса содержит поля, в которых учащийся должен ввести или выбрать ответ
- Случайные вопросы: на место случайных вопросов в тесте ученику при каждой новой попытке будут случайным образом подставляться вопросы из выбранной категории
- Благодаря плагинному механизму, можно создавать и подключать новые типы вопросов.
Элемент курса «Задание»
- Задание дает возможность учащемуся дать ответ в виде текста, файла, нескольких файлов.
- Для задания указывается максимальная оценка или шкала оценивания.
- Выполнение задания может быть ограничено по времени.
- Разработчик курса, учитель с правом редактирования могут разрешить учащимся отвечать даже после окончания срока выполнения задания - в этом случае учителю будет отображаться информация о просроченных ответах.
- Учитель может выставлять оценки и указывать комментарии как индивидуально, так и на одной странице для нескольких учеников.
- Комментарий учителя будет отображаться учащемуся под оценкой и может быть отправлен ему по e-mail.
- Учитель может разрешить повторную отправку ответа после того, как оценка была выставлена. Таким образом можно организовать итеративный режим работы с заданием.
Элемент курса «Форум»
- Доступны различные типы форумов: новостной, стандартный форум для общих обсуждений, простое обсуждение, каждый открывает одну тему, вопрос-ответ.
- Все сообщения содержат картинку участника и ссылку на его личную страницу.
- Дискуссии можно просматривать в разных режимах отображения: древовидно, плоско.
- Участникам может быть разрешено индивидуально управлять подпиской на каждый форум, или учитель может принудительно подписать всех.
- Учитель может запретить отправку сообщений в форум (например, используя форум только как рассылку новостей).
- Дискуссии можно перемещать между различными форумами.
- Для форума может использоваться оценивание по произвольной шкале, при этом оно может быть ограниченно определенным временнЫм промежутком.
Элемент курса «Чат»
- Позволяет организовать синхронное текстовое взаимодействие между пользователями.
- Поддерживает смайлики, HTML, картинки и т. п.
- При включенных математических фильтрах позволяет использовать формулы.
- Все чат-сессии могут быть сохранены для последующего просмотра.
Элемент курса «Опрос»
- Может быть использован для голосования или сбора мнений по какому-либо вопросу.
- Учитель видит результаты в виде интуитивно понятной таблицы.
- Разработчик курса, учитель с правом редактирования могут настроить просмотр результатов опроса учащимися.
Элемент курса «Wiki»
- Wiki - это веб-страница, которую может добавить и редактировать любой пользователь с соответствующим доступом.
- Все версии страниц сохраняются и могут быть легко восстановлены.
- Wiki позволяет организовать совместную работу над документами и тем самым обучение в сотрудничестве.
Элемент курса «Семинар»
- Позволяет проводить многопозиционное и многокритериальное оценивание работ.
- Учитель может управлять процессом оценивания и оценивать сам процесс.
- Поддерживает широкий спектр шкал оценивания.
- Учитель может предоставить образец работы для того, чтобы учащиеся могли попрактиковаться в оценивании.
Элемент курса «Блог»
- Позволяет каждому участнику образовательного процесса вести закрытые дневники и, по желанию, публиковать записи на сайте для просмотра другими пользователями.
Элемент курса «Вебинар»
- Предназначен для проведения видеолекций (вещания в одну сторону) и видеоконференций (каждый участник видит и слышит каждого) в режиме онлайн непосредственно из курсов системы электронного дистанционного обучения, для получения персонифицированной информации об участии в сессиях учащихся и педагогов, а также для планирования этого участия при помощи стандартных средств системы электронного дистанционного обучения.
- Позволяет разработчику курса, учителю с правом редактирования включать видео-лекции и видео-конференции как элемент курса в любую тематическую секцию курса и в неограниченных количествах.
- Позволяет гибко управлять ролями (участник, модератор).
- Позволяет использовать в образовательных целях, наряду с видео-вещанием, белую доску, а также загрузку графических файлов любым из участников сессии.
- Позволяет вести параллельную с вещанием переписку всех участников видеолекции в текстовом чате.
Управление самостоятельной учебной деятельностью школьников средствами учебных курсов системы электронного дистанционного обучения
Использование технологий дистанционного обучения дает широкие возможности для управления самостоятельной учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнерство, совместное решение учебных задач), новые формы оперативного контроля за самостоятельной учебной деятельностью (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ учащихся, взаимопомощь учащихся в форуме, создание электронного портфолио).
Ниже приведено в качестве примера краткое описание одного из профильных курсов в системе электронного дистанционного обучения ГОУ Центра образования «Технологии обучения» города Москвы (курс «Литература, 10 класс»).
Материалы курса:
- учебники, рекомендованные МО РФ;
- теоретико-литературные, литературно-критические материалы («бумажные» и цифровые варианты);
- справочные издания («бумажные» и цифровые варианты);
- система практикумов анализа художественного текста;
- система учебных обсуждений;
- дополнительные материалы (интернет-ресурсы о жизни и творчестве писателей, интернет-ресурсы по филологии и др.).
Основные формы учебной деятельности школьников:
- изучение материалов учебника (-ов);
- изучение теоретико-литературных, литературно-критических материалов;
- чтение художественных текстов;
- участие в учебных исследованиях;
- участие в учебных обсуждениях;
- участие в проектах.
Материалы курса разнесены по тематическим блокам, которые соответствуют изучаемым обзорным темам и изучаемым персоналиям.
Каждый тематический блок построен по двухуровневой схеме. Первый уровень — набор материалов и заданий, размещенных в рубриках «Источники для изучения», «Уроки внимательного чтения», «Практикум», «Исследование» и т. д. Материалы этого уровня могут быть использованы как полностью, так и частично, в различных логиках — в зависимости от модели обучения.
Второй уровень задается Путеводителем, который представляет собой пошаговое руководство для учащегося и ведет пользователя по материалам тематического блока в определенной логике. В Путеводителе указано рекомендуемое количество часов на изучение каждой темы в блоке, даны четкие указания о содержании самостоятельной работы учащегося. Выстроена система оценивания, система обязательных и дополнительных заданий.
Материалы курса включают следующие структурные элементы:
- учебник;
- глоссарий;
- библиотеки;
- источники для изучения;
- уроки внимательного чтения;
- практикумы;
- учебные исследования;
- дополнительные материалы;
- материалы для написания сочинения.
Учебник в курсе — своеобразное организующее начало. Использование учебника позволяет реализовать связь дистанционного курса с существующей практикой традиционного обучения.
Глоссарий — средство организации работы с терминами и с персоналиями. Глоссарий позволяет каждому учащемуся добавлять свои словарные статьи; учитель оценивает эту работу. Таким образом, глоссарий становится в курсе активным средством обучения, а не просто справочным источником. Добавление словарных статей возможно по различным сценариям: копирование статей из существующих «бумажных» словарей с корректным оформлением ссылок на источники; иллюстрирование словарных статей примерами; создание собственных словарных статей.
Библиотеки содержат все тексты изучаемых произведений в цифровом виде.
Источники для изучения содержат литературоведческую и критическую литературу в цифровом виде. Изучение источников способствует более осознанному восприятию учебного материала, существенно расширяет представления о литературном процессе и персоналиях, которые формируются при работе с учебником. Изучение источников завершается обсуждением в форуме. Вопросы в форуме — это своеобразный план изучения источников. Каждый учащийся имеет возможность отвечать на вопросы учителя, дополнять ответы одноклассников. Наиболее содержательные ответы учитель оценивает. Работа в форуме, учительские оценки и комментарии открыты для всех участников курса (принцип «все видят все»), что способствует созданию эффекта присутствия на уроке, соучастия в общем деле. Завершенные форумы являются материалом для повторения и обобщения изученного.
Уроки внимательного чтения содержат вопросы и задания, способствующие формированию навыка внимательного чтения художественных произведений. Обычно работа проводится в форуме (принцип «все видят все»), возможны индивидуальные задания.
Практикумы — система заданий по формированию умения анализировать художественный текст через призму различных задач (например, при анализе прозаического произведения: анализ эпизода, анализ роли сюжетообразующей детали, анализ литературного портрета). Практикумы представлены в виде форума (принцип «все видят все») или в виде элементов курса «Лекция» и «Задание» (для индивидуальной работы).
Учебные исследования — это система заданий, способствующих формированию навыков исследовательской работы (выявлению проблемы, выдвижению рабочей версии исследования, доказательства или опровержения рабочей версии исследования, выдвижению итоговой версии исследования, подведению итогов исследования). Исследования представлены в виде форума (принцип «все видят все»), а также в виде заданий (индивидуальная работа). При работе в форуме каждый учащийся имеет возможность выполнять задания учителя, дополнять сообщения одноклассников, участвовать в дискуссиях. Наиболее содержательные сообщения учитель оценивает. Завершенные форумы — материал для повторения и обобщения изученного.
Дополнительные материалы способствуют расширению кругозора учащихся, дают материал для факультативного изучения.
Материалы для написания сочинения представлены рекомендациями по написанию сочинения, темами сочинения, аналитическими блоками.
Проектная деятельность реализована в различных формах. Проект «Фонотека» предполагает создание фонотеки произведений русской литературы XIX века в исполнении самих учащихся и в актерском исполнении (используется элемент курса «Глоссарий»). Проект «Коллекция ссылок» предполагает создание систематизированной коллекции ссылок по различным направлениям: «Советую прочитать», «Антикнига», «Иллюстрации к произведениям», «Литературоведение в Интернете», «Сайты о жизни и творчестве писателей» (используется элемент курса «Форум»). Проект «Продолжение следует» предполагает творческое самовыражение учащихся в рамках различных жанров: стихотворения, рассказа, дневника, вопросов к самому себе, диалога с воображаемым собеседником. Использована технология блогов, позволяющая вести закрытые дневники и, по желанию, публиковать записи на сайте.
Разработка подходов к разработке учебных планов в случае самостоятельного освоения учащимися базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в том же учреждении, где проходит очное обучение, включая широкое использование возможностей дистанционных технологий обучения.
Самостоятельное освоение учащимися базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения осуществляется на основе индивидуальных учебных планов. Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных учащимся для освоения из учебного плана образовательного учреждения (образовательной организации), составленного на основе федерального, регионального базисных учебных планов.
Механизм формирования индивидуальных учебных планов в случае самостоятельного освоения учащимися учебных курсов электронного дистанционного обучения предусматривает использование педагогическим коллективом целого набора инструментов:
1) диагностических — данных психолого-педагогической службы, входного предметного тестирования;
2) стратегических — индивидуального учебно-тематического планирования (ИУТП) с пояснительной запиской;
3) моделирующих — рецензирования как одного из видов взаимодействия учителя с учеником;
4) мониторинговых — диагностической карты и папки ученика;
5) тактических — взаимодействия учителя с методистом и психолого-педагогической службой.
Для определения образовательной траектории учителю необходимо провести диагностику предметных знаний, умений и навыков учащегося. Имея заключение о психофизиологических особенностях учащегося, его учебной мотивации, круге общения и пр., учитель проводит входное предметное тестирование. Основные задачи этого тестирования: знакомство с учеником, установление контакта и определение уровня знаний. Проведение входного тестирования дает самое общее представление об уровне знаний ученика, но учитель уже на этом этапе видит яркие личностные особенности учащегося, определяет широту его кругозора, круг интересов, оценивает развитие речи. Во время входного тестирования учителю важно понять, что и как ученик сможет делать в дальнейшем на очных и дистанционных уроках.
Проведение входного тестирования требует от учителя подготовленности и мобильности. Диагностика будет эффективной только в том случае, когда учитель ориентирован как на психофизиологические возможности учащегося, так и на проверку его реальных знаний по предмету.
Во время проведения входного тестирования может возникнуть ситуация, в которой окажется, что учащемуся сложно выполнить какое-то задание тем способом, который предлагает учитель. Поэтому учитель должен иметь диагностический материал в нескольких вариантах, чтобы оперативно провести диагностику, исходя из возможностей ученика, не упрощая содержание материала.
После диагностического этапа учитель приступает к разработке стратегии обучения. Данные, полученные на входном тестировании, и рекомендации психолого-педагогической службы по формированию индивидуального учебного плана используются для создания индивидуального учебно-тематического планирования.
Индивидуальное учебно-тематическое планирование носит «стратегический» характер, определяя перспективу изучения материала конкретным учеником на определённый период обучения. ИУТП имеет форму табличного планирования с пояснительной запиской. В таблице учитель распределяет поурочную нагрузку в соответствии с программой, намечает доступные ученику виды работы, контрольные мероприятия, проектную деятельность и пр. В графе «Примечание» указывает темы, необходимые для повторения, фиксирует данные, необходимые для корректировки ИУТП и пр.
Для удобства формирования и использования ИУТП в образовательном учреждении (образовательной организации) может быть разработан шаблон, использование которого упростит заполнение документа. Учитель выбирает нужное из набора предложенных формулировок и вносит в текст пояснительной записки необходимые дополнения. Шаблон может пополняться новыми формулировками.
Ниже представлена примерный шаблон ИУТП, который используется в Центре образования «Технологии обучения» и может быть рекомендован как основа для составления ИУТП другим образовательным учреждениям (образовательным организациям).
ПредметРусский язык / Литература
ФИО учащегося
ФИО учителя
Пояснительная записка
1. Соответствие программе
Индивидуальное учебно-тематическое планирование составлено в соответствии с образовательным стандартом по программе М.М.Разумовской и др. При формировании ИУТП учитывалась специфика состояния здоровья учени__, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, результаты обучения в __ классе и самостоятельной работы в каникулярный период, а также личные достижения ученика.
На уроках будут использованы следующие ресурсы:
— материалы i-Класса «Русский язык. ___ класс»,
— материалы учебника «Русский язык. __ класс», под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта,
— индивидуальные разработки учителя,
— наглядный материал (схемы, таблицы),
— ЦОРы,
— материалы лингвистического сайта ГРАМОТА.РУ,
— …
— …
— …
Для ИУТП по литературе
Индивидуальное учебно-тематическое планирование составлено в соответствии с образовательным стандартом по программе В.Я.Коровиной, В.И.Коровина и др. При формировании ИУТП учитывалась специфика состояния здоровья учени__, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, результаты обучения в __ классе и самостоятельной работы в каникулярный период, а также личные достижения ученика.
На уроках будут использованы ресурсы:
— материалы i-Класса «Литература. ___ класс»,
— материалы учебника «Литература. __ класс», под редакцией _________,
— индивидуальные разработки учителя,
— наглядный материал (иллюстрации, схемы, таблицы),
— аудио- и видеоматериалы,
— ЦОРы,
— материалы литературоведческих сайтов,
— …
— …
— …
2. Количество часов в неделю
Вариант для базового количества часов
Количество часов в неделю соответствует базовому и составляет 2 часа в неделю (______ очно, _____ дистанционно).
Индивидуализация планирования связана:
— с невозможностью ученика работать в группе в связи со спецификой заболевания,
— со спецификой заболевания (быстрая утомляемость, особенности памяти и внимания, низкий темп деятельности, ограничения и пр.),
— со спецификой работы на уроке,
— высокой мотивацией к изучению предмета,
— …
— …
— …
Вариант для увеличения количества часов
Количество часов в неделю увеличено на __ час и составляет __ час__ в неделю (__ очно, ___ дистанционно), итого — ___ часа в год. Увеличение количества часов связано с:
— низким темпом деятельности,
— необходимостью многократного повторения ранее пройденных тем,
— ограничением объема домашних заданий,
— частыми пропусками занятий,
— необходимостью подготовки к выпускным экзаменам и поступлению в вуз,
— необходимостью углубленного изучения некоторых тем,
— необходимостью устранения пробелов в знаниях за предыдущие классы,
— необходимостью индивидуального консультационного часа (при работе в группе),
— …
— …
— …
3. Особенности ИУТП
1) в конце ____-го класса ученик был условно аттестован, поэтому ИУТП начинается с контрольной работы за курс __-го класса,
2) ученик не был аттестован за курс ___ класса, поэтому ИУТП составлено с учетом пройденных в предыдущем учебном году тем,
3) некоторые темы объединены для освобождения дополнительных часов на повторение и анализ контрольных работ,
4) тема «________» перенесена из курса предыдущего класса, так как не была пройдена в прошлом учебном году,
5) некоторые темы изучаются обзорно, потому что…
6) так как изучение орфографии формально заканчивается в 7 классе, а без систематического повторения орфографические навыки разрушаются, то в каждый урок вводится элемент повторения орфографических тем, которые традиционно трудно усваиваются школьниками,
7) результаты итоговых письменных работ за курс ___ класса показали, что программа усвоена удовлетворительно / хорошо / отлично. Ученик допускает орфографические и пунктуационные ошибки в письменных работах (есть пробелы по некоторым темам за курс русского языка ___ класса). Входное тестирование на курс ___ класса выявило пробелы в усвоении некоторых тем предыдущего года обучения. В связи с перечисленным выше требуется систематическое / частичное / предварительное / дополнительное повторение следующих тем:
—
—
—
8)ИУТП составлено только на четверть / полугодие, потому что…
9) …
4. Виды деятельности
1) Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:
— устный ответ,
— письменный ответ,
— пересказ,
— составление / заполнение таблицы,
— составление плана,
— работа по алгоритму,
— подбор / поиск примеров,
— наблюдение,
— сравнительный анализ,
— поисковая работа,
— проектная работа,
— лексико-графическая работа,
— конспектирование,
— …
— …
2) В связи со спецификой заболевания ученику доступны только следующие виды деятельности:
— …
— …
— …
3) Некоторые виды деятельности доступны только с использованием специального оборудования:
— …
— …
— …
4) В планирование включены виды работ, связанные с подготовкой к выпускному письменному / устному экзамену по русскому языку / литературе (________): словарная работа, виды разбора (морфологический, по составу, словообразовательный, синтаксический), лексическая работа, написание изложений / эссе, выполнение пробных тестов ЕГЭ и т.д.
5. Формы контроля
1) Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:
— опрос,
— устный ответ,
— письменный ответ,
— тестирование,
— тестирование в форме ЕГЭ,
— коллоквиум,
— семинар,
— самостоятельная работа,
— проектная работа,
— диктант,
— сочинение,
— изложение,
— реферат,
— …
— …
— …
2) Ученику доступны только некоторые формы контроля в связи со спецификой заболевания:
— …
— …
— …
3) По объективным причинам сложно проконтролировать действительный уровень знаний ученика (не исключена помощь близких в выполнении заданий / постоянное присутствие взрослого на уроке в качестве помощника / все занятия проходят в дистанционной форме). Контроль реальных знаний планируется осуществлять только на очных занятиях / с использованием видеочата и функции «Общий экран».
6. Основные сложности
— отсутствие систематических знаний,
— несформированность навыков самостоятельной работы,
— систематическое невыполнение домашних работ,
— несформированность навыков работы с алгоритмом / текстом / таблицей / планом / словарями,
— неумение опознавать по изученным ранее признакам языковые фонетические / морфологические / словообразовательные / синтаксические / речеведческие единицы,
— неумение группировать языковые единицы по определенным признакам,
— неумение анализировать языковые единицы по изученным признакам,
— неумение находить в слове орфограммы / в предложении пунктограммы,
— неадекватное восприятие устной и письменной речи,
— неумение устанавливать причинно-следственные связи,
— неумение строить развернутый устный / письменный ответ на вопрос,
— слабые навыки устной монологической / письменной речи,
— неумение пересказать лингвистический / художественный текст устно / письменно,
— ограниченность словарного запаса,
— неправильное употребление слов и фразеологизмов,
— неумение создавать тексты разных типов и стилей (указать, каких именно) с использованием соответствующих языковых средств,
— незнание речевого этикета,
— …
— …
7. Зона ближайшего развития предметных и общих навыков
(См. «Основные сложности»).Сформировать навык работы по алгоритму, навык чтения и составления таблиц, навык самостоятельной работы и пр.
8. Корректировка ИУТП
1) Во время учебного года для повышения мотивации и общего развития учени__ будет привлекаться к участию во внутри- и внешкольных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, предметных неделях и т.п.), поэтому ИУТП может незначительно корректироваться в течение учебного года (на подготовку будут использованы резервные часы).
2) Значительные корректировки возможны в связи с длительным непосещением занятий (болезнь, незапланированный отъезд в санаторий и п.т.).
3) В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов / тем.
7.3. Разработка и описание принципов организации образовательного процесса в случае самостоятельного освоения учащимся базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в том же учреждении, где проходит очное обучение, включая широкое использование возможностей дистанционных технологий обучения.
Организация образовательного процесса в случае самостоятельного освоения учащимися базовых и профильных курсов электронного дистанционного обучения основана на принципах активного обучения и многосторонней коммуникации.
Активное обучениепредставляет собой организацию и ведение учебного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (Кругликов В.Н.).
К дидактическим предпосылкам активного обучения относятизвестные педагогические технологии: программированное обучение, проблемное обучение, контекстное обучение, игровое обучение и др.
Программированное обучениевнесло серьёзный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов, получивших развитие в связи с использованием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения. Цель концепции программированного обучения — повышение эффективности управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение предполагает самостоятельную работу учащегося по специальной программе, в процессе выполнения которой он овладевает знаниями. Дидактические принципы программированного обучения: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность. Алгоритмы программированного обучения: линейный, разветвленный, адаптивный.
В целом программированное обучение можно рассматривать как не очень удачную попытку формализации процесса обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора непосредственного общения между преподавателем и обучающимся. Опыт использование этого подхода показал, что процесс обучения не может быть полностью автоматизирован, а роль преподавателя и общение с ним учащегося в процессе обучения остаются приоритетными. Тем не менее, разумное использование технологии программированного обучения в качестве одного из средств самостоятельного освоения учащимися базовых и профильных учебных курсов может быть эффективным. Как уже говорилось выше, многие современные системы электронного дистанционного обучения включают элементы курса («Лекция»), позволяющие организовать предъявление нового материала небольшими порциями (легко усваиваемыми дидактическими единицами), контролировать освоение каждой дидактической единицы автоматизированными средствами, выстраивать траекторию изучения материала каждым учащимся в зависимости от степени освоения учебного материала.
Проблемное обучениеразвивает подход к активизации творческой деятельности учащихся посредством представления проблемно сформулированных заданий.
Контекстное обучениеотталкивается от положения теории деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, «пристрастной» деятельности субъекта. В нем получают воплощение следующие принципы: активность личности; проблемность; единство обучения и воспитания; последовательное моделирование в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. В качестве средств реализации теоретического подхода в контекстном обучении предлагается в полном объёме использовать методы активного обучения.
Игровое обучениедоказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения.
Основные принципы организации образовательного процесса на принципах активного обучения:
- Индивидуализация - создание системы самостоятельного освоения учащимися базовых и профильных учебных курсов, учитывающей индивидуальные особенности школьников и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования. Индивидуализация обучения может осуществляться по:
- содержанию учебного материала;
- объему учебного материала;
- времени усвоения учебного материала.
- Гибкость — возможность оперативного изменения индивидуальных учебных планов, в зависимости от образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), успешности освоения учебных курсов.
- Элективность — предоставление учащимся максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов — элективных курсов, получением на этой основе уникального набора знаний, отвечающего индивидуальным склонностям, специфике планируемой будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам.
- Контекстный подход — подчинение содержания и логики изучения учебного материала интересам развития личности учащегося, его будущего успешного карьерного роста. В результате обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности.
- Оказание учащимся помощи в организации их учебной деятельности в сочетании с сохранением требовательности к её результативности. Развитие уважения, доверия к учащемуся, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
Второй важный принцип организации образовательного процесса при самостоятельном освоении учащимися учебных курсов — принцип многосторонней коммуникации. Самостоятельная работа не предполагает изолированности учащегося; напротив, только в активной коммуникации с другими участниками образовательного процесса учащийся осознает себя полноправным субъектом образовательного процесса.
В существующей сегодня организации учебного процесса в качестве способа передачи информации обычно используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции учителем информации и в ее последующем воспроизведении учащимися. Основным источником обучения является опыт педагога. Учащийся находится в ситуации, когда он только читает (в том числе самостоятельно), слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего.
Многосторонняя коммуникация предполагает предполагает активность каждого субъекта образовательного процесса, а не только учителя, паритетность, отсутствие репрессивных мер управления и контроля со стороны педагога. Возрастает количество интенсивных коммуникативных контактов между самими учащимися. Сущность данной модели коммуникации предполагает не просто допуск высказываний учащихся, что само по себе является важным, а привнесение в образовательный процесс их знаний.
При многосторонней коммуникации:
- Учащиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт.
- Учащиеся лучше обучаются, если учитель активно поддерживает их способ учения. Это удается тогда, когда между ними и предметом обучения расположено поле, включающее языковые и неязыковые действия.
- Учащиеся лучше учатся, если учитель, с одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения самих учащихся, которые не совпадают с его собственной точкой зрения.
Многосторонняя коммуникация не только позволяет отказаться от монополии на истину, но и является необходимым условием для конструирования учащимся своего знания. Действительно, каждый участник коммуникации потенциально имеет возможность, встречаясь, сталкиваясь с позицией других участников, продвигаться в процессе конструирования знания (совместном по форме и индивидуальном по сути). Здесь каждый строит свое знание, на которое у него есть запрос сегодня и которое может развиваться по мере возникающей необходимости – завтра или через несколько лет после окончания школы.
Обучение по принципу многосторонней коммуникации, или интерактивное обучение, – это взаимодействие людей, которые принимают участие в образовательном процессе: взаимодействие между учащимся и учителем, между самими учащимися.
Интерактивное обучение можно рассматривать как стратегию образования, целью которого является интеллектуальная автономность учащегося при развитой социальной компетентности.
Существуют две точки зрения на появление знания у школьника. Первая говорит о том, что знания находятся вовне, учитель вносит их в класс и передает учащимся. Вторая точка зрения – противоположная: знание находится в умах людей, формируется на основе индивидуального опыта, значит, знания конструируют, создают и получают.
У каждого человека есть некоторое определенное понимание, представление о том предмете, который обсуждается в любой учебной аудитории. С этим представлением в последующем происходит определенная работа. Активная роль учащихся в создании или конструировании знания на основе собственной деятельности наиболее полно и убедительно отражена во многих конструктивистских концепциях. Почти во всех их версиях (при существующих отличиях) можно найти несколько общих принципов:
- Учащиеся изучают предмет, самостоятельно организуя и развивая свои собственные индивидуализированные понятия.
- Конструктивистская работа требует, чтобы личности объединили свои предшествующие и новые знания и участвовали в широком обсуждении, необходимом для док
- азательства присвоения знания и глубокого понимания.
- Признается, что знания созданы людьми под влиянием их ценностей, культур и предшествующего опыта, и, таким образом, разнообразие играет основную роль в стимулировании мыслительной деятельности.
- Философия представлена в учебной практике такими видами деятельности, как изучение проблемы, диалоги и подлинная оценка.
Задача учебного процесса состоит в том, чтобы с первичными знаниями, которые присутствуют в опыте человека, что-то происходило. Теорию того, что и как это может происходить, более подробно развивают в своей работе американские исследователи Д. Джонсон и Р. Джонсон, которые предлагают «шаги конструирования знания во взаимодействии». Ими выделяются пять основных моментов:
- организация имеющегося знания в одну позицию;
- защита этой позиции перед другими позициями;
- попытка отражения атаки на собственную позицию;
- реверс позиций, чтобы увидеть предмет с разных точек зрения;
- создание синтеза, который все принимают.
Вторая часть сформулированной выше цели образования говорит о развитии социальной компетентности учащихся. На сегодняшний день является общепризнанным тот факт, что выигрывает то сообщество, которое умеет работать кооперативно. Человек должен быть не только интеллектуально автономен, уметь мыслить самостоятельно, но ему также необходимо уметь жить среди людей и продуктивно с ними сотрудничать. При организации образовательного процесса по принципу многосторонней коммуникации учащиеся развивают и социальные умения в том числе.
Интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.
Особенности взаимодействия:
- пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
- совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
- согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
- совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
При интерактивном обучении учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия.
Среди методов интерактивного обучения:
- мозговой штурм (мозговая атака);
- работа в группах;
- тестирование;
- ролевая игра;
- деловая игра;
- имитационная игра (игровое моделирование);
- игровые упражнения;
- учебная дискуссия;
- анализ конкретных ситуаций (case-study);
- интервью;
- инсценировка;
- смена ролей;
- участие в распределенном проекте;
- тренинг и др.
Каждый из описанных методов позволяет организовать совместную деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала, когда каждый интеллектуально автономен вносит свой особый индивидуальный вклад, при этом идет активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Так, ролевая игра как метод взаимодействия участников образовательного процесса предусматривает принятие участниками на себя определенных ролей, реализация которых требует от них дополнительных знаний, относящихся к принятой роли. В отличие от деловой игры, участники ролевой игры имеют различные цели и исполняют разные роли, способствующие формированию умений и навыков, помогающих решению проблем профессионального самоопределения. Ролевая игра предполагает подражание ее участников действительности в речевом и неречевом поведении. Взаимодействие участников игры происходит на основе диалога и полилога, сотрудничества и партнерства между участниками. В ролевой игре совершенствуются познавательные умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Основной целью деловой игры является моделирование определенной управленческой, экономической, психологической, педагогической ситуации и сформулировать умение анализировать их и принимать оптимальные решения.
Выделяют следующие существенные признаки деловой игры как формы обучения:
- имитация в игре реального процесса с помощью модели;
- распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом;
- различие интересов участников игры и появление конфликтных ситуаций;
- наличие общей игровой цели всех участников, на фоне которой развиваются частные конфликты и противоречия;
- учет вероятностного характера результатов деятельности, обусловленного неполнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений;
- реализация «цепочки решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры;
- использование гибкого масштаба времени;
- применение системы оценивания результатов как деятельности каждого участника, так и игровых коллективов, а также системы стимулирования.
Деловые игры активизируют учебный процесс, способствуют более качественной подготовке учащихся, прочному закреплению знаний, актуализируют мыслительную деятельность, формируют практические навыки, прививают необходимые деловые качества.
Учебная дискуссия — это целенаправленное коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе. Эффективность использования учебной дискуссии как метода обучения определяется целым рядом факторов: актуальностью выбранной проблемы, сопоставлением различных позиций участников дискуссии, информированность, компетентностью и научной корректностью участников дискуссии, владением учителем методикой дискуссионной процедуры, соблюдением правил и регламента и др.
Дискуссия обычно обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии, установить правила, регламент дискуссии. В стадию оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение учителем личных амбиций, отклонений от темы дискуссии. Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.
Выделяют различные виды дискуссий: классические дебаты, экспресс-дискуссия, текстовая дискуссия, проблемная дискуссия, ролевая дискуссия, «Круглый стол», «Аквариум» и др. Вид дискуссии выбирает учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, возможно сочетание различных видов дискуссий.
В процессе учебной дискуссии наиболее полно представлена возможность:
- моделировать реальные жизненные проблемы;
- вырабатывать у учащихся умение слушать и взаимодействовать с другими;
- продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;
- обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.
Одним из интерактивных методов обучения является метод анализа конкретных ситуаций.Учащимся предъявляется ситуация, связанная с учебным материалом по данной теме и требующая принятия решения по определенной системе поведения в данных условиях. При обсуждении решений возможно предварительное рецензирование, публичная защита решений, различные способы оценки результатов. В зависимости от целей использования в учебном процессе, ситуации могут носить различный характер: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, оценочные ситуации, проблемные ситуации, прогностические ситуации. Основная цель метода анализа конкретных ситуаций, или кейсов, состоит в том, чтобы позволить участникам группы выявить возможные решения, применительно к предлагаемым конкретным ситуациям, и найти оптимальные.
Таким образом, интерактивные формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Они являются важным условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности и ведут к стратегии сотрудничества.
Очень важной составляющей принципа многосторонней коммуникации при организации образовательного процесса является также рецензирование (комментирование) работ учащихся. При самостоятельном освоении учащимися базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения эта работа приобретает особое значение.
Образовательному учреждению (образовательной организации) необходимо разработать четкие регламенты рецензирования (комментирования) работ учащихся, правила написания рецензий, в зависимости от специфики каждого предмета.
Ниже приведены в качестве примера правила написания рецензии (комментария) на работы учащихся по русскому языку и литературе.
Общие положения о рецензии. При написании рецензии необходимо помнить, что рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») должна быть прежде всего текстом, содержащим анализ работы ученика и обоснованную оценку. Задачей рецензии является не простое перечисление и исправление ошибок, но помощь в понимании, усвоении и практическом применении полученных учеником знаний по теме.
Рецензия должна иметь определённую структуру:
- Обращение к ученику по имени. Благодарность за выполненную работу.
- Перечисление достижений ученика при выполнении работы
- Анализ ошибок с комментированием.
- Обоснование выставляемой оценки.
- Установка на успех в последующих работах и применении знаний на практике.
Оформление рецензии. Рецензию следует размещать над текстом работы ученика, скопированной в окно учительского комментария, чтобы новую информацию (рецензию) ученик видел раньше, чем старую (свою работу). Соответственно, каждую следующую рецензию следует помещать над предыдущей, отделяя линией одну от другой.
Принципиально важно сохранить в первой рецензии работу ученика в том виде, в каком она была изначально сдана (в частности, для того, чтобы наглядно представить динамику коррекции).
Каждую сданную учеником работу и каждую рецензию необходимо датировать. Таким образом сохраняется вся история достижений учащегося.
В рецензии приветствуется использование абзацев (отделяемых друг от друга одной пробельной строкой), нумерованных и маркированных списков — всего, что позволяет сделать учительский комментарий более структурированным.
При написании рецензии необходимо соблюдать технические правила набора текстов. Рекомендуется также единообразно оформлять исправление ученических ошибок, опечаток и т. п.
Чего не следует делать, оформляя рецензию:
- Использовать слишком много разнообразных выделений (жирным шрифтом, курсивом, подчёркнутым, цветом): это может запутать ученика.
- Выделять большие куски текста (например, целые абзацы) курсивом, жирным шрифтом, подчёркиванием, цветом: это затрудняет чтение.
- Использовать сплошные прописные буквы: такое оформление в Интернете издавна приравнивается к крику.
- Использовать два, три и более восклицательных или вопросительных знака подряд: вполне достаточно одного.
- Использовать без крайней необходимости выделение цветом: это слишком сильный способ привлечения внимания.
- Использовать больше двух цветов: пестрота текста расфокусирует внимание.
- Использовать больше двух смайликов: к выражению эмоций надо прибегать в последнюю очередь, как к средству, дополняющему, но не заменяющему слова.
Особенности написания рецензии на работы учащихся по русскому языку и литературе.
1. Рецензия на работы учащихся по русскому языку должна соответствовать «Общим положениям о рецензии».
2. Текст рецензии должен быть образцом грамотной литературной речи, понятной ученику.
3. Анализ ответа проводится в соответствии с учётом психофизических возможностей ученика.
4. При анализе и оценке ответа ученика по русскому языку и литературе дополнительно учитываются следующие критерии:
а) степень самостоятельности выполнения работы (работа, выполненная с помощью учителя, родителя или любого другого человека, не может быть оценена высшим баллом — в рецензии учитель обязательно должен обосновать оценку; в случае выявления несамостоятельного выполнения работы в рецензии необходимо привести доказательства полного или частичного заимствования текста из какого-либо источника);
б) способности ученика, его индивидуальная образовательная траектория и текущие достижения в изучении предмета;
в) глубина усвоения теоретического материала и идейного содержания художественного произведения (для ответа по литературе);
г) соответствие объёма и качества проделанной работы теме вопроса (задания);
д) использование учеником дополнительных материалов;
е) грамотность (наличие ошибок по русскому языку не позволяет оценить работу по литературе на высший балл).
ж) культура оформления работы.
В рецензии по литературе не допускается:
- цитировать работу ученика с его же ошибками;
- принимать концептуально неверное изречение за оригинальное суждение ученика;
- подменять школьный анализ художественныхпроизведений включением в текст рецензии больших фрагментов критических статей, научных исследований (анализ программных произведений проводится индивидуально в диалоге «учитель — ученик»);
- подменять литературный анализ работы ученика комментированием ошибок по русскому языку (орфографические и языковые ошибки учитель литературы исправляет, помечая красным, но не проводит их анализ).
Типы рецензий. Можно выделить два типа рецензии: обучающую и итоговую.
Обучающая рецензия создаётся на первоначальный ответ ученика, содержащий ошибки и недочёты, и последующие ответы, представляющие собой работу над ошибками. Данная рецензия включает объяснение промежуточных оценок (или невозможность оценки), рекомендации по исправлению допущенных ошибок и советы по применению полученных знаний по теме.
Итоговая рецензия является аргументацией выставления окончательной оценки за выполненную работу и является заключительной в цепочке обучающих рецензий.
Алгоритм создания обучающей рецензии:
- Ознакомиться с заданием.
- Прочитать ответ ученика и оценить его по всем критериям (на все ли вопросы задания ответил, верно ли применил правила, правильно ли вставил пропущенные буквы и знаки препинания и пр.).
- Приступить к написанию рецензии по следующему плану:
- а) выразить благодарность за выполненную работу (помнить, что рецензия адресована конкретному ученику);
- б) отметить положительные стороны ответа, которые являются важными для данного ответа и данного ученика;
- в) внести необходимые комментарии и замечания по тексту, используя один из видов комментирования;
- обосновать оценку работы.
Стиль и речь рецензии. Ниже изложены общие рекомендации по стилистическому и речевому оформлению разных частей рецензии. При написании рецензии особенно важно учитывать этический аспект оценочного суждения, в частности, избегать категорических замечаний и слов с отрицательной оценкой.
Вступительная часть рецензии.
Во вступительной части рецензии (после обращения к ученику по имени) для выражения общего впечатления от работы, можно использовать:
1) словосочетания вида «ответ (работа и т.п.) + качественное прилагательное»: ответ хороший, толковый, интересный, продуманный и т.п.;
2) словосочетания вида «наречие + глагол 3-го лица единственного числа прошедшего времени»: хорошо поработал, безошибочно выполнила, отлично ответил, неплохо справилась и т.п.;
3) слова похвалы и одобрения: молодец, умница и т. п.;
4) предложения, нацеленные на повышение уверенности ученика: Я тобой горжусь! Ты замечательный рассказчик! Не скрывай свои таланты! и т. п.
Основная часть рецензии.
В основной части рецензии целесообразно употреблять:
1) глаголы 2-го лица: раскрываешь/не раскрываешь, сравниваешь/не сравниваешь, допускаешь/не допускаешь, задумываешься/не задумываешься, учитываешь/не учитываешь, доказываешь/не доказываешь и т. п.;
2) глаголы 3-го лица единственного числа прошедшего времени: ответил/не ответил, раскрыл/не раскрыл, использовал/не использовал, доделал (что-то)/ не доделал (что-то), довел до конца/не довел до конца, указал/не указал, учел/не учел, опустил, нарушил и т. п.;
3) глаголы 3-го лица единственного числа прошедшего времени с приставкой недо-: недопонял, недоделал, недовыполнил, недооценил (свои возможности) и пр.;
4) вводные слова, выражающие
- чувства говорящего: к сожалению, к радости, к удивлению и пр.;
- оценку говорящим степени реальности происходящего: конечно, несомненно, возможно, очевидно, по-видимому, действительно и пр.;
- указание на источник сообщаемого: по-моему; по мнению многих ученых и пр.;
- последовательность мыслей и их связь: во-первых, во-вторых, наконец, в общем, в частности, например, следовательно, таким образом, итак, напротив, главное, кроме того и пр.;
- призыв к собеседнику:пожалуйста, скажем, предположим, допустим и пр.;
5) полные и краткие прилагательные: хорошие / хороши (примеры), (не)убедительные / (не)убедительны (доказательства), ошибочное / ошибочно (суждение), логичное / логично (рассуждение) и т. п.;
6) краткие страдательные причастия: дан (ответ), написана (работа), (ошибки) допущены, (логика) нарушена, сформулирован (вывод), сделано (заключение) и т. п.;
7) качественные наречия: отлично, хорошо, неплохо, серьёзно, глубоко, средне, невнимательно, небрежно, поверхностно и т. п.,
8) наречия, смягчающие категоричность суждений: немного, не совсем, не всегда, иногда и т. п.
Рекомендации.
При рекомендаций ученику целесообразно использовать:
1) глаголы повелительного наклонения нейтральной окраски: устрани, исправь, дополни, доработай, закончи и т. п.;
2) советы: лучше использовать, больше подходит и т. п.;
3) подсказки (в том случае, если ученик не в силах самостоятельно выполнить задание или неверно его понимает): обрати внимание, обрати внимание на подсказку, внимательно прочитай, подумай, сначала сделай то-то, следуй инструкции, выполняй по образцу и т. п.;
4) призыв к совместному действию: давай постараемся разобраться, попробуем вспомнить, вспомним о..., обратимся к... и т. п.;
5) рекомендации по использованию справочной литературы (желательно со ссылкой на электронную версию): обратись к словарю, уточни в словаре, воспользуйся энциклопедией / справочником и т. п.
Обоснование оценки.
При обосновании оценки целесообразно использовать:
1) краткие страдательные причастия: работа оценена, ответ может / не может быть оценён, оценка поставлена и т. п.;
2) указание на возможность повышения оценки: внеси дополнения, пожалуйста, и оценка будет повышена; оценка может быть повышена после доработки ответа и т. п.;
3) подчинительные союзы:
- причинные: потому что; так как; в виду того, что; благодаря тому что; вследствие того, что; в связи с тем, что и др.;
- целевые: чтобы; для того, чтобы и др.
- условные: если; если, то; если бы и др.;
- уступительные: несмотря на то, что; хотя и др.;
- следственные: так что.
Запрещены:
1) риторические вопросы типа Почему не реагируешь на мои замечания? Сколько раз тебе повторять? А где ответ? Это и весь ответ? Где выводы? и т. п.;
2) предложения с угрозой: Если не исправишь ошибки, ответ не будет оценён; Если не сделаешь вовремя, поставлю «два» и т. п.;
3) некорректные выражения типа можешь, когда хочешь; не знаешь — не надо было делать; наконец-то ты ответила; лучше бы не отвечал; чему тебя только учат; неужели трудно запомнить и т. п.;
4) словосочетания вида «ответ (работа и т.п.) + негативно окрашенные прилагательные»: ответ ужасный, плохой, непродуманный, сумбурный, никуда не годится и т.п.;
5) сложные синтаксические конструкции;
6) обилие вводных и вставных конструкций (особенно в 5–7 классах);
7) употребление терминов без разъяснения их значения.
Виды рецензий по способу комментирования.
По способу комментирования работы ученика можно выделить несколько видов рецензий. Способ комментирования ответа ученика учитель может выбирать самостоятельно в зависимости от целей задания.
Сообщение о наличии ошибок. В тексте рецензии говорится о наличии ошибок в ответе ученика, но сами ошибки не называются и не исправляются. Цель: самостоятельное нахождение и исправление ошибок учеником. Применение: в заданиях любого типа при условии возможности самостоятельного обнаружения учеником допущенных ошибок.
Комментарии в тексте работы. Комментирование осуществляется непосредственно в тексте ученического ответа, а в тексте рецензии даётся отсылка к работе ученика с внесёнными в неё исправлениями. Цель: дать ученику возможность сразу сопоставить ответ и комментарий учителя. Применение: 1) в заданиях по развитию речи (например, если допущены ошибки в строении и значении предложения); 2) в заданиях любого типа, если допущены ошибки в словоупотреблении, построении текста и другие ошибки, требующие непосредственного соотнесения текста ответа и комментария учителя.
Комментарии в тексте рецензии. В ученическом ответе делаются пометы и исправления, а в тексте рецензии даётся отсылка к ним и подробное комментирование. Цель: научить ученика находить в тексте ответа ошибки и соотносить их с дистантным комментарием учителя. Применение: в заданиях любого типа.
Рекомендации по оформлению исправлений.
Использование панели редактирования поможет систематизировать ошибки по их типам и внести единообразие в оформление комментариев.
Один из вариантов системы обозначений приведен в таблице ниже.
Вариант ученика
|
Исправления
|
Комментарий
|
опечака
|
опечатка
|
пропущенная буква (опечатка) вставлена как надстрочный символ и выделена красным цветом
|
букква
|
букква
|
лишняя буква в слове (опечатка) зачёркнута и выделена красным цветом
|
илюминатор
ночьной
|
илюминатор
ночьной
|
орфографическая ошибка подчёркнута и выделена красным цветом
|
Любишь кататься — люби и саночки возить на горку.
|
Любишь кататься — люби и саночки возить на горку.
|
лишнее слово зачёркнуто и выделено красным цветом
|
Нам подарили памятные сувениры.
У меня было день рождения.
У него праздное настроение.
На санках катались счастливые лица детей.
(Задание. Подчеркнуть подлежащее.)
На улице шёл мокрый снег.
(Задание. Выделить жирным шрифтом сказуемое.)
Мальчик был умён.
(Задание. Выделить синим цветом однородные определения.)
Жёлтые, красные и зелёные яблоки лежали в вазе.
|
Нам подарили памятные сувениры.
У меня было день рождения.
У него праздное настроение.
На санках катались счастливые лица детей.
На улице шёл мокрый снег.
Мальчик был умён.
Жёлтые, красные и зелёные яблоки лежали в вазе.
|
слово, словосочетание или всё предложение выделено заливкой розового цвета
Примечание.Данный способ может использоваться при указании на лексические, речевые и другие ошибки, а также если ученик неверно использовал подчёркивание или выделение цветом и жирным шрифтом.
|
Хлеб всему голова.
Пролетело лето и наступила осень.
|
Хлеб — всему голова.
Пролетело летои наступила осень.
|
восстановленный знак препинания выделен красным цветом или место отсутствия знака выделено с помощью заливки красного цвета
|
Идущая впереди, женщина обернулась.
|
Идущая впереди, женщина обернулась.
|
лишний знак препинания подчёркнут и выделен красным цветом
|
Обязательно не просто выделять ошибки, но и подробно комментировать их.
|