Место работы:
директор МОУ ДПОС «Межшкольный методический центр» г. Чернушка Пермксий край
Развитие информационной образовательной среды Чернушинского муниципального района
Изменения, происходящие в современном российском обществе, непосредственно влияют на сферу образования. Информатизация является одним из приоритетных направлений модернизации образовательной системы. Повышение качества образования, переход к новому уровню образования на основе информационных технологий, подготовка выпускника к жизни в современном информационном обществе является важной составляющей развития муниципальной информационной образовательной среды.
1 муниципальная информационная конференция подвела итоги первого этапа реализации проекта ИСО в районе. Проведен полный анализ ситуации, разработаны основные направления в развитии информатизации образования района. Второй этап, реализуемый в настоящее время, в качестве ключевой задачи предусматривает создание районной образовательной сети. Центром, координирующим работу со школами, стал межшкольный методический центр.
Сегодня мы говорим, что у нас определены приоритеты, сложились традиции, имеется опыт в области информатизации. В связи с этим стартует вторая муниципальная конференция.
В течение года муниципальной методической службой акцентировано внимание в таких направлениях:
- Содействие внедрению ЦОР в практику работы учителя;
- Поддержка школьных сайтов;
- Развитие сетевого взаимодействия педагогов;
- Освоение дистанционного обучения.
Развитие кадрового ресурса является ключевым моментом информатизации образования.
Ежегодно растет показатель доли педагогических работников ОУ, овладевших ИКТ-компетентностью. За 2005-2008 годы показатель вырос с 6% до 74 % .
Если ранее наблюдался недостаточный уровень подготовки педагогов к использованию ИКТ в учебном процессе и первоочередной задачей было обучение на курсах «Базовая ИКТ-компетентность», то сегодня педагоги осознанно и целенаправленно повышают свой уровень на различных курсах. В том числе на базе района 25 учителей обучилось на курсах «Создание сетевых информационных ресурсов»,более 70 на курсах «Использование ИКТ в деятельности учителей начальных классов, истории, русского языка и литературы».
Повысился интерес к дистанционному обучению. Обучение на курсах по данной тематике прошел 61 учитель. Наиболее активными были педагоги Гимназии.
И на базе нашего ММЦ по заявкам ОУ проводятся разнообразные курсы. Так, например, большой популярностью пользовались курсы «Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка». Обучено 2 группы.
Особое значение в процессе развития информационной образовательной среды вносят школьные команды. Они определяют путь дальнейшего развития учреждения через реализацию программ информатизации. Например, в программе школы № 1 приоритетным направлением выделено «Дистанционное обучение в предпрофильной подготовке и профильном обучении», «Целесообразность использования ЦОР и Интернет ресурсов» ключевой задачей отражена в программах № 2, 9, Гимназии.
С уверенностью можно сказать, что отлажено взаимодействие ММЦ со школьными командами. Работа построена индивидуально и через профессиональные объединения: творческая группа руководителей ШК, инициативная группа (МИГ), сетевое сообщество учителей-предметников.
Итоги их работы в проекте ИСО были подведены на апрельском Фестивале школьных команд и муниципальной виртуальной конференции. В работе конференции приняли участие 78 педагогов из 21 ОУ.
Следует отметить, что процесс освоения педагогами информационных технологий необходимо поддерживать и корректировать. В ММЦ продумываются разнообразные формы работы с педагогами. Новой для района формой стала практика выездных семинаров. На сегодня их проведено 10, из запланированных 41. Содержательный акцент данных семинаров сделан на интеграцию информационных систем и технологий в образовательный процесс.
В настоящее время произошли значимые позитивные сдвиги в использовании компьютера учителем в педагогической деятельности: 58% учителей стали пользоваться компьютером как при подготовке к уроку, так и на самом уроке, увеличилось число учителей, использующих информационно-коммуникационные технологии во внеклассной работе до 34%, наиболее активные учителя школ № 9, 5, Деменевской.
За прошлый год с использованием ИКТ было проведен более 80 открытых уроков. Стоит отметить педагогов Ананьинской, Бедряжинской, Калиновской школ, СОШ № 2, 9, Гимназии, которые не только используют готовые образовательные ресурсы, но и разрабатывают собственные.
В ММЦ создан банк данных и проводится экспертиза ЦОР, выставляемых в Единую региональную коллекцию на муниципальном уровне. Это позволит каждому учителю самостоятельно позиционировать созданный продукт. В сводном каталоге медиатеки ММЦ содержится 1407 цифровых образовательных ресурсов. А получить доступ к ресурсам по желаемой тематике можно в школьных медиатеках. Настоящими медиацентрами стали школьные библиотеки СОШ № 1, 9, Гимназии.
Выявить «изюминки» педагогического творчества помогают муниципальные конкурсы: «Лучший сайт ОУ», «Лучший мастер-класс», «Мастера русской словесности», «Лучшее электронное пособие». Достойное место в конкурсном движение занимают дистанционные конкурсы, организуемые и проводимые ММЦ, «Тепло родного очага», «Кунгурская ледяная пещера – уникальный памятник природы», «Люби и знай свой Пермский край», атакже конкурсы регионального и федеральных уровней «ТРИЗформашка», «Экомарафон-2008», «Компьютерная графика», конкурс по Нанотехнологии, Олимпиада по информатике и программированию, Интернет-олимпиада для учащихся 11 классов.Среди победителей этих конкурсов СОШ № 1, 2, 9, Гимназия, Ермиевская, Бедряжинская, Калиновская, Етышинская школы. Общее количество участников конкурсов 266 человек. Проведено 14 школьных конкурсов по использованию ЦОР на уроках, в которых приняли участие 131 педагог (набольшую активность проявили Ермиевская, СОШ № 5, 1).
Современная информационная среда, обязательно должна подкрепляться презентационной политикой. Сайты образовательных учреждений – своеобразная визитная карточка, позволяющая организовать сетевое взаимодействие, обеспечивающая совершенствование информационного обмена. Интерес к содержанию школьных сайтов возрос с реализацией КПМО. ММЦ отслеживаются изменения в наполнении школьных сайтов, их жизнедеятельности. Определена периодичность наполнения, разработана критериальная база по содержанию, дизайну и технологичности. Лучшими являются сайты школ № 1, 2, Гимназии, Козьмяшинской, Калиновской и Бедряжинской школ. В рейтинговой таблице КПМО по наполнению информацией сайта наша территория занимает лидирующее положение.
Инициировались процессы формирования сетевого сообщества. Предполагается реализация проекта «Сетевое сообщество педагогов Чернушинского района» Его задача: организовать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса – администрации, учителей-предметников, библиотекарей и учащихся.
Наращивает темпы создание Интернет-представительств учителей-предметников, позиционирующих опыт своей педагогической деятельности. Это педагоги Фазлеева О.Ю. (СОШ № 2), Коткина Т.Р., Садкова Ф.А., Садков А.П. (Калиновская СОШ), Савина Н.А. (Ананьинская ООШ), ШМО учителей русского языка и литературы Етышинская СОШ, начальных классов СОШ № 1, РМО учителей информатиков.
Обобщение и распространение опыта происходит двумя основными способами:
- Организация публикаций в периодической печати и методических сборниках;
- Систематизация и тиражирование готовых продуктов.
В федеральном издании «Интернет и образование» размещено 10 публикаций педагогов района. Вот некоторые из них «Виды и жанры изобразительного искусства на уроках ИЗО» Анциферова В.В. (СОШ № 9), Создание и использование электронных презентаций в рамках проектной деятельности» Юминова Н.С. (Ермиевская ООШ), Управление процессом информатизации Федулова О.Г. (СОШ № 2).
Специалистами ММЦ подготовлено 32 электронных сборника, которые обобщают плоды педагогического творчества учителей района. Среди которых «Лучший мастер-класс», 3 электронных сборника методических материалов по итоговым мероприятиям проекта ИСО.
Одним из условий позитивного участия района в информатизации системы образования является материально-техническое обеспечение. Во всех образовательных учреждениях имеются компьютерные классы, в 88% которых проведена локальная сеть. Все городские школы оснащены мобильными переносными классами. В школах района имеется 52 проектора и 12 интерактивных досок. Школы-победители ПНПО дополнительно приобрели компьютерное оборудование. 14 учителей-победителей ПНПО получили АРМ.
Таким образом, можно отметить, что развитие информационной образовательной среды является основополагающем элементом в деятельности, которая заключается в постоянной методической, информационной, технической поддержке использования цифровых образовательных ресурсов и учебных материалов нового поколения, подготовке и реализации педагогами самостоятельных программ в виде презентаций, сайтов.
Вместе с тем, перспективными направлениями информатизации системы образования района считаем следующее:
- распространение дистанционных форм обучения;
- обновление МТБ современной техникой и коммуникациями;
- создание новых видов информационно-образовательных ресурсов;
- развитие сетевого взаимодействия.
|
На: Новосёлова В.А. Развитие информационной образовательной сре