Место работы:
учитель начальных классов высшей категории, МОУ «СОШ № 2» г. Чернушка, Пермский край
Применение ИКТ на уроках истории и природоведения как средство формирования ключевых компетентностей младшего школьника
В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 г.г. первой задачей указано «совершенствование содержания и технологий образования». Предполагается внедрение государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода, новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже используются в практике педагогической работы. ИКТ позволяют:
- представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
- выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
- активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
- мобилизовать внимание обучаемого;
- печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
- выходить в мировое информационное сообщество;
- использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях.
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В этом случае можно говорить о формировании ключевых компетентностей.
Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.
Компетентностный подход позволяет:
- согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
- облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
- разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;
- не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;
- подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже.
Компетенция есть не что иное, как готовность действовать. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. По классификации, предложенной ученым А.В. Хуторским, ключевые компетенции делятся на:
- учебно-познавательные;
- информационные;
- коммуникативные;
- общекультурные;
- компетенции личного самосовершенствования;
- социальные.
Использование компьютерных технологий на уроках природоведения и истории позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Формирование коммуникативной компетенции обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.
«Формирование компетенций – это не смена содержания, а смена технологии обучения» - Е.Я. Коган. Поэтому внедрение новых информационных технологий – это одно из средств реализации компетентностного подхода в обучении. Информационные технологии позволяют изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление. С их помощью можно использовать компьютеры для индивидуализации учебного процесса и обратиться к новым познавательным средствам.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.
Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках природоведения и истории вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого я вижу в следующем:
- большой объем информации;
- неумение работать с информацией;
- отсутствие наглядных пособий по истории и недостаточное количество по природоведению;
- отсутствие таблиц, схем в учебниках (вся информация текстовая);
- некоторые темы являются достаточно сложными;
Из вышесказанного следует, что для более эффективного процесса обучения необходимо внедрение новой технологии. Ею стала информационно-коммуникационная технология. Началось все с курсов «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» (2006 год), на которых обучились все учителя нашей школы. Затем было методическое совещание по данной теме, районный семинар, школьная научно-практическая конференция. Все педагоги поняли, что теперь каждый может проводить уроки по-новому, увлекая детей, представляя информацию более наглядно, разнообразно.
Изучая новую технологию, у меня появилось много вопросов:
- На каких уроках целесообразно использовать ИКТ?
- Какие электронные образовательные ресурсы можно использовать при подготовке к урокам?
- Не окажет ли отрицательное влияние на здоровье детей применение ИКТ?
- Сколько времени на уроке можно использовать проектор и экран?
- На каких этапах урока необходимо применять ИКТ?
Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо было время и помощь специалистов. Для этого я в 2008 году решила съездить на курсы «Педагогические технологии в деятельности учителя начальных классов», посетила двухдневный семинар «ЭОР нового поколения» в Перми, активно участвовала в работе школы по данной теме (выступала на педсовете, давала открытые уроки). В 2008-2009 году приняла участие в работе муниципальной виртуальной конференции «Использование ЦОР в учебной деятельности образовательного учреждения» и интернет-конкурсе «Мультимедиа урок в современной школе». Как руководитель МО училась не только сама, но и вовлекла в эту интересную работу своих коллег.
Вся эта работа позволила не только развивать собственную информационную компетентность, но и начать создание электронного приложения к учебникам «Наша Родина и современный мир» Н.И. Ворожейкиной и «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова.
Мною были разработаны мультимедиа уроки истории по следующим темам: «Московская Русь», «Российская империя», «Великая Отечественная война», «Россия – Родина моя», «Современный мир» и уроки природоведения: «Материки и океаны», «Природные зоны», «Планеты солнечной системы», «Мир древности».
Расскажу, в какой последовательности я строила свою работу по созданию мультимедиа урока. Этапы работы можно выделить следующие:
- Поиск наглядности, аудио – и видеоматериалов в соответствие с темой урока («складывание» в отдельную папку).
- Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе Power Point.
- Вставка текстовой информации, таблиц, схем.
- Оформление слайдов, анимация, навигация.
Очень важным было выяснить, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии:
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук)
- Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация)
- Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).
Использование ИКТ не вредит здоровью детей в том случае, если учитель будет:
- учитывать возрастные особенности и интересы детей,
- контролировать непрерывное время работы с экраном и проектором (2 класс – 10 мин, 3 класс – 15 мин, 4 класс – 20 мин),
- чередовать виды и формы работы,
- следить за темпом работы (не должен быть быстрым, навязанным),
- исключать всякое принуждение и подавление желаний ребенка.
В процессе работы я поняла, что использовать данную технологию можно не только на уроках истории и окружающего мира, но и на уроках математики, русского языка, чтения, рисования, трудового обучения. И конечно – во внеурочной деятельности: проведение классных часов, родительских собраний, праздников.
Итак, использование ИКТ заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Школьники под руководством учителя тоже отрабатывают навык составления конспектов, который им пригодится в будущем. Кроме этого необходимо сказать о целесообразности использования компьютера в учебном процессе вообще, так как это дает детям:
- расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности;
- привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
- развитие познавательных способностей и мотивации учения;
- возможность быстро усваивать сложный материал (в корне изменяется качество и содержание урока);
Расскажу, какие возможности применения ИКТ на уроках истории и природоведения я выделила. ИКТ позволяет демонстрировать на уроке:
- фотографии животных, растений, памятников, городов, известных людей и др.,
- отсканированные иллюстрации книг, карты и др.,
- схемы и таблицы,
- тесты, кроссворды для проверки знаний,
- видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы», «Хроника Великой Отечественной войны» и др.,
- аудиозаписи «Голоса животных», «Музыка народов мира» и др.,
- музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.
