Как словесники мы с вами кровно заинтересованы в том, чтобы дети любили литературу, с увлечением читали и анализировали произведения. Наверное, мало найдется учителей, которые не хотели бы этого всей душой. Хотя, признаться, попадаются среди нас отчаявшиеся и не верящие в достижение главной цели обучения — развитие литературоведческой компетентности школьников. С позиции так настроенных педагогов литература — вымирающий предмет, который уже ничего не спасет. Особенно же вредным для уроков литературы такие пессимисты считают изучение литературоведческих терминов и применение методов анализа к художественному тексту, который якобы убивает целостное восприятие и разрушает эмоциональное переживание произведения.
Вопро «Нужна ли в школе теория литературы?» принципиально важный. Каждый из нас имеет на него свой ответ.
Приглашаю вас к серьезному и откровенному разговору по предложенной теме!
Уважаемые коллеги! Да, действительно наши дети воспринимают чаще всего то или иное художественное произведение на уровне "понравилось/ не понравилось". Но ведь так же они воспринимают и другие произведения искусства (произведения, например, изобразительного или музыкального искусства). Согласитесь, для того чтобы по-настоящему оценить мастерство автора, понять глубже идею автора, увидеть особенности стиля и т.д., надо изучать основы того или иного искусства. Так почему же изучение этих важных для литературы основ чаще всего остаётся за пределами уроков? Во-первых, "теория литературы не помешала бы в первую очередь нам самим, учителям" (соглашусь здесь с Мариной Валентиновной). Во-вторых, на уроках литературы теория зачастую остается теорией, не имея никакой связи с литературным произведением. Вот уж действительно, "Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет". Отчего такое происходит? Может быть, от многообразия целей изучения литературы в школе: с одной стороны, "формирование духовно развитой личности" и "развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся", с другой стороны, "поэтапное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст". Вот и выбирает учитель какую-то одну из намеченных целей, а реализовывать по Стандарту надо все. Ну как здесь ответить на вопрос, поставленный Светланой Владимировной, отрицательно?! Даже если учитель не видит смысла в изучении теории литературы, осваивать её ему всё равно придётся, ведь это требование Стандарта. Кстати, Примерная программа основного общего образования по литературе, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, очень чётко прописывает основное содержание раздела "Сведения по теории и истории литературы" С уважением, Мирзаева Татьяна Викторовна
Комментарий был изменен с момента создания (tmirzaeva, пн, 08/11/2010 - 02:23).
Уважаемые коллеги! Действительно, перед учителем остро стоит вопрос: как органично включить знания по теории литературы в творческий процесс? В каком направлении необходимо двигаться педагогу, чтобы научить ребёнка видеть художественные средства выразительности, понимать, почему именно эти тропы использует автор при создании того или иного характера, при изображении пейзажа или явления жизни? Как найти ту грань, которая позволит насладиться художественным произведением в целом, не разбирая его по частям на приемы, средства выразительности, композицию.... Мне кажется, что теория литературы не должна быть оторванной; как скучно, например, выписывать эпитеты и метафоры из произведения, да и зачем такая работа? Эти выписанные эпитеты повисают в воздухе , не связываются с целым произведением и как ни странно, не разбираются как прием характеристики действующих лиц. Эпитет берется как раздел теории литературы, берется вне тематических установок, чисто формально. Как скучно и неинтересно выписывать подряд из «Зимнего утра» метафоры, эпитеты и сравнения, что выполняют тысячи и тысячи наших школьников. И как интересно понять, что взятый поэтом контраст между ненастным вечером и чудесным ясным утром поэтически оформлен именно эпитетами.
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
Светлана Андреевна, полностью согласна с Вашим мнением о недопустимости оторванности теории от практики. А как у Вас на уроках обстоит дело с определением функций эпитетов? Особенно наглядно чуждость литературоведческих терминов проявляется в работах ЕГЭ и ГИА, в которых по-прежнему, вопреки требованиям, дети ищут средства выразительности, перечисляя их по тем шаблонам, которым их научили учителя...
Уважаемая Марина Валентиновна, вы говорите о том, что литература интересует детей всё меньше и меньше, отмечая объективность этого процесса. Не кажется ли Вам, что этот процесс можно остановить, предложив ученику "инструмент" для работы с художественным текстом, т.е. теорию литературы? Мне думается, осознанное, "профессиональное" прочтение художественного текста современными школьниками вполне возможно. Необходимо только предложить ученику ключ к пониманию идеи, проблематики произведения, авторского взгляда на современную ему действительность. Этим ключом и может стать теория литературы. Войдём ли мы в комнату, закрытую на замок, от которого нет ключа? С художественным произведением то же самое. Трудно полюбить, прочувствовать нечто непонятное, закрытое, недоступное. Я полностью согласна с Вашим утверждением, что теорией литературы должен сначала овладеть сам учитель.Ведь часто именно поверхностный, "привычный" взгляд учителя на художественный текст лишает уроки литературы радости открытия. А уроки безрадостные никогда не станут интересными.
Ирина Викторовна, судя по Вашим сравнениям, теория литературы для Вас - действительно ключ к произведению. А как для Ваших детей? Насколько для них органично употребление литературоведческой терминологии не для "галочки", а для грамотного высказывания на литературную тему?
Комментарий был изменен с момента создания (Svetlana Fedotova, пн, 08/11/2010 - 21:41).
Марина Валентиновна, Ваше последнее замечание свидетельствует о здоровой самокритичности. Полностью солидарна с тем, что от учителя зависит многое, в частности, формирование читательской культуры школьников, которая потому и культура, что позволяет откорректировать наивное читательское восприятие и сформировать вкус к пониманию художественных миров. Здесь в чистом виде работает читательская культура самого учителя.
Уважаемая Светлана Владимировна!Нельзя не согласиться с тем, что теория литературы в школе нужна.Язык произведения нас должен интересовать прежде всего со стороны своей выразительной функции, выражающей замысел автора. Я как учитель это понимаю и предпринимаю попытки заинтересовать детей , привить им интерес к анализу текста,умение" вчитываться" и размышлять,воспитывая позитивное мышление.Без основ теории литературы любой текст будет не понятен читателю, но .к сожалению. современный молодой читатель "видоизменился",благодаря возможностям Интернета.Кропотливо корпеть над авторским словом для большинства скучно и неинтересно...
Елена Юрьевна, не учитывать влияние Интернета сейчас невозможно. Но если провести аналогию, далековатую, правда, но тем не менее, между структурой текста художественного и текста веб-сайта, то можно сказать, что современная молодежь легко осваивает структуру и гипертекст интернета, умеет выделить главное, найти пути к поиску нужного, взломать кого-нибудь и т.д. О чем это говорит? - О том, прежде всего, что усвоен алгоритм работы с инетовским гипертекстом, в то время, как алгоритм работы с художественным текстом чсато отсутствует напрочь. Не странно ли это? Мне думается, что в какой-то момент учителя подменили анализ текста анализом жизни, безмерно усилили воспитательный момент литературы и почти свели на ноль момент аналитический или, точнее сказать, интерпретационный, предполагающий свободу понимания текста, а не повторение избитых истин из учебника.
Уважаемые коллеги!Поднятый вопрос, бесспорно, насколько важен, настолько и проблематичен.Изречение писателя: "Книга - учебник жизни" вряд ли можно считать несовременным.Но, к сожалению, читательс кий уровень многих школьников довольно низок, "упорный труд" постижения мира, изображенного автором, им "тошен".Большого труда стоит учителю добиться четкого и аргументированного ответа на вопрос : Зачем лично для каждого из них автор написал свое произведение? Конечно. при подготовке к ЕГЭ на уроках учитель вынужден постоянно обращаться к теории литературы...без этих знаний авторский текст не будет правильно проанализирован с точки зрения понимания проблемы и идеи текста,ученикам трудно будет понять.почему именно так автор выстраивает свой текст.Несложно научить находить в тексте эпитеты,сложно научить пониманию,дпя ЧЕГО использует их автор...
Уважаемые коллеги-филологи. Мне кажется, нет другого ответа на вопрос "Нужна ли теория литературы," кроме " Да". Не зная формулы, нельзя решить задачи, не зная основ теории литературы, нельзя понять замысел автора. Я знаю, со мной могут не согласиться те, кто считает, что книги читаются не ради того, чтобы понять автора. Настоящему читателю книга доставляет не только эстетическое наслаждение. Она еще учит жизни. А чтобы это знание жизни получить, нужно увидеть в произведении автора , согласиться или не согласиться с ним. А ключ к этому-теория литературы.И еще- можно ли "алгеброй гармонию постичь".?Давно известно, что можно. И пусть наши ученики читают мало-наша задача- научить их читать грамотно. Н. М. Макарова.
Уважаемые коллеги!
Как словесники мы с вами кровно заинтересованы в том, чтобы дети любили литературу, с увлечением читали и анализировали произведения. Наверное, мало найдется учителей, которые не хотели бы этого всей душой. Хотя, признаться, попадаются среди нас отчаявшиеся и не верящие в достижение главной цели обучения — развитие литературоведческой компетентности школьников. С позиции так настроенных педагогов литература — вымирающий предмет, который уже ничего не спасет. Особенно же вредным для уроков литературы такие пессимисты считают изучение литературоведческих терминов и применение методов анализа к художественному тексту, который якобы убивает целостное восприятие и разрушает эмоциональное переживание произведения.
Вопро «Нужна ли в школе теория литературы?» принципиально важный. Каждый из нас имеет на него свой ответ.
Приглашаю вас к серьезному и откровенному разговору по предложенной теме!