Место работы:
учитель русского языка и литературы высшей категории МОУСОШ № 11 г. Владимира
Применение IT на уроках русского языка и литературы
Сегодня актуальность темы использования на уроках Интернет-технологий ни у кого не вызывает сомнений. Интернет пришел в каждую школу. Каждая третья семья в России имеет доступ к сети с домашних компьютеров. Благодаря Интернету, резко расширилось информационное пространство для школьников и педагогов.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны соответствовать современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество, развитию его информационной культуры. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Огромную роль в широком применении Интернет-технологий на моих уроках сыграло наше творческое содружество с учителем информатики нашей школы Светланой Валерьевной Вороновой. В данном случае можно говорить о полноценной интеграции уроков русского языка и литературы с уроками информатики, потому что задания, полученные на уроках русского языка и литературы, находили своё продолжение на уроках информатики. Дети работали с текстовыми и графическими редакторами, в программе Power Point, проходили тесты и выполняли интерактивные задания в режиме online, размещали свои творческие работы на социальных сервисах.
Начали мы применение IT с создания презентаций к разным типам уроков. Вводные уроки-лекции, сопровождавшиеся показом презентаций, активизировали внимание учащихся к содержанию учебного материала и повышали интерес к изучаемой теме. Слайды иллюстрировали излагаемый лекционный материал. Они могли содержать звуковое сопровождение, видеофрагменты из экранизированного художественного фильма. Очень помогал нам в работе сайт «Цифровые образовательные ресурсы». На сайте можно найти практически любое стихотворение русских поэтов 18 – 20 веков, ключевые фрагменты из романов, которые изучаются в школе, рассказы и небольшие повести даются в цифровом виде полностью в исполнении мастеров художественного слова. Презентации к уроку мы создавали вместе с детьми, потом они стали делать их самостоятельно, как для ведения всего урока, так и для сопровождения своего выступления на уроке. Мы делали сначала обычные презентации, потом стали делать презентации интерактивные.
Для создания презентации набирались творческие группы, которым в самом начале изучения темы были даны вопросы по анализу произведения, характеристике героев.
Успех исследовательской работы зависит от правильно организованной подготовки учащихся к самостоятельной творческой и познавательной деятельности. Дети намечают проблему, раскрывают ее теоретические аспекты, работают с литературой по теме, выражают свою точку зрения и аргументированно ее защищают. Исследовательская работа выполняется группой учащихся, подготовка презентации представляет собой творческую деятельность учащихся. Сейчас у нас есть большая база компьютерных презентаций, созданных учениками разных классов для уроков литературы и русского языка.
Проверка домашнего задания, уроки по проверке знания текста тоже часто проводятся с использованием Интернет–технологий.
Так, изучая роман Пушкина «Дубровский», чтобы проверить прочтение текста, я предложила детям не просто составить композиционный план, а на выведенной на компьютеры таблице, где были в произвольном порядке расположены эпизоды повести, восстановить последовательность эпизодов повести, расставить пункты с 1 по 12.
Далее ученикам предлагалось задание узнать героев романа по описанию: были подобраны словесные портреты героев из романа. Если дети не могли определить героя сразу, то, нажав на текст, они получали фотографию героя (фрагмент из фильма), а нажав на иллюстрацию, получали имя героя, появляющееся под иллюстрацией.
Ещё одно задание по проверке знаний текста состояло в том, чтобы дети стрелками показали соответствие должности второстепенных персонажей романа и их имён.
Впоследствии была разработана интерактивная презентация, позволяющая построить на ней изучение всего романа. На первом слайде было создано меню с группировкой глав. Подводя курсор под нужную главу и нажимая на запись, учитель открывает слайд с вопросами по этим главам. Дети отвечают на вопросы, и мы имеем возможность, нажав на вопрос, получить ответ на открывающемся слайде.
С помощью интерактивных слайдов была построена и подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе: задания были сформулированы так, как это сделано в ЕГЭ. Ребята должны были выбрать нужное утверждение, удалить лишнее, найти соответствия.
Но презентации и подобные задания были только начальным этапом применения IT на уроках. Следующим этапом стало создание видеороликов. Так, изучение темы «Русский язык – один из развитых языков мира», «Русский язык как развивающееся явление» вылилось в творческий проект, результатом которого стали творческие работы детей. Они написали свои стихотворные произведения, в которых попытались передать своё восхищение родным языком, его богатством и мощью.
Этот учебный проект продолжился во внеурочной деятельности: мы создали свою публикацию в Интернете о поэтах 19-20 века, которые писали о русском языке в своих произведениях, создали подборку этих стихов и аннотацию каждого из них. Все наши изыскания нашли своё отражение в сетевом общероссийском проекте: «И мы сохраним тебя, русская речь?» Здесь дети провели самое настоящее исследование о том, что делает нашу современную речь безликой, создали свой словарик жаргонизмов – «бестолковый словарик», разместив его в сети. В словарик вошли жаргонизмы, которые используют дети, родители, учителя (учащиеся проводили анкетирование) и даже словарик «продвинутого юзера», то есть уверенного пользователя компьютера.
Создали ребята и видеоролик по теме, который разместили на видео-сервисе Youtube.
Применяются Интернет-технологии и для размещения творческих работ детей
Мы создали свой блог в интернете, интернет-газету «Проба пера». Мы объявили их территорией школьного творчества и вовсе не претендовали на то, чтобы считать наши работы совершенными творческими произведениями, а попробовали выразить наши мысли чувства и переживания в творческой форме – отсюда и название газеты. Здесь мы стали размещать творческие работы учеников, объединённые общей темой, которую предлагали дети. На этот блог мог зайти каждый и оставить свой комментарий, дать совет или предложить новую творческую тему, а также оставить своё произведение.
Главным девизом школьного блога стали слова: "От маленького писателя - к большому читателю".
Мы пригласили к нам в гости всех неравнодушных к творчеству людей, чтобы читали, критиковали, соглашались или спорили, оставляли свои комментарии, творили вместе с нами, предлагайте темы наших будущих выпусков.
Территория нашего творчества стала открытой для всех
Темы выпусков газеты были самые разнообразные: «Наша школа», «Наш класс», «Наш город», «День учителя», «Весна. Каникулы. Любовь», С Новым годом!», «Опыт стихотворного перевода».
Во всех этих темах дети получили полную свободу творческого выражения. Выбрав разные жанры, они раскрывали тему так, как каждый посчитал нужным. Писали поучения, обращения, оды, былины, стихи, эссе, сочинения-описания и рассуждения.
Для итогового контроля знания я тоже использую на своих уроках Интернет-технологии: это тесты и интерактивные диктанты. К примеру, с сайта gramota.ru. На сайте даётся теория по разным орфографическим и пунктуационным правилам, а затем предлагается интерактивный текст, который дети выполняют online, и тут же компьютер оценивает правильность работы, выделяя красным те слова или пункты теста, в которых были сделаны ошибки. Нажав на появившуюся после окончания работы надпись: «Правильное написание» - дети видят, в чём ошибка, и тут же могут прочитать правило, на которое эта ошибка допущена.
Но особую ценность для нас имеют сетевые проекты, участие в которых развивают темы уроков или помогают связать урок, внеурочную деятельность и сетевую активность.
Так на сервисе campus в сентябре был запущен общероссийский проект Герои.ru Тема «Герой подросток в мире художественного слова» очень хорошо укладывалась в тему сетевого проекта, первым этапом которого было составление таблицы по героям литературных произведений.
Второй этап проекта предлагал детям вспомнить, какой-нибудь из поступков, которые они совершили, пусть этот поступок и нельзя назвать подвигом в прямом смысле этого слова, но дети в чём-то преодолели себя, проявили смелость и благородство, не побоялись вступиться за слабого, противопоставили себе толпе, кому-то помогли. Свои работы дети должны были оформить в виде небольших эссе. Эссе получились настолько яркими, что 10 человек из класса стали победителями в номинациях «Доброе сердце» и «Протяни руку». Проект хорош тем, что позволил детям посмотреть друг на друга другими глазами, ощутить себя героем, Оказалось, что все члены нашей команды – герои, которыми может гордиться страна. Пусть эти героические поступки не столь масштабны, но проект показал, что наши ребята не отступят перед трудностями, протянут руку помощи нуждающемуся, защитят слабого, не побоятся противопоставить себя толпе и даже с риском для жизни кинутся на помощь ближнему.
Все наши работы были размещены на сайте Campus.ru.
Последний общероссийский проект, который завершился в начале декабря – проект по ПДД – «Помоги зебре». Этот проект тоже не прошёл мимо урока литературы, потому что мы должны были написать свои четверостишья по правилам дорожного движения, обращённые к пешеходам и водителям, а также написать эссе по компьютерной игре «Не игра». В этой игре дети виртуально должны были, соблюдая все правила дорожного движения пройти путь до школы, а потом в эссе описать, как эта игра может помочь спасти человеческую жизнь. Наши эссе размещены на сайте letopisi.ru
Результатом применения информационной технологии на уроках русского языка и литературы можно считать повышение интереса к моим предметам, проявление и развитие творческих способностей учащихся, возрастание уровня использования наглядности на уроках, более глубокое понимание и усвоение материала, развитие коммуникативных способностей учащихся, их информационной культуры, совершенствование навыков работы на компьютере.
|
На: Кононенко Н.Я. Применение IT на уроках русского языка и лите
Елена Бессонова