Место работы:
МОУ-СОШ № 1 р.п. Степное Советского муниципального района Саратовской области, учитель информатики
Школьный сайт инструмент вхождения школы в единое информационное пространство
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования в связи с модернизацией школы относится информатизация образовательного учреждения. Процесс информатизации должен приводить к изменениям в школьной жизни. Он формулируется в виде смены способов работы, представлений и условий, которые характерны для позиций различных участников учебно-воспитательного процесса: школьника и учителя, родителя и руководителя школы, педагога-исследователя. Данный процесс требует профессионального роста педагогов, повышения их педагогической и информационной культуры, что повлечет повышения качества образования.
Ведущей идеей, которая реализуется в школе, является идея создания единого информационного образовательного пространства школы, района, способствующей духовно-нравственному, творческому, физическому развитию личности ребенка и его социализации, направленной на создание условий для повышения качества образования, на развитие всех субъектов образовательного процесса.
В последнее время информационные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Появились новые потребности, что повлияло на человеческие ценности. Возникла потребность в использовании ИКТ, как инструмента общения, доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал широко использоваться человеком во многих направлениях. К числу наиболее актуальных вопросов образования в связи с модернизацией школы относится информатизация образовательного учреждения. Процесс информатизации должен приводить к изменениям в школьной жизни. Он формулируется в виде смены способов работы, представлений и условий, которые характерны для позиций различных участников учебно-воспитательного процесса: школьника и учителя, родителя и руководителя школы, педагога-исследователя.
Эффективное внедрение информационных технологий в различных предметах напрямую связано с созданием единого школьного информационного пространства.
Наша школа не стала исключением. Интернет класс был открыт в 2006 году. Как только у нас появился выход в Интернет, мы начали вести активную работу над созданием различных форм учебной среды, направленной на развитие познавательных способностей учащихся на основе внедрения проектных и компьютерных технологий, фактически речь идёт о создании информационного пространства школы.
Ведущей идеей, которая реализуется в школе, является идея создания такого пространства школы, района, способствующей духовно-нравственному, творческому, физическому развитию личности ребенка и его социализации, направленной на создание условий для повышения качества образования, на развитие всех субъектов образовательного процесса.
Попытаюсь описать возможности использования Internet-технологий в школе на примере нашего школьного сайта, который доступен по адресу: http://sosh-1.net.ru/publ.
Наш сайт представляет массу возможностей, направленных не только на образование детей, но и на воспитательный и информационный фактор аудитории.
Наш сайт школы доступен для различных групп пользователей средствами Интернет - технологий. Благодаря сайту, школьники могут обмениваться опытом, решать проблемы, участвовать в различных проектах, постигать основы информационных технологий. Так же сайт позволяет учащимся не только узнать последние новости, увидеть фотоотчёты с внеклассных мероприятий и пообщаться онлайн, но и зачастую служит средством самовыражения. Интернет даёт возможность публиковать свои, скажем, стихи, рассказы, рисунки и т.п.
Преподаватели приобрели еще одну возможность самовыражения, размещая свои уроки и разработки на сайте. Родители могут получать информацию о качестве работы школы, узнать, чем живет школа, вносить свои предложения.
Наш сайт представляет собой важнейший инструмент работы школы с другими школами, с учителями, учащимися и родителями, реализует организацию учебного процесса в локальной сети школы, обеспечивает взаимодействие с социальными структурами в районе, то есть обеспечивает вхождение каждой школы в единое информационное пространство района и региона.
Также сайт школы – лицо школы: здесь можно представить всю необходимую информацию о школьной жизни.
Достижения и направления школьной деятельности доступны для каждого пользователя сети Internet. Каждый вошедший на сайт может оставить свои комментарии и предложения после регистрации.
Для внедрения и развития данного проекта в жизнь школы ведутся разъяснительные работы для сотрудников школы, проводятся курсы повышения квалификации, особенно для молодых преподавателей и тех сотрудников, работа которых может быть максимально приближена к использованию сайта (например, завучей и классных руководителей).
Несомненно, наличие сайта в школе несет массу пользы и экономит значительную часть времени, как для сотрудников, так и для учащихся. Учитывая бурный рост компьютеризации логично предположить, что чем раньше информационный портал воплотится в жизнь школы, тем более востребован он будет в дальнейшем.
Безусловно, школьный сайт является информационной средой, содержащей массу методических материалов и информационных ресурсов. Все эти компоненты обновляются и пополняются.
Создание и поддержка сайта нашей школе позволяют:
- активизировать познавательный и профессиональный интерес учащихся путем самостоятельной разработки Web-страниц;
- проводить углубленную подготовку учащихся в области телекоммуникационных технологий;
- обеспечить более динамичное развитие внешних связей школы, в т.ч. участие в международных образовательных программах;
- представить достижения школы в научно-исследовательской и экспериментальной работе.
Освещение некоторых новостей, проектов школа осуществляет на видеоканале. Видеоканал школы создан в поддержку образовательных и информационных задач.
Основой тематического канала являются создание педагогами и учащимися школы видеороликов внеклассной работы по школьным предметам, результаты учебных исследований учащихся в рамках образовательных и социальных проектов и информационные – освещающие важнейшие события школьной жизни.
На нашем видеоканале весь представленный материал можно разделить на следующие тематические рубрики:
- внеклассная работа;
- школьные проекты;
- школьная жизнь.
Видеоканал ориентирован на:
- педагогов школы;
- учащихся школы и выпускников;
- родителей учащихся и общественность.
Сайт позволяет не только расширить возможности обучения, но и сделать учебный процесс более интересным и привлекательным. Активные учащиеся школы являются разработчиками разделов и страниц сайта. Школьники придумывают видеосюжеты, создают и монтируют видеоролики, размещают их в сети.
На сегодняшний день качество использования ИКТ в школах оставляет желать лучшего. Немногие школы имеют свой сайт, который, как правило, создается собственными силами и чаще всего школьниками, которые не способны создать мощную и удобную информационную платформу. Хотелось бы реализовать данный проект средствами серьезной группы разработчиков, которая смогла бы распространять, развивать и поддерживать этот проект.
Исходя из вышеизложенного, можно уверенно дать положительный ответ на вопрос «Нужен ли школе сайт сегодня?». Но в связи с этим возникают другие вопросы и проблемы, связанные с реализацией подобного проекта в школах. Например, следует понять: возможно ли создание единой формы информационного школьного пространства? Конечно, все школы имеют много общих задач, которые можно решить средствами ИКТ на базе сайта школы. Но, очевидно, не следует ограничиваться лишь общими компонентами. Дело в том, что каждое ОУ может иметь собственные направления деятельности, которых может не быть в других школах. Иначе говоря, у каждой школы есть своя «изюминка». Возникает потребность в создании уникальных программных элементов, используемых исключительно только в конкретной школе. Далеко не каждая школа имеет высококвалифицированного программиста, который смог бы воплотить эту самую «изюминку» в отдельном модуле сайта. В нашей школе всем этим занимаются учителя (информатики и русского языка) и учащиеся, которые разделены на различные функциональные группы:
- группа дизайнеров;
- новостная группа;
- группа видеоканала.
Таким образом, повышение уровня информатизации школы путем вхождения школы в единое информационное пространство, обеспечит ей переход в новое качественное состояние, которое позволит каждому выпускнику успешно адаптироваться в информационном обществе ХXI века.
|