В связи с интересом к "социализации" в комментариях к "Колонке редактора 12.06.2011" приглашаю специально обсудить это "универсальное учебное (и не только!) действие". Но не вообще (хотя обсуждение понимания социализации взрослых тоже уместно), а применительно к взаимодействиям в сетевых сообществах Открытого Класса.
В рассказе о личном опыте в ОК помним, что социализация - двояконаправленный процесс а) приобщения к опыту, нормам общества, б) личного вклада в жизнь и будущее общества.
PS: Чтобы представить общую картину обсуждения темы в многостраничном форуме, предлагаю сводную таблицу постов. Для кратких ссылок в рефлексирующих текстах проставлены индексы (ФИО + порядковый номер поста данного автора среди его постов в форум). Заголовки постов приведены "как есть" (многие авторы не заполняют заголовок своего поста, затрудняя понимание проблематики коммуникации), но с гиперссылками. В примечаниях инициатор форума кратко дает свое понимание главных мыслей поста. (К сожалению, изменить таблицу может только инициатор форума; другим участникам опция "изменить" не доступна, они не могут редактировать таблицу).
Интересно, обратят ли коллеги внимание на появление таблицы во вступительном посте к форуму.
6.07.11 Внимание обратили. Теперь вопрос: нужны ли авторам постов и читателям такие таблицы для обозримости многостраничных форумов, для составления графов коммуникации и для других задач?
Владимир Владимирович, спасибо за приглашение к обсуждению, с удовольствием присоединяюсь. Свой комментарий условно разделю на две части: 1) теоретическая (что такое социализация) и 2) практическая (личный опыт в ОК).
1) Что такое социализация.
Я учитель обществознания. В рамках содержательной линии человек предусматривается изучение темы: "Личность, ее социализация и воспитание". Из всего многообразия определений, мне больше всего импонирует такое:
Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.
(Источник: Шевченко Н.И. Педагогическе технологии: социализация школьников на уроках обществознания. - М.: ООО ТИД Русское слово, 2008.)
Особый упор при работе с данным понятием делается на то, что социализация - это процесс непрерывный, продолжается на протяжении всей жизни, и каждый ее этап вносит определенный вклад в развитие личности.
Стадии социализации (увы - не помню автора, очень давно пользуюсь этой периодизацией).
Первичная социализация (адаптация) - дошкольный и младший школьный возраст
Стадия индивидуализации - подростковый период
Стадии интеграции - молодежный возраст
Трудовая социализация - период трудовой деятельности человека
Послетрудовая социализация - пенсионный возраст.
Что касается двояконаправленности этого процесса и формировании универсальных действий, то напишу так. На мой взгляд, роль школы в социализации должна заключаться в том, что "на выходе" выпускник должен четко осознавать два своих места в жизни (простите за пафос, давно формулирую именно так - нравится, ничего не могу с собой поделать):
место под солнцем: что я должен сделать для того, чтобы заработать на достойную жизнь себе и своей семье;
место в истории: что я должен сделать для того, чтобы процветала моя страна.
2) Моя социализация в ОК.
Начну издалека: год назад я поймала себя на мысли, что многократно повторяемая на уроках фраза о том, что "социализация - это процесс, который продолжается всю жизнь", работает Мы переезжали, и тягость ремонта легла на мои хрупкие плечи...за короткое время я узнала, чем отличается однополюсный автомат от двухполюсного, провод с каим сечением необходимо приобрести, чтобы перенести розетку и много других вещей, без знания которых я не получила бы нужный результат в короткие сроки. Это не значит, что я поняла это только год назад. Дело в том, что (еще немного в теорию вернусь), что, в отличии от воспитания или образования, социализация - это не целенаправленный, а стихийный процесс. Когда маленький ребенок, видя, как папа и мама пользуются ложкой, тоже берет ложку и пытается попасть ею в рот, он ведь не задумывается (равно как и его родители), что вот именно в сей момент и происходит социализация.
Что же касается ОК, то, несмотря на то, что зарегистрирована я здесь давно, особый вклад в мою социализацию начался в течении последнего полугода. два основных направления:
работа с социальными сервисами визуализации информации различного рода (еще полгода назад я был убеждена, что прикрепленный файл - это наше все, сейчас необходимость что-то откуда-то скачивать вызывает даже не раздражжение, а недоумение: зачем, если можно дать ссылку?
