Организация самоконтроля обучающихся за усвоением материала на уроках информатики
Развитие личности - многоплановый процесс. Он определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от ее жизненного пути, от социального контекста ее жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена.
Начав развиваться под контролем взрослых, личность со временем освобождается от их зависимости и строит собственные программы изменений и развития основных структур самосознания. Она становится субъектом собственной жизни.
Развитая личность — это человек, успешно обученный знаниям, способам деятельности (умениям и навыкам), опыту творческой деятельности и эмоционально-чувственному отношению к миру (И.Я. Лернер).
Учебная деятельность является по своей природе познавательной. В этой связи ее организационно-психологическая структура включает в себя:
- мотивацию;
- проблему (учебную ситуацию или учебную задачу в форме задания);
- исполнение (реализацию в форме учебных действий);
- контроль и оценку, переходящие в самоконтроль и самооценку.
Особое место в структуре учебной деятельности занимают контролирующие иоценивающие действия. Их значимость обусловлена тем, что с помощью этих действийпроисходит переход внешнего действия во внутренний план, т.е. действияконтроля и оценки учителя преобразуются в действия самоконтроля и самооценки ученика.
Сущность самоконтроля заключается в том, что ученик по ходу выполнения учебного задания сверяет, соотносит каждый свой познавательный шаг с поставленной целью, образно регулирует и оценивает эту деятельность. Самоконтроль также следует рассматривать как характеристику, качество личности, субъекта учебной деятельности. При осуществлении самоконтроля ученик проявляет себя как активно и самостоятельно действующая личность, у него формируются определенные умения и навыки.
Развитие самоконтроля в обучении есть не что иное, как переход от внешнего контроля к самоконтролю. Существуют разные подходы к классификации видов контроля. Л.М. Фридмана выделил виды по характеру деятельности контролируемого субъекта:
- самоконтроль по конечному результату (результат соотносится с образцом и на основании этого делается правильности);
- самоконтроль пошаговый (контролируется каждая операция выполняемого задания);
- самоконтроль по известным условиям и параметрам (проверка решения задачи по условию, проверка по степени достижения поставленной цели).
Информатика, как и любой другой предмет, позволяет формировать такой необходимый навык, как навык осуществления самоконтроля за производимой деятельностью. Следует признать, что на практике пока не уделяют достаточно внимания формированию этого важного навыка. Наблюдения показывают, что даже в старших классах многие ученики не в состоянии проконтролировать свою работу, потребность в перепроверке они испытывают обычно при несоответствии полученных результатов приведенными в учебнике ответами, т. е. необходима специальная работа учителя по выработке у учащихся привычки и умений самопроверки выполняемой работы.
Система работы учителя в этом направлении может заключаться в создании таких ситуаций, которые провоцируют учащихся на неправильный ответ и заставляют их критически мыслить. Наиболее естественна такая ситуация, когда одни ученики ищут ошибки в ответах, письменных работах своих товарищей. Большое значение при этом имеет форма работы с учащимися: учитель может разрешить ученикам задавать вопросы по обоснованию хода решений задачи, может учитывать результаты взаимопроверки при выставлениипоурочных оценок и т. д. Такое стимулирование повышает ответственность учащихся за результаты проводимой ими проверки: заставляет их более тщательно продумывать еще раз не только результаты сами по себе, но и сам ход решения, что особенно важно для отработки навыков самопроверки.
Для формирования умений производить самоконтроль при выполнении практических работ целесообразно использовать памятки с пошаговым выполнением работы.
Навыки самоконтроля можно формировать на всех этапах обучения. Так при работе с определениями целесообразно предоставить учащимся возможность самим дать нужное определение. (Роль же учителя в этом случае заключается в умелом приведении контрпримеров для выявления ошибок в ответах учащихся.) Нужно также приучать учащихся ставить самим себе вопросы типа: «Что получится с определением, если из него «выкинуть» слова...? Почему оно тогда будет неправильным?».
На этапе усвоения понятий у учащихся можно активно формировать правильное критическое отношение к результатам своей познавательной деятельности, заставляя учащихся находить ошибки в ответах товарищей.Каждый учитель знает, что характер учебной деятельности школьника определяется во многом мотивами его учения. Многое зависит и от эмоционального настроя на самоконтроль, от понимания необходимости этого этапа работы. Поэтому нужно стараться делать учеников соучастниками в определении задач изучения данного учебного материала, в планировании основных этапов работы.
Для привития учащимся навыков самоконтроля важно, чтобы и сама их критическая деятельность получала оценку. Поэтому учитель должен всячески поощрять дополнения к ответам товарищей, рецензирование, взаимоконтроль. Иногда исправление ошибок, допущенных учащимися при выполнении самостоятельной работы, полезно провести в классе, обсудив ход решения аналогичных задач, т. е., по сути дела, прогнозируя возможные ошибки. Проделав это, учитель может попросить школьников еще раз вернуться к своим тетрадям и найти ошибки. Тут же намечается и соответствующая индивидуальная работа. Итоговая оценка за данную самостоятельную работу ставится с учетом этой критической деятельности учащихся на уроке. В старших классах после выполнения контрольных или самостоятельных работ в качестве специального задания учащимся можно предложить составить схему анализа. Мы не раз наблюдали, что во время выполнения этого задания учащиеся сами возвращались к выполненной контрольной работе и исправляли ошибки.
Конечно, для воспитания самокритичности нужно воспитывать не только правильное критическое отношение к результатам познавательной деятельности, но и формировать у учащихся некоторые конкретные критерии правильности выполняемых заданий, критерии, позволяющие учащимся самостоятельно находить ошибки в проводимых ими решениях. К таким безусловным критериям можно отнести:
- соотношение результата с действительностью (иногда достаточно проверить только размерность именованных ответов, чтобы обнаружить существование ошибки);
- соотнесение полученного результата с данными условиями в задаче и сравнение его с первоначально ожидаемым результатом;
- исследование ответа в предельных ситуациях, так как часто предельные значения могут отчетливо показать неправильность составленных программ.
- решение задачи другим способом и сравнение полученных результатов.
Мы остановились лишь на некоторых приемах, способствующих формированию умений контролировать свою деятельность. В арсенале каждого учителя, по всей вероятности, имеются и другие приемы, обеспечивающие формирование таких умений. Главное, чтобы эта сторона организации обучения и воспитания учащихся планировалась учителем, входила в систему деятельности, ибо, как отмечал В. А. Сухомлинский, «воспитание, побуждающее к самовоспитанию, — это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание».
Литература
- Воспитание учащихся при обучении математике: Книга для учителя: Из опыта работы./ Составитель Пичурин Л.Ф. М.: Просвещение. 1987. 175 с.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей./ Под редакцией Эльконина Д.Б. и Венгера Л.А. М. 1981. 178 с.
- Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. 2000. № 1. с. 13.
- Ксензова Г. Уроки самоконтроля и самооценки: цели, компоненты, типы.// Директор школы. 2000. № 1. с. 77-82.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. МГУ. 1975.с. 44.
- Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание. 1987. 80 с.
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение. 1983. 160 с.
|
На: Публикация
Над темой организации самоконтроля обучающихся за усвоением материала на уроках информатики работает каждый учитель, разрабатывая задания для своих учеников.
В вашей публикации этот материал представлен системно, спасибо, что поделились своими наработками.
Третьякова А.А.