Автор:
Ладани Оксана Александровна
Место работы:
Учитель начальных классов, МОУ СОШ № 2 город Ноябрьск, Тюменская область
Творительный падеж. Урок русского языка в 4 классе
Тема: Творительный падеж.
Цели:
- уточнить и расширить знания детей о творительном падеже;
- формировать умения определять творительный падеж по его признакам, и использовать в письменной речи;
- совершенствовать правильное написание слов с изученными орфограммами;
- развивать мышление и творческие способности учащихся;
- прививать чувство прекрасного в окружающей среде.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
II. Орфографический диктант.
- Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах, я предлагаю начать с
орфографического диктанта.
- Запишите слова в два столбика.
* учащийся у доски комментирует запись слов.
пейзаж рисунок
алмаз ажурный
дорожка берёза
едкий окраина
жемчуг тянулись
явление
госпожа
аромат
- Что объединяет слова 1 столбика? \ орфограмма- согласный \
- Какое слово может быть лишним? \ едкий \
- Какое лишнее слово во втором столбике? Почему? \ тянулись \
- Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова у вас получились?
\ Падеж- работяга \
III. Постановка проблемного вопроса.
- Какие вопросы у вас возникли?
\ - Какой падеж взял себе такой псевдоним?
- Почему его так назвали? \
IV. Поиск решения проблемы.
- Чтобы найти ответы на ваши вопросы, я предлагаю записать ассоциативный ряд к слову работяга.
* Запись на доске оформляет ученик.
Падеж - работяга?
труд
работа
творить
- По какому слову вы догадались, что так называют творительный падеж? \ творить \
- Почему его так называют, вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский.
- Итак, почему же творительный падеж оказался самым трудолюбивым среди всех падежей?
\ Существительные в творительном падеже обозначают предметы, которыми выполняют работу \
- Приведите примеры \ приводят примеры из статьи \
V. Физминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарите.
VI. Формулирование темы и цели урока.
- Сформулируйте тему урока.
\ творительный падеж \
- Какие задачи мы поставили перед собой на этом уроке? \ расширить знания об особенностях
творительного падежа \
VII. Изучение нового материала.
1- Беседа « Что мы узнаём о творительном падеже »
* составление кластера.
2- Работа в парах по учебнику с.113 упр.149.
- Найдите имена существительные в творительном падеже и понаблюдайте с какими предлогами они употребляются.
- Итак, с какими предлогами употребляются существительные в творительном падеже?
\ с, перед, под, над, пред \
- Все ли предлоги мы перечислили? \ Нет \
\ существительные в творительном падеже могут употребляться с предлогом –за- \
- Приведите примеры.
- Выполняя эту работу, на какие моменты, вы ещё обратили внимание?
\ существительные в творительном падеже имеют окончание – ом, ем, ой, ей, ею и являются
второстепенным членом предложения \
- Приведите примеры существительных в ед.ч.
3- Обобщение полученных знаний о творительном падеже.
- Итак, проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках
творительного падежа.
- Расскажите, какими грамматическими признаками отличается этот падеж?
VIII. Закрепление изученного.
1- Изменение слов в творительном падеже.
Наблюдение за окончанием существительного в творительном падеже.
- учитель диктует слова в именительном падеже, а дети записывают в творительном падеже,
выделяя окончания.
- взаимопроверка по эталону
\ зимой, землей, снегом, ветром, серебром, гребнем, полосой, луной, цепью \
- Какие окончания имеют существительные в творительном падеже?
\ ом, ем, ой, ей, ю \
- Какой темой мы можем объединить эти слова? \ зима \
- Составьте и запишите предложение, используя данные слова в творительном падеже.
2- Наблюдение над ролью существительных в творительном падеже в предложении.
- Зачитайте предложения. Каким членом предложения являются существительные в творительном падеже?
- Итак, по каким грамматическим признакам мы можем отличить существительные в творительном падеже?
\ вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончание \
IX. Физминутка для глаз.
\ нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли \
X. Творческая работа.
- Сегодня на уроке мы познакомились с самым трудолюбивым падежом, который любит творить ровно также как и вы. Ваши рисунки с зимними пейзажами вдохновили и меня на творчество.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3.
Рис. 4.
К сегодняшнему уроку я написала историю о том, как Мороз-трудяга с помощью падежа-работяги землю снегом покрывал…
Но вот незадача, в компьютер попал вирус и в моей работе пропали имена существительные. Я торопилась на урок и не успела восстановить текст. Я прошу вас помочь мне в этом.
Рис. 5. Карточка-клише
- чтение получившихся работ.
- Сосчитайте сколько существительных в творительном падеже вы употребили? \ \
XI. Домашнее задание с114, упр.150.
XII. Организационный момент.
- Урок окончен. Мне было интересно работать на уроке.
- Бунеева Б. В., Яковлева М. А. Русский язык. 4-й класс. Методические рекомендации для
- учителя. Изд. 3-е, дополненное. - М.: «Баласс», 2002. - 208 с.
- Русский язык. Учебник для 4-го класса. В 2-х ч. Часть 1. Под науч. ред. акад. А.А. Леонтьева. Изд. 5-е. — М.: Баласс, 2006. — 144 с, ил.
|