Коллеги! Предлагаем Вам ознакомиться с представленным материалом и высказать свои замечания и предложения в комментариях.
Разработка требований к кадровой обеспеченности электронного дистанционного обучения
Разработка требований к преподавателям, проводящим электронное дистанционное обучение и разрабатывающим и пополняющим базы учебных материалов в образовательном учреждении.
Одно из самых важных направлений деятельности образовательной организации (образовательного учреждения), реализующего электронное дистанционное обучение — создание и развитие информационной среды, как естественного для подобной формы обучения пространства. Создание и развитие информационной среды в свою очередь отвечает требованиям современного образовательного стандарта, в соответствии с которым весь образовательный процесс должен вестись и фиксироваться в информационной среде.
В этой среде:
- разработчики учебных программ: авторы содержания, веб-дизайнер, программист,художник, методисты совместно разрабатывают и выкладывают содержательный контент;
- учитель планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или создаёт простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;
- администрация школы, методические службы, органы управления образованием, учителя, обучающиеся и их законные представители своевременно могут получить полную информацию о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде;
- обучающиеся выполняют задания (знакомятся, собирают и организуют информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в форумах и т. д.), обращаются к учителям за помощью;
- учителя выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных он-лайн консультаций;
- обучающиеся, их законные представители, учителя, получают дополнительные возможности общения внутри школьного социума, выражая своё мнение, выдвигая предложения и инициативы, фиксируя их в информационной среде.
Исходя из выше сказанного, становится понятно, что обучение с использованием дистанционных технологий могут осуществлять только те учителя, которые обладают необходимыми знаниями:
- об особенностях психофизического развития детей, относящихся к разным педагогическим группам (без особенностей развития, с нарушениями развития речи, с ограничением по зрению, с ограничением по слуху, с ограничением двигательных возможностей и. т.д.);
- в области методик, технологий, подходов в организации образовательного процесса для детей, относящихся к разным педагогическим группам;
- о специфическом инструментарии и возможностях, позволяющих технически осуществлять процесс обучения в дистанционной форме.
Специфическими для работников образовательных учреждений, реализующих электронное дистанционное обучение, являются умения, которые можно объединить в группы:
- Умение организовать собственную работу на компьютере;
- Умение выбрать и использовать локальные приложения на компьютере для решения педагогических задач, как собственных, так и при взаимодействии с обучающимися;
- Умение использовать периферийное оборудование до степени свободы, позволяющей помочь в вопросах его использования обучающимся;
- Умение привлекать возможности информационных объектов, находящихся на внешних интернет-сайтах (электронные библиотеки и словари, информационные ресурсы, специализированные по предметной направленности сайты, информацию, размещенную на образовательных порталах и т.п.);
- Умение организовывать собственную деятельность и деятельность учащихся в информационной среде.
Конкретизация специфических умений состоит в следующем:
1.1 Умение организовать собственную работу на компьютере.
При работе с компьютером учитель должен уметь:
- Включать компьютер, входить в профиль пользователя, выходить из профиля пользователя.
- Перезагружать компьютер, выключать компьютер.
- Переводить компьютер в режим сна, возобновлять работу компьютера после сна.
- Контролировать степень заряженности аккумулятора компьютера, заряжать аккумулятор компьютера, работать от аккумулятора и от сети.
- Менять язык ввода информации
- Использовать клавиатуру и мышь или их аналоги
- Владеть технологией Drag&Drop
- Находить программы в компьютере.
- Запускать программы и корректно завершать их.
- Открывать и закрывать файлы
- Управлять громкостью звучания в операционной системе и из программ.
- Организовывать структуру хранения файлов на рабочем компьютере: создавать папки, папки записи на носители информации, перемещать файлы из одной папки в другую, копировать и вставлять элементы текста или содержимого папок.
- Использовать привод для оптических дисков.
- Использовать различные цифровые источники хранения информации (USB-Flash, внешний жесткий диск) подключение, корректное извлечении, перенос информации.
- Использовать компьютер для выхода в Интернет (подключение по сети при помощи кабеля Ethernet и (или) встроенной карты беспроводного доступа сети Интернет).
- Перезагружать компьютер при некорректной работе программ.
- Уметь удалять файлы после перемещение файлов в корзину.
2.1. Умение выбрать и использовать локальные приложения на компьютере.
При работе с текстом в любом доступном на рабочем компьютере приложении:
- Вводить текст с клавиатуры со скоростью не менее 40 символов в минуту слепым десятипальцевым методом.
- Создавать новый документ, сохранять файл в различных форматах, открывать файл, закрывать файл, открывать несколько файлов одновременно.
- Менять масштаб просмотра документа.
- Настраивать поля и ориентацию страницы.
- Нумеровать страницы.
- Использовать стили (заголовки, оглавление).
- Выделять текст, копировать в буфер обмена, вставлять из буфера обмена.
- Менять начертание шрифта.
- Менять межстрочный интервал.
- Создавать нумерованный и маркированный списки.
- Создавать элементарные таблицы
- Вставлять в документ иллюстрации из файлов
- Создавать презентации.
- Настраивать презентацию (фоны, переходы и т.д.).
- Добавлять мультимедийные файлы в презентацию.
- Сохранять презентацию в различных форматах.
- Создавать и форматировать таблицы.
- Сохранять таблицы.
При работе в приложениях для обеспечения видео конференции:
- Уметь выбрать оптимальную коммуникационную программу для проведения дистанционных занятий.
- Регистрировать себе и обучающемуся учетные записи в выбранной коммуникационной программе.
- Настроить индивидуальную учётную запись на рабочем компьютере общего пользования.