осознание того, что этика сетевого общения при взаимодействии в сетевых сообществах, еще только-только начинает складываться, и работы здесь - непочатый край (всегда думала, что только учеников надо учить тому, что интернет - это не только безразмерное пространство, но и предельно открытое, оказывается, учителей тоже).
Поклон первой ласточке в новом форуме! Наш диалог, как затравка к более широкому обсуждению понимания социализации + обмену опытом социализации в ОК, пойдет в нескольких направлениях.
Первое - в заголовке этого коммента. Насколько понял, социализация детей в школе идет по учебным программах, государственным стандартам и прочим запланированным путям. А социализация взрослых - ситуативно, или. как Вы сказали, стихийно. А есть в openclass случаи проектируемой социализации? Т.е. выстраивания взаимодействий человека со средой обитания не ситуативно в каждый данный момент, а в соответствии с проектом, составленным самим субъектом сетевых взаимодействий? Проектом на неделю, на семестр, на год...
Чтобы продолжить диалог о стихийной и проектируемой С., жмите "ответить" под этим постом. Попробуйте дать своему ответу заголовок (по его сути). А если в голову пришла другая тема, жмите "добавить комментарий! под первым постом форума. Так будем пытаться структурировать форум, чтобы не превратить его в обычную свалку мнений. Поехали?
Насколько понял, социализация детей в школе идет по учебным программах, государственным стандартам и прочим запланированным путям.
Школа - это один из агентов социализации, а потому в целом можно согласиться с Вашим тезисом: это так и одновременно не так. Вспоминаю фразу одного своего, правда, вузовского преподавателя. Он сказал так: каждый получает такое высшее образование, которое желает получить. Почему разные ученики в одной школе у одних и тех же учителей получают "разное" образование? И дело ведь не только в разных способностях учащихся...
А социализация взрослых - ситуативно, или. как Вы сказали, стихийно. А есть в openclass случаи проектируемой социализации?
Вспомню еще одного своего вузовского преподавателя, все пожелание которого на Последнем звонке сводилось к одной фразе: я желаю, чтобы вам всегда было интересно. Лично для меня социализация в ОК всегда проектируется именно интересом - как специфической формой познавательной потребности. И интерес этот часто выступает как стремление воздействовать на общественные условия, от которых зависит распределение благ. Разумеется, понятие "благо" здесь используется в широком смысле.
Заголовок этого ответа повторяет сообщение в сообществе проекта ПоСПеСС. Там в марте 2011 рассматривали социализацию (ссылки на материалы в модуле 7-13.03). Информационная С. - это чтение, просмотр телепередач (и видео в YouTube)... Интерактивная - это диалоги подобно нашему; в ней сочетаются "интериоризация по Выготскому и экстериоризация по Пиаже" (цитирую В.И.Редюхина).
В отличие от информационного web 1 Открытый Класс, насыщенный сервисами web 2.0, - прекрасная среда для интерактивной социализации. Но не будем сводить дело только к вебсервисам. Вопрос: зачем их используем, для каких дидактических и, шире, жизненных целей?
Вот и другая ветка ответов в форуме "Моя социализация..."
Спасибо, Мария Николаевна, за постановку на обсуждение проблемы "стадий социализации". Разделение многих десятилетий после вуза всего на две стадии - трудовую и послетрудовую -меня всегда смущало (как и "дополнительное" образование - по меньшей мере втрое больше, чем "основное" в школе и вузе.). Отечественная психология работала преимущественно на школу, а в ХХ1 веке, согласно Гамбургскому конгрессу ЮНЕСКО (1997 г.) ключевым становится образование взрослых. Вот и "социальный заказ" к психологической науке и нашей с Вами дистанционно-очной образовательной практике.
Если думать о непрерывном образовании педагогов, то надо, наверно, выделять
социализацию на старших курсах вуза и первые годы после вуза (вхождение в профессию) - примерно с 20 до 30 лет
социализацию профессионального педагога - примерно 30-40 лет - (педагог начинает не только учить ребят, но и передавать свой опыт коллегам)
социализацию педагогов-мастеров (у них передача личного опыта должна, вероятно, выходить на первый план занятий)
Конечно, эта схема вариирует у конкретных людей: кто-то опередил коллег уже на первой стадии; кто-то задержался на достигнутом до выхода на пенсию.
