Коллеги! Предлагаем Вам ознакомиться с представленным материалом и высказать свои замечания и предложения в комментариях.
Разработка стандарта учебно-методического комплекса дисциплины и стандарта технологии электронного дистанционного обучения
Учебно-методические комплексы применительно к технологии электронного дистанционного обучения должны разрабатываться на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов, примерных программ, других нормативных документов. При разработке учебно-методических комплексов в образовательной организации (образовательном учреждении), необходимо ориентироваться на учебники из числа входящих в федеральные перечни учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в таких организациях.
При разработке учебно-методических комплексов, специально предназначенных для обучения с использованием технологии электронного дистанционного обучения, необходимо учитывать, что разработанные учебные материалы (учебники) должны будут пройти процедуру экспертизы и включения в федеральные перечни учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе.
Понятие учебно-методического комплекса не определено в проекте «Закона об образовании в Российской Федерации» и в федеральных государственных образовательных стандартах, поэтому при разработке стандарта учебно-методического комплекса дисциплины применительно к технологии электронного дистанционного обучения в основу был положен анализ сложившейся практики разработки учебно-методических комплексов, рассчитанных на обучение без использования технологий электронного дистанционного обучения, а также практики разработки электронных образовательных ресурсов и курсов для электронного дистанционного обучения.
Статья 17. «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы» Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует использование в образовательном процессе печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов, являющихся основой любого учебно-методического комплекса. В соответствии с данной статьей, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения образовательного процесса по реализуемым образовательным программам формируются библиотеки, в том числе электронные библиотечные системы, содержащие основную и дополнительную учебную литературу, научную литературу, нотную и иную специальную литературу, официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания, а также обеспечивающие доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. Материалы используемых учебно-методических комплексов должны включаться в информационное образовательное пространство (в том числе в электронные библиотечные системы) образовательной организации (образовательного учреждения).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными и методическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным курсам, предметам, дисциплинам, модулям.
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что целесообразно использовать единый стандарт учебно-методического комплекса для учебных курсов, предметов, дисциплин и модулей предназначенных для реализации основных образовательных программ.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают доступ педагогических работников и обучающихся к библиотеке и свободное пользование входящими в нее печатными и электронными изданиями и иными ресурсами.
В соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» аккредитованные образовательные организации, реализующие основные образовательные программы общего образования, для использования в образовательном процессе выбирают с учетом особенностей реализуемых образовательных программ:
- учебники из числа входящих в федеральные перечни учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в таких организациях;
- учебные пособия из числа изданных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в таких образовательных организациях.
Учебники включаются в федеральные перечни учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в аккредитованных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы общего образования, по результатам экспертизы, проводимой в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Указанные федеральные перечни ежегодно утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и включают в себя перечни учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Необходимо отметить, что на данный момент не существует утвержденной процедуры экспертизы и включения в федеральные перечни учебников и учебно-методических комплексов, представленных в цифровом электронном виде.
В соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 17), порядок отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в аккредитованных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы общего образования, а также перечень этих организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Необходимо также отметить, что на данный момент не существует утвержденной процедуры отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, представляемых в электронном цифровом виде, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в аккредитованных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы общего образования. Соответственно нет и утвержденного перечня таких организаций.
Как уже было сказано выше, целесообразно использовать единый стандарт учебно-методического комплекса применительно к технологии электронного дистанционного обучения для учебных курсов, предметов, дисциплин и модулей предназначенных для реализации основных образовательных программ.
Стандарт учебно-методического комплекса должен включать:
- требования к содержанию учебно-методического комплекса;
- требования к структуре учебно-методического комплекса;
- требования к качеству электронного представления материала учебно-методического комплекса;
- требования к диагностическим материалам учебно-методического комплекса.
Требования к содержанию учебно-методического комплекса
Содержание учебно-методического комплекса для общего образования должно соответствовать требованиям федерального государственного стандарта общего образования соответствующей ступени.
При разработке учебно-методических комплексов в образовательной организации (образовательном учреждении), необходимо обеспечить согласованность содержания с одним из учебников из числа входящих в федеральные перечни учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в таких организациях. Необходимо обеспечить возможность для учащегося использования такого учебника для самостоятельного изучения отдельных фрагментов содержания, в случае отсутствия возможности в определенный момент использовать формы электронного дистанционного обучения.
