Официальный сайт tali-sk 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Девятков В.В. Возможности применения ИКТ в управлении общеобразовательным учреждением

Автор: 
Девятков Виктор Валентинович
Место работы: 
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ « Гимназия», г. Чернушка Пермский край

Формирование информационной культуры участников образовательного процесса на основе использования современных технологий

 

Современная ситуация развития выдвинула на первый план наличие информационной культуры у всех участников образовательного процесса. Связано это с большим количеством информационных потоков, имеющих место в образовании. У всех субъектов образовательного пространства появилась уникальная возможность общения с культурным наследием человечества, используя самые различные информационные ресурсы (книги, газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет). В связи с этим возникла насущная необходимость в наличии умений ориентироваться, находить и использовать нужную информацию.

 

Для решения этой задачи в нашей гимназии создана особая информационная среда, оказывающая принципиальное влияние на структуру учебной и  внеурочной деятельности. С учетом особенностей этой среды и с опорой на современные образовательные технологии осуществляется работа по формированию информационной культуры учителей и учеников.

 

В самом общем виде понятие «информационная культура» можно определить, как способность человека свободно ориентироваться в имеющемся вокруг него информационном пространстве в каждый конкретный момент времени.

 

На сегодняшний день мы не мыслим образовательный процесс без использования средств вычислительной и коммуникационной техники, без работы подразделений информационной поддержки –телевизионного центра, редакционно-издательского центра «Парус», библиотечно-информационного центра. Все эти структурные подразделения оказывают существенное влияние на формирование информационно грамотной личности.

Знакомство учеников с информационными технологиями начинается, прежде всего, на уроках информатики и ИКТ. Изучение материала не ограничивается рамками  программы, рекомендованной министерством образования, а выходит далеко за ее пределы. Начиная со 2 класса, гимназисты изучают информационные технологии (Word,  Excel, Photoshop), учатся программировать на языках Бейсик, Паскаль, Гимназист имеет возможность выбора глубины изучения курса – на базовом, профильном или углублённом уровнях. Обучающая деятельность не ограничивается уроками, а продолжается на спецкурсах, факультативах. Существенную помощь нашему образовательному учреждению оказывает образовательный центр «» Томского государственного университета Развитию познавательного интереса способствует работа внеурочных объединений : Интернет – кафе, издательского центра «Парус», клуба «Земляки»

 

Поддержанию устойчивого интереса  к процессу овладения информационной культурой способствует активное участие ребят в различных конкурсах, олимпиадах. Наши гимназисты – активные участники Интернет-олимпиад и конкурсов «Люби и знай наш Пермский край», «Символика России», Всероссийского конкура «Тризформашка», участвовали  в муниципальном конкурсе сайтов, организованном ММЦ.  Победы наших гимназистов в таких мероприятиях радуют и задают положительной настрой всем участникам образовательного процесса для дальнейшего продвижения вперед.

 

Работа по формированию информационной культуры гимназистов ведётся не только сотрудниками структурных подразделений, ответственных за информатизацию. Этот процесс продолжается на всех уроках. Созданный в гимназии фонд мультимедийных программных средств (их более 700) охватывает все учебные предметы. Гимназисты имеют возможность знакомиться с информацией в аудиовизуальном варианте, в форме тренажа, контроля знаний, могут работать  со всевозможными словарями, посещать виртуальные экскурсии, проводить виртуальные лабораторные работы и практикумы. в течение 3 лет все открытые уроки, проводимые как на гимназическом, так и на  региональном уровнях, записываются  учащимися, пополняют методическую копилку педагогов. С использованием информационных технологий в гимназии проводится около 25% от общего числа уроков. На таких уроках возникает особая коммуникация учителя и ученика, поскольку значимость, новизна, проблемность познаваемого материала преподносится по-особому и играет немаловажную роль в процессе становления ценностей и познавательных интересов личности. Кроме того, организованная с помощью новых информационных технологий работа способствует повышению доли самостоятельности гимназистов в учебном процессе.

 

Помимо мультимедийных и интерактивных программных средств широко используются возможности гимназических телекоммуникационных сетей: вычислительная сеть объединяет 75 компьютеров, каждый 2-ой имеет выход в "Интернет", а телевизионная сеть объединяет 36 телевизионных точек. Учебные фильмы по самым разным предметам можно использовать как на уроке в отдельном классе, так и на целой параллели, и во всей гимназии одновременно.

 

Использование современных информационных технологий предполагает использование активных методик обучения. В практике работы учителей гимназии уроки-проекты, уроки-моделирования, презентации, игры. В рамках проектного метода создаются Web-сайты, уроки с компьютерной поддержкой, осуществляется  дистанционное взаимодействие учителей и учащихся (неформальное дистанционное общение, олимпиады).

 

Популярным стало участие гимназистов в различных проектах. Это телекоммуникационные викторины, сетевые игры, конкурсы-игры «Кенгуру», «Русский медвежонок» и многое другое.

 

В этих проектах  принимают участие каждый раз от 15 до 200  гимназистов. Участвовать может любой ребенок, даже тот, кто не очень успешен в учебной деятельности или не имеет высоких показателей на предметных олимпиадах. При этом ребята  имеют возможность пережить радость победы, проявить волю и характер, почувствовать свою значимость, учатся побеждать, вырабатывать бойцовский характер. Совместно с детьми с удовольствием участвуют и их родители, учителя. Это способствует формированию партнерских отношений между представителями различных поколений.

 

Говоря о формировании информационной культуры нельзя не остановиться на вопросах формирования библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения. Несмотря на большое количество мультимедийных программных средств, используемых в образовательном процессе, книга по-прежнему занимает важное место в жизни детей и учителей и остается важным источником информации. Поэтому роль библиотеки по-прежнему велика и немыслима без использования современных технологий. На библиотечных уроках, классных часах ученики получают навыки работы с книгой и другими печатными источниками, включающие осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, максимальное усвоение и глубокое восприятие прочитанного – составление тезисов, конспектов, аннотаций, рецензий, бережное обращение  с произведениями печати. Ребята учатся разрабатывать эффективную стратегию поиска необходимой литературы, выделять значимую информацию, грамотно формулировать вопросы.

 

Наличие навыков информационной культуры помогает ученикам не только в поиске необходимой литературы, но и способствует эффективному использованию справочно-библиографического аппарата и фонда библиотек. В рамках проекта «АСУ гимназии» создана полная информация об имеющихся видео, аудио и мультимедиа фондах - электронная «База медиаресурсов», создается  «Электронный каталог газетно-журнальных статей». Для гимназической интрасети собраны различные информационные ресурсы образовательного назначения: памятки по обучению способам обработки информации, написанию рефератов, аннотаций, резюме, различных деловых бумаг и прочее.

 

Учителя гимназии в ходе работы активно формируют у воспитанников информационные компетенции. Начиная поиск информации, ребёнок должен представлять, в каких целях он проводит эту работу, где и каким образом информация будет представлена, будут ли обработанные материалы иметь социальную значимость,  каким будет конечный результат: написание реферата или статьи для газеты, выступление на научно-практической конференции или на классном часе, подготовка материалов для создания учебного проекта и т.д. Результаты своих действий, размышлений ученики оформляют в портфолио. Анализируя их,  мы пришли к выводу, что большинство выпускников  способны ориентироваться в информационном пространстве, умеют критически и компетентно оценивать получаемую  информацию, структурировать  и интегрировать ее с уже имеющимися знаниями, т.е. обладают навыками информационной культуры.

 

Использование современных информационных технологий  в образовании – процесс не простой, но очень захватывающий. И нам еще предстоит немало сделать на пути формирования информационной культуры детей, учителей, родителей, поскольку наличие информационной культуры – важный фактор самопознания и самоутверждения современной личности, основополагающий принцип ее информационного комфорта.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн