Спасибо, Мария Николаевна, за постановку на обсуждение проблемы "стадий социализации". Разделение многих десятилетий после вуза всего на две стадии - трудовую и послетрудовую -меня всегда смущало (как и "дополнительное" образование - по меньшей мере втрое больше, чем "основное" в школе и вузе.). Отечественная психология работала преимущественно на школу, а в ХХ1 веке, согласно Гамбургскому конгрессу ЮНЕСКО (1997 г.) ключевым становится образование взрослых. Вот и "социальный заказ" к психологической науке и нашей с Вами дистанционно-очной образовательной практике.
Если думать о непрерывном образовании педагогов, то надо, наверно, выделять
социализацию на старших курсах вуза и первые годы после вуза (вхождение в профессию) - примерно с 20 до 30 лет
социализацию профессионального педагога - примерно 30-40 лет - (педагог начинает не только учить ребят, но и передавать свой опыт коллегам)
социализацию педагогов-мастеров (у них передача личного опыта должна, вероятно, выходить на первый план занятий)
Конечно, эта схема вариирует у конкретных людей: кто-то опередил коллег уже на первой стадии; кто-то задержался на достигнутом до выхода на пенсию.
А категория "послетрудовой" социализации применительно к профессиям умственного труда, мне кажется, совсем не работает. Познакомьтесь с опытом Владислава Ивановича Редюхина, других "дедушек" и "бабушек" ОК. Слава богу, в сетевых сообществах не действует возрастной ценз, распространенный в оффисной практике российского бизнеса.
Приглашаю психологов и других коллег в ОК поделиться своими разработками и практическим опытом "возрастной социализации" в сетевых сообществах.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)