Федеральные государственные стандарты общего образования устанавливают требования к результатам освоения основной образовательной для каждой ступени общего образования, содержат описание целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций обучающегося, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Стандарт предполагает комплексное решение задач образования в ходе изучения предметных курсов, поэтому содержание учебно-методического комплекса должно учитывать необходимость достижения как предметных результатов, так и личностных и метапредметных результатов.
К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные имиуниверсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, имежпредметные понятия.
К предметным результатам обучающихсяотносятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Содержание учебно-методического комплекса описывается в программе. Программа должна содержать следующие разделы:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса), реализуемого в форме учебно-методического комплекса;
- общую характеристику учебно-методического комплекса;
- описание планируемых результатов;
- описание места учебно-методического комплекса в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебно-методического комплекса;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебно-методического комплекса;
- подробное описание содержания учебно-методического комплекса;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Должен быть также указан учебник, который используется учащимися при работе с учебно-методическим комплексом.
Пояснительная запискадолжна раскрывать:
цели реализации учебно-методического комплекса в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования;
принципы и подходы к формированию содержания;
общую характеристику учебно-методического комплекса.
Планируемые результаты учебно-методического комплекса должны:
обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценивания;
включать предметные, метапердметные и личностные результаты, определяемые ФГОС;
являться содержательной и критериальной основой для разработки учебно-методического комплекса в соответствии с требованиями ФГОС.
Структура и содержание планируемых результатов освоения учебно-методического комплекса должны адекватно отражать требования ФГОС, передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным возможностям обучающихся.
Планируемые результаты должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки этих результатов.
Требования к структуре учебно-методического комплекса
Структура учебно-методического комплекса должна учитывать специфику предмета и возраста обучающихся.
Структура учебно-методического комплекса должна включать:
список тем (тематическое планирование) учебно-методического комплекса с указанием планируемого числа часов, отведенных на изучение темы;
определение количества часов на отдельные виды занятий (самостоятельная работа с информационным материалом, работа в видеоконференции с участием преподавателя, самостоятельное и групповое выполнение различных заданий, выполнение контрольных заданий);
краткое описание учебного материала по каждой теме;
контрольные вопросы и задания по каждой теме;
структуру и содержание практических, лабораторных и иных работ;
точки текущего контроля знаний учащихся.
Учебно-методического комплекса дисциплины и его компоненты должны:
предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих учащимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
обеспечивать межпредметные связи;
обеспечивать простоту использования для преподавателей и учащихся;
содержать информацию об авторе (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе.
Раскрывается содержание в логической последовательности изучения разделов и тем. Каждый раздел и тема имеют свое название, целесообразно использовать сквозную нумерацию тем внутри разделов.
Раздел 1 рекомендуется начинать с введения, где даются основные понятия и термины, относящиеся к конкретной дисциплине (глоссарий).
Глоссарий целесообразно сделать доступным в любой момент изучения курса.
Целесообразно использовать следующую структуру:
Раздел 1. Название раздела
Тема 1. Название темы
Содержание темы.
Список занятий с указанием формы их проведения (фронтальная работа с использованием видеоконференции, практическое занятие, семинар, дискуссия, ролевая игра, самостоятельное изучение, индивидуальная или групповая творческая работа).
Контрольные вопросы к теме.
Тема 2. Название темы
Содержание темы.
Список занятий с указанием формы их проведения (фронтальная работа с использованием видеоконференции, практическое занятие, семинар, дискуссия, ролевая игра, самостоятельное изучение, индивидуальная или групповая творческая работа).
Контрольные вопросы к теме.
Раздел 2. Название раздела
Тема 3. Название темы
Содержание темы.
Список занятий с указанием формы их проведения (фронтальная работа с использованием видеоконференции, практическое занятие, семинар, дискуссия, ролевая игра, самостоятельное изучение, индивидуальная или групповая творческая работа).
Контрольные вопросы к теме.
Тема 4. Название темы
Содержание темы.
Список занятий с указанием формы их проведения (фронтальная работа с использованием видеоконференции, практическое занятие, семинар, дискуссия, ролевая игра, самостоятельное изучение, индивидуальная или групповая творческая работа).
Контрольные вопросы к теме.
В случае необходимости, связанной со спецификой предмета и возраста обучающихся в структуру могут быть включено описание лабораторных и практических работ, тематика рефератов, творческих работ.
№№ и названия разделов и тем
|
Цель и содержание работы
|
Результаты работы
|
Работа № 1:....................................................... (название)..............
|
|
|
|
Работа № 2:....................................................... (название)..............
|
|
|
|
Требования к учебно-методическому обеспечению
В данном разделе описываются требования к используемой учебной и методической литературе и другим информационным источникам, используемым при изучении курса.
Приводится учебно-методическая, учебная и научная литература на всю дисциплину в целом. Список учебной литературы к изучению курса должен состоять из двух частей: основной и дополнительной.
В список основной литературы включаются учебники.
В список дополнительной литературы включается прочая учебная, справочная и научная литература для углубленного изучения курса.
Основная:
Дополнительная:
Список литературы может также включать дополнительно рекомендуемую литературу для углубленного изучения и самостоятельного поиска:
справочно-информационные издания (словари, справочники, энциклопедии, библиографические сборники и т.д.);
официальная (сборники нормативно-правовых документов, законодательных актов и кодексов);
первоисточники (исторические документы и тексты, литература);
научно-популярная литература;
периодические издания.
Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа». Перечень литературы составляется в алфавитном порядке фамилий первых авторов, со сквозной нумерацией. Указываются также: название, вид учебной литературы, наименование издательства, год издания.
Требования к качеству электронного представления материала учебно-методического комплекса
Электронное представление учебно-методического комплекса должно представлять собой комплект различных электронных образовательных ресурсов, связанных в единый учебный курс. Курс должен разрабатываться с учетом особенностей системы дистанционного обучения, для которой он предназначен. Для работы с курсами дистанционного обучения могут использоваться как системы дистанционного обучения, совместимые с международным стандартом курсов дистанционного обучения SCORM, так и для систем, рассчитанных на широкое использование деятельностных форм организации учебного процесса (например, системы дистанционного обучения MOODLE).
Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения может иметь различные элементы:
Лекция-объяснение – анимированные или иллюстрированные гипертекстовые лекции-презентации, рассчитанные на изучение, в том числе и без помощи преподавателя.
Интерактивная или анимированная графика – изображения и схемы, объясняющие сложные и динамические процессы посредством анимации и простых реакций на действия пользователя (всплывающие подсказки, переключатели внешнего вида и т.п.).
Пошаговая инструкция – выполненный в виде видеофрагмента, анимации, интерактивного тренажера или последовательности комментированных изображений набор инструкции обучающих использованию компьютерного или реального инструмента.
Трехмерная графика – может быть статической или динамической, сюда включаются технологии «облета» трехмерных объектов и виртуальные панорамы.
Контрольное тестирование – набор вопросов с автоматической проверкой правильности ответа.
Тренажерное тестирование – набор вопросов с автоматической проверкой правильности ответа, снабженных реакциями на ответ и подсказками.
Задания с контролем решения – задания, результат выполнения которых нельзя проверить автоматически (например, рисунок) или в которых проверяется не только результат, но и процесс его достижения (например, метод решения задачи). Задания должны предоставлять или указывать инструменты фиксации процесса выполнения и содержать четкие методические рекомендации, как оценивать выполнение задания.
Задания на форуме – задания, подразумевающие организацию коллективного обсуждения, такие задания должны содержать четкие методические рекомендации по процедуре оценивания их выполнения.
Задания на wiki – задания, подразумевающие организацию коллективной деятельности по созданию общего документа (технология wiki), такие задания должны содержать четкие методические рекомендации о том, как оценивать их выполнение.
Сложная интерактивность – симуляторы и модели на алгоритмической основе (не получаемые перебором легко обозримого числа вариантов), подразумевающие наличие механизма генерации ответных реакций на разнообразные (заранее непредсказуемые) действия пользователя.
Инструменты ввода и проверки правильности ввода формул – программный механизм, позволяющий водить специальные знаки (степени, корни, дроби и др.) и функции, изучаемые в рассматриваемом курсе, и проверять корректность введенной формулы с учетом преобразований.
Требования к качеству электронного представления материала учебно-методического комплекса можно разделить на следующие группы требований:
требования к качеству содержания учебно-методического комплекса (содержательные требования к ЭОР);
требования к техническому качеству представленных мультимедийных материалов;
требования к совместимости с используемыми системами дистанционного обучения.
Содержательные требования к ЭОР
Можно выделить следующие содержательные требования к ЭОР:
Информация, представленная в ЭОР должна быть достоверной, т.е. обеспечивать реализацию принципа научности обучения. ЭОР должен отображать и/или моделировать реальные события, факты, явления и процессы.
Содержание, объем и глубина заложенной в ЭОР информации должны соответствовать ФГОС.
В ЭОР необходимо включать информацию, направленную на формирование личностных и метапредметных результатов, и развитие общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Учебная информация должна быть доступна для понимания обучающимися данного возраста. Учебный материал и лексика должны соответствовать уровню знаний и словарному запасу обучающихся.
В основной учебной информации ЭОР гуманитарного цикла должны быть представлены альтернативные точки зрения на исторические факты, явления общественной и культурной жизни, произведения искусства.
В основной учебной информации естественно-математического цикла могут быть представлены различные точки зрения на изучаемые объекты и явления, если они не противоречат современной естественнонаучной картине мира, могут включаться гипотезы с обязательным указанием на их недоказанность.
В ЭОР должна включаться различная биографическая информация о представителях изучаемой науки, политических деятелях, представителях искусства, чьи имена упоминаются в учебной информации, с акцентированием их роли в развитии науки, искусства и общества в целом.
В ЭОР может быть включена и научно недостоверная и ложная информация, в том числе переданная по каналам средств массовой информации (сенсационные сообщения, реклама, фрагменты произведений литературы, кинематографа и т.д.), если она:
может быть проверена обучающимися с помощью экспериментов или расчетов;
не может быть проверена обучающимися с помощью эксперимента или расчетов, но для ее аргументированного опровержения обучающийся имеет достаточный объем знаний (например, для проверки знаний и умений обучающихся).
Учебная информация должна отвечать принципам системности и систематичности.
Объем предлагаемой информации должен соответствовать скоростным возможностям зрительного и слухового восприятия информации обучающимися данного возраста.
Недопустимы следующие дефекты текстовой информации:
грамматические и орфографические ошибки;
нарушения правил пунктуации;
стилистические погрешности.
Требования к техническому качеству представленных мультимедийных материалов
Требования к техническому качеству ЭОР может варьироваться в зависимости от конкретного выбора предмета, важности для его изучения использования мультимедийных материалов. Данные требования должны конкретизироваться при разработке конкретных учебно-методических комплексов с учетом единых технических требований, принятых при разработке системы учебно-методических комплексов, используемых при обучении учащихся и связанных с требованиями, выдвигаемыми используемой системой дистанционного обучения. Можно выделить следующие общие требования:
Требования к текстовой информации:
соблюдение правил орфографии и пунктуации;
использование только рубленых шрифтов;
использование курсива только для выделения отдельных слов или словосочетаний;
Требования к статическому визуальному ряду:
отсутствие искажений геометрии с учетом различных соотношений сторон экрана;
высокая четкость изображения;
отсутствие недосвеченности или пересвеченности фотоизображений;
отсутствие цифрового шума, возникающего при недостаточной освещенности в цифровой фотосъемке;
правильный цветовой баланс;
отсутствие артефактов, возникающих на изображении при чрезмерной компрессии;
отсутствие муара и растровой сетки;
Требования к динамическому визуальному ряду:
отсутствие выпадения строк и срывов синхронизации, черных и сбойных полос по периметру изображения;
высокая четкость изображения;
отсутствие заметного мигания изображений из-за низкой частоты кадров;
отсутствие рывков в динамике движения, зубчатости границ деталей изображения;
отсутствие недосвеченности или пересвеченности изображения;
отсутствие нарушения границ цветовых переходов;
правильный цветовой баланс и насыщенность;
отсутствие цифрового шума и артефактов компрессии;
отсутствие несовпадения звука с изображением;
Требования к звуковому ряду:
отсутствие фонового шума и других посторонних звуков;
правильный сбалансированный спектр низких и высоких частот и динамический диапазон;
качественная дикторская речь.
Выделим основные факторы, определяющие удобство интерфейса:
гибкость диалога, т.е. возможность приспособить диалог под потребности пользователя;
ясность диалога, т.е. возможность легко понять основы функционирования за счет:
предоставления структурированного списка функций;
предсказуемости действий;
естественности, наглядности и логичности;
легкость обучения и использования, т.е. возможность освоения интерфейса в процессе работы за счет того, что ЭОР предоставляет помощь и обрабатывает все возможные ошибки пользователя;
надежность, т.е. защита данных, устойчивость к ошибкам обучаемого, наличие защиты от некорректных действий;
стандартизация интерфейса.
Можно выделить общие требования к построению удобного программного интерфейса с технической точки зрения:
наличие контекстно-зависимой справочной информации;
предоставление максимально удобных возможностей для ввода информации;
наличие единых правил работы со всеми меню;
одинаковый и легко доступный выход из любого режима;
наличие запрос подтверждения действий пользователей в «опасных» ситуациях (выход из программы, возможность удаления информации и т.п.);
предоставление информации пользователю о любом длительном процессе;
корректная обработка нестандартных ситуаций и некорректных действий пользователя;
возможность отмены сделанных изменений, возврата на несколько шагов назад.
Качество экранного дизайна ЭОР характеризует информационную выразительность, рациональность, целостность композиции и совершенство исполнения ЭОР. Оно определяется обоснованностью цветовых решений, релевантностью и оптимальностью количества информации на экране. К качеству экранного дизайна можно предъявить следующие требования:
- четкость представления текстов и графики; четкость контуров графических изображений;
- адекватность и соответствие содержанию изображения на экране;
- использование графических средств для пояснения содержания;
- оптимальность расположения информации на экране, т.е. соблюдение разумного соотношения между неиспользуемым пространством и текстом/графикой;
- использование цвета для выделения наиболее важных элементов информации;
- учет критериев читабельности при выборе шрифтов;
- однозначность буквенных обозначений;
- выдержанность интервалов между строками и буквами;
- привлекательность форм изображений.
Требования к диагностическим материалам учебно-методического комплекса
В данном разделе указываются содержание и требования к текущему и итоговому контролю. Учебно-методический комплекс должен обеспечивать обратную связь в процессе обучения, информирование ученика и учителя о результатах обучения. Обратная связь в процессе обучения разделяется на внутреннюю (выдающую сведения о результатах обучаемому) и внешнюю (предоставляющую информацию преподавателю). Внутренняя обратная связь обеспечивает:
- информирование обучаемого о допущенной ошибке;
- оказание помощи обучаемому для устранения ошибки;
- повышение мотивации посредством суждения о результатах деятельности обучаемого.
Можно выделить следующие основные требования, предъявляемые к ЭОР при организации обратной связи:
- обращение к обучающемуся (особенно старшекласснику) предпочтительно только в вежливой форме местоимения второго лица множественного числа (Вы, Вас, Вам и т.д.);
- в любых комментариях действий или результатов действий обучающегося, запрещается использование информации, унижающей или оскорбляющей честь и достоинство обучающегося;
- следует учитывать, что сообщения обратной связи после допущенной ошибки имеют большую педагогическую ценность, чем после правильного ответа;
- информация, содержащаяся в сообщениях обратной связи, должна быть максимально краткой и информативной, чтобы помочь обучаемому быстро обнаружить и устранить ошибку;
- прежде чем выдать обучаемому дополнительную информацию о допущенной ошибке, целесообразно предложить ему самостоятельно устранить ошибку;
- дополнительную информацию следует давать только после того, как обучаемый либо ввел новый неправильный ответ, либо запросил помощь;
- сообщения должны соответствовать возрастным возможностям и индивидуальным особенностям обучающихся;
- не следует злоупотреблять частой обратной связью, сужающей "поле самостоятельности" обучаемых, чрезмерной регламентацией их деятельности и уменьшением диапазона самостоятельного поиска;
- ЭОР должен обеспечивать возможности настройки параметров обратной связи: обучаемых с заниженной самооценкой следует обеспечивать более частой обратной связью, чем уверенных в себе;
- сообщения по каналу обратной связи должны даваться мгновенно в заданиях на запоминание, и с определенной отсрочкой в задачах на понимание;
- сообщения, относящиеся к знанию результата, не должны изобиловать похвалой, в особенности, если учебная задача была несложной или правильному ответу предшествовало большое число ошибочных.