- Помочь настроить индивидуальную учётную запись обучающемуся.
- Заполнить свой контактный лист в коммуникационной программе и помочь это сделать обучающемуся.
- Участвовать в индивидуальных и коллективных видео/аудио конференциях.
- Отправить и получить файл, найти его на компьютере и просмотреть.
- Организовать и включиться в текстовую переписку.
- Продемонстрировать наглядный материал без пересылки файла.
- Пользоваться функцией общего экрана.
- Пользоваться виртуальной «белой доской» для совместной работы учителя и обучающихся на уроке.
При работе с приложениями для удаленного управления компьютером обучающегося с целью контроля за его действиями во время дистанционного урока:
- Выбирать из имеющихся приложение, оптимальное для каждой конкретной ситуации, уметь быстро оценить обстановку и скорректировать выбор приложения/приложений;
- Настраивать любое приложение из данной группы для максимально синхронного отображения у учителя изменений, которые производит обучающийся на своём компьютере;
- оказывать содействие обучающемуся в использовании приложений данного типа.
3.1. Умение использовать периферийное оборудование.
При работе со сканером учитель должен уметь:
- Подключать сканер к компьютеру
- Настраивать различные режимы сканирования
- Сканировать изображения
- Сохранять отсканированные изображения
При работе с принтером учитель должен уметь:
- Подключать принтер к компьютеру.
- Добавлять принтер в операционную систему.
- Распечатывать документы из различных программ.
- Уметь очистить очередь на печать.
- Добавлять бумагу в принтер.
- Устранять простейшие проблемы, связанные с печатью документов.
При работе с веб-камерой учитель должен уметь:
- Использовать веб-камеру для создания фотоснимков.
- Использовать веб-камеру для общения в сети Интернет.
- Использовать веб-камеру для создания видео.
4.1. Умение привлекать возможности информационных объектов, находящихся на внешних интернет-сайтах.
При работе с интернет-ресурсами:
- Знать о группе приложений-браузеров, уметь выбирать оптимальный для выполнения разных педагогических задач;
- Набирать в адресной строке адреса сайтов и просматривать веб-страницы в любом доступном на рабочем компьютере браузере;
- Устанавливать браузер по умолчанию;
- Скачивать и находить файлы, сохранять изображения с веб-страниц;
- Обновлять веб-страницы;
- Уметь изменить путь для сохранения (загрузки) файлов по умолчанию;
- Блокировать всплывающие окна, делать исключения;
- Понимать важность хранения паролей и логинов от различных систем, использующихся в учебном процессе (сайт, электронная почта), выбирать оптимальный способ хранения логинов, паролей, уметь использовать возможности браузеров для извлечения логинов и паролей;
- Уметь вносить в закладки браузера адреса сайтов, часто используемых в работе, организовывать структуру хранения закладок.
5.1. Работа в информационной среде дистанционного обучения.
При работе в среде дистанционного обучения учитель должен уметь:
- Ориентироваться в структуре школьного сайта, научить ориентироваться обучающихся своей группы/групп.
- Оформить свою личную страницу и помочь это сделать обучающимся своей группы/групп.
- Использовать встроенные шкалы оценок для оценивания работ.
- Использовать новостную рассылку для мобильного получения информации.
- Контролировать результаты учебной деятельности учеников (рецензирование ученических работ, формирование ведомости оценок, формирование портфолио на основе автоматически составленного в информационной среде портфолио).
- Использовать в работе следующие элементы курса:
- Ресурс – информационный текст сложной структуры с наличием в нём гиперссылок, графических изображений и медиа объектов.
- Задания разных типов – интерактивные ресурсы информационной среды, предназначенные для практической работы ученика, как во время урока, так и для выполнения самостоятельных работ. Задание ученик может выполнять в разном виде – печатный текст, файл, выполненный локально с помощью любого приложения на компьютере и загруженный затем в информационную среду.
- Опрос – элемент информационной среды, позволяющий провести экспресс-опрос по какой-либо теме с целью быстрой диагностики освоенности учебного материала, либо сбора и группировки информации в ходе проектной деятельности.
- Форум – элемент информационной среды, позволяющий организовать совместное обсуждение всеми участниками учебной группы/групп вопросов и проблем разного рода. С помощью форума обучающиеся и учителя могут обмениваться содержательными сообщениями по определенной теме в том временном режиме, какой удобен для каждого конкретного участника виртуального диалога. Сообщения могут быть сделаны в разном виде – текстовое, аудио, видео, графическое изображение, файл, созданный в любом приложении, и доступны для работы с ними и просмотра всеми участниками форума. Специфическим умением учителя при работе с форумом является его модерирование.
- Лекция – элемент информационной среды, в котором материалы урока подаются дробно и представляет собой последовательность страниц, которые могут отображаться линейно, как презентации, нелинейно, с ветвлениями или условными переходами между страницами, либо комбинированно, с использованием обоих вариантов. В лекцию могут быть добавлены вопросы, правильность ответа на которые может быть связана с условными переходами между страницами. Страницы с вопросами могут быть следующих типов: множественный выбор, верно-неверно, числовой ответ, короткий ответ, эссе. Возможны различные варианты начисления баллов и выставления оценки Специфическим умением учителя при работе с лекцией является умение просмотреть практические работы, оставить рецензию на текстовое сообщение обучающегося и, при необходимости, переоценить тестовые ответы вручную.
- Глоссарий - элемент информационной среды, который предназначен для практической, как самостоятельной, так и совместной с другими обучающимися и учителями, словарной работы.
- Тест - элемент информационной среды, предназначенной для проверки обучающимися своих знаний по обозначенной теме/темам в режиме самоконтроля. Специфическим умением учителя при работе с тестом является умение посмотреть его результаты, собрать статистику для последующей аналитической работы с ней, умение изменить автоматическую оценку теста вручную.
При работе с электронной отчетностью в информационной среде учитель должен:
- Знать правила пользования электронным расписанием и электронным классным журналом.
- Уметь своевременно отмечать проведенный урок в электронном журнале.
- Отменять и переносить уроки в соответствии с регламентом образовательной организации (образовательного учреждения).
- Уметь выставлять текущие и итоговые оценки.
- Научить обучающихся и их законных представителей пользоваться данными электронного журнала, отображающимися в электронном дневнике.
- Кроме выше означенных специфических умений преподаватель, проводящий электронное дистанционное обучение должен уметь организовывать и проводить дистанционные уроки:
- Знать регламенты проведения очного и дистанционного уроков и уметь использовать разные модели индивидуального и группового взаимодействия в электронной оболочке (вход в дистанционный класс, работа в программах для он-лайн взаимодействия).
- Уметь правильно организовать рабочее место (расположение файлов, открытых окон на экране компьютера; оптимальный выбор положения компьютера в пространстве кабинета).
- Уметь соблюдать звуковой режим во время проведения занятий.
- Уметь контролировать свои действия во время дистанционного занятия с помощью видео окна.
- Уметь использовать в качестве наглядного материала, наряду с электронными ресурсами, предметы окружающей среды (предметы, тетрадь, школьная доска и т. д.).
- Уметь организовать разные виды деятельности на дистанционном уроке.
Уметь помочь ученику правильно организовать рабочее место.
Разработка требований к техническому персоналу, привлекаемому к проведению электронного дистанционного обучения и к разработке и пополнению базы учебных материалов в образовательном учреждении.
1. Специалисты отдела оперативной обработки коммуникационных обращений
1.1. Администратор АТС
1.2. Оператор цифровой АТС
1.3. Оператор базы данных
1.4. Оператор диспетчерского движения
1.5. Инженер по информационным технологиям
2. Специалисты отдела технической поддержки
2.1. Инженер по обслуживанию техники
2.2. Системный администратор
2.3. Оператор базы данных
2.4. Техник
1. Специалисты отдела оперативной обработки коммуникационных обращений.
Образовательной организации (образовательному учреждению) необходимо иметь альтернативный способ коммуникации, наряду с коммуникациями посредством коммуникационных приложений (IP-телефония) и информационной среды, с помощью которого можно было бы решать следующие задачи:
- информирование законных представителей о мероприятиях, связанных с поступлением в образовательную организацию (образовательное учреждение), реализующее электронное дистанционное обучение;
- мобильное содействие включению в процесс обучения вновь прибывших обучающихся;
- поддержка обучающихся и их законных представителей в решении ими вопросов разного характера.
Для функционирования системы образовательной организации (образовательного учреждения) в части посредничества между обучающимися, их законными представителями и службами центра необходимо наличие специалистов информационно-коммуникационного подразделения, в частности специалистов отдела оперативной обработки коммуникационных обращений. Направлениями деятельности специалистов данного отдела являются:
- обеспечение стабильной деятельности центра обработки вызовов;
- прием информации от обучающегося и его законных представителей любого содержания;
- оценка полученной информации на предмет наличия в ней проблемного аспекта и определения конкретного специалиста, либо руководителя службы, отдела, компетентных в решении предъявленной проблемы;
- мобильное перенаправление звонка на специалиста, в компетенции которого находится проблема звонящего;
- мобильный сбор и/или распространение информации обучающимся, законным представителям, учителям и т.д. по техническому заданию директора, заместителей директора;
- посредничество в установлении связи между обучающимся, его законным представителем и учителем, методистом, заместителем директора, директором с фиксированием коммуникации;
- формирование электронной базы данных контактов обучающихся, педагогических сотрудников образовательной организации (образовательного учреждения), управление ею, своевременная коррекция, пополнение.
2. Специалисты отдела технической поддержки.
Введение в штатное расписание специалистов инженерно-технической службы обосновано тем, что они выполняют необходимые для эффективной деятельности образовательной организации (образовательного учреждения) функции, в том числе:
- осуществление технического администрирования информационной среды образовательной организации (образовательного учреждения), контроль и поддержка ее работоспособности;
- обучение и консультирование разработчиков курсов по вопросам создания учебного контента информационной среды;
- обеспечение технического сопровождения оборудования и информационных сетей;
- осуществление поиска новых электронных средств обучения, включения их в информационную среду;
- осуществление аппаратной и программной поддержки педагогов образовательной организации (образовательного учреждения), обеспечение их специализированными техническими средствами;
- осуществление систематического консультирования, в том числе дистанционного, обучающихся, их законных представителей, педагогического состава образовательной организации (образовательного учреждения) по вопросам использования специализированного программного обеспечения, компьютерного и периферийного оборудования;
- проведение профилактики и мелкого ремонта компьютерного и периферийного оборудования как непосредственно в здании образовательной организации (образовательного учреждения), так и с выездом на дом к обучающемуся;
- обновление программного обеспечения как удаленным способом, так и непосредственно в здании образовательной организации (образовательного учреждения), либо совмещая мероприятия по профилактике и ремонту во время выезда на дом к обучающемуся;
- принимают участие в повышении квалификации сотрудников образовательной организации (образовательного учреждения) в области знакомства с новым инструментарием для эффективного осуществления обучения с использованием дистанционных технологий.
