Автор:
Серебреникова Галина Витальевна
Место работы:
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Приемы педагогической техники и интерактивная доска
Данная методическая разработка представляет некоторые приемы педагогической техники, эффективно используемые в преподавании биологии с использованием цифровых образовательных ресурсов Единой коллекции. Система представленных приемов разработана для интерактивной доски Interwrite Workspace, но может быть применима для любых интерактивных досок.
Сама идея подобной систематизации педагогических находок эффективна не только при обобщении опыта педагогов, но и для оказания методической помощи начинающим молодым специалистам.
Предлагаемые приемы педагогической техники могут быть успешно использованы в любой предметной области, так как являются универсальными. Легко встраиваются в уроки любого типа и могут быть использованы на разных этапах урока. Используемые в работе элементы «Конструктора урока» (автор Анатолий Гин) могут быть дополнены личными находками учителя.
Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
Любая ИД в процессе обучения может быть использована
- как обычная доска (текущие записи учителя и ученика на уроке) – это замена обычной работы в классе (электронной ручкой или специальными водяными маркерами);
- как демонстрационный экран (показ слайдов, фильмов) – это применение принципа наглядности, а именно визуализации учебной информации изучаемого объекта, процесса (наглядное представление на ИД объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса); а также компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений как реально протекающих, так и «виртуальных» (представление на ИД модели: математической, информационно-описательной, наглядной, адекватно оригиналу)
- как интерактивный инструмент – это продуманная заранее работа с заготовленной в цифровом виде информацией (с использованием общепринятого или специализированного программного обеспечения), характеризуется незамедлительной обратной связью между пользователем (учеником, учителем) и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи ИД.
Среди основных этапов, по которым развивается обычное занятие, можно выделить следующие:
- подготовка к началу занятия;
- объяснение целей занятия;
- введение в новую тему или задание – может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является основой;
- развитие темы при участии учащихся;
- обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения.
Структура занятия с использованием интерактивных устройств может меняться. А в некоторых случаях интерактивная доска может стать незаменимым помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда учащиеся приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.
Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу.
Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.
Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Преподаватель может, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили.
Исследования показали, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися.
Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.
Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.
Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал.
Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.
Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Преподаватели говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.
Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях. Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, преподаватель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.
Процесс обучения должен сочетать развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря широкому использованию графических и звуковых средств, и способствовать решению творческих задач проектирования и конструирования.
Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.
При составлении плана урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал и задания, упражнения, в том числе из Единой коллекции ЦОР. Затем же перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения знаний, умений и навыков, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично.
В современной педагогике есть такая интересная педагогическая идея как “Конструктор урока”, применяемая в качестве эффективного средства для “сборки уроков”. Приемы педагогической техники, описанные в конструкторе урока легко применимы в условиях современной школы.
Опыт применения данной техники с интерактивной доской представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока. Использование конструктора урока в системе комплексного обучения, выполненного в соответствии с замыслом А. Гина («Приемы педагогической техники»), позволяет реализовывать многие принципы обучения и решать в полной мере дидактические задачи.
Насыщая конструктор урока вариантами использования ЦОР из Единой коллекции, мы столкнулись с необходимостью дальнейшего рассмотрения и уточнения многообразия педагогических приемов и способов их решения в конкретных педагогических условиях.
При использовании “Конструктора” значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.
Применение современной педагогической техники “Конструктор” и возможностей Единой коллекции ЦОР дает следующие преимущества:
- Значительно возрастает многообразие уроков.
- Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без конструктора трудно удержать в голове.
- При использовании конструктора значительно снижается время на подготовку уроков.
- При подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию начала и конца урока, на дачу домашнего задания.
- Разнообразные уроки повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.
- Возрастает творческий потенциал учителя.
Описывая способы использования интерактивных средств обучения, мы не претендуем на новизну предложенных здесь приемов. Многие из них известны. В определенном смысле эти приемы - совокупное творчество учителей разного возраста и специализации.
Наиболее удачны на наш взгляд приемы педагогической техники:
Лови ошибку.
Объясняя или проверяя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Этот прием можно использовать как игру на закрепление или средство контроля, интеллектуальную разминку. На доску могут быть выведены:
Ученик приглашается к доске чтобы исправить ошибки в тексте или в тестовых, в т.ч. иллюстративных заданиях.
Пример: Интерактивное задание. Все организмы (класс) (N 133715). Ресурс представляет собой интерактивное таксономическое дерево всего живого с описаниями отдельных таксонов до классов включительно
Учитель намеренно изменяет систематическое положение таксонов, добиваясь правильных ответов. Использовать этот приём следует с осторожностью, в классах с достаточно сильной учебной мотивацией. Поскольку демонстрация ошибочных ответов может быть «эффективно усвоена».
Удивляй!
Ничто так не стимулирует работу ума как удивление.
Учитель находит такой угол зрения по теме, что обыденное становится удивительным.
Пример: Ресурс: Открытие пенициллина (N 181485) Рассказ учителя на основе материала Единой коллекции.
На доске могут быть представлены как фотографии ученых, так и микрофотографии грибов, используемых в медицине. Данный материал может быть использован на эвристическом уровне, поскольку изучение грибов проходит в рамках биологии 6 класса. Как правило, дети плохо представляют отличия собственно гриба от его плодового тела. И визуальный ряд шляпочных и плесневых грибов может быть как нельзя кстати.
Ресурс: Блелый (опечатка на сайте)гриб форма березовая (N 176321)
Ресурс: Желчный гриб (N 176397)
Ресурс: Слайд презентации "Грибы" (N 182000)
Ресурс: Грибы-паразиты, вызывающие заболевания культурных растений (N 137274)
Ресурс: Грибы-диверсанты (N 32145)
Пример: Непорочное зачатие в свете современной генетики (N 52831). Опыты, проведенные в Кембридже, показали, что у мыши (и, возможно, у всех млекопитающих) невозможно "непорочное зачатие", то есть развитие полноценного зародыша из яйцеклетки, содержащие удвоенный набор материнских хромосом: для нормального развития необходимы и материнские, и отцовские хромосомы. Другие опыты, уже российские, показывают, что один и тот же аллель по-разному проявляет себя в зависимости от того, получен ли он от матери или от отца. Почему так получается, генетикам предстоит выяснить.
Замечательный материал для эвристической беседы. На интерактивной доске школьники самостоятельно воспроизводят генетические схемы скрещивания или из готовых фрагментов составляют заданную последовательность событий при оплодотворении.
Ресурс: Значение оплодотворения (N 150488)
Ресурс: Составление схемы двойного оплодотворения цветковых растений (N 137362)
Ресурс: Этапы оплодотворения (N 150862)
Ресурс: Оплодотворение (N 170435
Пример: Природоведение: «Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об одной удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ!» Слушаем мнения школьников или просим ученика в «галерее рисунков» подобрать рисунок объясняющий услышанное.
Своя опора.
Главный принцип такого задания – переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания. Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. (Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников.) Как ослабленный вариант приема можно предложить составление развернутого плана ответа (как на экзамене).
Учитель на доску выводит свой вариант или вариант кого-либо из учеников (через сканер). И, соответственно просит раскрыть тему. В слабых классах пользуясь своими конспектами, в более сильных без опоры. Может быть предложена работа по дополнению опоры на доске или самостоятельному выявлению слабых мест своего конспекта.
Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.
Пример: Ресурс: Ботаника и ее разделы, изучающие настоящее и прошлое растений (N 202125). Иллюстрация-схема. Учебный материал
Повторяем с контролем.
На доску выводится видеоряд или набор терминов по теме. Школьникам предлагается составить контрольные вопросы для одноклассников, проверив правильность ответа. Ученики постепенно приучаются к тому, что вопросы полностью должны перекрывать изученный материал.
Более сложный вариант – предложенные термины и иллюстрации из разных тем. Начальный этап работы – группировка на доске или создание логических цепочек.
Свои примеры.
На доске видеоряд или терминологическая цепочка, которые нужно продолжить своими примерами. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала (изображения).
Постановка темы
Пример: Ресурс: Генетика (видеоурок) (N 211506) Видеофрагмент. В ходе данного урока ученики получают основные сведения о науке генетике, ее становлении. Формулировка темы урока учителем изначально не задана - ученики находят ее в творческом поиске, опираясь на предлагаемые им художественные образы и литературные фрагменты. Ученикам предлагается самостоятельно поработать со статьей по генетике (она заранее распечатывается на парты) и затем обсудить ее.
Пример: Природоведение: демонстрация видеоролика об изменениях агрегатных состояний твердых, жидких и газообразных веществ, но без звука и комментариев учителя. Затем обсуждение увиденного, а в конце урока вопрос: Какую тему сегодня изучили?
Ресурс: Агрегатные состояния вещества (N 206026)
Ресурс: Агрегатные состояния воды (N 131518)
Ресурс: Агрегатные состояния воды (N 133852)
Ресурс: Определение агрегатного состояния и цвета веществ (N 207384)
Коллективная шпаргалка.
Тестовая контрольная или итоговая работа сложна для анализа на следующем уроке из-за объема. Но сам анализ можно провести силами детей. Для этого во время контрольной на доску проецируется шаблон бланка ответов. Количество вопросов при этом заведомо должно быть избыточным, чтобы все стремились к максимальному количеству правильных ответов. Школьникам предлагается во время контрольной по желанию выходить к доске и записывать правильные на их взгляд варианты ответов (№№). Учитель при этом от любых комментариев и исправлений воздерживается. Если кто-то из учеников не согласен с ответами вынесенными на ИД он может выйти и зачеркнуть или дописать свои варианты (обязательно! Другим цветом пера). В итоге на доске появляется достаточное количество ответов для «шпаргалки» и любой двоечник получает шанс справиться с работой на обязательном минимуме. Но есть и другая сторона медали – при появлении спорных позиций – успешные ученики получают шанс осмыслить «скользкие» варианты ответов. В результате у педагога «шаблон» с самыми распространенными в классе ошибками! На следующем уроке нужно 5-8 минут для детального! анализа контрольной. И в каждом классе свой. Говоря о производительности, можно сказать, что эта характеристика – прерогатива персонального компьютера. Но при работе с коллективом обучающихся, именно интерактивная доска на первых этапах позволяет повысить производительность процесса обучения, за счет одновременной работы со всем коллективом в целом, рассматривая наиболее важные для всех учащихся моменты.
Творческое домашнее задание.
Решение кроссвордов, шарад и т.п. вещей становится доступным широкой публике.
Узнаем ученых.
Учителя знают, что очень редко школьники узнают выдающихся деятелей науки что называется «в лицо». Интерактивная доска позволяет подготовить учителю или ученикам кроссворд с фотографиями или используя инструмент ИД «прожектор» (по деталям лица) в конкурсных мероприятиях узнавать и называть «героев науки».
Составление алгоритмов.
Решение задач по экономике представляет определенную сложность даже для старшеклассников. Интерактивная доска предоставляет возможность заранее прописывать ход рассуждения, оставляя при этом место для записи результатов на разных этапах решения задачи. Сохраненный вариант решения может быть выдан на дом для самостоятельного анализа или использования.
Отсроченная реакция.
Никаких выкриков с мест. Высокий темп (вопрос – ответ) иногда допустим, но чаще он способствует «забиванию» самыми энергичными и активными детьми всех остальных. Детям толковым, но обладающим медленной реакцией, приходится поневоле занимать пассивную позицию. Поэтому: вопрос и на доске таймер на 10-30 секунд. Интерактивная доска позволяет варьировать виды часов и звуковую поддержку таймера.
Привлекательная цель
Перед учениками ставится простая, понятная и заманчивая цель, стремясь к достижению которой, выполняется и та цель, которую планирует педагог.
Пример: На доске изображения трех видов полевок:
Ресурс: Водяная полевка - Arvicola terrestris (N 109463)
Ресурс: Скальная полевка - Alticola argentata (N 109499)
Ресурс: Ондатра - Ondatra zibethica (N 109436).
Ребятам предлагается «расселить» животных по типичным для них местам обитания на основе анализа внешних приспособлений или подобрать описание вида (текст из ресурса заранее распечатан на парты).
Данная работа может быть предложена как в 7 классе при знакомстве с отрядом Грызунов так и в 9-10 классе при изучении экологических приспособлений к окружающей среде.
Тест без слов
В полной тишине учащимся показывают таблички с заданиями (по готовому чертежу, формулы и т.п.)учащиеся .
Пример: Интерактивное задание. Все организмы (класс) (N 133715). Ресурс представляет собой интерактивное таксономическое дерево всего живого с описаниями отдельных таксонов до классов включительно. Учитель читает описание таксона (оно приведено в ссылках), школьники определяют таксон и записывают в тетради или выходят к доске и проверяют свою догадку. Может быть, накопление баллов за правильные ответы до «5».
Пример: Ресурс: Основные понятия генетики (N 170681) Слайдшоу. Может быть использовано как проверочная работа и при подготовке к контрольной работе. В идеальном варианте как основа для ответа по опережающим заданиям для сильных учеников. Ответ которых выстраивается по схеме: «Я понимаю это так…».
Пример: Ресурс: Тематическая контрольная работа N4. Основы генетики (N 175737) Интерактивное задание. Проверка знаний и умений по теме "Основы генетики". Проверка проводится в форме фронтальной контрольной работы.
Пример: Ресурс: Зоология как наука (N 202232). Тестовое задание. Самостоятельная работа учащихся.
Данный тип ресурсов позволяет переходить от одного вопроса к другому, не демонстрируя на доске правильных ответов сразу. Они могут быть предъявлены позже как средство самопроверки, проверки в парах или при аргументированном анализе (ученик объясняет, почему он выбрал какой-то из ответов и проверяет его на интерактивной доске).
Фантастическая добавка
Реальная ситуация дополняется фантастической (либо учителем, либо учащимися).
Пример: Ресурс: Веслоног фея - Polypedates feae (N 124465). Фотография веслонога фея (Polypedates feae). Это один из самых крупных веслоногов (до 15 см), живет в кроне деревьев, икра инкубируется в гнездах из пены, которые строят самцы.
На основе описания учащиеся пробуют воссоздать облик организма, о котором ранее не слышали. Очень интересен результат обсуждения, когда на доске появляется рядом с составленным перечнем признаков фото настоящего животного.
Описанные здесь приемы составляют далеко не полный перечень возможностей интегрирования Единой коллекции ЦОР и интерактивных средств обучения. Мы уверены, что творчески работающие педагоги всегда смогут найти эффективное сочетание уже существующих приемов и новых средств обучения.
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
- Все организмы (класс) (N 133715).
- Открытие пенициллина (N 181485)
- Непорочное зачатие в свете современной генетики (N 52831).
- Ботаника и ее разделы, изучающие настоящее и прошлое растений (N 202125)
- Генетика (видеоурок) (N 211506)
- Водяная полевка - Arvicola terrestris (N 109463)
- Скальная полевка - Alticola argentata (N 109499)
- Ондатра - Ondatra zibethica (N 109436).
- Все организмы (класс) (N 133715).
- Основные понятия генетики (N 170681)
- Тематическая контрольная работа N4. Основы генетики (N 175737)
- Зоология как наука (N 202232).
- Веслоног фея - Polypedates feae (N 124465).
- Агрегатные состояния вещества (N 206026)
- Агрегатные состояния воды (N 131518)
- Агрегатные состояния воды (N 133852)
- Определение агрегатного состояния и цвета веществ (N 207384)
- Значение оплодотворения (N 150488)
- Составление схемы двойного оплодотворения цветковых растений (N 137362)
- Этапы оплодотворения (N 150862)
- Оплодотворение (N 170435
- Блелый (опечатка на сайте)гриб форма березовая (N 176321)
- Желчный гриб (N 176397)
- Слайд презентации "Грибы" (N 182000)
- Грибы-паразиты, вызывающие заболевания культурных растений (N 137274)
- Грибы-диверсанты (N 32145)
Используемые ресурсы из других общедоступных источников: образовательный комплекс «Природоведение, 5 кл.» предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса по природоведению для 5-го класса. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»)
|