А категория "послетрудовой" социализации применительно к профессиям умственного труда, мне кажется, совсем не работает. Познакомьтесь с опытом Владислава Ивановича Редюхина, других "дедушек" и "бабушек" ОК. Слава богу, в сетевых сообществах не действует возрастной ценз, распространенный в оффисной практике российского бизнеса.
Приглашаю психологов и других коллег в ОК поделиться своими разработками и практическим опытом "возрастной социализации" в сетевых сообществах.
Ну, ладно... "Социализация", так"социализация"... Но ДЛЯ МЕНЯ э
то в контексте "метапредметного подхода" То есть - не "информационного", не "знаниевого" ("личнотного" по ФГОС), не "деятельностного" ("предметного" по ФГОС) , а МЕТАпредметного, то есть "модельного" и "нормального". А вот и модель и схема "человека выбирающего". Найлуйся желаюющие - обслим. Социализация там - это интериоризация Выготского одновременно с экстериоризацией Пиаже
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
Спасибо, Владислав Иванович, за включение в форум о социализации важной ветки, которую выделяю как "предпроектное моделирование". Если действуем не ситуативно (стихийно - в ответ на внешние импульсы). а проектно, то без уяснения оснований социализации (чему служат и графические модели) не обойтись.
Но в этом форуме приглашаю обсуждать лишь основания социализации учителя в сетевых сообществах. Естественно, в контексте более широкого мировоззрения (включая взгляды психологов и философов), но не уходя от темы форума.
Спасибо, что обсуждение начали с модели homo. Среди многих качеств homo в центр внимания ставлю качество "УЧАЩИЙСЯ". В отличие от "ученика", действующего по внешним заданиям, ведомого учителем, учащийся - центральная фигура в андрагогической модели образовательного процесса.
В ветке о возрастной социализации, куда Вы, Владислав Иванович. включили свою модель, уместно поставить вопрос: в каком возрасте "учащийся" сменяет "ученика" в отношении к своему образованию? Применительно к Открытому Классу не лишним будет вопрос каждого к себе: кто я здесь - учащийся или ученик? Точнее: в каких ситуациях я действую как ученик, а в каких - как учащийся? И каких ситуаций больше в моей жизни в ОК - первых или вторых?
Обратимся к предложенной модели. В ней прямо к теме форума относится, по моему разумению, "восприятие виртуальной действительности". Фокусом теоретической дискуссии могло бы стать распространенное отделение "виртуальной" действительности от реальной. В моем мировоззрении Интернет (и сетевые сообщества) - равноправная часть реального мира, который я делю на овеществленный (наблюдаемый воочию) и социокультурный (невидимый, воспринимаемый через сознание). Интернет в его ипостаси глобальной Сети компьютерных сетей отношу к отвеществленному миру, а в ипостасях глобальной медиатеки и всемирного сообщества сообществ - к социокультурному.
Есть и еще одна ипостась - Интернет как часть Ноосферы (о ней читайте в сообществе "ДОБРО - путь в Ноосферу"), она соединяет вещественные и социокультурные объекты. Но давайте здесь не отвлекаться на столь сложные "материи".
Такое восприятие МЕТАПРЕДМЕТНО? Если и "да", то будем обсуждать его в дискуссии о метапредметности, а не в этом форуме.
Очень грамотно подходите к исследованию, извините за оценочность, Владимир Владимирович!
Но в этом форуме приглашаю обсуждать лишь основания социализации учителя в сетевых сообществах.
Единицей "социализации в сети" предлагаю выбрать виртуальную ситуацию обучения. Нет ничегоиного в СЕТИ кроме поток информации и потоков текстов. А реальный учитель всегда держит в себе, в своем виртуальном сознангии и образ себя, как учителя, и образ ученика, или как им обучаемого, или себя как обучаемого. Если не в голове пары, учениик-учитель, то субънкт перестает быть учителем, превращаясь в"преподавателя", "лектора", машинку для произнесения слов. Есть еще и нейтральная позиция невосребованности выбора и "равновесия", но это частный случай.
Поэтому в качестве модели "социализации учителя в сетевых сообществах" я предлагаю выбрать схему покойного Олега Газмана. (но я знаю, что ее используют и Семен Юсфин, и Нина Михайлова в "педагогике поддержки", а чего нам как миссию надо при "социализщции" учителя?
ПАРАМЕТЫ ситуации "социализации" возникнут за счет детализации и конкретизции внуьреннего наполнения схемы. Все то, что нам нужно будет учитывать как ФАТОРЫ, влияющие на "социализацию" мы внесем на ВХОД, а то, что на ВЫХОДЕ - то и будут РЕЗУЛЬТАТЫ "социализации" Пойдет? А то переделаю, как скажете.
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
Принять единицей социализации в Открытом Классе простой акт коммуникации (скажем, между УЧАЩИМСЯ и КОНСУЛЬТАНТОМ в заочном общении.
Принять за основу анализа модель Олега Газмана (достаточно фундаментальная и простая), изменив направление вектора (учащийся ---> консультант), расширив объектную часть (в Сети согласовываются образы не столько вещей, сколько мыслей и действий на их основе), "вложив" двусторонний контакт, как малую матрешку, в контекст сообщества, а то в свою очередь в глобальный контекст материального Мира. (Если бы мне такой же навык составления графических моделей, как у Вас!)
Когда "дойдут руки" (дойдут ли когда-либо :((, включить в модели ключевые слова из "Тезауруса..." Ведь в нем - квинтэссенция моего опыта сетевых взаимодействий. Это, кстати, пример образов внешних (по отношению и к учащемуся, и к консультанту) объектов и субъектов.
К сожалению, в моем бюджете времени на подготовку секции КРОС-2 времени на предпроектное моделирование ситуаций социализации педагогов в Сети почти нет :((
Если бы нам с Вами иметь для предпроектного моделирования сетевой социализации группу энтузиастов!
В связи с интересом к "социализации" в комментариях к "Колонке редактора 12.06.2011" приглашаю специально обсудить это "универсальное учебное (и не только!) действие". Но не вообще (хотя обсуждение понимания социализации взрослых тоже уместно), а применительно к взаимодействиям в сетевых сообществах Открытого Класса.
В рассказе о личном опыте в ОК помним, что социализация - двояконаправленный процесс а) приобщения к опыту, нормам общества, б) личного вклада в жизнь и будущее общества.
Кроме помощи в самосознании для развития, этот форум нацелен на совместную разработку технологий социализации в сетевых сообществах в контексте подготовки Конгресса российского образовательного сообщества
PS: Чтобы представить общую картину обсуждения темы в многостраничном форуме, предлагаю сводную таблицу постов. Для кратких ссылок в рефлексирующих текстах проставлены индексы (ФИО + порядковый номер поста данного автора среди его постов в форум). Заголовки постов приведены "как есть" (многие авторы не заполняют заголовок своего поста, затрудняя понимание проблематики коммуникации), но с гиперссылками. В примечаниях инициатор форума кратко дает свое понимание главных мыслей поста. (К сожалению, изменить таблицу может только инициатор форума; другим участникам опция "изменить" не доступна, они не могут редактировать таблицу).
Дата
Автор
Тема и ссылка на коммент
Примечание
29.06.11
Анненков В.В. - АВВ1
Вступление к форуму «Моя социализации в ОК»
Сонина М.Н. -СМН1
На: Моя социализация в Открытом Классе
а) понимание социализации,
б) моя С. в ОК
Анненков В.В. - АВВ2
Социализация стихийная и проектируемая
Диалог с М.Н.Сониной
Анненков В.В. - АВВ3
Социализация информационная и интерактивная
Диалог с М.Н.Сониной
Анненков В.В. - АВВ4
Возрастные стадии социализации
Диалог с М.Н.Сониной
Редюхин В.И. - РВИ (=ВИР)1
На: Возрастные стадии социализации
Продолжение обсуждения вопросов социализации
30.06.11
Сонина М.Н. - СМН2
На: Социализация стихийная и проектируемая
Диалог с АВВ
Анненков В.В. - АВВ5
Предпроектное моделирование
Отклик на коммент ВИРа
Редюхин В.И. - РВИ2
На: Предпроектное моделирование
Анненков В.В - АВВ6
Развиваем схему О.Газмана.