1.1.2.3. Разработка штатных расписаний сотрудников образовательных учреждений, задействованных в проведении электронного дистанционного образования и подготовке учебных материалов для него.
- Административно-управленческий персонал
- Директор
- Зам. директора по учебной работе
- Зам. директора по информационным технологиям
- Зам. директора по АХЧ
- Зам. директора по безопасности
- Зам. директора по экспериментальной работе
- Руководитель отдела платных образовательных услуг
- Отдел кадров
- Руководитель отдела
- Документовед
- Специалист по кадрам
- Школьное подразделение
- Руководитель – Зам. директора по учебной работе
- Наименование отделов
- Учебный отдел
- Отдел психолого-педагогического сопровождения
- Отдел дополнительного образования
- Учебный отдел
- Руководитель - Зам. директора по учебной работе
- Зам. директора по учебно-воспитательной работе в начальной ступени
- Зам. директора по учебно-воспитательной работе в средней ступени
- Зам. директора по учебно-воспитательной работе в старшей ступени
- Зам. директора по воспитательной работе
- Секретарь учебной части
- Библиотекарь
- Делопроизводитель
- Методист
- Инженер по информационным технологиям
- Техник
- Ст. лаборант
- Лаборант
- Зав. складом
- Кладовщик
- Подсобный рабочий
- Учителя
- Отдел психолого-педагогического сопровождения
- Руководитель отдела
- Педагог-психолог
- Социальный педагог
- Учитель-дефектолог
- Учитель-логопед
- Техник
- Отдел дополнительного образования
- Руководитель отдела
- Социальный педагог
- Ст. лаборант
- Лаборант
- Педагог дополнительного образования
- Финансово-экономическое подразделение
- Руководитель – зам. директора по экономическим вопросам
4.1.1. Наименование отделов
- Бухгалтерия
- Отдел по работе с контрактами
- Бухгалтерия
- Главный бухгалтер
- Зам. главного бухгалтера
- Бухгалтер
- Экономист
- Кассир
- Отдел по работе с контрактами
- Руководитель отдела
- Зам. руководителя отдела
- Специалист по работе с контрактами
- Инженер по информационным технологиям
- Методист
- Информационно-коммуникационное подразделение
- Руководитель – Зам. директора по информационным технологиям
- Наименование отделов
- Отдел оперативной обработки коммуникационных обращений
- Отдел обеспечения Интернет-деятельности
- Отдел технической поддержки
- Отдел оперативной обработки коммуникационных обращений
- Руководитель отдела
- Администратор АТС
- Оператор цифровой АТС
- Оператор базы данных
- Оператор диспетчерского движения
- Инженер по информационным технологиям
- Отдел обеспечения Интернет - деятельности
- Системный администратор
- Инженер-программист
- Инженер по информационным технологиям
- Техник
- Коллектив разработчиков учебных материалов: автор содержания учебных курсов, веб-дизайнер, программист, художник, координатор разработки курсов
- Отдел технической поддержки
- Инженер по обслуживанию техники
- Системный администратор
- Оператор базы данных
- Техник
- АХЧ-подразделение
- Руководитель – зам. директора по АХЧ
- Наименование подразделений
- Хозяйственный отдел
- Хозяйственный отдел
- Руководитель - зам. директора по АХЧ
- Инженер по обслуживанию зданий и сооружений
- Инженер по технике безопасности
- Завхоз
- Механик
- Техник
- Рабочий по комплексному обслуживанию
- (уборщица, дворник)
- Рабочий по текущему ремонту зданий
- Водитель
- Гардеробщик
- Дворник
Разработка должностных инструкций сотрудников образовательных учреждений, задействованных в проведении электронного дистанционного образования и подготовке учебных материалов для его него.
Для решения задачи предоставления доступа к качественному образованию средствами электронного дистанционного обучения образовательная организация (образовательное учреждение) должно иметь квалифицированный штат педагогических сотрудников, представленный специалистами, осуществляющих работу с обучающимися в разных направлениях и областях:
1. Специалисты учебного отдела:
1.1. Куратор (тьютор)
1.2. Учитель
1.3. Методист
1.4. Заместитель директора по УВР
1.5. Заместитель директора по воспитательной работе
2. Специалисты отдела психолого-педагогического сопровождения (при наличии соответствующих категорий обучающихся): дефектолог, логопед, психолог
3. Специалисты отдела дополнительного образования.
3.1. Педагог дополнительного образования
3.2. Социальный педагог
4. Специалисты отдела обеспечения Интернет-деятельности
4.1. Редактор учебных материалов
4.2. Разработчики учебных материалов: автор, веб-дизайнер, художник
1.1. Куратор (тьютор) – специалист, который сопровождает обучающегося в учебном процессе, поддерживает его в инициативе, стремлении к самостоятельности, самоопределению. Круг задач, которые решает куратор, образовательные и организационные. Куратор может сопровождать как одного, так и группу обучающихся, в зависимости от особенностей и характера педагогической ситуации. Куратор осуществляет работу по следующим направлениям:
- используя различные технологии и способы коммуникации, в том числе характерные для дистанционного обучения, организует взаимодействие с законными представителями по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся;
- поддерживает общность обучающихся своей учебной группы вне зависимости от возможности физического присутствия последних в здании образовательной организации (образовательного учреждения); способствует включению всех обучающихся в совместные мероприятия, как учебного, так и внеучебного характера;
- организует разные по форме консультации:
- индивидуальные и групповые,
- очные и дистанционные, смешанные по присутствию (включение в очную группу дистанционно подключившихся обучающихся и законных представителей)
для обучающихся и их законных представителей по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей;
- организует дистанционный малый педагогический совет, связанный с освещением особенностей образовательного процесса каждого обучающегося своей учебной группы, в месте информационной среды, определенной регламентом образовательной организации (образовательного учреждения); модерирует обсуждение и сбор информации в ходе педагогического совета;
- анализирует перспективы развития его интересов, способностей, умений, а также возможностей расширения их диапазона, выкладывает результаты аналитической работы в закрытый сектор информационной среды для знакомства и учёта в проектировании педагогической деятельности учителями, специалистами других отделов и служб;
- совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;
- сопровождает процесс формирования личности обучающегося (помогает ему разобраться в успехах, неудачах, используя портфолио, автоматически сформированное в информационной среде, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее);
- оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;
- организует систематическое взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, используя разные формы, в том числе, характерные для дистанционного обучения;
- синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения;
- способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося, путем вовлечения обучающегося в проектную деятельность, осуществляющуюся как в рамках предметной деятельности и за её пределами, как в очных формах, так и в дистанционных;
- участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, организованной в разных формах, в том числе дистанционных;
- участвует в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных программой образовательной организации (образовательного учреждения), организованной в разных формах, в том числе дистанционных;
- участвует в проведении методической и консультативной поддержки законным представителям обучающихся вне зависимости от их возможностей физически присутствовать в здании образовательной организации (образовательного учреждения);
- организует персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- помогает организовать обучающемуся поиск информации для самообразования, в том числе привлекая ресурсы Интернет-сети;
- координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и профориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.
1.2. Учитель – специалист учебного отдела, в задачи которого входит организация, осуществление и контроль за результатами учебного процесса. Учитель осуществляет работу по следующим направлениям:
- обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, доступных обучающемуся форм обучения: очной, дистанционной, исключительно дистанционной;
- способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ вне зависимости от объективных возможностей обучающихся иметь широкий круг общения и посещать образовательную организацию (образовательное учреждение);
- реализует обучение по общим образовательным программам;
- обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме;
- осуществляет принцип инклюзивности образования и строит педагогическую деятельность, направленную на продуктивное включение каждого, вне зависимости от ограничений, в учебный процесс;
- осуществляет работу по коррекции отклонений в развитии обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета и восполнению дефицитов за счет формирования у обучающихся компенсаторных и альтернативных форм и видов деятельности для решения учебных задач в рамках преподаваемого предмета;
- соблюдает права и свободы обучающихся в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка;
- систематически повышает свою профессиональную квалификацию не только в области методики преподавания предмета, знакомства с новыми образовательными системами, подходами в преподавании предмета и учебно-методическими разработками, но и в области освоения специфического инструментария, позволяющего осуществлять дистанционное обучение;
- в разнообразных формах, в том числе дистанционных, участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
- осуществляет связь с законными представителями обучающегося с целью информирования их о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах обучающегося, проблемах в обучении, путях их решения, перспективах вне зависимости от возможности законных представителей физически присутствовать в здании образовательной организации (образовательного учреждения);
- проводит первичную и рубежные диагностические исследования зон актуального развития, ближайшего развития, зоны актуально недоступного для обучающегося в рамках преподаваемого предмета и фиксирование результатов исследований в информационной среде;
- определяет на основании результатов диагностических исследований индивидуальную образовательную траекторию учащегося в рамках преподаваемого предмета, которая включает описание организационных и содержательных условий, при которых может быть достигнута максимальная успешность обучающегося в предмете, а так же описание планируемых предметных, личностных и метапредметных результатов;
- осуществляет аналитическую работу по сличению запланированных результатов обучения и реально достигнутых с последующей коррекцией индивидуальной образовательной траектории в случае несовпадения результатов;
- осуществляет наряду с традиционными способами оценивания мотивирующее оценивание на основе индивидуального портфолио, автоматически формирующегося в информационной среде дистанционного обучения;
- согласует с обучающимися и их законными представителями учебный план преподаваемого предмета на основании учета индивидуальных психосоматических и иных возможностей обучающегося;
- проектирует и осуществляет качественное преподавание предмета, проходящее в комбинированных формах – очные и дистанционные занятия, а так же занятия исключительно в дистанционной форме.
Обязанности куратора может выполнять учитель, при наличии у него достаточных возможностей осуществления данной деятельности (учебная нагрузка, компетентность).
1.3. Методист – специалист учебного отдела, в задачи которого входит:
- оценка наличия учебно-методических материалов в информационной среде с точки зрения их достаточности, соответствия определенным образовательным целям и системе задач, адекватности и целесообразности использования;
- формирование заказа коллективу разработчиков на создание учебных курсов в единой информационной среде, их коррекцию, частичную или полную переработку, делает обоснование необходимости начала новых разработок и вносимых изменений в существующие материалы;
- составление типового учебно-тематического планирования прохождения программы по предмету, где будут отражены разные типы носителей информации: учебники, учебно-методические пособия, ресурсы информационной среды, внешние Интернет-ресурсы и т.д. с последующей публикацией учебно-тематического планирования в информационной среде;
- содействие и методическая помощь в работе учителей по составлению индивидуального учебно-тематического планирования и пояснительной записки к нему, которая отражает
- организационные, содержательные условия обучения;
- доступные обучающемуся виды деятельности;
- характер и условия проведения контрольных и диагностических мероприятий в рамках предмета;
- зону ближайшего развития как планируемые предметные и метапредметные результаты обучения;
- индивидуализацию учебно-тематического планирования, сделанную на основе базового учебно-тематического планирования;
- содействие и организационная помощь учителям в размещении учебно-тематического планирования с пояснительной запиской в информационной среде, определенном регламентом образовательной организации (образовательного учреждения) месте;
- участие во всех дистанционных малых педагогических советах, организованных кураторами учебных групп;
- помощь учителям в освоении новых педагогических технологий, в том числе, относящихся к области дистанционного обучения, организация и участие в работе по повышению квалификации учителей образовательной организации (образовательном учреждении);
- создание в информационной среде специальных ресурсов, баз данных, позволяющих учителям организовывать аналитическую работу по освоению обучающимися предметных и метапредметных навыков, умений и представлений;
- изучение состояния преподавания и методического обеспечения отдельных предметов, качество знаний, умений и навыков обучающихся на основе статистики баз данных, фиксирующих аналитическую работу учителей;
- организация и координация работы методических (цикловых), предметных комиссий, других творческих объединений педагогов по совершенствованию содержания, форм и методов обучения, комплексному педагогическому обеспечению учебно-воспитательного процесса;
- анализ результатов работы педагогического коллектива по методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса, внесение предложений по повышению ее эффективности;
- организует разработку методического обеспечения и экспертную оценку результатов экспериментальной работы по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, проводимой по инициативе образовательной организации (образовательного учреждения);
- обеспечение взаимодействия с соответствующими научно- и учебно-методическими органами общего среднего образования по вопросам участия в проводимой ими экспериментальной работе, разработке новой типовой учебно-программной документации, учебных и методических пособий и разработок, иных средств обучения и их апробации;
- организация работы по выявлению, формированию, изучению, обобщению и трансформации в педагогическую среду опыта передовой управленческой и педагогической деятельности, развитию педагогического творчества, созданию информационного банка в информационной среде передового педагогического опыта;
- организует и разрабатывает необходимую документацию по проведению конкурсов, выставок, олимпиад, сетевых викторин, соревнований и т.д.;
- ведет в установленном порядке плановую и учетно-отчетную документацию, публикует её в месте информационной среды, определенном регламентом образовательной организации (образовательного учреждения).
1.4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – специалист учебного отдела, в задачи которого входит:
- организация текущего и перспективного планирования деятельности педагогического коллектива, публикация планирования в единой информационной среде и представление доступа к планированию педагогического коллектива;
- координация работы учителей и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ с использованием разных форм взаимодействия с учителями и педагогическими сотрудниками, в том числе и дистанционных;
- организация и координация средствами информационной среды разработки необходимой учебно-методической документации;
- осуществление систематического контроля за качеством образовательного процесса и объективность оценки результатов образовательной подготовки обучающихся, работы кружков и факультативов на основе автоматического учёта деятельности учителей, педагогических работников, обучающихся в информационной среде, а также ведомости оценок, автоматически формирующихся в электронном журнале и пространстве учебных курсов;
- посещение уроков как дистанционных, так и проводящихся учителями из здания образовательной организации (образовательного учреждения);
- мониторинг дистанционных уроков с помощью приложений, обеспечивающих удаленный доступ к компьютеру обучающегося;
- анализ видеозаписей дистанционных уроков, сделанных учителями самостоятельно по заданию методиста, либо заместителя директора по учебно-воспитательной работе; анализ их формы и содержания, доведение результатов анализа до сведения педагогов;
- организация работы по подготовке и проведению экзаменов у обучающихся разных категорий (как присутствующих очно в здании образовательной организации (образовательного учреждения), где проводятся экзаменационные испытания, так и не присутствующих очно);
- организация просветительской работы для законных представителей обучающихся, их приём, в том числе дистанционный, по вопросам организации учебно-воспитательного процесса;
- контроль за действиями методистов по помощи педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий;
- контроль за учебной нагрузкой обучающихся посредством анализа учебных планов, сданных в учебную часть кураторами обучающихся, а также собеседований с законными представителями обучающихся, учителями, куратором, специалистами отдела психолого-педагогического сопровождения; коррекция учебного плана обучающегося при необходимости;
- составление электронного расписания учебных занятий и других видов образовательной деятельности, обеспечение качественной и своевременной замены уроков временно отсутствующих учителей, ведение журнала учета пропущенных и замещенных уроков;
- обеспечение своевременного составления отчетной документации, контроль за правильным и своевременным ведением педагогами электронных классных журналов, другой документации, предусмотренной регламентом образовательной организации (образовательного учреждения) и публикацию её в информационной среде;
- участие в комплектовании школы, принятие мер по сохранению контингента обучающихся;
- участие в подборе и расстановке педагогических кадров;
- внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса, участие в работе педагогического совета школы;
- участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы;
- создание условий для верного формирования учебной нагрузки учителей и её отражения в электронных журналах для адекватного автоматического учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава;
- принятие мер по оснащению учебных кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами;
- организация работы по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда;
- обеспечение контроля за безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения;
- организация с участием заместителя директора по административно-хозяйственной работе своевременного и качественного проведения паспортизации учебных кабинетов, мастерских, а также подсобных помещений;
- участие в разборе конфликтных ситуаций.
1.5. Заместитель директора по воспитательной работе – специалист учебного отдела, задачами которого являются:
- создание текущего и перспективного планирования внеклассной и внешкольной работы с обучающимися;
- публикация планирования в информационной среде в открытом для сотрудников образовательной организации (образовательного учреждения) доступе;
- организация реализации планирования внеклассной и внешкольной работы с обучающимися в разных формах, включая дистанционные;
- координация в разных формах, в том числе в пространстве информационной среды (форум, его модерирование), а также дистанционного взаимодействия работы кураторов, учителей в организации, подготовке и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий;
- организация и координация разработки необходимой учебно-методической документации;
- осуществление систематического контроля за качеством воспитательного процесса, работой кружков, клубов, студий, мастерских и проведением внешкольных мероприятий;
- посещение внеклассных и внешкольных мероприятий, занятий кружков, анализ их формы и содержания, доведение результатов анализа до сведения педагогов;
- организация просветительской работы для законных представителей обучающихся, их приём, в том числе дистанционный, по вопросам организации воспитательного процесса;
- оказание помощи педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных воспитательных программ и технологий, в том числе организации проектной деятельности и проведения её в условиях дистанционного взаимодействия;
- обеспечение своевременного составления и публикации в информационной среде установленной отчетной документации;
- контроль за правильным и своевременным ведением кураторами и другими педагогическими работниками отчётной документации, установленной регламентом образовательной организации (образовательного учреждения), размещенной сотрудниками образовательной организации (образовательного учреждения) в информационной среде;
- оказание помощи коллективам обучающихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий, предполагающих не только непосредственное участие в них обучающихся, но и дистанционное подключение к мероприятиям тех, кто не имеет возможности присутствовать на них очно;
- принятие мер по сохранению контингента обучающихся в кружках, студиях, мастерских, это касается в первую очередь тех, обучающихся, которые посещают занятия в дистанционном формате;
- участие в подборе и расстановке педагогических кадров, организация повышения их квалификации и профессионального мастерства;
- внесение предложений по совершенствованию воспитательного процесса, участие в работе педагогического совета школы, в том числе дистанционной;
- создание условий для верного формирования нагрузки по организации и проведению внеклассных и внешкольных мероприятий и её отражения в электронных журналах для адекватного автоматического учета рабочего времени педагогов отдела дополнительного образования;
- принятие мер по пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами по профилю своей работы;
- обеспечение выполнения кураторами, другими непосредственно подчиненными работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся;
- контроль за соблюдением и принятие мер по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и работ вне образовательного учреждения с обучающимися;
- организация вовлечения, в том числе в дистанционных формах, родителей в проведение воспитательной работы с обучающимися, содействие созданию комплексной системы воспитания;
- установление и поддержка связи образовательной организации (образовательного учреждения) с учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями для совместной деятельности по внешкольному воспитанию;
- организация выставок, галерей работ, в том числе виртуальных, выполненных обучающимися на занятиях кружков, студий, мастерских, в ходе реализации внешкольных и внеклассных проектов;
- организация сетевых конкурсов и викторин, задачей которых является предоставление равного доступа к участию в них обучающихся разных категорий.
2. Специалисты отдела психолого-педагогического сопровождения решают специфические задачи, связанные с помощью ученику в обучении, созданием предпосылок к освоению обучающимися образовательных программ. Специалисты коррекционной службы (логопеды, дефектологи, психологи) каждый в своей области:
- организуют и проводят первичную и текущую комплексную диагностику обучающихся;
- определяют необходимость, подбирают, настраивают специальное оборудование для работы на компьютере детей с нарушениями двигательных функций или ослабленным зрением;
- составляют индивидуальные психолого-педагогические портреты обучающихся с рекомендациями для педагогов, отражающими особенности работы с конкретными учащимися;
- оказывают психологическую поддержку обучающимся на всех этапах учебной деятельности;
- организуют и осуществляют работу по развитию навыков саморегуляции и управления стрессом;
- участвуют в формировании малых групп для проведения учебных занятий по принципу психологической совместимости, наличия сходных доступных видов деятельности и темпа деятельности;
- изучают профессиональные планы обучающихся и ведут профориентационную работу;
- осуществляют консультирование законных представителей (детско-родительские отношения, вопросы воспитания и развития детей с ОВЗ);
- осуществляют консультирование педагогов по запросам (организация эффективного взаимодействия учителя и ученика, особенности обучения детей с различными ОВЗ);
- осуществляют экспертизу образовательных программ и курсов, адаптации материала для использования в работе с детьми с различными ОВЗ;
- организуют и осуществляют коррекционную, логопедическую и дефектологическую работу с учащимися в индивидуальной и групповой формах;
- организуют и осуществляют психологическую работу по развитию когнитивных процессов, эмоционально-личностной сферы обучающихся в индивидуальной и групповой формах;
- составляют рекомендации психолого-валеологического и психолого-педагогического характера для обучающихся и их законных представителей;
- организуют и обеспечивают процесс по развитию у обучающихся способности самостоятельно выбирать оптимальные доступные виды деятельности для решения учебной или образовательной задач, наращивать диапазон доступных видов деятельности;
- организуют и осуществляют работу с проблемными ситуациями, которые связаны с отвержением ребенка детским сообществом, например из-за особенностей внешности, особенностей интеллектуального развития и др.;
- стремятся к созданию содержательных и организационных условий, обеспечивающих развитие у обучающихся процессов самопринятия, осознанию ими своих сильных и слабых сторон, с целью продолжения работы с одной стороны по самосовершенствованию, а с другой – по использованию в общественной жизни своих сильных сторон, что является залогом формирования и поддерживания адекватной, но в тоже время положительной самооценки.
Специалисты службы относятся к отделу психолого-педагогического сопровождения.
3. Специалисты отдела дополнительного образования.
1. Педагог дополнительного образования – специалист, в задачи которого входит организация и осуществление занятий обучающихся по программам дополнительного образования, с целью раскрытия их творческого потенциала, обогащения интересными формами проведения досуга, определения сферы интересов и её расширения, решения задач профориентации, решения задач социализации средствами проектной, клубной, кружковой работы, деятельность которых осуществляется в разных видах: очной, дистанционной, очно-дистанционной. В его обязанности входит:
- осуществление разнообразной по форме и содержанию развивающей деятельности обучающихся в области дополнительного образования;
- комплектование состава кружка, секции, студии, клубного объединения и других форм внеурочной работы с обучающимися, обеспечивает его функционирование в разных формах: очной, дистанционной и исключительно дистанционной;
- обеспечивает коммуникацию обучающихся как в режиме реального, так и отсроченного времени, принимает меры по сохранению объединения общности обучающихся вне зависимости от их возможности посещать очно занятия кружков, секций и т.д.;
- обеспечение педагогически обоснованного выбора форм, средств, методов обучения, исходя из психофизической, социально-экономической целесообразности, материальной базы объединения, специфики форм взаимодействия;
- составление планов и программ занятий, в том числе дистанционных, обеспечение их выполнения;
- выявление творческих способностей обучающихся, создание условий для развития их интересов и склонностей;
- разработка ресурсного обеспечения, адекватного по форме условиям дистанционного обучения;
- поддержка одаренных и талантливых обучающихся;
- консультативная помощь законным представителям обучающегося, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;
- участие в деятельности методического объединения, самоуправлении образовательной организации (образовательного учреждения).
- систематическое повышение профессиональной квалификации не только в области методики преподавания предмета, знакомства с новыми образовательными системами, подходами в преподавании предмета и учебно-методическими разработками, но и в области освоения специфического инструментария, позволяющего осуществлять дистанционное обучение.
3.2. Социальный педагог – специалист по работе с учащимися, имеющими девиантное поведение. В его обязанности входит:
- сбор и накопление информации в закрытой части информационной среды о детях, испытывающих проблемы социальной адаптации;
- анализ причин, вызвавших отклонение в поведении учащегося;
- анализ возможностей школы в области осуществления проектов адаптации обучающихся в современной социальной среде;
- планирование и организация процесса разработки и реализации проектов и программ адаптации обучающихся к современным социальным условиям с учетом дистанционной составляющей современной жизни;
- установление внешних связей школы, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по адаптации обучающихся;
- разработка системы контроля за ходом проектов и программ адаптации обучающихся к современным социальным условиям, реализующихся в школе;
- координация в разных формах, в том числе дистанционной, совместной деятельности отдельных участников проектов и программ по социальной адаптации обучающихся;
- координация в разных формах, в том числе дистанционной, взаимодействия деятельности работников школы и привлекаемых представителей сторонних организаций по вопросам социальной адаптации обучающихся;
- руководство деятельностью тьюторов по социальной адаптации обучающихся;
- контроль за реализацией проектов и программ социальной адаптации;
- ресурсное обеспечение проектов и программ социальной адаптации в школе, разработка необходимых материалов для размещения их в информационной среде образовательной организации (образовательного учреждения);
- коррекция хода реализации проектов и программ социальной адаптации обучающихся;
- консультации, в том числе дистанционные, законных представителей и кураторов по вопросам социальной адаптации обучающихся.
4. Специалисты отдела обеспечения Интернет-деятельности образовательной организации (образовательного учреждения)
1. Редактор учебных материалов.
Образовательной организации (образовательному учреждению), осуществляющему электронное дистанционное обучение, необходимо иметь информационную образовательную среду, в которой будет размещен разработанный содержательный контент, включающий разнообразные информационные ресурсы, интерактивные задания, предполагающие активные действия с ними обучающихся. В этой связи образовательной организации (образовательному учреждению) необходимо организовать выполнение работ, связанных с редактированием существующих материалов:
- устранение мелких технических неисправностей в элементах куров, которыми являются опечатки, разного рода, текстовые ошибки;
- перемещение элементов курсов друг относительно друга;
- закрытие/открытие для просмотра обучающимися элемента/элементов курсов, тематических блоков;
- перенесение в архив обсуждений форумов, которые велись участниками учебной группы, закончившей обучение по данным материалам;
- формирование групп обучающихся, согласно списочному составу;
- запись участников учебного курса, расположенного в единой информационной среде, согласно списочному составу;
- удаление участников учебного курса, закончивших в нем обучение.
Выполнять данную работу может любой педагогический работник образовательной организации (образовательного учреждения), обладающий минимумом умений, связанных с созданием, удалением и правкой элементов курсов в информационной учебной среде по техническому заданию методиста, заместителя директора по УВР и включено в специфический функционал преподавателя, проводящего электронное дистанционное обучения.
4.2. Коллектив разработчиков учебных материалов (автор содержания учебного курса, веб-дизайнер, художник, программист, координатор разработок) необходим образовательной организации (образовательному учреждению) для разработки и пополнения базы учебных материалов, размещенных в информационной среде. В задачи разработчиков учебных курсов входит:
- определение состава коллектива разработчиков – координатор разработок;
- разработка содержания учебного курса и элементов его составляющих – автор содержания учебного курса;
- поиск оптимальных форм, в которых может быть отражено содержание элементов курсов – веб-дизайнер;
- определение дизайна учебного курса – веб-дизайнер;
- разработка технического задания для веб-дизайнера – автор содержания учебного курса;
- разработка технических заданий для художника, программиста – веб-дизайнер;
- создание флеш-тренажеров и пособий – программист;
- создание графических изображений, в том числе схем, моделей, учебных иллюстраций – художник;
- проверка технической корректности созданных элементов курсов – веб-дизайнер, координатор разработок;
- содержательная коррекция созданных материалов (при необходимости) – автор содержания учебного курса;
- координация работы коллектива – координатор разработок;
- обеспечение внешней экспертизы качества разработанных материалов – координатор разработок.
|