Можно индивидуализировать учебный процесс, если задания тестового характера или тренажеры предлагать детям для индивидуальной работы, используя передвижной класс с ноутбуками. Большие возможности для этого дает учебное ЭИ (интегрированная учебная среда) «Начальная школа. 1-4», где можно создавать индивидуальные проекты для каждого ученика.
Работа по внедрению новой технологии позволила мне повысить собственную информационную компетентность, так как я:
- научилась структурировать объемный материал;
- работать с различными источниками информации;
- обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме;
- научилась сочетать новую технологию с другими методами, формами и приемами работы;
Развитие познавательных способностей – одна из основных целей школьного обучения. В младшем школьном возрасте развитие способностей происходит наиболее интенсивно, поэтому познавательной сфере младших школьников уделяется особое внимание. Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями является одним из таких средств.
В начале своей работы я предположила, что использование ИКТ поможет развитию познавательных способностей детей моего класса. В течение двух лет я отслеживала результаты по следующим направлениям:
- Как учащиеся моего класса относятся к творческим заданиям и каков процент их выполнения?
- Каков процент детей, использующих дополнительную литературу при подготовке к урокам?
- Появится ли у детей желание самостоятельно структурировать текстовую информацию, содержащуюся в учебнике, и представить ее в виде презентации?
Творческие задания предлагались детям на выбор и выполнялись по желанию. Например, сочинения: «Мой родной город», «Какой я себе представляю Землю, глядя на глобус», «Музей в моем городе» и др. Одним из заданий может быть рисование плакатов на темы: «Планета заболела», «Здоровье леса в наших руках» и др.
Для меня важным было количество детей, выполняющих творческие задания в 3 и 4 классе. Итак, в прошлом году всего было предложено детям 12 творческих заданий по истории и природоведению. В течение года их выполнили 49 человек (в среднем – 4 человека выполняли каждое задание). Я вычислила процент детей, выполняющих творческие задания – 16 % (среднее количество детей разделила на количество детей в классе - 25). В этом году творческих заданий было 14. Выполнили их всего 126 человек. Значит, в среднем – 9 человек выполняли каждое задание. Процент детей, выполняющих творческие задания – 36 % (увеличение на 20 %).
Теперь проверю, как изменилось количество детей, использующих дополнительную литературу при подготовке к урокам и выполнении домашних заданий, таких, как: подготовка сообщений о животных, растениях, городах России и др. Очень сложно было отследить количество детей, работающих на уроке с дополнительными источниками, и поэтому я высчитала процент детей, использующих справочники, энциклопедии и другую литературу при выполнении домашних заданий. В 3 классе использовали дополнительную литературу в среднем 16 человек (64 %), а в 4 классе – 23 человека (92 %). Это говорит о том, что у детей возникла потребность в получении новых знаний. Они научились находить и обрабатывать необходимую информацию. Причем некоторые используют и интернет-источники (9 человек в классе – 36 %).
Систематическое использование ИКТ на уроках, умелое, ненавязчивое вовлечение ребят в творческую деятельность привело к тому, что к концу 4-го класса группа ребят в классе решила попробовать свои силы в создании презентаций к урокам. Я, как педагог, давала детям необходимые консультации. Так в прошлом году только одна ученица Чуракова Алена решила создать свой проект на тему «Царство грибов» (тему выбрала сама в соответствии со своими интересами), используя огромное количество источников. Ее работа получилась очень содержательной, интересной и разнообразной. В этом году уже 9 человек (36 %) представляли на суд одноклассников свои презентации. Изучая тему по истории «Родной край – частица России», 7 человек приготовили проекты о своем городе. В течение года еще трое ребят выступали на уроках со своими проектами.
Итак, дети начали самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, а значит, можно говорить о развитии ключевых компетентностей школьников: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных. Очень важно, что проекты, которые выполняют учащиеся, позволяют им получить опыт учебной деятельности с использованием ИКТ. Это дает ребенку возможность полюбить интеллектуальный поиск, интеллектуальный труд.
Стоит сказать и об эффективности обучения с применением ИКТ. Сделать выводы об этом позволит качество знаний по предметам. Сравню качество знаний в 3 и 4 классе.
Предмет
|
3 класс
|
4 класс
|
Природоведение
|
82 %
|
100 %
|
История
|
76 %
|
96 %
|
Качество знаний увеличилось по следующим причинам:
- большой объем информации выдавался по частям, поэтому изучаемый материал усваивался легче, чем материал учебников и статей;
- информация предлагалась в виде наглядных образов, схем, таблиц, что облегчало ее восприятие;
- мультимедийная презентация оказывала воздействие не только на слуховой канал поступления информации, но и на зрительный (в классе есть аудиалы и визуалы);
- учитывались возрастные особенности детей;
В результате работы можно сделать общие выводы о возможности применения ИКТ на уроках:
- Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для работы учителя и учащихся и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения.
- Использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии.
- Использование ИКТ на уроках дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности.
- Использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом.
- ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники.
- Использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.
- Применение ИКТ на уроках истории и природоведения позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме.
- Систематичное и активное использование ИКТ на уроках истории и природоведения приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.
|