Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Шевляк И.А. Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К.Андерсена « Снежная королева»

Автор: 
Шевляк Ирина Алексеевна
Место работы: 
МОУ СОШ №16 Белоглинского района

 

Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К.Андерсена « Снежная королева»
                                     

Одна из задач уроков литературы - воспитание талантливого, вдумчивого читателя, умеющего  выделять главное в произведении, обобщать и делать выводы. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы у ученика появилось желание поразмышлять над произведением, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти информационно-коммуникационные технологии.

 

Данная разработка предназначена для использования на уроках литературы в 5-х классах.

 

Разработка представлена в виде двух файлов: конспекта урока и презентации PowerPoint.

 

Урок литературы «Торжество самоотверженной любви и дружбы в сказке Х.К.Андерсена  « Снежная королева» предназначен для проведения в 5 классе в рамках изучения раздела «Зарубежная литература».

 

Тип данного урока: урок обобщения и систематизации знаний.

 

При проведении урока используется мультимедийная презентация, управляемая учителем при помощи электронной ручки.
На первом этапе урока учащиеся совершают небольшую экскурсию на родину Х.К.Андерсена, в Данию. Показ слайдов сопровождается музыкальным фрагментом, включённым в презентацию.

 

Индивидуальные сообщения учащихся о писателе подготовлены по материалам из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Они сопровождаются просмотром портрета и фотографий Андерсена.
Следующий этап – работа над сказкой «Снежная королева». В целях актуализации знаний учащимся предлагается расположить события из сказки в правильной последовательности. Задание выполняется на интерактивной доске при помощи электронной ручки.

 

Интерес учащихся на следующем этапе урока привлекает карта, по которой героиня сказки перемещается при помощи гиперссылок. Этот этап даёт возможность учащимся вспомнить действующих персонажей, а также охарактеризовать их, что поможет ребятам выполнить последующее задание по составлению таблицы.

 

Работу над литературоведческими понятиями и их закрепление помогает выполнить задание « К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты, включающие   эпитеты и сравнения», которое также выполняется учащимися при помощи электронной ручки.

 

Просмотр видеофрагментов из фильма «Снежная королева», включенных в презентацию, знакомит учащихся с другим видом искусства, а также помогает учителю подвести детей к итоговой части урока, обобщить материал, сделать выводы.

 

Использование при проведении урока ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов  превращает урок в увлекательное путешествие в мир литературы.

 

Презентация

(слайд 1)

Цель урока:                

(слайд 2)

  • познакомить учащихся со сказочным миром писателя; показать силу воли и мужество Герды во время поисков Кая; раскрыть проблемы, положенные автором в основу сказки;   - развивать у учащихся  умения анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал;
  • воспитывать уважение к великой силе любви и дружбы, умение ценить и беречь эти чувства.

Оборудование: выставка книг Х.К.Андерсена, рисунки учащихся, отрывки из фильма «Снежная королева», аудиозапись «Вальса цветов» П.И.Чайковского, мультимедийная презентация, интерактивная доска.

Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Сообщение темы и цели урока.
  • Слово учителя с элементами беседы.

Негромко звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского.
(материалы Единой коллекции ЦОР «Балет «Щелкунчик».Действие 2. Картина 3. Вальс цветов. Па-де-де. (№25649)»)

(слайды 3-6)

В цветущей Дании, где свет
увидел я,
Берет мой мир свое начало;
На датском языке мать песни
мне певала,
Шептала сказки мне родимая
моя...
Люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов
поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна.

На севере Европы, под великим скандинавским полуостровом, можно увидеть ещё один, который своими очертаниями напоминает человеческую ладонь. Он называется Ютландия. На нём расположена Дания_ маленькая скандинавская страна. В Дании родился и прожил жизнь великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен.
(слайд 7)

Сказки Андерсена знакомы вам с детства.

  • Назовите сказочных героев, созданных великим писателем.
  • Из каких они сказок?
  • Кто из героев сказок вам понравился больше? Чем?
  • Что вы знаете о жизни Андерсена?
  • Сообщения заранее подготовленных учащихся.

(материалы Единой коллекции ЦОР «Биография Андерсена (№ 203124)»)

1-й ученик.

Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен  родился в1805 году в городе Оденсе  в семье сапожника и прачки. Семья была бедной и ютилась в одной комнате, где вместе с домашними вещами находился и сапожный верстак. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи». А еще отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочнику приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал, что его «сделали писателем песни отца и речи безумных».
(слайд 8)

2-й ученик.

Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоял из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ханс Кристиан сам сшил костюмы. Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам. В 12 лет Андерсена отдали в подмастерья на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Однажды в Оденс из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист, и Ханс Кристиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик стал мечтать о театре.

3-й ученик.

Заработав немного денег и купив первые сапоги, четырнадцатилетний подросток отправился в Копенгаген. Но актера из Андерсена не получилось. И Ханс Кристиан написал пьесу, за которую получил свой первый литературный гонорар. На его произведения обратили внимание. Андерсена даже наградили королевской стипендией, и для него открылась возможность учиться. Семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии.

4-й ученик.

Шесть лет спустя Ханс Кристиан Андерсен поступил в  университет. В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании. В награду Андерсен получил небольшое пособие для путешествия по Европе, во время которого познакомился с выдающимися писателями. Он посетил Париж, Лондон, Рим, Флоренцию, Неаполь, Венецию. Жил Андерсен очень бедно. Литературные заработки были единственным источником дохода писателя. Его произведения принимались к печати не сразу. Критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что сказки Андерсена не интересны ни взрослым, ни детям.

(слайд 9)
(материалы Единой коллекции ЦОР «А.В.Кокорин. Портрет Х.К.Андерсена.(№203088)»)

5-й ученик.

Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен был очень одинок, прожил холостяком, так и не дождавшись ответной любви. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире.
( слайд 10)
(материалы Единой коллекции ЦОР «Андерсен у калитки дома(фото)(№203469)»)

Датчане свято берегут память о славном сказочнике. В столице государства, городе Копенгагене, есть памятник Х.К.Андерсену.
(слайд 11)
А на камне возле берега реки примостилась бронзовая Русалочка, героиня одной из сказок писателя.
(слайд 12)

  • Работа над сказкой «Снежная королева».

Учитель. Ханс Кристиан Андерсен писал: «Моя жизнь – это прекрасная сказка». А давайте с вами вспомним, что такое сказка.
- Какие сказки называют литературными?
- Какие литературные сказки вы можете назвать?
- Вам понравилась сказка «Снежная королева»?
(слайд 13)
( материалы Единой коллекции ЦОР «А.В.Кокорин. Иллюстрация к сказке «Снежная королева» (№ 203335)»)
- Вы хорошо её помните?
Случилось так, что злой тролль перепутал страницы сказки, нарушил её содержание.

Расположите события из сказки в правильной последовательности.
(слайд 14)
(материалы Единой коллекции ЦОР « Задание: расположите в правильной последовательности события из сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева» (№203339)»)

Учитель. Дружба – одно из самых сильных и прекрасных чувств. С другом мы делим пополам и радости, и печали. Легче жить на свете, когда знаешь, что рядом с тобой есть настоящий друг.
- Кого вы считаете истинным другом?
- Кто из героев сказки, по-вашему, достоин этого звания?
- Что убедило вас в том, что Герда – настоящий друг?

Рассмотрите карту путешествий Герды и назовите этапы пути,  которые ей  
                         пришлось пройти в поисках Кая.
(слайд 15)
Учитель. Различные герои встретились Герде. Вспомните, пожалуйста, кто из персонажей помогал девочке, а кто враждовал с ней.

Работа с таблицей.
                                     (слайд 16)

 

Персонажи

Черты их характера

которые помогли Герде

 

которые враждуют с Гердой

 

Учитель. Давайте вспомним, какие художественные средства использует автор для создания образа героя?

          К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты, включающие
                                                 эпитеты и сравнения.       
                                     (слайд 17)
           (материалы Единой коллекции ЦОР «Задание: к имени героя сказки подберите соответствующие цитаты, включающие эпитеты и сравнения (№203377)»).

Учитель.   Представьте себе, что чувствовала Герда, оказавшись в логове разбойников.

          Просмотр фрагмента из кинофильма «Снежная королева». Встреча Герды с
                разбойницей.
(слайд 18)
 (материалы Единой коллекции ЦОР «Фрагмент из кинофильма «Снежная королева». Встреча Герды с разбойницей.(№203407)»).

    - Как режиссёр показывает перемены, происходящие с маленькой разбойницей во время встречи с Гердой?  

Все, кому встречается на пути Герда, помогают ей. Финка говорит, что Герде «служат люди и животные».
- Как вы думаете, почему?
- Какая сила жила в сердце Герды?

      Перескажите финальную сцену «Герда во дворце снежной королевы».
(слайд 19)
Учитель. Борьба закончилась. Красота живого сердца победила красоту льда. Прошёл год. Наступила весна. Дети повзрослели, стали мудрее. Они научились ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство.

       
Просмотр фрагмента из кинофильма «Снежная королева». Герда и Кай
             возвращаются домой.
                                     (слайд 20)
  (материалы Единой коллекции ЦОР «Фрагмент из кинофильма «Снежная королева». Герда и Кай возвращаются домой»).

  • Подведение итогов.

                               (слайд 21)
Учитель. Константин Паустовский сказал: «Андерсен научил меня светлой вере победы солнца над тьмою и доброго человеческого сердца над злом» А чему вас научил Андерсен?

Помните пожелания великого сказочника:

«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни!

Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!

Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!»

  • Домашнее задание.

                                 (слайд 22)

  • Прочитать сказку Андерсена (по выбору);
  • написать сочинение-миниатюру «Чему меня научил Андерсен?».

      
 

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

«Балет «Щелкунчик». Действие 2. Картина 3. Вальс цветов. Па-де-де. (№25649)»
«Биография Андерсена (№ 203124)»
«А.В.Кокорин. Портрет Х.К.Андерсена.(№203088)»
«Андерсен у калитки дома (фото)(№203469)»
«А.В.Кокорин. Иллюстрация к сказке «Снежная королева»
(№ 203335)»
« Задание: расположите в правильной последовательности события из сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева» (№203339)»
«Задание: к имени героя сказки подберите соответствующие цитаты, включающие эпитеты и сравнения (№203377)»
«Фрагмент из кинофильма «Снежная королева». Встреча Герды с разбойницей.(№203407)»
«Фрагмент из кинофильма «Снежная королева». Герда и Кай возвращаются домой»

        

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:
http://www.countries.ru/?pid=738
http://www.petrograd.biz/maps/denmark1.php
http://evroport.ru/sca
http://www.wise-travel.ru/europe/dania/foto-5.html
http://www.pravkniga.ru/calendar.html?id=290
http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/
http://crazymama.ru/film.php?id_film=393
http://dixata.org/films/7521-snezhnaja-koroleva-1966-vhsrip.html
http://www.diary.ru/~cefaI/?tag=327200

 

Прикрепленный файл Размер
shevlyak.ppt 1.01 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн