Используемые учебники и учебные пособия:
Формирование навыков самоконтроля на уроках
русского языка
Логика изменений, происходящих в современном российском обществе, выдвигает на первый план требование готовить подрастающее поколение не только к успешному усвоению и воспроизводству унаследованных от прошлого ценностей и навыков, но, главное, к самостоятельной творческой активности, постановке и решению новых задач.
В связи с этим перед школой возникает важная задача, значимость которой заключается в правильной организации учебной деятельности.
Сущность обучения основана на создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становится её субъектом, т.е. обучения ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществлять контроль по ходу выполняемой работы и умение оценивать полученные результаты.
Часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы.
Наверное, именно в этом кроется причина школьной неуспеваемости учащихся, имеющих достаточный интерес к учёбе и средние интеллектуальные способности.
Каково же влияние такого важного компонента учебной деятельности, как самоконтроль, на усвоение русского языка?
Этим вопросом я задалась много лет назад и с тех пор занимаюсь его решением.
Считаю, что выработка у учащихся навыков самоконтроля, позволяющего анализировать, проверять, оценивать свою деятельность, исправлять ошибки и недочёты, является важной проблемой обучения орфографии.
Выработка навыков самоконтроля при овладении орфографией способствует развитию активности и самостоятельности у учащихся, воспитанию у них интереса к изучению русского языка, желания и умения трудиться, работать со справочной литературой; повышает чувство ответственности за выполнение письменных упражнений; помогает учащемуся преодолеть пассивность в учёбе. Самостоятельное нахождение и исправление ошибок самим учеником вызывает у него удовлетворение, стремление грамотно оформлять каждую письменную работу. Всё это повышает эффективность обучения и воспитания.
Работу по выработке у учащихся навыков самоконтроля следует начинать с формирования навыков самопроверки после письма, то есть с воспитания умения проверять написанное путём сличения с текстом книги или данным на доске, карточке. В компьютерном классе этот вид работы значительно облегчается. Такой самоконтроль не требует от учащихся сложной аналитико-синтетической деятельности, так как основан на зрительном восприятии.
Коротко опишу работу по формированию навыков самостоятельного контроля у учащихся 5 класса. Первым моментом в выработке умений находить ошибки в письменных работах было корректирование чужих записей. Мною -был использован метод взаимной проверки письменных работ учащимися в классе.
После выполнения упражнения и самостоятельной проверки дети обменивались тетрадями и проверяли работы друг у друга, сличая написанное с образцом, данным на доске, карточке или в книге. Проверяющий должен был объяснить правописание слова тому, кто сделал ошибку.
Другой формой работы были взаимоликтанты и их проверка учащимися друг у друга. Школьники получали задания подобрать словосочетания, предложения с трудными орфограммами на изученные правила (объем 10—12 слов). После предварительного выборочного просмотра учителем они диктовали друг другу подобранные ими самими примеры, затем проверяли диктант, написанный товарищем, сличая с образцом.
Новый вид работы учащиеся восприняли с большим интересом. Им нравилось быть «учителями», указывать на ошибки своему товарищу. В первое время между учениками было много споров, в которых одна сторона доказывала правильность написания слова, другая утверждала обратное. Эти споры заставляли школьников доискиваться до истины: справляться в учебнике, в словаре, в случае сомнений обращаться за справками к учителю. Стараясь найти хотя бы одну ошибку, дети по нескольку раз сличали выполненное учеником упражнение с текстом, вглядываясь в написание каждого слова. Безусловно, такая проверка способствовала paзвитию орфографической зоркости, что не могло не сказаться на улучшении грамотности учащихся: даже слабоуспевающие школьники обнаруживали почти все орфограммы на изученные правила. Первое время подобная работа занимала 15—20 минут урока (многое зависит от текста, его насыщенности, формулировок заданий); затем время выполнения работы сократилось. Постепенно количество ошибок в тетрадях учащихся уменьшалось, повышался интерес к работе, к выполнению письменных упражнений, к изучению русского языка в целом. Резко снизилось число описок, а также уменьшилось количество ошибок на правила.
После того как учащиеся овладели некоторыми умениями контроля письменных работ друг у друга, мы перешли к проверке собственных pабот. Развитие навыков самоконтроля шло в такой последовательности. В целях развития наблюдательности, внимания школьники (в выполненной работе) проверяли каждое слово сначала под руководством учителя, затем самостоятельно. Если при взаимопроверке я учила детей проверять слова по слогам, то на данной ступени уделяла большое внимание проверке по морфемам. Этому способствовала работа со словариками трудных слов. Особо трудные слова на правила и слова с непроверяемыми орфограммами изучались «персонально» и записывались в словарик. Эти слова проговаривались по морфемам.В качестве примера могу привести некоторые эффективные приёмы самоконтроля и самоанализа, помогающие в работе по усвоению правописания словарных слов. По результатам собственной деятельности у школьников появляется возможность осуществить самодиагностику уровня письменной грамотности. В результате подобной работы у ребят вырабатываются терпение, ответственность и самостоятельность.
Смысл задания каждого упражнения заключается в том, чтобы расшифровать слова, записанные справа, путём установления соответствия со словами из левого столбика и проверить правописание каждой буквы искомого слова. В результате этой работы учащиеся должны выявить ошибки, намеренно допущенные в словах правых столбцов.
1 упражнение
1
|
акробатка
|
п_ц_ нт
|
|
|
2
|
Антарктида
|
фл_маст_р
|
|
|
3
|
вилла
|
пр_ро_а
|
|
|
4
|
количество
|
чмпон
|
|
|
5
|
кредит
|
ра_ тянье
|
|
|
6
|
миллиард
|
првика
|
|
|
7
|
миллион
|
ра_че_
|
|
|
8
|
обстоятельство
|
сорвнвание
|
|
|
9
|
пациент
|
тв_рен_е
|
|
|
10
|
показатель
|
ми ар
|
|
|
11
|
помощь
|
т_мп_р_тура
|
|
|
|
|
|
12
|
преподаватель
|
уча_ ниг
|
|
13
|
прививка
|
чслитльне
|
|
14
|
природа
|
прпдватель
|
15
|
расстояние
|
ми он
|
|
16
|
расчет
|
_нт_р_тита
|
|
17
|
соревнование
|
_ст_ятельс_во
|
|
18
|
творение
|
пом
|
|
19
|
температура
|
ви_ а
|
|
20
|
участник
|
_кр_ атка
|
|
21
|
фломастер
|
пкзатль
|
|
22
23
|
чемпион
числительное
|
кличзво
кр_дит
|
|
2 упражнение
|
1
|
бессчетный
|
свичащисюариыт
|
|
2
|
високосный
|
данидонацать
|
|
3
|
восемьдесят
|
рисовафакизть
|
|
4
|
гигантский
|
милонылийнятип
|
|
5
|
двухэтажная
|
барительнысой
|
|
6
|
зафиксировать
|
переводалоть
|
|
7
|
исследование
|
крейтынорат
|
|
8
|
количественный
|
венетыйснолиыв
|
|
9
|
неповторимое
|
седпьятят
|
|
10
|
одиннадцать
|
тийналаталыв
|
|
11
|
преодолевать
|
роцикаяв
|
|
12
|
пятимиллионный
|
лечитсевыйнонк
|
|
13
|
пятисотый
|
ажитынейсэм
|
|
14
|
пятьдесят
|
стрэкэнный
|
|
15
|
рассчитывающий
|
черекартыхайнт
|
|
16
|
семиэтажный
|
эдужантавях
|
|
17
|
собирательный
|
четбыснейс
|
|
18
|
талантливый
|
творимонеиоп
|
|
19
|
теневыносливый
|
стагнигийк
|
|
20
|
троекратный
|
этияпынжайт
|
|
21
|
цирковая
|
сиойтыпият
|
|
22
|
четырехкратный
|
сокосивный
|
|
23
|
экстренная
|
сиивонаслед
|
|
Затем учащиеся перешли к сличению слов на определённые правила. Проверялась не вся работа, а только трудные слова. Какие слова в данном тексте являются трудными, выясняли вначале коллективно под руководством учителя, в дальнейшем этот вопрос дети решали самостоятельно. Здесь наметились такие ступени: а) учитель называет слова, которые следует проверить; б) вопрос о том, какие слова нужно проверить, решается коллективно; в) учитель называет правило, учащиеся отыскивают слова в тексте и проверяют их. В этот период школьники учились проверять слово целиком. Читая его в образце, они запоминали графическую форму слова, произносили его так, как оно было написано, затем проверяли в своей письменной работе. Наконец, учащиеся проверяли только те слова, в правописании которых сомневались.
