Официальный сайт jetune 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Нужина Е. В. Применение ИКТ на уроках истории и природоведения как средство формирования ключевых компетентностей младшего школьника

Автор: 
Нужина Елена Викуловна
Место работы: 
учитель начальных классов высшей категории, МОУ «СОШ № 2» г. Чернушка, Пермский край

 

Применение ИКТ на уроках истории и природоведения как средство формирования ключевых компетентностей младшего школьника

 

В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 г.г. первой задачей указано «совершенствование содержания и технологий образования». Предполагается внедрение государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода, новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

 

Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже используются в практике педагогической работы. ИКТ позволяют:

  • представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
  • выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
  • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
  • мобилизовать внимание обучаемого;
  • печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
  • выходить в мировое информационное сообщество;
  • использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях.

 

Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В этом случае можно говорить о формировании ключевых компетентностей.

 

Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.

 

Компетентностный подход позволяет:

  • согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
  • облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
  • разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;
  • не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;
  • подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже.

 

Компетенция есть не что иное, как готовность действовать. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. По классификации, предложенной ученым А.В. Хуторским, ключевые компетенции делятся на:

  • учебно-познавательные;
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • общекультурные;
  • компетенции личного самосовершенствования;
  • социальные.

 

Использование компьютерных технологий на уроках природоведения и истории позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

 

Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

 

Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Формирование коммуникативной компетенции обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

 

«Формирование компетенций – это не смена содержания, а смена технологии обучения» - Е.Я. Коган. Поэтому внедрение новых информационных технологий – это одно из средств реализации компетентностного подхода в обучении. Информационные технологии позволяют изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление. С их помощью можно использовать компьютеры для индивидуализации учебного процесса и обратиться к новым познавательным средствам.

 

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.
Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках природоведения и истории вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого я вижу в следующем:

  • большой объем информации;
  • неумение работать с информацией;
  • отсутствие наглядных пособий по истории и недостаточное количество по природоведению;
  • отсутствие таблиц, схем в учебниках (вся информация текстовая);
  • некоторые темы являются достаточно сложными;

 

Из вышесказанного следует, что для более эффективного процесса обучения необходимо внедрение новой технологии. Ею стала информационно-коммуникационная технология. Началось все с курсов «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» (2006 год), на которых обучились все учителя нашей школы. Затем было методическое совещание по данной теме, районный семинар, школьная научно-практическая конференция. Все педагоги поняли, что теперь каждый может проводить уроки по-новому, увлекая детей, представляя информацию более наглядно, разнообразно.
Изучая новую технологию, у меня появилось много вопросов:

  • На каких уроках целесообразно использовать ИКТ?
  • Какие электронные образовательные ресурсы можно использовать при подготовке к урокам?
  • Не окажет ли отрицательное влияние на здоровье детей применение ИКТ?
  • Сколько времени на уроке можно использовать проектор и экран?
  • На каких этапах урока необходимо применять ИКТ?

 

Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо было время и помощь специалистов. Для этого я в 2008 году решила съездить на курсы «Педагогические технологии в деятельности учителя начальных классов», посетила двухдневный семинар «ЭОР нового поколения» в Перми, активно участвовала в работе школы по данной теме (выступала на педсовете, давала открытые уроки). В 2008-2009 году приняла участие в работе муниципальной виртуальной конференции «Использование ЦОР в учебной деятельности образовательного учреждения» и интернет-конкурсе «Мультимедиа урок в современной школе».  Как руководитель МО училась не только сама, но и вовлекла в эту интересную работу своих коллег.   

 

Вся эта работа позволила не только развивать собственную информационную компетентность, но и начать создание электронного приложения к учебникам «Наша Родина и современный мир» Н.И. Ворожейкиной и «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова. 

 

Мною были разработаны мультимедиа уроки истории по следующим темам: «Московская Русь», «Российская империя», «Великая Отечественная война», «Россия – Родина моя», «Современный мир» и уроки природоведения: «Материки и океаны», «Природные зоны», «Планеты солнечной системы», «Мир древности».

Расскажу, в какой последовательности я строила свою работу по созданию мультимедиа урока. Этапы работы можно выделить следующие:

  • Поиск наглядности, аудио – и видеоматериалов в соответствие с темой урока («складывание» в отдельную папку).
  • Знакомство с содержанием урока и выстраивание материалов в нужной последовательности в программе  Power Point.
  • Вставка текстовой информации, таблиц, схем.
  • Оформление слайдов, анимация, навигация.

 

Очень важным было выяснить, на каких этапах урока можно использовать данный вид технологии:

  • Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук)
  • Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация)
  • Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).

 

Использование ИКТ не вредит здоровью детей в том случае, если учитель будет:

  • учитывать возрастные особенности и интересы детей,
  • контролировать непрерывное время работы с экраном и проектором (2 класс – 10 мин, 3 класс – 15 мин, 4 класс – 20 мин),
  • чередовать виды и формы работы,
  • следить за темпом работы (не должен  быть быстрым, навязанным),
  • исключать всякое принуждение  и подавление желаний ребенка.

 

В процессе работы я поняла, что использовать данную технологию можно не только на уроках истории и окружающего мира, но и на уроках математики, русского языка, чтения, рисования, трудового обучения. И конечно – во внеурочной деятельности: проведение классных часов, родительских собраний, праздников.

 

Итак, использование ИКТ заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Школьники под руководством учителя тоже отрабатывают навык составления конспектов, который им пригодится в будущем. Кроме этого необходимо сказать о целесообразности использования компьютера в учебном процессе вообще, так как это дает детям:

  • расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности;
  • привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
  • развитие познавательных способностей и мотивации учения;
  • возможность быстро усваивать сложный материал (в корне изменяется качество и содержание урока);

 

Расскажу, какие возможности применения ИКТ на уроках истории и природоведения  я выделила. ИКТ позволяет демонстрировать на уроке:

  • фотографии животных, растений, памятников, городов, известных людей и др.,
  • отсканированные иллюстрации книг, карты и др.,
  • схемы и таблицы,
  • тесты, кроссворды для проверки знаний,
  • видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы», «Хроника Великой Отечественной войны» и др.,
  • аудиозаписи «Голоса животных», «Музыка народов мира» и др.,
  • музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.

 

Можно индивидуализировать учебный процесс, если задания тестового характера или тренажеры предлагать детям для индивидуальной работы, используя передвижной класс с ноутбуками. Большие возможности для этого дает учебное ЭИ (интегрированная учебная среда) «Начальная школа. 1-4», где можно создавать индивидуальные проекты для каждого ученика.  
Работа по внедрению новой технологии позволила мне повысить собственную информационную компетентность, так как я:

  • научилась структурировать объемный материал;
  • работать с различными источниками информации;
  • обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме;
  • научилась сочетать новую технологию с другими методами, формами и приемами работы;

 

Развитие познавательных способностей – одна из основных целей школьного обучения. В младшем школьном возрасте развитие способностей происходит наиболее интенсивно, поэтому познавательной сфере младших школьников уделяется особое внимание. Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями является одним из таких средств.
В начале своей работы я предположила, что использование ИКТ поможет развитию познавательных способностей детей моего класса. В течение двух лет я отслеживала результаты по следующим направлениям:

  • Как учащиеся моего класса относятся к творческим заданиям и каков процент их выполнения?
  • Каков процент детей, использующих дополнительную литературу при подготовке к урокам?
  • Появится ли у детей желание самостоятельно структурировать текстовую информацию, содержащуюся в учебнике, и представить ее в виде презентации?

 

Творческие задания предлагались детям на выбор и выполнялись по желанию. Например, сочинения: «Мой родной город», «Какой я себе представляю Землю, глядя на глобус», «Музей в моем городе» и др. Одним из заданий может быть рисование плакатов на темы: «Планета заболела», «Здоровье леса в наших руках» и др.

Для меня важным было количество детей, выполняющих творческие задания в 3 и 4 классе. Итак, в прошлом году всего было предложено детям 12 творческих заданий по истории и природоведению. В течение года их выполнили 49 человек (в среднем – 4 человека выполняли каждое задание). Я вычислила процент детей, выполняющих творческие задания – 16 % (среднее количество детей разделила на количество детей в классе - 25). В этом году творческих заданий было 14. Выполнили их всего 126 человек. Значит, в среднем – 9 человек выполняли каждое задание.  Процент детей, выполняющих творческие задания – 36 % (увеличение на 20 %).

 

Теперь проверю, как изменилось количество детей, использующих дополнительную литературу при подготовке к урокам и выполнении домашних заданий, таких, как: подготовка сообщений о животных, растениях, городах России и др. Очень сложно было отследить количество детей, работающих на уроке с дополнительными источниками, и поэтому я высчитала процент детей, использующих справочники, энциклопедии и другую литературу при выполнении домашних заданий.  В 3 классе использовали дополнительную литературу в среднем 16 человек (64 %), а в 4 классе – 23 человека (92 %). Это говорит о том, что у детей возникла потребность в получении новых знаний. Они научились находить и обрабатывать необходимую информацию. Причем некоторые используют и интернет-источники (9 человек в классе – 36 %).

 

Систематическое использование ИКТ на уроках, умелое, ненавязчивое вовлечение ребят в творческую деятельность привело к тому, что к концу 4-го класса группа ребят в классе решила попробовать свои силы в создании презентаций к урокам. Я, как педагог, давала детям необходимые консультации. Так в прошлом году только одна ученица Чуракова Алена решила создать свой проект на тему «Царство грибов» (тему выбрала сама в соответствии со своими интересами), используя огромное количество источников. Ее работа получилась очень содержательной, интересной и разнообразной. В этом году уже 9 человек (36 %) представляли на суд одноклассников свои презентации. Изучая тему по истории «Родной край – частица России», 7 человек приготовили проекты о своем городе. В течение года еще трое ребят выступали на уроках со своими проектами.
Итак, дети начали самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, а значит, можно говорить о развитии ключевых компетентностей школьников: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных. Очень важно, что проекты, которые выполняют учащиеся, позволяют им получить опыт учебной деятельности с использованием ИКТ. Это дает ребенку возможность полюбить интеллектуальный поиск, интеллектуальный труд.

 

Стоит сказать и об эффективности обучения с применением ИКТ. Сделать выводы об этом позволит качество знаний по предметам. Сравню качество знаний в 3 и 4 классе.

Предмет

3 класс

4 класс

Природоведение

82 %

100 %

История

76 %

96 %

 

Качество знаний увеличилось по следующим причинам:

  •  большой объем информации выдавался по частям, поэтому изучаемый материал усваивался легче, чем материал учебников и статей;
  • информация предлагалась в виде наглядных образов, схем, таблиц, что облегчало ее восприятие;
  • мультимедийная презентация оказывала воздействие не только на слуховой канал поступления информации, но и на зрительный (в классе есть аудиалы и визуалы);
  • учитывались возрастные особенности детей;

 

В результате работы можно сделать общие выводы о возможности применения ИКТ на уроках:

  • Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями  в создании благоприятных условий для работы учителя и учащихся и выводит на качественно новый уровень применения традиционных методов обучения.
  • Использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии.
  • Использование ИКТ на уроках дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности.
  • Использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом.
  • ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники.
  • Использование тестовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания.
  • Применение ИКТ на уроках истории и природоведения позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме. 
  • Систематичное и активное использование ИКТ на уроках истории и природоведения приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн