Место работы:
учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Чернушка Пермский край
Школа юных информатиков
В последние годы явно вырос интерес к применению компьютера. Сейчас существует огромное количество программ, созданных для обучения и развлечения взрослых и детей (применение в кругу семьи). Чем это вызвано? Почему так возрос интерес родителей домашнему применению компьютеров? Взрослые используют их на работе, дети знакомятся с ними в школе, и мы встречаемся с ними каждый день. Поэтому совершенно естественно, что родители хотели бы знать, как правильно организовать занятия детей с компьютером в домашних условиях.
Кое-кто из родителей сегодня опасается, что их дети "отстанут" или столкнутся с серьезными затруднениями, если не будут к определенному возрасту обладать "компьютерной грамотностью".
На заре микрокомпьютерной техники (10-15 лет назад) общение с компьютером было затруднительно. Если вы хотели воспользоваться всеми преимуществами, которые давал компьютер, вам непременно надо было освоить программирование. Сегодня многое изменилось. Пользоваться компьютерами стало намного проще, для них характерно "дружественное" по отношению к пользователю, программное обеспечение с простыми меню и легко выполняемыми инструкциями, а информация представляется с помощью четких графических изображений и звуковых эффектов. Чтобы заставить компьютер делать то, что вы от него хотите, теперь вовсе не обязательно владеть программированием. Нас повсюду окружает новая техника, и для современных детей компьютер сегодня страшен не более, чем музыкальный центр, видеокамера, сотовый телефон или другая современная аппаратура, с которой они встречаются каждый день.
Первое знакомство ребенка с компьютером чаще всего происходит под присмотром родителей еще до поступления в школу. Но очень часто, обучение ребенка работе на компьютере ограничивается играми (которые не всегда соответствуют их возрасту). Отсутствие времени и необходимых знаний у взрослых для приобщения к компьютеру приводит к тому, что дети младшего школьного возраста воспринимают ПК как дорогую и очень интересную игрушку. В то же время и у родителей, и у детей, и у учителей, можно увидеть явный интерес к тому, чтобы школьники освоили компьютер как инструмент для учебной (и вне учебной) деятельности.
В нашей школе созданы все условия для использования ИКТ на уроках и во внеклассной работе: развивающаяся и постоянно пополняющаяся материально-техническая база (видео- и аудиоаппаратура, цифровые фотоаппараты, компьютеры в необходимом количестве, оборудование для использования звукового сопровождения, мультимедийный экран, мультимедиапроектор, сканер, интерактивная доска и т.д.). Со 2 полугодия 2008-2009 учебного года на базе начальной школы открывается компьютерный класс, оборудованный компьютерами, интерактивной доской и копировальной техникой.
В медиатеке собраны все наработки учителей, методические рекомендации по использованию ИКТ, по самостоятельному изучению программ, созданию собственных электронных продуктов. Создан банк готовых презентаций с 1 по 11 класс по всем предметам.
Применение ИКТ на уроках в начальной школе позволяет эффективно формировать познавательный интерес, творческие инициативы и самостоятельность в поисках путей решения проблем. Урочное применение электронных материалов способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но тех знаний, которые дети получают на уроках информатики явно недостаточно.
С 1 класса в учебном плане введен урок информатики, который проводятся в компьютерном классе. Однако 1 час в неделю не реализует огромных возможностей, предложенных процессами информатизации образования, так как не позволяет учесть широкую интеграцию различных видов грамотности в поле информационнойдеятельности детей.
Основная цель занятий в школе юных информатиков – приобретение общих знаний и умений, которые учащиеся не получат на уроках. Поэтому необходимо не только дать углубленные знания, но и расширить кругозор ребенка, выходя за пределы школьной программы
На занятиях ИНФОШКОЛЕ решаются задачи по формированию навыков индивидуальной работы, а также работа в парах и группах. Дети видят, что делают другие ребята, помогают друг другу советами, показывают, как они сделали задание своим способом. В конце каждого занятия происходит обсуждение работ. Дети учатся рефлексии, видеть свои ошибки и успехи.
Программа данного курса позволяет рассказать детям о компьютере, показать спектр его возможностей, подготовить детей к углубленному изучению предмета на 2 ступени и сделать осознанный выбор профиля в 9 классе. Наша школа работает по информационно-технологическому профилю, сотрудничает с высшей школой экономики.
Большое внимание на занятиях отводится формированию навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ (поиск и обработка информации, использование различных источников данных, работа с документами)
Занятия выстроены так, что в ходе знакомства с отдельными программами и конкретными инструментами, идёт знакомство и с фундаментальными вопросами информатики:
- состав компьютера (с изображением его частей на картинках);
- информация, её виды, обработка
- правила поведения у монитора,
- управление мышью,
- управление окнами,
- работа с главными папками рабочего стола,
- включение и выключение компьютер и т. п.
1 год обучения. Графический редактор Paint
«Рисование ребёнка ... составляет преимущественный вид творчества в раннем возрасте» Л.С.Выготский
Занятия в ИНФОшколе начинаются со 2-го класса (группа ребят из 10 человек). В 1-й год обучения в данной школе ребята осваивают графические возможности компьютера. Рисовать дети уже умеют – карандашами, фломастерами, красками; мышь или клавиатура пополнят имеющиеся у ребёнка изобразительные средства. Как непросто на первых порах было рисовать фломастером или кисточкой! Напоминая это малышу, помогая специальными упражнениями, можно добиться довольно быстрого овладения «мышиным» или клавиатурным интерфейсом графического редактора. А тогда он сразу овладевает богатейшими возможностями создания цветных изображений!
Пример: На уроке рассматривается некоторый сюжет для рисунка, пусть это будет робот. Обсуждается совместно, каким должен быть он, что будет изображено рядом. Далее начинается коллективная работа: по очереди дети выполняют небольшие фрагменты общего рисунка на компьютере в одном из редакторов. Параллельно каждый изображает своего робота в альбоме. Рисунки значительно отличаются и внешним видом и его атрибутами, и фоном, а тем более – именем-подписью, т. е. осуществляется творческая переработка каждым ребёнком одного и того же сюжета, в меру его фантазии, способностей, умения. При этом реализуются те самые воспитывающие функции компьютерного обучения: с одной стороны, это – самостоятельная работа у монитора и на бумаге, умение сосредоточиться, с другой – коллективная деятельность с необходимыми взаимными консультациями, компромиссами, отстаиванием своей точки зрения, т.е. с первыми навыками общения, самоопределения в обществе.
По такому принципу проводить уроки можно в течение целого года, изменяя темы рисунков, связывая их с формами фигур (воздушные шарики, кубики), со сказочными сюжетами (колобок, теремок), со знаменательными датами (тематические открытки). Таким образом, будут освоены инструментарий и другие возможности графического редактора. Кроме того, проявится интегрирующая роль информатики: связь с изобразительным искусством, математикой (формы фигур); используя нужные сюжеты, можно проследить связи с природоведением, чтением и т. п.
При таком способе ведения урока решается автоматически и проблема разрешённой длительности работы за монитором – в один заход 3-5 минут. Кроме того, переходы детей от своего стола к компьютеру выполняют роль физкультпауз, помогая снимать утомление от непрерывного сидения во время урока.
2-й год обучения – текстовый редактор Microsoft Word
«У ученика всегда есть мимолетный интерес к новому. Задача учителя – через этот мимолетный интерес показать красоту и гармонию мира в этой точке, тогда мимолетный интерес превращается в стремление познавать мир через эту точку входа». (Сергей Курганов)
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.
Не обладающие красивым почерком и достаточным уровнем грамотности, дети довольны, что их «компьютерное сочинение» выглядит великолепно и ошибки можно исправить, не испортив внешний вид текста. Попутно ученик развивает умения набирать и редактировать текст, пользоваться различными шрифтами, абзацем, учиться оформлять работы графикой. Все это приобретает для него личностный смысл и не воспринимается как тяжелая и неприятная работа.
Уроки информационной поддержки не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника исключительно велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью компьютера
3-й год обучения - Программа PowerPoint
Основная цель заключается в изучении приемов создания мультимедийной презентации, знакомство с приемами работы в программе Microsoft PowerPoint, создание собственных проектов, фотоальбомов, кроссвордов.
Ожидаемые результаты:
- пользоваться компьютером при работе с информацией во вне учебной деятельности.
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки;
- Использовать и преобразовывать простые информационные объекты на компьютере;
- Использовать полученные знания в учебном процессе.
Итак, обучение учащихся 1 ступени в ИНФОшколе, позволит учиться по-новому, выйти за рамки общеобразовательного стандарта, научиться работать с большим объемом информации, развить творческие способности и практические навыки работы на компьютере.
«Но для того, чтобы учащиеся начальной школы могли в соответствии со своими желаниями использовать компьютер как помощник в учебе, мы должны позаботиться об универсальности их пользовательских навыков. Дети имеют право пользоваться современными средствами труда уже сегодня»
|