Контрольные задания должны составляться таким образом, чтобы проверить достижение целей учебно-методического комплекса.
В тестовые задания рекомендуется включать наиболее важные, ключевые элементы содержания учебно-методического комплекса. Элементы содержания должны быть не только значимыми, но и достаточными для контроля, рекомендуется использовать разнообразные формы тестовых заданий.
Тестовые задания должны отвечать следующим требованиям:
- иметь логическую форму высказывания; быть краткими, доступными;
- обеспечивать максимальный охват изученной информации при минимальной продолжительности контроля;
- содержать элементы эвристики и межпредметные связи, быть акцентированными на практическое применение;
- иметь унифицированную форму представления на экране;
- иметь одинаковые правила оценки ответов;
- минимизировать затраты времени на проверку результатов контроля.
Разработка общего стандарта технологии электронного дистанционного обучения
Стандартизация является важной мировой тенденцией в отрасли электронного дистанционного образования, и её значение в отрасли только возрастает. Первые заметные усилия по отраслевой стандартизации используемых технологий, технологических требований к аппаратным и программным платформам, программным продуктам и образовательным материалам были предприняты комитетом AICC (Aviation Industry Computer-Based Training Committee), образованным в 1988 году.
Глобальный образовательный консорциум IMS, основанный в 1997 году, является наряду с ADL SCORM ярким представителем следующей волны стандартизации в области электронного обучения. Спецификации и стандарты, разработанные консорциумом IMS, охватывают широкий круг вопросов разработки, распространения, доставки, сопровождения и использования образовательного контента и программных продуктов образовательного назначения. Основываясь на этих спецификациях, можно разрабатывать переносимый между различными системами управления обучением (в том числе системами дистанционного обучения) контент практически всех типов, которые могут быть полезны в учебном процессе самых разных уровней для решения произвольных учебных целей и задач. В спецификациях консорциума видна четкая ориентация на использование веб-технологий, веб-сервисов и веб-браузера в качестве основного клиентского приложения для работы пользователей с системами управления обучением и образовательным контентом.
Еще более известной в современной отрасли электронного обучения является спецификация SCORM. SCORM – это набор технических стандартов, спецификаций и справочных руководств для организации электронного обучения, разработки и использования доступных, взаимодействующих между собой, надёжных и взаимозаменяемых учебных материалов и образовательных программных систем. SCORM активно заимствует и использует стандарты и спецификации, разработанные общепризнанными международными организациями, занимающимися выработкой образовательных спецификаций и стандартов (AICC, IMS, IEEE, ARIADNE).
ADL смогла сформировать компактный и современный профиль стандартов и спецификаций, сравнительно простой и удобный для разработчиков образовательных продуктов и ресурсов. SCORM опирается на использование веб-технологий в разработке контента и программных систем, при этом накладывает довольно мало частных технических ограничений на разработчиков контента. Практически технические ограничения вытекают из использования удаленной доставки контента, а также использования стандартных веб-браузеров для его отображения. Появление в будущем новых веб-технологий, поддержанных производителями наиболее распространенных веб-браузеров, не потребует внесения изменений в спецификации SCORM, при этом уже разработанный контент будет продолжать работать.
Необходимо отметить, что спецификации и стандартах IMS и SCORM ориентированы на использования веб-технологий и в них нет привязки к конкретной операционной системе, программному окружению или веб-браузеру.
Под веб-технологиями обычно понимается широкий куст технологий, на основе которых функционирует глобальная сеть Интернет, начиная от стандартизованных сетевых протоколов, по которым осуществляется взаимодействие клиентского и серверного программного обеспечения (TCP/IP, HTTP, HTTPS); протоколов взаимодействия более высокого уровня, обеспечивающих функционирование механизмов веб-сервисов (куст спецификаций WS-*, начиная от SOAP и включая, но не ограничиваясь, WS-Notifications, WS-Security, WS-Discovery и т.д.); а также спецификации и стандарты разметки гипертекстовых документов (HTML), использования стилей оформления и верстки (CSS), языка динамических сценариев, исполняемых в веб-браузере (стандарт ECMA-262, определяющий язык ECMAScript, более известный как JavaScript), и т.д. Упрощенно можно сказать, что к веб-технологиям относятся все технологии, используемые при разработке, доставке и использовании контента, для отображения и взаимодействия с которым достаточно одного из наиболее распространенных веб-браузеров и, возможно, некоторых широко распространенных плагинов (расширений, дополнительных программных компонентов), работающих внутри веб-браузера.
При этом необходимо отметить, что отнюдь не все технологии, попадающие в эту область, требуют обязательного наличия соединения с глобальной сетью Интернет; системы, построенные на основе веб-технологий, успешно работают не только в локальной сети организации, но и вообще локально на компьютере. В последнем случае веб-сервер, поставляющий веб-браузеру контент для отображения, может находиться на том же компьютере.
Одной из основ веб-технологий является язык разметки гипертекстовых документов HTML. Даже базовых возможностей HTML достаточно для разработки достаточно сложных гипертекстовых документов, включающих гипертекстовые ссылки между документами и внутри одного документа, использование графических изображений, таблиц, различных типов списков, заголовков и других способов представления содержания. Дополненный возможностями современной спецификации CSS, HTML превращается в мощное средство создания электронных образовательных ресурсов. Добавление возможностей языка динамических сценариев JavaScript позволяет организовать произвольно сложное взаимодействие веб-контента как с пользователем, работающим в веб-браузере, так и с веб-сервером.
Наиболее распространенной технологией создания кроссплатформенных и кросс-браузерных высокоинтерактивных, мультимедийных веб-приложений и продуктов является технология Flash компании Adobe. Распространенность установленного проигрывателя Flash и соответственно плагинов к веб-браузерам по разным оценкам колеблется от 92% до 99% охвата, по крайней мере, компьютеров, подключенных к сети Интернет. Один из наиболее распространенных веб-браузеров Google Chrome содержит в своем составе проигрыватель Flash. Flash используется в Интернет практически повсеместно, где происходит воспроизведение видео, звука, требуется особенно сложный или красиво оформленный пользовательский интерфейс веб-приложений. Современный уровень развития платформы Adobe Flash и инструментальных средств разработки позволяет разрабатывать весьма сложные, модульные, производительные приложения произвольного назначения.
Java applet – приложение, доставляемое пользователю в виде байткода Java и исполняемое либо внутри веб-браузера с помощью соответствующего плагина, либо в отдельном приложении AppletViewer.
Сильными сторонами технологии Java applets являются
- полный доступ разработчика к богатому набору функционала, реализованного в стандартных библиотеках платформы Java, а при необходимости в сторонних библиотеках для этой платформы;
- возможность реализации произвольно сложного пользовательского интерфейса с использованием тех же технологий платформы Java, которые используются для разработки десктопных приложений;
- высокая производительность, сравнимая с производительностью приложения, написанного на компилируемом языке программирования;
- доступ к возможностям аппаратного ускорения 3D-рендеринга;
- надежная продуманная система безопасности;
- кроссплатформенность и кросс-браузерность;
- распространенность платформы Javaна компьютерах пользователей (по текущим данным распространенность сравнима с AdobeFlashPlayer).
С учетом этих особенностей Java applets хорошо подходят для класса задач, в которых требуется реализация нетривиальных алгоритмов, значительного объема вычислений, сложной и быстрой визуализации результатов, особенно в задачах, связанных с моделированием и отображением трехмерных объектов.