Сонина М.Н. - СМН3
На: Развиваем схему О.Газмана.
Анненков В.В. - АВВ7
Коммуникация и общение.
Отклик на коммент М.Н.С.
01.07.11
Редюхин В.И. - РВИ3
На: Развиваем схему О.Газмана.
Анненков В.В. - АВВ8
Социализация через коммуникацию текстами
Продолжение диалога с ВИРом
Анненков В.В. -АВВ9
Моя социализация: Что почерпнул в Открытом Классе?
1-ая часть рефлексии опыта АВВ
Сонина М.Н. - СМН4
На: Моя социализация: Что почерпнул в Открытом Классе?
02.07.11
Редюхин В.И. - РВИ4
На: Социализация через коммуникацию текстами
Редюхин В.И. - РВИ5
Вопрос важнее ответа
В диалоге с М.Н.С.
Редюхин В.И. -РВИ6
На: Моя социализация: что дал Открытому Классу?
Критический разбор поста АВВ
Анненков В.В. -АВВ11
Не "создал", а инициировал
Поправка в ответ на реплику ВИРа
03.07.11
Редюхин В.И. - РВИ7
На: Не "создал", а инициировал
Предложение игры «защита» + 3 тезиса
Анненков В.В. - АВВ12
Приглашены на ОДИ "защита"
Реакция на тезисы ВИРа
Анненков В.В. - АВВ13
Расширить аудиторию ОДИ "защита"
Пригласить дискутантов с сайта «Педсовет»
Бондаренко А.Ю. - БАЮ1
На: Приглашены на ОДИ "защита"
нет потребности в обмене
(обычная ситуация социализации в РФ? – АВВ)
Редюхин В.И. - РВИ8
На: Приглашены на ОДИ "защита"
Диалог с А.Ю.Бондаренко
Бондаренко А.Ю. - БАЮ2
На: Приглашены на ОДИ "защита"
диалог с ВИРом
Редюхин В.И. -РВИ9
На: Приглашены на ОДИ "защита"
Расчет % интернет-активных учителей
Кацай И.И. -КИИ1
На: Моя социализация в Открытом Классе
Думы о социализации в ОК
Редюхин Н.Н. -РВИ10
На: Моя социализация в Открытом Классе
Диалог с И.И.Кацай
Кацай И.И. - КИИ2
На: Моя социализация в Открытом Классе
Диалог с В.И.Редюхиным
04.07.11
Редюхин В.И. - РВИ11
На: Моя социализация в Открытом Классе
Вопросы о социализации в сетевых сообществах
Кацай И.И. - КИИ3
На: Моя социализация в Открытом Классе
Критерий пользы технологии – многократное воспроизведение
Анненков В.В. -= АВВ14
Рефлексия социализации в Открытом Классе
Вопросы к И.И.Кацай
Кацай И.И. - КИИ4
На: Рефлексия социализации в Открытом Классе
Ответы В.В.Анненкову
Анненков В.В. - АВВ15
Продолжаем диалог волонтеров ОК
05.07.11
Редюхин В.В. - РВИ12
На: Продолжаем диалог волонтеров ОК
Поправка к АВВ110704
Сонина М.Н. -СМН5
На: Приглашены на ОДИ "защита"
взгляд на нынешнего учителя
Сонина М.Н. - СМН6
На: Моя социализация в Открытом Классе
отклик на вопросы во "Вступлении"
06.07.11
Редюхин В.И. -РВИ13
На: Моя социализация в Открытом Классе
отклики на посты форума с позиций а) ученика, б)консультанта
07.07.11
Редюхин В.И. - РВИ14
На: Моя социализация в Открытом Классе
предложена модель Кацай-ВИРа для обсуждения обучения в Сети
Интересно, обратят ли коллеги внимание на появление таблицы во вступительном посте к форуму.
6.07.11 Внимание обратили. Теперь вопрос: нужны ли авторам постов и читателям такие таблицы для обозримости многостраничных форумов, для составления графов коммуникации и для других задач?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)