Submitted by Вера Фролова on Tue, 18/10/2016 - 21:32
Тема:НАХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА ПО ДОЛЕ
Цели: закрепить умение решать задачи на нахождение доли числа, числа по доле, анализировать задачи, повторить нумерацию многозначных чисел, решение уравнений; развивать память, речь, навыки самоконтроля, самоанализа, логическое мышление.
Оборудование: интерактивная доска, схемы задач (№ 1, с. 77), модель числового луча (№ 9, с. 78).
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;
6. преобразовывать информацию из одной формы в другую;
7. переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Регулятивные УУД
Развиваемумения:
1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;
2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3. составлять план решения отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять
свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
ТОУУ
4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя,
отделять новое от известного, выделять главное, составлять план;
5. договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные результаты:
1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Ход урока
I. Организационное начало.
Учитель: Добрый день, друзья! Я очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Дети: Да! Учитель: Тогда вперёд!
II. Актуализация опорных знаний.
Доли.
- Назови одну долю.
Процент.
- Найди 1% от:
500 м = 3 кг =
32 000 коп. = 2 600 м =
3. Сравнение долей.
ЦОР в диске
- Почему ¼ больше, чем 1/9? (Чем больше долей, тем меньше каждая доля. Чем меньше долей, тем больше каждая доля.)
Постановка учебных задач.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Нахождение числа по доле и доли числа.)
- Вставьте в пословицу пропущенное слово, и вы узнаете тему урока.
… - мать учения. (Повторение.)
- Чему будем учиться на уроке? Определите цель. (Тренироваться в нахождении числа по доле и доли по числу, научиться их различать.)
III. Закрепление пройденного.
Нахождение доли числа и числа по доле.
Работа в учебнике:
№ 1 (с. 77) – простые задачи.
- Откройте учебник на с.77. Прочитайте условия задач №1. Что интересного вы заметили? (Это задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.)
- Чем они похожи? (Одинаковые данные: 12 и ¼.)
Учащиеся решают задачи, сравнивают и приходят к выводу, что задачи имеют разное решение:
1 - 12г
1/3-? г
12 : 3 = 4 (г)
Ответ: масса зверька 4 г.
?г
1/3-12 кв.
12 · 3 = 36 (кв.)
Ответ: в доме всего 36 квартир.
– Почему задачи решаются по-разному?
(В 1-й задаче нужно найти долю числа, а во 2-й задаче нужно найти число по доле.)
- Что вам известно о зверьке землеройке? (Длина их тел 3—4 см, весят они около 2 г.)
- Почему же землеройки так много едят?
При малых размерах и большой подвижности зверьки расходуют слишком много энергии, и следовательно, на покрытие этих расходов и поддержание жизненного цикла им необходимо большое количество «топлива». Сердце маленького неутомимого труженика бьётся со скоростью 700, а при испуге – до 1200 ударов в минуту! За то время, пока человек сделает вдох и выдох, землеройка успевает сделать 10!
2.Нумерация многозначных чисел.
№5 (с.78)
(На доске записано число 320 758 466 000. Учитель даёт задание выполнить движения.)
- Прочитайте число.
- Хлопните в ладоши столько раз, сколько единиц в разряде десятков миллионов этого числа. (5)
- Подпрыгните столько раз, сколько единиц в разряде сотен тысяч. (4)
- Присядьте столько раз, сколько единиц в разряде единиц миллионов. (8)
3. Порядок действий в выражении.
(Работа в группах по 4 человека)
- Составь программу действий и вычисли:
780 032 – (6586 : 74 · 38)
1) 89; 2) 3382 3) 776650
– Проанализируйте свою работу.
(Ответственный в группе оценивает работу каждого ученика.)
4. Числовой луч.
№9 (с.78)
(С подробным анализом и комментированием у доски.)
- Сколько клеточек должно быть в единичном отрезке, чтобы удобно было выполнить построение? (18 клеточек)
(Берём самую маленькую долю – , значит, чтобы было удобно выполнить построение, единичный отрезок должен быть равен 18 клеточкам:
5.Решение уравнений.
№7 (с.78)
(Каждый ряд выполняет одно уравнение.)
1ряд: x= 8; 2) 2 ряд: y= 108 3) 3 ряд: z= 7
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
- Оцени свою работу.
- Что вам нужно было делать?
- Удалось тебе правильно выполнить задание?
- Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты?