Коллеги! Предлагаем Вам ознакомиться с представленным материалом и высказать свои замечания и предложения в комментариях.
Разработка механизмов формирования образовательным учреждением заказа на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов
Разработка учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов для использования в образовательном процессе регламентируется Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», другими нормативными актам.
Статья 28. «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (образовательного учреждения)» проекта данного закона определяет права образовательной организации (образовательного учреждения). Образовательная организация (образовательное учреждение) самостоятельна в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и уставом образовательной организации (образовательного учреждения).
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, методов обучения и образовательных технологий по реализуемым ими основным образовательным программам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. К компетенции образовательной организации (образовательного учреждения) в установленной сфере деятельности, в том числе, относятся следующие вопросы, связанные с формированием учебно-методического обеспечения образовательного учреждения, в том числе электронных образовательных ресурсов для использования в образовательном процессе:
- разработка и принятие правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями;
- подбор, прием на работу работников, заключение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей;
- разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации (образовательного учреждения);
- определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных организациях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных организациях;
- использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе электронного обучения;
- организация научно-методической работы, содействие деятельности учительских (педагогических) и методических объединений.
В соответствии с п. 3. Статьи 28. проекта Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация (образовательное учреждение) вправе вести в установленном порядке научную, творческую и иную деятельность, связанную с предоставлением образования и не противоречащую целям создания образовательной организации (образовательного учреждения), в том числе открывать в каникулярное время в установленном порядке лагеря (с круглосуточным или с дневным пребыванием).
В соответствии с п. 5. Статьи 28. проекта Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация (образовательное учреждение) вправе возложить на договорной основе на третьих лиц научное, методическое обеспечение образовательной деятельности, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса.
Разработка учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов для использования в образовательном процессе может производиться в соответствии с приведенными положениями проекта Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации». Электронные образовательные ресурсы и другое учебно-методическое обеспечение, в том числе программное обеспечение необходимо при использовании форм электронного обучения. При этом электронное обучение может проводиться, как с использованием дистанционных образовательных технологий, так и путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся.
Определение электронного образования приводится в Статье 15. «Реализация образовательных программ с использованием электронного обучения» проекта Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»
«Под электронным обучением понимается реализация образовательных программ частично или в полном объеме с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника»[1].
В соответствии с данным Законом РФ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе использовать электронное обучение, в том числе дистанционные образовательные технологии, при реализации образовательных программ различных уровня и направленности. Основные образовательные программы могут реализовываться с использованием электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, частично или в полном объеме. Соотношение объема занятий с использованием электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, и путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательной программой.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность полностью или частично с использованием электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, должны сформировать информационную образовательную среду, обеспечивающую реализацию образовательных программ, обеспечить обучающимся вне зависимости от их места нахождения доступ к необходимым для освоения соответствующей образовательной программы образовательным ресурсам.
Формирование информационной образовательной среды неразрывно связано с разработкой учебно-методического обеспечения и системы электронных образовательных ресурсов.
Образовательная организация (образовательное учреждение) (в том числе образовательное учреждение) может использовать различные механизмы для формирования системы электронных образовательных ресурсов:
- использование свободных ресурсов, размещенных в интернете
- использование электронных образовательных ресурсов, включенных в комплект учебника;
- использование электронных образовательных ресурсов, разработанных в рамках федеральных программ и проектов и размещенных в федеральной системе информационных образовательных ресурсов;
- заказ разработки методических материалов и электронных образовательных ресурсов у своих работников;
- заказ разработки методических материалов и электронных образовательных ресурсов у сторонних физических юридических лиц.
Нормативная база формирования образовательным учреждением заказа на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов
Введение электронного обучения в практику работы образовательной организации (образовательного учреждения) должно сопровождаться разработкой нормативно-правового обеспечения через развитие системы локальных актов образовательной организации (образовательного учреждения). Образовательная организация (образовательное учреждение) в праве самостоятельно разрабатывать собственную нормативно-правовую базу, не противоречащую действующему законодательству РФ в области образования. Функционирование и развитие образовательной организации (образовательного учреждения) поддерживается его собственной нормативно-правовой базой (локальными актами).
Нормотворческая деятельность образовательной организации (образовательного учреждения) предусматривает возможность реализации следующих направлений локального правового обеспечения ее основной деятельности:
- правовое обеспечение образовательного процесса и его методического сопровождения;
- правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;
- правовое обеспечение материально-технического снабжения;
- правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда;
- правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);
- правовое обеспечение делопроизводства всех сторон деятельности образовательной организации (образовательного учреждения).
Система локальных актов образовательной организации (образовательного учреждения) должна затрагивать вопросы формирования образовательным учреждением заказа на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов. Разработка учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов, в той или иной степени затрагивает все указанные выше направления локального правового обеспечения.
Необходимо учитывать, что нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательной организации (образовательного учреждения) носит многоуровневый характер и включает в себя целый комплекс взаимосвязанных документов федерального, регионального и муниципального уровней, служащих содержательными ориентирами и нормативно-методологической основой для разработки локальной правовой документации самого образовательной организации (образовательного учреждения).
Процесс формирования нормативно-правового обеспечения формирования образовательным учреждением заказа на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов во многом совпадает с типовыми процессами формирования общешкольной нормативно-правовой базы и включает в себя следующие этапы:
- подготовительный;
- проектирование нормативного и регламентационного обеспечения;
- согласование и принятие нормативного и регламентационного обеспечения;
- начало использования.
Вопросы разработки учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов, могут рассматриваться как самостоятельно, так и в комплексе с другими вопросами, связанными с внедрением электронного обучения и формирования информационной среды образовательной организации (образовательного учреждения).
Подготовительный этап
На подготовительном этапе должно быть осуществлены следующие виды работ:
- Ознакомление большинства Сотрудников и органов самоуправления образовательной организации (образовательного учреждения) с вариантами организации электронного образования и возможностями по использованию электронных образовательных ресурсов.
- Организация обсуждения и согласование подходов участников образовательного процесса к организации электронного образования, возможностями по использованию электронных образовательных ресурсов, вариантов формирования заказа на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов.
- Формирование группы разработки нормативного и регламентационного обеспечения формирования образовательным учреждением заказа на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов.
- Подготовка плана работ и комплекта нормативно-правовых документов.
Подготовка плана работ и комплекта нормативно-правовых документов обычно проводится группой работников образовательной организации (образовательного учреждения), сформированной решением директора образовательной организации (образовательного учреждения) или общественно-государственного органа управления образовательной организации (образовательного учреждения). При подготовке проектов документов и плана работ необходимо провести анализ готовности образовательной организации (образовательного учреждения) к использованию форм электронного образования и самостоятельной разработке электронных образовательных ресурсов и учебных материалов, а именно:
- уровень ИКТ-компетентности Сотрудников образовательной организации (образовательного учреждения);
- психологическую и иную готовность Сотрудников образовательной организации (образовательного учреждения) к инновационной деятельности и повышению квалификации;
- уровень методической подготовки Сотрудников образовательной организации (образовательного учреждения);
- техническое оснащение образовательной организации (образовательного учреждения) и возможность дополнительного оснащения.
На основании проведенного анализа определяются основные подходы к формирования образовательной организацией (образовательным учреждением) заказа на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов:
- предварительный список потребностей образовательного процесса в учебно-методическом обеспечении, в том числе электронных образовательных ресурсах;
- определяются возможности Сотрудников образовательной организации (образовательного учреждения) в разработке учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов;
- определяются возможности Сотрудников образовательной организации (образовательного учреждения) в подготовке заказов на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов;
- планируется распределение обязанностей между Сотрудниками образовательной организации (образовательного учреждения), участвующими в формировании заказа и разработке учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов;
- определяются необходимые требования к обучению работников образовательной организации (образовательного учреждения);
- определяется состав технических средств, задействованных в разработке учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов.
При подготовке плана работ по формированию заказа на разработку и разработке учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов необходимо выделить этапы, сроки и определить содержание работы по следующим направлениям:
- подготовка заказов на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов;
- планирование работы по разработке учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов силами Сотрудников образовательной организации (образовательного учреждения);
- планирование работы по разработке учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов с использованием внешних физических и юридических лиц.
Этап проектирования нормативного и регламентационного обеспеченияформирования заказа на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов
Данный этап включает в себя организацию следующих мероприятий:
- Издание директором образовательной организации (образовательного учреждения) приказа о порядке проведения работ по формированию и выполнению заказа на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов, включающий:
- состав рабочей группы по реализации мероприятий по формированию и выполнению заказа на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов;
- план работы по реализации мероприятий по формированию и выполнению заказа на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов.
- Анализ участниками рабочей группы имеющейся нормативной базы образовательной организации (образовательного учреждения) и подготовка проектов, включая проекты изменений в действующих документах (локальных актах) и проекты новых документов (локальных нормативных актов) образовательной организации (образовательного учреждения), относящихся к разработке учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов;
- Уточнения списка потребностей образовательного процесса в учебно-методическом обеспечении, в том числе электронных образовательных ресурсах.
- Подготовка заказов на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсах в соответствии с уточненным списком потребностей.
- Организация и проведение общественного обсуждения документов и материалов, подготовленных рабочей группой. В обсуждении каждого документа должны принять участие все лица, чью деятельность они регламентируют. Обсуждение может проходить на административном совещании, собрании трудового коллектива и др.
- Организация правовой экспертизы рабочих вариантов ряда локальных актов и материалов (при необходимости).
Этап согласования и принятия нормативной базы
На данном этапе осуществляется:
- Рассмотрение и согласование подготовленных рабочей группой документов органами общественно-государственного управления образовательной организации (образовательного учреждения):
- педагогическим советом образовательной организации (образовательного учреждения);
- управляющим советом или другими управляющими органами образовательной организации (образовательного учреждения).
- В случаях, предусмотренных законодательством, необходимо согласование ряда документов с Учредителем и иными структурами.
- Издание на основании согласованных документов директором образовательной организации (образовательного учреждения) приказа, в котором:
- утверждается план работы по реализации мероприятий по формированию и выполнению заказа на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов.
- формируются группы (определяются Сотрудники образовательной организации (образовательного учреждения) или подразделения), выполняющие те или иные задачи по формированию и выполнению заказа на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов;
- утверждаются регламенты деятельности Сотрудников образовательного процесса, связанные с разработкой учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов;
- определяется ответственность за имеющиеся и планируемые к получению средства ИКТ-инфраструктуры, распределение этих средств по помещениям образовательной организации (образовательного учреждения).
Процедура принятия локальных нормативных актов определяется в Уставе образовательной организации (образовательного учреждения). Образовательная организация (образовательное учреждение) может самостоятельно сформировать комплект необходимых нормативных актов.
Приказ директора образовательной организации (образовательного учреждения) об утверждении и введении в действие принятых локальных актов доводится до сведения всех заинтересованных сторон.
Информация о локальных нормативных правовых актах образовательной организации (образовательного учреждения) должна быть открытой и доступной для всех участников образовательного процесса, функции и интересы которых они затрагивают.
Механизмы формирования образовательным учреждением заказа на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов силами Сотрудников образовательного учреждения
Учебно-методическое обеспечение, в том числе электронные образовательные ресурсы могут разрабатываться силами Сотрудников образовательного учреждения в ходе выполнения служебных обязанностей, оговоренных в трудовом договоре. В данном случае созданные учебно-методические материалы и электронные образовательные ресурсы могут рассматриваться как служебные произведения.
Служебным является произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей и на основании заключенного с ним трудового договора. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение будет принадлежать автору.
В случае, когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное.
Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. Служебными произведениями являются, например, курсы, созданные преподавателями для самостоятельного проведения электронного, в том числе дистанционного обучения. Вопрос создания служебных произведений целесообразно оговорить в трудовом договоре с работником образовательной организации (образовательного учреждения) или в дополнительном соглашении к трудовому договору (см. Приложение 2 к пункту I.1.9.).
Служебные произведения могут также создаваться работниками на основании специальных заданий (заказов) на создание служебного произведения. Возможная форма служебного задания приведена в приложении (см. Приложение 3 к пункту I.1.9).
С сотрудником образовательной организации (образовательного учреждения) также может быть заключен отдельный договор на создание учебно-методических материалов и (или) электронных образовательных ресурсов.
Для создания служебного произведения могут быть созданы временные творческие коллективы (группы Сотрудников образовательной организации (образовательного учреждения). В этом случае служебное задание может быть выдано созданной группе сотрудников (см. Приложение 4 к пункту I.1.9). Формирование временного творческого коллектива для создания служебного произведения оформляется приказом руководителя образовательной организации (образовательного учреждения) (см. Приложение 5 к п. I.1.9).
Механизмы формирования образовательным учреждением заказа на разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов с привлечением физических или юридических лиц
Образовательная организация (образовательное учреждение) в праве заказывать разработку учебно-методического обеспечения, в том числе электронных образовательных ресурсов у сторонних физических или юридических лиц. Разработка материалов в данном случае должна проводиться на основании договора, заключенного между Образовательной организацией (образовательным учреждением) и физическим или юридическим лицом.
Процедура выбора исполнителя работ должна проводиться в соответствии с Федеральным законом 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (в редакции, действующей на данный момент)». При проведении конкурсных процедур для выполнения работ должен быть подготовлен государственный заказ, подробно описывающий состав работ и требования к разрабатываемому учебно-методическому обеспечению и (или) электронным образовательным ресурсам. Пример государственного заказа приведен в приложении (см. Приложение 6 к пункту I.1.9.).
[1] Проекта Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»
|