Автор:
Калитова Ирина Александровна
Место работы:
ГС(К)ОУ школа-интернат №3 г.Тольятти
Урок «Развитие речи» в 1 классе специальной (коррекционной) школы. Тема: «Школа»
Цель: уточнить и расширить представления детей о школе.
Задачи:
- активизация в устной речи глаголов движения; формирование умения задавать вопрос с соответствующей интонацией;
- коррекция зрительно-пространственной ориентировки;
- воспитание мотивации к учению; бережного отношения к школе.
Ход урока.
-Сядет тот, кто назовёт, что нарисовано на картинке?
Учитель демонстрирует картинки с помощью интерактивной доски здание школы; школьного двора; медицинского блока; актового зала; спортивного зала; школьного коридора; столовой; классного кабинета; кабинета музыки; швейной мастерской; столярной мастерской.
Упражнение на развитие зрительно- пространственной ориентировки.
На интерактивной доске нарисован прямоугольник (здание школы) с двумя горизонтальными линиями (три этажа). Снизу расположены картинки с изображением класса, актового зала, медицинского блока, спортивного зала, библиотеки, гардероба, столовой.
-Найдите место картинкам в здании школы и «поселите» картинку на нужный этаж.
Дети выполняют задание с помощью электронного маркера.
2. Введение в тему.
а) Работа с картинками на интерактивной доске.
-К нам на урок пришёл наш помощник Максик. (Герой Максик и здания появляются на интерактивной доске.)
-Рассмотрите картинки. Скажите, куда идёт Максик? Как вы догадались?
-Помогите Максику выбрать из этих зданий школу.
Идёт работа с интерактивной доской.
-Задайте вопрос другу, используя разную интонацию:
- «Это школа?»
-«Да! Это школа!»
-«Это наша школа?»
-«Да! Это наша школа!»
б) Сообщение темы и цели урока.
3.Изучение нового материала.
а) Рассказ учителя.
-Школа – это место, где учатся дети. Их называют школьниками, или учениками. В школе они учатся читать, писать, считать. Поэтому их и называют учениками. Если человек не умеет считать – он не сможет купить себе еду, продукты в магазине; если он не умеет читать – он не сможет найти магазин, улицу, прочитать книжку, сказку; если он не умеет писать – он никогда не сможет написать, например, поздравление с днём рождения маме, родным.
-Как вы думаете, ребята, надо ходить в школу учиться или нет? Почему?
б) Упражнение в зрительно – пространственной ориентировке и активизации глаголов движения: работа с планом – схемой данной школы.
Учитель выставляет на интерактивной доске план – схему школы, понятный детям, и даёт образец рассказа, используя фигурку Максика. Например: «Максик вошёл в школу, переобулся. Поднялся на 2 этаж в раздевалку, разделся и вышел оттуда. Максик поднялся на 3-й этаж и вошёл в класс. Максик подошёл к своему столу и сел. У Максика начался урок». «Прозвенел звонок на перемену. Максик спустился на 1-й этаж, зашёл в столовую на завтрак. После столовой он зашёл в библиотеку взял книгу. Поднялся на 3-й этаж в свой класс». «После уроков Максик сходил в туалет, а потом с другими ребятами отправился на спектакль в актовый зал».
В процессе рассказа фигурка Максика передвигается по план – схеме электронным маркером и тем самым создаёт опорный план для повторения рассказа учениками.
4. Физминутка.
1)Зажмурьте изо всех сил глаза, а потом откройте их. Повторите это 4-6 раз.
2)Голову держим ровно, двигаются одни глаза. Вверх, вниз, направо, налево и т. д..
5. Закрепление изученного.
а) Упражнения в активизации словаря.
На интерактивной доске появляется новый слайд. Показываются картинки класса, коридора, спортивного зала, актового зала, столовой, гардероба. Детям предлагают рассмотреть картинки и сказать, что делают школьники в этих помещениях? На каком этаже в вашей школе находятся эти помещения?
б) Повторение рассказа учениками по наводящим вопросам учителя.
На интерактивной доске появляется новый слайд.
-Ребята посмотрите на экран. На нём нарисованы Максик со своими друзьями. Определите, кто из ребят куда идёт. (Ответы детей). Куда хочешь пойти ты?
6. Итог урока.
-Ребята, что нового Вы узнали на уроке?
-Вам понравилось работать с интерактивной доской?
Используемое оборудование: Компьютер, интерактивная доска, проектор, электронный маркер, слайды, цифровой фотоаппарат
Используемые ресурсы из других общедоступных источников: Е.Д. Худенко, С.Н. Кремнева, «Развитие речи» учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида для работы в классе, 1 класс, Москва, 2007; Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова «Планирование уроков развития речи» в 1 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида, Москва, 2003
|