HTML5 – следующая значительная версия стандарта HTML, базового языка разметки гипертекстовых документов, используемого в World Wide Web, а также смежных стандартов XHTML, DOM и т.д. Версия разрабатывается с 2004 года и в настоящий момент имеет статус рабочего проекта (Working Draft) в консорциуме W3C. Предлагаемые изменения в стандарте HTML включают, в частности, добавление новых элементов разметки и соответствующих программных интерфейсов для работы с ними из языка сценариев JavaScript, добавление новых атрибутов в имеющиеся сейчас элементы разметки, добавление новых программных объектов и интерфейсов в глобальном контексте JavaScript, удаление из стандарта ряда устаревших элементов и атрибутов, даже изменение правил алгоритма разбора разметки веб-страниц парсерами веб-браузеров. В отрасли под HTML5 сейчас понимают связанных технологий и механизмов, работающих на достижение единой цели превращения современных веб-браузеров в платформу для разработки, доставки и выполнения сложных программных приложений без использования дополнительных плагинов и расширений.
Все указанные выше технологии используются при создании ресурсов и курсов для электронного дистанционного обучения.
Дистанционное обучение помогает решить следующие ключевых проблемы обучения:
Дистанционное обучение позволяет решать проблему дефицита квалифицированных преподавательских кадров, поскольку квалифицированный преподаватель можете охватить своим курсом практически неограниченно число учащихся. В дистанционном обучении нет ограничений по количеству слушателей курса, тогда как при очном обучении их количество ограничивается размерами аудитории.
Дистанционное обучение позволяет охватить удаленные группы обучающихся без необходимости отправлять к ним преподавателя, что, например, дает возможность реализации качественного профильного обучения в отдаленных населенных пунктах.
В рамках дистанционного обучения обучающему и обучающемуся не нужно находится в одно и тоже время в одном и том же месте. Дистанционное обучение позволяет сбалансировать графики работы, предоставляя возможность и преподавателю и обучаемому выполнять свои функции в удобное время, в рамках более гибкого графика. Однако действительно эффективное дистанционное обучение требует наличия ряда занятий, при которых преподаватель и обучающиеся одновременно находятся в сети и взаимодействуют в рамках видеоконференции.
Технологии дистанционного обучения позволяют автоматизировать рутинные процессы в обучении. Например, обеспечить возможность автоматизированного промежуточного тестирования.
Технологии электронного дистанционного обучения тесно связаны с используемыми системами дистанционного обучения. Современные системы дистанционного обучения должны обладать большим набором функциональных возможностей, в том числе:
функционал, обеспечивающий возможность работы с курсами дистанционного обучения, созданными в формате SCORM;
функционал, обеспечивающий возможность видеохостинга;
функционал, обеспечивающий возможность проведения чат-занятий;
встроенные возможности использования телекоммуникационных средств и других возможностей интернет;
функционал, обеспечивающий возможность организации вебинаров (веб семинар, запись вебинара, лекции).
функционал, обеспечивающий возможность проведения видеоконференций;
встроенную систему инструментов:
«белая доска»;
сетевая лента времени;
виртуальные среды, имитирующие реальные условия деятельности (в соответствии с особенностями используемых курсов дистанционного обучения)
Дистанционное обучение можно рассматривать как систему технологий. Комбинируя технологические возможности системы дистанционного обучения, можно автоматизировать процесс обучения в необходимой степени в соответствии со спецификой курса. Ключевымэлементом любой системы дистанционного обучения является учебный контент. В дистанционном обучении может использоваться практически любой электронный контент: текст, графика, анимация, видео, документы и т.д. Для эффективного использования электронный контент объединяется в электронный курс (пакет учебного контента, изучение которого является управляемым). Как правило, используются курсы в стандарте SCORM, а также курсы в формате системы дистанционного обучения MOODLE.
Система дистанционного обучения должна обеспечивать возможность:
организовывать и комбинировать учебный контент;
регламентировать доступ к учебному контенту;
регламентировать индивидуальные и групповые планы обучения (взаимодействия с учебным контентом);
осуществлять тестирование любой сложности;
осуществлять мониторинг процесса дистанционного обучения;
накапливать статистику и предоставлять отчетность;
обеспечивать визуальные, аудиальные, текстовые (синхронные и асинхронные) коммуникации между преподавателем и обучающимися.
|