Школьники систематически привлекались к проверке того, что они писали. На уроке учитель поощрял тех детей, которые нашли и исправили все ошибки, выполнили работу грамотно. Это вызывало у остальных учащихся желание быть также отмеченными, что способствовало возникновению соревнования между учащимися (итоги подводились по рядам). Росло чувство ответственности за выполнение работы, повышался интерес. Проверка работ входила в привычку, совершенствовалось умение учащихся в проверке написанного. Незамеченных ошибок оставалось все меньше.
Однако в работе были свои трудности. Во-первых, обнаружились индивидуальные различия в темпе проверки. Для тех, кто выполнял работу быстрее, учитель должен был предусмотреть индивидуальные задания. Я планировала их с учетом связи с изученным материалом, дальнейшим совершенствованием грамматических знаний и орфографической зоркости, а также с развитием речи учащихся. Школьникам предлагалось составить словосочетания, подобрать слова на определенное правило, подчеркнуть, те или иные орфограммы и т. д. Во-вторых, качество проверки у разных групп учащихся было также неодинаковым. Одни школьники сразу обнаруживали все ошибки, другие — после 4—5 сличений, третьим такого количества было недостаточно. С такими учениками я организовала дополнительную работу, обратившись к детям «с просьбой» помочь мне проверять тетради. Учащиеся с удовольствием приняли это предложение. Работа проводилась два раза в неделю. Дети получали образец
и проверяли сначала собственную работу, затем несколько тетрадей своих товарищей. Учитель поощрял тех, кто находил и исправлял все ошибки. Эта своеобразная игра вызвала у учащихся большой интерес. К моменту изучения алфавита все учащиеся умели обнаруживать ошибки при сличении с образцом. Это дало возможность перейти к проверке написанного по школьному орфографическому словарю.
Принцип сличения был тот же, но проверка по словарю – это следующий шаг в развитии навыков самоконтроля у учащихся.
Потребность и привычка самостоятельно обращаться к словарям, умение ими пользоваться является составным элементом умственного труда. Первым этапом знакомства со словарями должна быть работа именно со школьным орфографическим словарем. На необходимость его использования при усвоении орфографии указывают орфографические правила: правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, употребление ь между согласными и др.
Однако работа со словарем не стала еще повседневным явлением в практике каждой школы, поэтому нередко у учащихся не вырабатывается ни привычки, ни умения пользоваться различного рода словарями. Таким образом, не формируется умение работать с книгой, справочной литературой, умение, которое необходимо каждому человеку, какую профессию он бы ни избрал.
Считаю, что работа со словарем должна охватывать труднопроверяемые и непроверяемые написания. В целом ряде трудных слов с проверяемыми орфограммами учащиеся допускают «устойчивые» ошибки, например, в словах участвовать, искусство, приобрести и других, работа же со словарем помогает их предупреждению и искоренению.
Передо мною стояла задача установить, насколько быстро учащиеся умеют пользоваться словарем, то есть найти нужное слово; определить приблизительное количество упражнений, необходимых для выработки умения быстро отыскивать нужное слово; выявить трудности, встречающиеся при овладении этим умением; разработать необходимые упражнения; наконец, установить значение работы со словарем как одного из способов самоконтроля, способствующего повышению грамотности учащихся.
Также хочу отметить и другие письменные упражнения, способствующие формированию у учащихся навыка самоконтроля. .
1.Комментированное письмо – соединение момента объяснения орфограммы и её написания, соотнесение орфограммы с нужным правилом. При этом у учащихся развивается необходимое внимание к слову как звучащему, так и написанному: комментируя, ученик не должен пропустить ни одной орфограммы, а если и пропустит, то остальные учащиеся помогут комментатору её обнаружить. Для комментирования следует предлагать сначала отдельные слова, затем словосочетания и предложения, сначала одну орфограмму, затем несколько.
2. Диктант «Проверяю себя» - запись текста под диктовку с подчеркиванием трудных орфограмм, т.е. орфограмм, в правописании которых он сомневается. По ходу работы выясняется вопрос о правильном их написании. При этом развивается умение учащихся узнавать свои слабые места, а знание учеником своих слабых мест является одним их главных условий осуществления самоконтроля в процессе письма, воспитывает у учащихся умение контролировать свое письмо.
3. Письмо наизусть - относим к виду работ для начальных классов и редко используем в старших, недооценивая его роль. Еще Ф.И. Буслаев учил: «переписывай на бумагу выученное наизусть, без книг». Ученики заранее предупреждаются о письме наизусть. (Не только стихи , но и прозу). При этом предлагается выполнить задания по орфографии, фонетике: желательно с анализом изучаемой орфограммы - первое: укажите слова к приставкам при и пре, второе: укажите случаи оглушения и озвончения в приставках. Учащиеся пишут отрывок по памяти на следующем уроке, сами сверяют свои работы с текстом и исправляют допущенные ошибки.
4. Диктант с предварительным изучением текста, с разбором имеющихся в тексте орфограмм. Этот вид диктанта мало практикуется, а между тем он служит прекрасным средством воспитания внимания, самоконтроля. Каждому ребенку предлагается текст будущего диктанта, разбирается каждая изученная орфограмма. Затем текст закрывается, и учащиеся пишут его под диктовку, после чего каждый ученик самостоятельно сверяет свой текст с контрольным текстом и исправляет допущенные ошибки. До проведения такого вида диктанта детям предлагается повторить правила правописания нужных орфограмм. Это повторение проводится на трех - четырех уроках и только после работы проводится диктант с предварительным изучением текста. Большая предварительная работа по анализу орфограмм текста требует времени, поэтому невозможно совместить на одном уроке подготовку к диктанту и его проведение.
Диктант и самопроверку целесообразно проводить на
следующем уроке.
5.Систематический анализ ошибок в рабочих тетрадях, а также анализ ошибок контрольных и творческих работ с объяснением и приведением примеров на это правило.
Для учёта своих пробелов в знаниях каждый учащийся ведёт ведомость «Мои ошибки»,нумеруя их цифрами 1, 2 и т.д. Эта ведомость наклеена на форзаце учебника «Русский язык». В ведомость вписываются ошибки из тетрадей для контрольных и творческих работ.
Дата
выполнения
работы
|
Вид работы:
проверочная,
самостоятельная,
контрольная
|
Слово с ошибкой
|
Ошибка в сильной
или слабой
позиции
|
Морфема,
в которой
находится
орфограмма
|
6.Уроки- консультации по следам «моих ошибок» (ошибки, вызывающие трудности у детей). Заранее предлагается определиться в трудностях каждому ребенку.
7. Самодиктант – называется орфограмма, а дети записывают слова с этой орфограммой. Сложный для детей, но эффективный вид упражнений.
Главное в работе по выработке самоконтроля – системность, иначе навык ослабевает и даже утрачивается.
Из всего сказанного можно сделать следующие выводы. Установка на постоянную проверку написанного, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.